понедельник, 28 марта 2016 г.

Куба встретила Обаму неприветливо, но накормила

A+ A-



Куба встретила Обаму неприветливо, но накормила



Автор: Дмитрий Киселёв
Картинка, которая обошла экраны всего мира, но не все осмелились ее хоть как-то прокомментировать. Барак Обама на Кубе. Заключительная пресс-конференция по итогам исторического визита. Принимает Обаму Рауль Кастро. Он — глава государства, премьер и главнокомандующий одновременно. За свои 84 года успел сформировать в отношении США вполне устоявшиеся взгляды, готов строить дипотношения и сотрудничество, но уж точно без панибратского высокомерия в отношении Кубы и себя лично.
Изысканная деликатность Рауля Кастро Барака Обаму, надо думать, ввела в заблуждение, да там, что по итогам пресс-конференции он привычно захотел похлопать коллегу по плечу. Но не тут-то было! Рауль Кастро перехватывает протянутую длань Обамы и как ни в чем не бывало поднимает ее в воздух вроде в совместном приветствии журналистам.
Дабы скрасить неловкость момента, Обама мог бы, например, показать "викторию", мол, все ok, просто помахать распростертой ладонью, мол, рад всех видеть, но не нашелся. Его безвольная рука, словно вялый плавник выброшенной на берег рыбы, продолжала некое неопределенное шевеление. То ли он еще рефлекторно похлопывал кого-то, то ли куда-то отгребал. Вообще смешно получилось. Тест на стойкость стереотипов и способность чувствовать партнера.
Ну, ничего. Обаме еще будет кого скоро похлопать. Подставить плечо скоро прилетят в США Петр Порошенко и Тайип Эрдоган. С ними осечки не будет. Этих похлопывание согревает и даже вдохновляет.
Автор: Валентин Богданов
До недавнего времени заведение "Сан-Кристобаль" на улице Сан-Рафаэль было просто одним из десятков частных ресторанчиков, появившихся в Гаване по ходу кубинской "оттепели". 20 марта 2016-го кухня этого, как здесь говорят, паладара стала еще и политической.
С тех пор как из остановившегося у входа черного Cadillac вышли Обама, его жена, две дочери и теща, владелец Карлос Маркес потерял голос — интервью иностранной прессе следуют одно за другим.
"Их визит был сюрпризом, и все мы были в большом удивлении. Сеньор Обама попросил нашу фирменную закуску, его супруга — блюдо под названием "Искушение", дочки — свинину, теща — рыбное блюдо "Флоренция", — говорит Карлос.
Президентский ужин обошелся примерно в 30 евро с человека. Чаевые — секрет. Пока телеоператоры и фотокорреспонденты напирали снаружи, внутри Обама пил воду, а его жена с тещей — красное вино. Русскую водку, коллекцией, которой так гордится, Маркес американскому президенту на всякий случай предлагать не стал.
Историческим Обама свой визит объявил сам. Встретила его Куба неприветливо. Едва борт номер один показался над Гаваной, как на столицу обрушился ливень. Рауль Кастро встречать группу с зонтами не приехал, в чем сразу увидели важный знак.
Для перемещений огромного кортежа на Кубу из США даже специально завезли американский бензин. Колеся по перекрытой Гаване, Обама то и дело оказывался в объективах телекамер. Две с половиной тысячи журналистов и обеспечили главное, что вкладывал американский президент в эту поездку, — максимальный пиар.
Программу визита Обамы до последнего держали в тайне, и только жители городка Хирон могли быть уверены, что им-то переполох не грозит — "Место, где империализм янки потерпел первое крупной поражение в Латинской Америке" — лаконичен и достоверен плакат на въезде.
В 1961-м высадившиеся в Заливе Свиней кубинские эмигранты, подготовленные США, практически повторили судьбу казненного на пляже французского пирата-неудачника Хирона, по имени которого и названо место. Гусанос — то есть черви — такое прозвище кубинцы дали членам бригады-2506.
"Это была наемная бригада, которая состояла из семи батальонов. Они выбрали это место, потому что тут рядом была построена стена Малекона. И все суда могли причаливать ровно на пляж. План был проработан североамериканскими генералами из Пентагона и ЦРУ", — рассказала Барбара Сьерра Крвас, директор Музея военной операции на Плайя-Хирон.
Чтобы остановить вторжение, кубинцам потребовалось шесть дней. Командовал обороной лично Фидель Кастро. В день, когда прикрывавшие вторжение самолеты США нанесли первые удары по кубинским аэродромам, лидер революции на митинге в Гаване объявил о том, что отныне страна будет строить социализм. Остров, находящийся всего в ста пятидесяти километрах от побережья Флориды, ушел в дальнее полувековое плавание.
"Это — катастрофа. Этого никогда не должно было произойти, это было безумие. Это было плохо спланировано, еще хуже исполнено, и Кеннеди — тогдашний президент — не организовывал это. Это было организовано его предшественником, но он чувствовал, что должен выполнить этот план, но выполнил его наудачу, затем уже осознав, что это была ужасная ошибка", — отметил Дэвид Скотт Палмер, профессор Бостонского университета.
К переговорам о возобновлении дипломатических отношений подключали Ватикан, но по-настоящему поверить США в Гаване смогли, только когда на свободу выпустили членов так называемой кубинской пятерки. В Америке пятеро разведчиков отбывали длительные сроки. Рене Гонсалес — один из вышедших на свободу.
"Я приветствую новый подход США, мы готовы. Мы боролись за независимость на протяжении веков. Нам не привыкать. Так что я приветствую. Но мы не доверяем империализму. Он все тот же", — считает Гонсалес.
Арестовали Гонсалеса в 1998-м — за то, что пытался вычислять диверсантов, которых США забрасывали на Кубу. В результате их вылазок за сорок лет на острове погибли 3478 человек.
Главным заграничным оплотом противодействия кубинским властям все эти годы оставался район маленькая Гавана в Майами. Ее пожилые обитатели теперь все больше походят на пикейных жилетов. Впрочем, забить козла Фиделю и Раулю тут и сейчас у многих чешутся руки.
Размер претензий за годы эмбарго официальная Гавана оценивает в сумму больше одного миллиарда долларов. И потому после приятных прогулок по ресторанам и музеям Барака Обаму ждал холодный душ в виде лекции от многоопытного партнера по переговорам на их первой совместной пресс-конференции. Фидель Кастро встречаться с гостем не стал.
"Блокада — самое важное препятствие для нашего экономического развития и процветания кубинского народа. Именно поэтому ее отмена очень важна для нас. Она также будет полезна для кубинских мигрантов, которые хотят лучшего для своих семей. На пути к нормализации двусторонних отношений также будет необходимо, чтобы незаконно оккупированная территория военно-морской базы Гуантанамо была возвращена", — заявил Рауль Кастро.
На слова про Гуантанамо Обама не отреагировал. Похоже, смирился с тем, что при нем и неподконтрольном ему Конгрессе не закроют даже тюрьму, расположенную на базе. А вот вопрос снятия эмбарго хозяин Белого дома увязывает не только с капризами конгрессменов, но и с соблюдением прав человека.
Когда дошли до вопросов, то оказалось, что у всех американских журналистов вопрос примерно один и тот же: "На Кубе есть политические заключенные?" Терпение Рауля Кастро закончилось где-то на второй попытке.
"Дайте мне прямо сейчас список политических заключенных. Кто это? Дайте мне имена. Перечислите мне политических заключенных прямо сейчас, если такой список существует, то они будут выпущены сегодня же", — отметил Рауль Кастро.
Списка не оказалось не только у журналистов, но даже в Госдепе. Имена передали активистки движения женщины в белом при личной встрече. Их митинг кубинская полиция разогнала прямо в день прилета американского президента.
Обама этот протест назвал примером выдающейся смелости. Кубинские власти считают, что смелыми диссидентам быть не уж так и сложно. Зарплату они получают в США. Америка обеспечивает и информационную поддержку.
А вот где действительно собрались тысячи, так это на бейсбольном стадионе. Страсть к этой игре — то, что на самом деле объединяет и Кубу, и США. Посмотреть на матч Tampa Bay Rays с национальной командой Кубы Обама пришел вместе с Раулем Кастро и даже занял на некоторое время место в ложе, откуда ведут трансляции. Комментировал Обама не игру, теракты в Брюсселе. Но от кандидатов-республиканцев ему все равно досталось — за то, что не побежал на свою базу.
"Если бы я сейчас был на Кубе, поход на бейсбол — это последнее, о чем бы я думал. Я бы вернулся в Вашингтон, собрал бы всех своих советников, всех лидеров стран цивилизованного мира, чтобы сказать: ок, ребята, больше мы откладывать не можем", — сказал Джон Кейсик, кандидат на пост президента США.
За президентской гонкой в США на острове, конечно, следят, хотя идеального кандидата для себя и не видят. Более кубинского американца, чем Хемингуэй, Кубе все равно не дождаться.
В знаменитом баре Floridita, где писатель увековечен сидящим у любимой стойки, все чаще можно встретить его соотечественников. Когда откроют прямое авиасообщение (об этом, как и о развитии Интернета, и об открытии американских гостиниц страны, договорились) места тут, наверное, придется бронировать. Но больше всего директор заведение с советским дипломом инженера все равно будет рад российскому туристу.
Свой ветер перемен Гавана тоже услышала. Через два дня после отлета американского президента на Кубе — бесплатный концерт дали The Rolling Stones. Послушать звезд собрались 400 тысяч человек. Как пошутил продюсер группы Дейл Скьерсет, Обама у The Rolling Stones выступил на разогреве.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger