A+ A- |
Японцы перестают смотреть телевизор
Нужны доказательства стремительного увядания вещательных СМИ? Просто включите телевизор между 5-ю и 7-ю часами вечера и все увидите сами. Так называемые «вечерние новости», посвященные животрепещущим событиям – войнам, катастрофам, панике на финансовых рынках, опустились до такой степени, что примерно половина эфирного времени обычно отдается различным гурманским темам – освещению ресторанов, где подают рамэн, или посещению съемочной группой продуктовых секций супермаркетов, проделкам забавных животных и сюжетам из мира развлечений.Представители молодого поколения японцев быстро теряют интерес к просмотру «ящика», по каким бы там ни было причинам. Телесети повсеместно замечают, что даже шоу с наиболее высокими зрительскими рейтингами в любой эфирной линейке сообщают о значительном снижении показателей.
В официальном докладе по передаче данных, выпущенном в августе Министерством внутренних дел и связи, продолжительность времени, потраченного на просмотр телевизора, приведена в разбивке по возрастным сегментам. Результаты были сопоставлены с аналогичными данными пятилетней давности.
Среди подростков и молодежи в возрасте от 20-ти до 29-ти лет сокращение поражает. В 2005 году подростки в среднем смотрели телевизор 106 минут в день; в 2010 году показатель упал до 70-ти минут, то есть более чем на 30%. Для возрастной группы от 20 до 29 лет среднее время ежедневного просмотра упало от 104-х минут до 76-ти.
У молодого поколения, долгое время критикуемого за «чрезмерное увлечение телевидением», очевидно, и без ворчания старших получилось сократить на полчаса ежедневное время просмотра телевизора.
Исследования других организаций показывают те же результаты. В марте 2010 года были опубликованы результаты обзора «NTT Communications» касательно телевизионных привычек. Среди респондентов в возрасте 29-ти лет и ниже 14,7% заявили, что почти не смотрят телевизор; еще 17,3% иногда записывают программы, чтобы посмотреть позже. Только 0,5%, по их словам, принадлежат к числу тех, кто использует свои мобильные устройства для просмотра телепередач.
Также выяснилось, что после перехода на цифровое вещание 24 июля, значительное количество семей вообще прекратило смотреть телевизор.
Исследование, проведенное секретариатом Кабинета министров, подтверждает это. В 2005 году количество телевизоров, включая аналоговые модели с кинескопами, составляло 255 единиц на 100 семей, другими словами – 2,5 телевизора на дом. В марте этого года количество снизилось до 239. После перехода на цифровое телевидение некоторые люди решили полностью отказаться от него. Примерно 98 тысяч семей уведомили «NHK» об отказе от абонемента.
Результаты исследования агентства новостей «Jiji» говорят о том, что 2,1% опрошенных не стали переходить на цифровое телевидение, следовательно, приблизительно 2,5 миллиона японцев отказались от просмотра телевидения, возможно, навсегда.
Ключевым фактором, влияющим на эту тенденцию, может быть потеря доверия к телевидению. После землетрясения и цунами 11 марта Исследовательский институт компании «Nomura» провел исследование, в котором респондентам задавали вопрос, к каким учреждениям упало доверие в процессе освещения катастрофы. Лидерами опроса, набравшими 28,9% голосов, стали национальные и муниципальные власти. Вторым оказалось коммерческое телевидение с 13,7%.
Обобщая, «Shukan Post» делает выводы, что телевизионная индустрия сейчас испытывает тройной удар: уменьшение количества телевизоров; отказ от просмотра, даже при наличии телевизора; потеря доверия к тому, что показывают на экране.
Телевидение в Японии всё быстрее теряет популярность
«Исторический сдвиг», «новая эра» – газеты, описывая июльский переход с аналогового на цифровое телевещание, не скупились на гиперболы. Как пишет «Shukan Post» (19-26 августа), телевидение действительно входит в некую новую эру, изживая себя, или, в лучшем случае, становясь «СМИ для пожилых». Внимание молодёжи всё больше поглощают другие средства.Ах, эти старые добрые деньки. Для телевидения в Японии это были 1950-е. Ещё совсем юное, оно обладало прелестью новизны. Старшее поколение японцев даже сегодня с нежностью вспоминает, как они собирались перед витринами магазинов, где были выставлены телевизоры – мало у кого тогда был свой собственный, – и смотрели, как Рикидодзан громит своего противника-американца, показывая своим поклонникам, что с поражением Японии в войне история не кончилась. Телевидение пошло в рост и стало символом процветания. Оно сотворило множество популярных звёзд и лиц, от певицы энка Мисоры Хибари (Misora Hibari) до легенды бейсбола Сигэо Нагасимы (Shigeo Nagashima).
«Тогда, на заре, телевидение подпитывалось энтузиазмом, идеями», – делится телепродюсер Такахару Савада (Takaharu Sawada). – «Чем-то, что исчезло в погоне за рейтингами. Если бы у передачи на другой станции были высокие рейтинги, вы бы её скопировали – так теперь и обстоит дело на ТВ. В старые времена копировать то, что выпускала другая станция, представлялось неудобным».
Как обнаружил «Shukan Post», эти нормы были отброшены во время экономики «мыльного пузыря» в 1980-х гг. Если вам удалось попасть на ТВ, вас ждала зарплата в 20 млн. иен и неограниченные служебные расходы. Шальные деньги дают возможность вести разгульный образ жизни, но отравляют творческий потенциал.
Кроме того, они отравляют честность. Текущая сетка передач предоставила «Shukan Post» отличный пример. С тех пор, как 11-го марта произошла катастрофа «землетрясение-цунами-расплавление реакторных ядер», ток-шоу буквально гудят от обсуждений «сэцудэн» – экономии электричества. Участники дискуссии предлагают различные меры – устанавливать кондиционеры на отметку не ниже 28°С, выключать свет, отключать из сети неиспользуемые приборы и т.п. Как пишет журнал, невысказанная правда заключается в том, что лучше всего экономить электричество, выключив свой телевизор. В поддержку этого есть исследование, проведённое центром им. Номуры Сого, в ходе которого обнаружилось, что выключенный телевизор экономит в 1,7 раза больше электричества, нежели установка кондиционера на более высокую отметку. И с отключенным телевизором никто не страдает от теплового удара. Но не стоит ждать, что об этом скажут на телешоу.
То, что очарование телевидения исчезает, было ясно ещё до перехода на цифровое вещание. «Shukan Post» цитирует результаты исследования радиовещательной корпорации «NHK», проведённого в 2010 г.: в 2005 г. 11% населения страны в целом вообще не смотрели телевизор, причём этот показатель на 8% выше по сравнению с данными десятилетней давности. Такое снижение довольно существенно, хотя и не является резким. Но в ходе того же исследования выяснилось, что молодёжь телевидение всё больше и больше не интересует: так, например, юноши в возрасте до 20-ти лет в среднем смотрели телепередачи меньше двух часов в день, тогда как средний показатель в целом составляет 3 ч. 28 мин. По-прежнему ТВ популярно у пожилых людей в возрасте от 70 лет и старше: они смотрят телевизор более чем 5 часов в день.
Новый девиз японских служащих: «Работать ради стройности! Быть стройным ради работы!»
Компании приказали полным служащим худеть – иначе фирма будет вынуждена с ними попрощаться.“Моя талия не является интересом моей компании!”, – заявляет служащий в свои 40 лет , но это не верно: его талия теперь является интересом его компании, также как и его работоспособность, сообщает «Shukan Post». Теперь компании имеют план, программу или требования по поддержанию физической формы. В прошлом месяце медицинские тесты на metabo в компаниях стали обязательными и потому сообщение “упражняйтесь или…” стало безоговорочным.
Metabo. Три года назад это слово было бессмысленным буквосочетанием. Ныне каждый японец знает, что за этим стоит метаболический синдром – или, говоря проще, ожирение.
Все большее ориентирование питания на западный манер и отсутствие упражнений сделало образ подтянутого японца лишь воспоминанием. Между ожирением и числом заболеваний есть связь, которая обеспокоила Министерство здравоохранения. В результате национальная система здравоохранения несет финансовые потери. Все нарастающая волна заболеваний, связанных с образом жизни, скоро накроет ее с головой. Отсюда и тесты здоровья в компаниях для всех служащих старше 39 лет.
“Мне приказали посещать семинар о питании”, – возмущается раздраженный служащий. Ему вторит “Shukan Post”: “Это только начало!”.
Да, несомненно. Неожиданно metabo стало повесткой дня в крупнейших и наиболее престижных японских корпорациях. Это экономика, а не благотворительность. Правительство, поясняет “Shukan Post”, выделяет вполне определенную сумму на ваше здоровье. Компании, которые не смогут к 2013 году снизить процент лишнего веса среди служащих будут вынуждены платить отчисления в сферу национального здравоохранения по повышенной ставке – на 74% больше.
Некоторые компании поняли, откуда дует ветер, и занялись этой проблемой заранее. Одна из них – токийская компания морепродуктов “Maruhanichiro”. Год назад у них возникла потрясающая идея: они будут требовать, чтобы сотрудники кушали по крайней мере одну рыбную сосиску “Maruhanichiro” в день. Сосиска содержит вещество, известное как DHA, которое эффективно снижает уровень холестерина.
“У нас нет конкретных данных”, – говорит спикер компании, – “но предварительные тесты показали небольшое снижение холестерина… Некоторые сотрудники говорят, что им так нравятся сосиски, что они едят их больше чем по одной в день”.
“Серьезность поражает”, – комментирует Shukan Post. – “Но все же, простите, есть в этом что-то забавное”.
Для кого-то это смешно, а для другого превращается в кошмар. В компании “All-Nippon Airways”(ANA) metabo было обнаружено у трети – примерно 3000 – сотрудников мужчин, среди которых около 100 особенно отличившихся были включены в “программу реформирования образа жизни”. Туда включены гимнастические упражнения и четко спланированная диета под руководством диетологов – сотрудники обязаны следовать этим рекомендациям вместе с женами.
“Такое ощущение, что я вернулся в начальную школу!”, – говорит одна из жертв (или счастливчик, смотря с какой стороны глядеть). – “Как будто меня мама в школу собирает!”.
Мужчина закипает: “Моей жене это нравится. Она говорит диетологу “Покажите мне, как готовить еду, что бы мой муж потерял 10 кг”. С этого момента бэнто, которое она дает мне, размером с мою ладонь! А как же свиные котлеты?!”
Компания из Осаки “Matsushita Electric” считает калории за своих подчиненных. В кафетерии компании вы выбираете еду, оплачиваете ее кредиткой компании и на вашем чеке вместе с суммой, которую вы потратили, указано количество калорий и соли, которые вы употребите.
“Вчера я взял рамэн, поэтому сегодня я должен выбрать легкий ланч”, – говорит сотрудник компании 30-ти лет. – “Это балансирование стало для меня второй натурой. Это помогло мне потерять 2 кг”.
Это способ жизни. Кто-то будет корчиться от того, что за ним постоянно наблюдают. В компании “Matshushita” уверяют, что они не проверяют счета калорий.
“Sunstar Inc.” из Такацуки (префектура Осака) запустила что-то вроде лагеря для снижения metabo – две ночи и три дня очищения, если можно так выразиться: низкокалорийная пища, холодные и горячие ванны, дзен-медитации.
“Ни за что!”, – говорит один из служащих 30-и лет. – “Я сел на диету, лишь бы не проходить через это снова в следующем году!”
Подростки торгуют собой, чтобы заработать на карманные расходы
«Я уезжаю из дома на лето и мне нужны деньги, чтобы жить самостоятельно, поэтому я и работаю здесь», – говорит 17-летняя Аюми (Ayumi). «В этом нет ничего странного», – пожимает плечами Мари, 16 лет. – «Это работа и всё тут. Все это делают. Ну, может быть не совсем все».В «некоем городе» к северу от Токио (по информации Spa! от 2.10.2007) существует целый район, в котором сексуальные услуги оказывают несовершеннолетние девушки, особенно часто такие случаи происходят во время летних каникул, когда множество школьников и школьниц отправляется на заработки.
«Я представилась вполне взрослой девушкой, когда начала здесь работать, несмотря на то, что была только в средней школе», – говорит Мика (Mika), 17 лет. – «В 15 лет я работала в закусочной, но мне хотелось зарабатывать больше денег, поэтому когда я поступила в старшую школу, я стала работать в «розовом салоне» (там где оказываются «сексуальные услуги», но без непосредственного полового акта). К настоящему моменту я проработала практически в каждом учреждении. Даже если секс и входит в «обязательные услуги», почему бы и нет?»
Запретный плод всегда сладок и если человека привлекает секс с несовершеннолетними, то это уже хроническое и исправлению не поддаётся. Всё растущая популярность «малолетних звёздочек» приводит к появлению видеопродукции с выступлениями «идолов» младше пятнадцати – эти «выступления» только на первый взгляд кажутся невинными, но на самом деле призваны натолкнуть на мысли вполне определённого рода. Такие диски продаются чрезвычайно активно, пишет Spa!, а купить их можно в специализированных магазинах в местах навроде токийской Акихабары.
Несовершеннолетние девочки, желающие заработать побольше, знают, где это можно сделать, но не всегда деньги достаются легко: «От старичья потом воняет», – жалуется Мари, а сердце Аюми ушло в пятки, когда она как-то увидела, что одним из посетителей «её» клуба был сосед её родителей.
«Иногда попадаются действительно приятные клиенты», – говорит Мика. – «Однажды, парень, с которым я встречалась в клубе, отвёз меня на Окинаву. Мы провели там четыре дня и он заплатил за всё, а ещё дал мне 100 тысяч йен (Прим. пер.: это будет 21420 рублей) на карманные расходы».
«Везёт тебе», – вставляет Мари, нехорошо ухмыляясь. – «Всё, что я получила от клиента этим летом, был хламидиоз, и моя мама отвела меня потом к гинекологу. Я никогда не говорила, где работаю, но, думаю, что теперь она догадывается».
Если это и так, то материнское молчание это поразительно. У этого бизнеса есть куда более тёмная грань, нежели торговля малолетними девочками, пишет Shukan Shincho (4.10.2007). Главный материал свежего номера журнала посвящён Исихара Синдзи (Ishihara Shinji), 69 летнему дону местной мафии (якудза), который был возведён автором статьи в ранг чуть ли не Робин Гуда. По ночам он разгуливает по району Красных фонарей в Токио с целью обнаружения проблем и пытается решать их и/или предотвращать их появление. Однажды в мае этого года Исихара встретил на углу улицы двух явно несовершеннолетних девочек, которые говорили с мужчиной, «явно похожем на сутенёра».
Исихара подошёл к ним и спросил у мужчины, кем ему приходятся девочки. «Младшие одноклассницы друга», – ответил тот. Тогда Исихара дал каждой из девочек свою визитную карточку: «Позвоните мне, если вам потребуется помощь». Телефон зазвонил как-то ночью спустя около двух месяцев. «Я боюсь, что он убьёт меня!» – рыдала в телефон Харука (Haruka), 15 лет.
Харука и Юри (Yuri, 14 лет) были беглянками, видимо, искавшими через Интернет заработок и нашедшие на свою голову клуб сексуальных услуг, который нанимал несовершеннолетних девочек. Когда они позвонили Исихаре, их менеджер (сутенёр, точнее) пригласил девочек на встречу в Кабукитё (Kabukicho), где Исихара впервые встретился со всеми тремя. К удивлению девочек, сутенёр вместо обычного заказа предложил им отправиться на остров Amami Oshima, который находится к югу от побережья Кюсю. «Вы сможете заработать там ещё больше денег», – пообещал он. Разумеется, девочки согласились.
Работа «на выезде» заключалась в работе хостесс в одном из местных кафе. Всех вполне устраивала такая ситуация, пока владелец случайно не выяснил истинный возраст девочек. Харука запаниковала и позвонила Исихаре после того, как владелец забегаловки якобы угрожал открыть всё их матери.
Двое мужчин – сутенёр девочек и владелец кафе-бара – в настоящее время находятся под арестом по подозрению в нарушении Закона о защите детей (Child Welfare Law), который позволяет детям быть детьми, несмотря на столь малое содействие общества.
Хостесс Гиндзы ощущают воздействие кризиса
«Я в этом бизнесе в Гиндзе уже 40 лет и никогда не видела, чтобы всё было так плохо», – заявила одна из «мамочек» клуба, описывая текущую ситуацию в самом модном районе ночных развлечений в Токио.«Три дня – и ни единого клиента! Первые два дня мы заливали нашу тоску, но теперь мы готовы лопнуть. Что если больше никто не придёт?», – интересуется она.
Крах экономики «мыльного пузыря» 1990-х гг. тяжело отразился на Гиндзе, но, как считает «Shukan Shincho» (28-е января), «шок [от краха] «Lehman Brothers» 2008 г. был ещё сильнее.
В более чем 4 тыс. баров, клубов и ресторанов работает около 20 тыс. наиболее шикарных хостесс в мире. Что происходит с ними, когда времена оказываются не столь благополучными, а элегантность становится чем-то необязательным? Конечно, однозначного ответа не существует и большинство хостесс вынуждены терпеть сокращение заработной платы в связи с отсутствием реальной альтернативы. Другие отправляются домой к своим родителям. А растущее число хостесс, как пишет «Shukan Shincho», опускаются до уровня «фудзоку» («fuzoku») – сферы развлечений, где грань между, собственно, развлечением клиентов и проституцией очень тонка.
Похоже, эту индустрию уничтожить не под силу никакому кризису. Она процветает, и плата является разумной – настолько, что даже долги (около 10 млн. иен, согласно оценкам владельца одного из местных заведений), накопившиеся в результате погони за стилем жизни Гиндзы, могут быть погашены в течение года.
«Раньше моя базовая зарплата составляла 70-80 тыс. иен за вечер», – рассказывает Сиори (Shiori), одна из хостесс с Гиндзы. – «Теперь она на 30 тысяч меньше и жаловаться смысла нет. Сейчас я не привожу так много клиентов, и если я буду упорствовать, они просто скажут: «Не нравится, уходи». Уйти и пойти куда? Так что я мирюсь с этим».
Сокращение зарплат хостес сказывается на всей экономике Гиндзы. Например, это воздействие ощущают парикмахеры: если раньше укладка стоила 3300 иен, теперь она стоит всего 2000 иен.
Некоторые изучают «руины» Гиндзы и видят ясно выраженные возможности. Так, один предприниматель вкладывает 250 млн. иен в новый просторный клуб под названием «O», которые должен открыться в следующем месяце в 8-м квартале Гиндзы.
«Гиндза уже опустилась настолько, что больше некуда идти, кроме как вверх», – заявил он в интервью «Shukan Shincho».
Может показаться, что и так, но пока что многие хостесс видят только разорение, выражающееся в том, что всё больше клиентов, которые сами стеснены воздействием кризиса, не только не оставляют чаевые, но временами исчезают после выставления счёта.
У индустрии фудзоку дела, по крайней мере, обстоят экономически стабильно. Потенциальный заработок здесь может составлять 3 млн. иен в месяц, включая чаевые, особенно если в резюме значится: «бывшая хостесс из Гиндзы».
«Секс с дамочкой из Гиндзы это предел мечтаний», – заявил один из управляющих «сопурандо» («soapland»).
Тем не менее, очень жаль видеть, как воплощения хорошего вкуса Гиндзы отвечают на рекламные объявления, опубликованные в фудзоку-журналах сопурандо и дэрихэру («deriheru»). «Shukan Shincho», к примеру, поэтически уподобляет этих женщин цветам, находящимся на грани уничтожения.
Доходы молодых японских женщин выше, чем у мужчин
Молодые японские женщины могут не только ожидать, что проживут дольше своих сверстников-мужчин, теперь они ещё и зарабатывают больше.Согласно результатам исследования Министерства внутренних дел, доход одиноких женщин в возрасте до 30 лет в 2009 г. достигал в среднем 218156 иен (80889 руб.) в месяц, впервые за всё время превышая месячный доход их сверстников-мужчин, составлявший 215515 (79909 руб.) иен.
Рост доходов женщин на 11,4% по сравнению с предыдущим исследованием, проведённым пять лет назад, а также сокращение доходов мужчин на 7% были обусловлены кризисом в мировой экономике, а также тем фактом, что у доходов мужчин было больше пространства для падения.
«По существу, первоначально зарплата мужчин была гораздо выше и она понесла больший ущерб, когда экономика ухудшилась», – сказал Хидэо Кумано (Hideo Kumano), главный экономист Института исследований уровня жизни Дай-ити. – «Кроме того, в производстве работает больше мужчин, чем женщин, а после краха «Lehman Brothers» положение этого сектора ухудшилось».
Экономика Японии всегда была зависима от экспорта и сосредоточена вокруг производителей, которые особенно пострадали в конце 2008 г. от краха «Lehman Brothers» и последовавшего за этим сокращения мирового фондового рынка.
В противоположность, женщины больше заняты в медицине и уходе за больными, области, набирающей обороты в связи со старением населения Японии. В дополнение, по словам Кумано, молодые женщины, возможно, наконец начинают пожинать плоды трудов своих старших предшественниц, например, в области финансов.
«В настоящее время у женщин есть больше возможностей вступить на карьерную лестницу, благодаря тем в возрасте от 40 лет, кто сейчас занимает руководящие должности», – добавил он.
Но Кумано предупредил, что эти числа могут представлять разовое колебание и что всё ещё нельзя увидеть, продолжатся ли эти изменения. Согласно Оценке гендерной реализации Программы развития ООН, в 2009 г. Япония занимала 57-е место из 109-и по уровню вовлечённости женщин в экономическую и политическую сферы. В 2008 г. женщины составляли всего 4,1% руководителей отделов в частных компаниях, согласно результатам исследования Бюро по вопросам равенства мужчин и женщин при Кабинете министров Японии.
0 коммент.:
Отправить комментарий