четверг, 10 ноября 2011 г.

Немного о психологии

A+ A-



Панический страх смерти ведет к постоянным изменам, — ученые.







Очередной довод от исследователей откровенно шокировал. Ученые выяснили, что в суровых экономических условиях мужчины чаще занимаются сексом и не склонны формировать длительные отношения, предпочитая им модель «на одну ночь». Эволюционная психология объясняет это подсознательным стремлением выжить, увеличивая шансы оставить после себя больше потомства.

Социопсихологи из Канзасского университета провели исследование, в ходе которого они сперва заставили одну группу мужчин подумать о собственной смерти, а другую — о зубной боли, а затем показывали им изображения сексуального характера или картинки на отвлеченные темы. Задачей было выяснить, подстегивает ли страх смерти половое влечение. В той группе, где испытуемые думали об угрозе своей жизни, они реагировали на эротические изображения быстрее, их пульс учащался. Во второй группе скорость реакции на те же картинки была значительно ниже, пульс ровнее. На изображения не эротического содержания мужчины реагировали одинаково вне зависимости от того, о чем их попросили думать. Исследователи объясняют это тем, что у человека существует подсознательное стремление к репродукции, заложенное природой.
Что же такое боязнь смерти и что он несет?
Теперь учеными медиками полностью объяснено, почему же нам не надо бояться смерти. Ученые из Великобритании выяснили на днях очень неожиданную закономерность. Оказывается люди, которые чаще других думают о своем возрасте и смерти от старости или неожиданной смерти от несчастного случая, которые боятся умереть…, люди эти вредят себе куда намного больше просто беспечных людей. Сердечный приступ для опасающихся и страшащихся смерти намного чаще заканчивается летальным исходом…
Оказывается, если Вы будете спокойны в момент, когда у вас, например, «схватило сердце», в разы увеличивает Ваши шансы выжить, в этом нас уверяют ученые. Паника – наихудший из возможных при этом «помощников». Интересен, если конечно можно та сказать, и тот факт, что люди, выжившие после сердечного приступа, но конечно же испытавшие при этом огромнейший стресс, потом намного хуже оправляются от полученного инфаркта и вполне могут получить еще один моментально за первым – и этот инфаркт для них будет уже смертельным…
Ученые сделали окончательный вывод: страх смерти – это не только, как считалось совсем недавно, определенная эмоция, это, оказывается, еще и мощный фактор, влияющий на все наше здоровье в целом. Получается, чем спокойнее люди воспринимают свою возможную смерть (а ведь так или иначе все мы когда-то умрем), тем для них же лучше! И живут они намного дольше.
А теперь о страхе смерти и его развитии. Молодость с ее ограничениями быстро проходит. Наступает зрелость, которая приносит максимум свободы и, в то же время, максимум ответственности. На первый план выступает желание занять свое место в социуме. Становятся очень важными и значимыми извечные вопросы материальной обеспеченности, карьерного роста и престижа.
Первые слова, выходящие из уст зрелого человека, — «добиваться и достигать». Зрелый человек оставляет романтизм, отходит от юношеских забав и попадает прямо в сети реального и функционального мира. Он постоянно озабочен тем, чтобы занять более удобное положение в этих «сетях». Не существует времени остаться и побыть наедине с самим собой, постоянно преследует призрак упущенной возможности, незавершенного дела.
Часто человек, «удобно устроившись», а в реалии запутавшись в паутине механизированных взаимосвязей, полностью забывает о том, что он призван быть личностью. Он делает ставку на жизни в роли организма, и заботиться исключительно об удовлетворении своих непосредственных потребностях.
Следовательно, человеку грозит три смерти: биологическая – полное прекращение физиологических функций; социальная – потеря своего места в обществе, страх перед полной потерей социальной «маски» приводит людей к самоубийству; духовная – когда человек полностью теряет свое лицо, подобие божества.
Что такое страх смерти, который часто испытывает личность? Чем старше люди, тем больше они боятся смерти. Они будто бы чувствуют ее дыхание, которое приближается к ним из года в год все ближе и ближе. Зрелые люди бывают очень мнительны. Их преследуют страхи заболеть, несчастного случая и т.д. Но страх перед самой смертью настолько силен, что человек просто не думает об этом. А если задумывается его, берет ужас от одной мысли о том, что когда-то придет момент, и придется навсегда уйти из этой жизни.
Ученые утверждают, что человек не боится самого факта смерти, а страшится неизвестности после нее. Сам факт того, что за смертью стоит неизвестность, ввергает зрелого человека в панику. Страх перед неизвестностью преследует его повсюду в жизни. Люди боятся даже того, что не ведают, что принесет завтрашний день.
Конечно, если бы мы думали только о смерти или же знали ее дату, то наша жизнь стала бы кошмаром. В таком случае необходима вера. Стоит посмотреть на мир немного философским взглядом и понять, что все то, что устроено, и даже сама смерть — это естественный процесс, который обязательно приведет нас к одному большому, определенному и естественному благу. Если вы сможете в это поверить, то ваша жизнь станет спокойнее и намного счастливее.

http://globalist.org.ua/shorts/83570.html


© Сергей Ключников

Как избавиться от застенчивости: двенадцать шагов

Быть застенчивым — значит бояться людей,
особенно тех, которые по той или иной причине
отрицательно воздействуют на наши эмоции.
Фил Зимбардо

Каждый день мы сталкиваемся с большим количеством застенчивых, неуверенных в себе личностей. Психологи утверждают, что застенчивостью в той или иной степени страдают почти все люди.

Одна из лучших книг на эту тему — работа американского психолога Ф. Зимбардо, которая так и называется «Застенчивость: что это такое и как с ней справляться», предлагает обратиться к знаменитому словарю Уэбстера, где говорится, что быть застенчивым — значит быть «трудным для сближения, по причине робости, осторожности и недоверия». Зимбардо приводит несколько цитат из словаря:

как избавиться от застенчивости

«Застенчивый человек опаслив, не расположен к встречам или контактам с каким-либо определенным лицом или предметом». «Впечатлительный, робкий, уклоняющийся от отстаивания своих прав», застенчивый человек «может быть склонен к уединению или скрытен по причине неуверенности в себе или из-за боязни домогательств своего антипода, сомнительной, подозрительной, «темной» личности». Словарь Уэбстера определяет застенчивость как неловкость в присутствии других людей».

Застенчивый человек замкнут на себе и на своих болезненных переживаниях, которыми он не может и не хочет поделиться с другими людьми. Он предпочитает молчать до тех пор, пока к разговору его не подталкивают обстоятельства. Такая замкнутость сопровождается мышечными зажимами и двигательным ступором.

Застенчивость идет рука об руку со смущением, которое тот же Зимбардо определяет как «кратковременную острую потерю уважения к себе», периодически случающуюся у многих людей. Смущение соседствует с неловкостью, во время которой со стороны становится видно, что человек поглощен собой и болезненной реакцией на то, каким его видят и воспринимают другие люди. Застенчивые люди стесняются себя, то есть негативно настроены по отношению к самому себе.

Каковы причины застенчивости? Их много и они имеют как врожденно-генетическое основание, так и приобретенное происхождение. Истоки застенчивости нужно искать в детстве, где человека не учили любить себя и принимать себя в целом. В дальнейшем жизненные травмы и проблемы закрепили это свойство и сделали его постоянным спутником человека. Застенчивый человек постоянно отвергает в себе какую-то часть себя и прячет ее от других, опасаясь, что окружающие ее обнаружат и каким-то отрицательным образом (насмешка, недовольство, критика, агрессия и т. д.) на нее отреагируют. Чтобы чувствовать себя более комфортно и уверенно, люди, которые не могут избавиться от застенчивости, окружают себя целым каскадом неуклюжих, бросающихся в глаза психологических щитов, и от этого напрягаются еще более сильно. Если внимательнее присмотреться к застенчивости, то можно увидеть в ее основе особый механизм невыгодного сравнения себя с неким эталоном уверенности и раскрепощенности, который существует в сознании таких людей. Сравнение всегда результат работы ума, однако оценивается и переживается оно на эмоциональном уровне. Состояние защищенности напрямую зависит от глубины переживания. Человек боится в присутствии других людей быть самим собой и потому принимает искусственную неуклюжую психологическую позу. У него сужается пространство взаимодействия с другими людьми, он начинает избегать всего нового в жизни, и ткань его сознания покрывается рубцами от психологических травм, которые ему наносит почти каждый контакт. Он не живет, а существует, словно находясь в полусогнутом состоянии.

Мы живем в жестоком мире, где слабость попирается по закону грубой силы и своекорыстия. Застенчивых все время бьют из выгоды или ради самоутверждения и еще долго, наверное, будут бить, если они не встрепенутся, не разозлятся на себя хорошей спортивной злостью и не попытаются стать сильнее. Такие люди сами притягивают к себе удары и своим внешним видом, и выражением лица, на лбу которого крупными буквами написано: «я — жертва», и тонкой энергетикой, будто бы предназначенной для того, чтобы по ней все время били. Даже если застенчивые люди иногда взрываются и протестуют, вспышки их раздражения — почти всегда запоздалые попытки заставить себя уважать и восстановить статус-кво. Они либо не действуют на агрессоров, либо вызывают у тех еще большую ярость и желание добить неуклюже протестующую жертву.

Застенчивый неуверенный человек вместо того, чтобы разряжать возникшую в общении неудовлетворенность поведением других людей в корректной форме, давая им сигнал о недопустимости их реакций, копит в себе злость и обиду. Когда накопленные отрицательные эмоции переполняют край, у многих людей этого типа включаются защитные механизмы и происходит взрыв. Однако нередко бывает, что по причине своей слабости и неверия в собственные силы застенчивый человек так и не решается выплеснуть недовольство на того, кто на самом деле виноват, и начинает вымещать досаду, перенося раздражение на еще более слабых людей — родных, близких, детей, нижестоящих сотрудников.


Если вы всерьез хотите избавиться от застенчивости и стать всегда уверенным и защищенным, вы можете сделать несколько следующих шагов:
1. Внимательно понаблюдайте за своей застенчивостью и неуверенностью и попытайтесь понять ее истоки. Откуда у вас появилось это свойство? Является ли оно врожденным или приобретенным? И если вы его приобрели, то что на вас повлияло больше всего — неудачи, издевательства, насмешки, критика, тяжелые обстоятельства или какие-то другие причины? Ответьте также на вопрос — легко ли устранить эти причины простым волевым решением или они требуют кропотливой работы, возможно, вместе со специалистом.

2. Попробуйте увидеть в себе тот внутренний эталон уверенности, сравнение с которым приводит вас в состояние эмоционального напряжения и зажима. Почему вы так болезненно переживаете то, что вы на него не похожи? Откуда у вас появился этот внутренний эталон и образ? Кто вам внедрил его в сознание? Подумайте, смогли бы вы жить, не сравнивая себя ни с кем и ни с чем, а принимая себя таким, какой вы есть?

3. Постарайтесь понять, что вы так не любите в самом себе и почему это отвергаете? Что побуждает вас так напряженно укрывать эту черту или свойство от других людей? Что произойдет, если вы, напротив, примете ее вначале для самого себя, а потом откроете ее другим? Чтобы избавиться от застенчивости, вначале пробуйте представить это мысленно, а потом постепенно переносить свое представление, видение и настроение в реальность.

4. Учитесь великому искусству спокойного и объективного видения себя как бы со стороны без оценок и осуждения. Такое внешне нейтральное видение постепенно пробудит ваши положительные эмоции, чувство радости и любви ко всему миру, в том числе и к самому себе, как части этого мира. Направьте эту любовь на ту затемненную внутреннюю черту, которую вы так не любите и которую столь старательно прячете от чужих взглядов.

5. Вносите в отношение к самому себе легкую отстраненность и мягкий юмор. Подтрунивайте над своей застенчивостью и неуверенностью. Примите их легко, без напряжения, не осуждая себя за подобные качества, а воспринимая их наличие, как трамплин для дальнейшего совершенствования.

6. Соберите все прошлые ресурсы своих побед или по крайней мере удачных сценариев общения в каких-либо ситуациях. Вспомните все случаи своей уверенности и раскованности в компаниях. Постарайтесь вызвать в памяти и заново пережить свои положительные эмоции, которые вы тогда испытывали. Затем соберите эти эмоции вместе в одно большое целостное чувство веры в себя и настройтесь на его дальнейшее расширение. Пропитайте этим чувством, словно светлой субстанцией, все свое существо — тело, организм, нервную систему, психику, сознание, ваше «я».

7. Мысленно понаблюдайте за собой и постарайтесь обнаружить в себе какие-то внутренние затемнения и энергетические блоки, отвечающие за состояние неуверенности и мешающие вам избавиться от застенчивости. Затем растворите это чувство и состояние на всех этажах своего существа от сознания до тела и замените его состоянием уверенности.

8. Внимательно присмотритесь к уверенным раскрепощенным людям. Попытайтесь понять, в чем секрет их успеха и за счет чего им удается держать себя раскованно и уверенно во всех ситуациях. Попытайтесь представить, как устроен их внутренний мир. Задумайтесь, нет ли внутри вас хотя бы каких-то слабых зачатков подобной уверенности и раскованности? Если есть, тогда вновь и вновь настраивайтесь на это состояние, ловя и закрепляя его. Подумайте также, способны ли вы на те поступки, которые совершают эти люди, или нет.

9. Попробуйте вести себя так, как ведут себя люди этого типа — свободно, уверенно, раскрепощенно, делая то, что им нравится делать, без оглядки на окружающих. Вносите импульсы свободы и раскрепощенности в свои жесты, движения, взгляды, походку, интонации, выражения лица, решения, поступки. Добейтесь четкого ощущения, что сквозь вас проходит поток свободы.

10. Если описанных выше приемов и методов самостоятельного обретения уверенности недостаточно, чтобы избавить вас от застенчивости, тогда обратитесь к Высшим Силам с молитвой и просьбой помочь вам обрести это состояние и свойство. Просите всем сердцем и существом, внося в молитву энергию эмоциональной искренности и устремленности, и через какое-то время вы начнете получать ответ и поддержку.

11. Уделите серьезное место освобождению от мышечных зажимов. Застенчивость просто перестает существовать как свойство, если человек научился по-настоящему расслаблять свое тело. Каждая грань застенчивости имеет свое мышечное проявление. Изучите мышечный рисунок своей застенчивости. Попытайтесь понять, какие группы мышц являются главными силами, поддерживающими это отрицательное эмоциональное состояние.

12. В момент ударов или давления обстоятельств попробуйте ответить на них выставлением энергетического щита, сотканного из субстанции уверенности. Поверьте, что вы можете справиться с проблемой.

В то же время не превращайте себя в самоуверенного биоробота. Уверенность — это не цель, это всего лишь средство достижения цели и некий индикатор жизненной силы человека, свидетельствующий, что поставленная цель будет достигнута. Оставьте место для боли, неудач, накопления опыта. Помните мысль, высказанную Зимбардо: «Не защищайте чересчур свое эго: оно более прочно и жизнерадостно, чем вы предполагаете. Оно гнется, но не ломается. Намного лучше время от времени чувствовать боль в душе от того, что вы действовали не лучшим образом, нежели избегать боли ценой эмоционального ощущения».
© С.В. Ключников. Мастер жизни. — М., 2001

См. также:


Новые онлайн-тесты на сайте

пихологическое тестирование онлайн

В раздел «Психотестодром» добавлены два новых теста.
Тест «Эффективность жизни» определяет эффективность жизненных установок и уровень личностной защищенности (способности противостоять жизненным проблемам и испытаниям). Пройти тест »»»

Тест коммуникабельности дает возможность проверить, насколько уверенно вы чувствуете себя при взаимодействии с окружающими. Пройти тест »»»

© А.Ю. Панасюк

Гипноз, автогипноз и гипнотическое воздействие

1. Терминология гипноза

Термин «гипноз» (от греч.: hypnos — сон; Гипнос — древнегреческий бог сна, сын богини Ночи) в русском языке имеет два значения: как особое, временное состояние сознания человека («находится под гипнозом») и как процесс воздействия, приводящий к этому состоянию («поддаваться гипнозу» = поддаваться гипнотическому воздействию).
Гипноз вызывается либо другим человеком (например, гипнотизером) и тогда говорят о гетерогипнозе, либо самим человеком и тогда говорят об автогипнозе.
Гипнотическое воздействие также имеет два значения: воздействие с целью вызова гипноза и воздействие на человека, уже находящегося в гипнозе, с какой-либо другой целью (например, гипнотерапии, т.е. лечения).
Гипноз рассматривается как общее понятие по отношению к понятиям «гипнотический сон» и «гипнотический транс».
Следует дифференцировать понятия «гипноз» (как процесс) и «внушение» (как процесс): первое является частным по отношению к более широкому понятию в психологии — понятию «внушение» как воздействию не только с целью вызова гипноза, но с иными целями (расположения к себе, совершения человеком определенных поведенческих актов и т.п.). При этом, хотя внушающее воздействие и может оказываться на человека в бодрствующем состоянии, информация в основном адресована подсознанию.
Таким образом, в принципе следует дифференцировать понятия «внушаемость» и «гипнабельность», хотя во многом они синонимичны.

2. Гипноз как состояние сознания

Сознание человека, находящегося в гипнозе, выключено полностью (при гипнотическом сне) или частично (при гипнотическом трансе, когда человек осознает, что он в гипнозе), что физиологически выражается в торможении коры головного мозга, за исключением одного участка — так называемого сторожевого пункта, благодаря которому осуществляется раппорт — своеобразная связь между гипнотизером и гипнотизируемым.

Таким образом, гипноз как состояние — это измененное состояние сознания; по принятой классификации — не нормальное (в смысле — не типичное), не патологическое, частично или полностью не функционирующее сознание.

Состояние гипноза характеризуется своеобразной блокировкой сознания: в то время как органы чувств (слух, зрение...) работают нормально и от них поступают в мозг нервные импульсы, в сознание эта информация не проникает: оно блокировано словесным воздействием гипнотизера; в результате загипнотизированный не осознает информацию, поставляемую ему (его сознанию) собственными органами чувств. Таким образом, загипнотизированный человек может находиться с открытыми глазами и при этом ничего не видеть вокруг себя; точнее, на сетчатке его глаз внешние предметы отражаются, нервные импульсы по зрительным нервам достигают мозга, но в кору (заведующую сознанием) не поступают (это состояние называют «негативной галлюцинацией» — термином, по нашему мнению, не очень удачным).

Одновременно с этим в подобном состоянии у человека можно вызвать видения того, что в его окружении отсутствует («Вы в саду» — и человек видит деревья). Возникает эффект «центрального зрения», когда появляющиеся в мозгу образы вызываются не органами чувств, а словами гипнотизера (так называемая позитивная галлюцинация). И это явление дает нам основание сделать весьма важный (хотя и не имеющий прямого отношения к теме «гипноз») для понимания проблем экстрасенсорного восприятия вывод: человек может видеть (в смысле осознавать зрительные образы) не только глазами (как Вы сейчас видите эти буквы), но и мозгом: зрительный образ может возникать в сознании не только благодаря действию органа чувств — глаз, но и вопреки его действию, а благодаря возникшему от непосредственного воздействия извне на кору головного мозга очагу возбуждения в зрительных отделах коры. Отсюда: видеть можно и без глаз, т.е. помимо органов чувств, т.е. экстрасенсорным путем. Другой разговор — что видеть: то, что создано органами чувств, или то, что создано помимо органов чувств — экстрасенсорным путем (ведь когда я попрошу Вас представить лицо хорошо знакомого Вам человека, Вы увидите это лицо экстрасенсорным путем). Таким образом, вполне реально прямое воздействие на корковые зоны органов чувств, минуя сами органы.

И коль скоро мы заговорили о физиологии центральной нервной системы, следует еще отметить: есть мнение (автору не известны экспериментальные его доказательства, хотя это не противоречит теории), что в состоянии гипноза уменьшается активность левого полушария мозга и активизируется его правое полушарие.

Гипнотическое состояние сознания характеризуется не только блокировкой сознания от внешних сигналов (кроме голоса гипнотизера), но и блокировкой собственных желаний, потребностей, установок. Под гипнозом человек желает только того, что исходит от гипнотизера; какая-либо инициатива полностью отсутствует; свободная воля практически подавлена, как подавлена и критика.
И в этой связи весьма важной является следующая проблема:

3. Гипноз и степень свободы в поступках

Система личности каждого человека представляет собой каркас ценностей типа «это — хорошо», «это — плохо» («любить людей — это хорошо», «красть — это плохо», «чистить зубы — это хорошо», «делать недобросовестно — это плохо» и т.п.). И именно этими своими ценностными ориентациями человек руководствуется в жизни: если его не вынуждают обстоятельства, то он обычно делает то, что считает хорошим, и не делает то, что сам считает плохим.

Но состояние гипноза — это состояние блокирования сознания не только для информации извне, но и для информации «изнутри» — из собственной системы ценностей данной личности (где и записано, что такое хорошо и что такое плохо).

Человеку в его обычном (не гипнотическом) состоянии дают лист бумаги и говорят: «Разорвите этот лист». Большинство наших слушателей (на наших тренингах) на это реагировали так: «А зачем?» И в этом вопросе скрыто стремление выяснить: соответствует ли его собственным ценностям цель данной просьбы, цель данного поступка (разрыва листа бумаги). При повторной просьбе это сделать многие из них это делают, но при этом испытывают некий психический диссонанс: все-таки что-либо уничтожать «просто так» — это не соответствует одной из их ценностных ориентации — «не уничтожать» без надобности имущество. Но насколько эта ценность («не уничтожать») сильна? Ведь кто-то и не стал спрашивать «а зачем?», а просто взял и, не испытывая при этом почти никакого дискомфорта, разорвал лист; кто-то спросил, а затем почти спокойно это сделал; а кто-то, делая это, «пересиливал себя» — приносил в жертву одну ценность («не уничтожать») ради достижения другой ценности (либо чтобы уважаемому человеку — профессору реализовать его просьбу, что является ценностью; либо ради ценности «послушания» — вот так он воспитан: «надо слушаться старших»).

Но если бы всех этих людей погрузить в гипноз и дать такую же команду, практически они все выполнили бы ее без какого-либо внутреннего сопротивления — собственная ценностная ориентация «не уничтожать» оказалась бы слабее приказа гипнолога. Так же многие выполнили без гипноза и команду «разорвать эту брошюрку», хотя «многие» означает, что некоторые при этом все-таки «переживали», что можно заметить по некоторой медлительности в выполнении (по сравнению с выполнением команды «разорвать лист»). И это понятно: установка «не рвать книги» — более сильная, чем установка «не рвать бумагу (да к тому же чистую)». И тем не менее — разорвали брошюрку (по содержанию совершенно для них не значимую), принося таким образом в жертву одну свою ценность ради достижения другой, которая сейчас доминирует — ценности послушания (которая в данном случае создана искусственно: «Вы будете слушаться меня и выполнять все мои команды»). Ну а под гипнозом они поступили с брошюркой точно так же, как с чистым листом бумаги, — разорвали.
Но насколько далеко так можно уйти, какие еще ценности человек может под гипнозом принести в жертву ради ценности послушания? Ответ на этот вопрос и есть ответ на проблему о свободе воли под гипнозом: может ли человек сделать под гипнозом все, что угодно гипнотизеру, вопреки всем своим ценностям, или нет?

...Испытуемому, находившемуся под гипнозом, дали в руки склянку и сказали, что в ней азотная кислота (испытуемый по своему образованию знал, что это такое). На самом деле в склянке была безобидная жидкость. Затем человека подвели к другому человеку и приказали вылить «кислоту» тому в лицо. Испытуемый не выполнил команду — ценность «послушания» оказалась все-таки меньшей, чем ценность «здоровья другого человека». Тогда последовал новый приказ гипнотизера с информацией, что стоящий перед ним человек готов убить ребенка. Загипнотизированный выполнил команду — плеснул в лицо «кислоту», проявив таким образом систему своих ценностей: ценность «жизнь ребенка» плюс ценность «послушание» оказались выше ценности «здоровье другого человека».

А вот еще один пример эксперимента, участником которого был автор. Испытуемому в гипнозе дали в руки картонный нож и сказали, что это настоящий нож. Затем ему дали команду «ударь ножом в грудь» другого человека. Загипнотизированный не выполнил команду (ценность «жизнь человека» оказалась выше ценности «послушание»); ему повторили команду еще и еще раз (повышали ценность «послушания») и, наконец, он выполнил команду — «ударил ножом в грудь», но — рукояткой в грудь, а не острием лезвия. И таким образом его подсознание (а в гипнозе человеком управляет только подсознание) как бы «схитрило» — удовлетворило ценность послушания (ударил) и удовлетворило ценность жизни другого человека (не убил).

Таким образом, человек под гипнозом будет сопротивляться команде, если его действия будут противоречить достаточно высокой для него ценности (по сравнению с ценностью послушания); и не будет активно сопротивляться команде, если она хотя и противоречит какой-либо его ценности, но последняя для него не очень высокая — «нельзя рвать брошюрки» (в том числе и по сравнению с ценностью послушания, которая у него могла быть достаточно выражена и до гипнотизации — по его характеру).

И получается, что подобным образом можно выявить, что для человека очень ценно, что менее ценно, а что совсем не ценно, хотя он и говорит нам, что это для него важно. Но известно: то, что в сознании человека (а говоря «поверьте, это для меня очень важно», он проявлял свое информационное поле сознания), не всегда соотносится с тем, что в его подсознании, которое в основном и управляет поведением людей. Следовательно, посылаемая под гипнозом команда будет реализована или не реализована в зависимости не от системы осознаваемых ценностей («я знаю, что жестокость — это плохо» — это в сознании человека), а от системы ценностей подсознания (где жестокость может оцениваться с плюсом). Отсюда вывод: то, что называют «волей» применительно к гипнотическому состоянию, есть система подсознательных ценностей, которая и проявляется в реализации или нереализации команд гипнотизера. Иначе говоря, гипноз мог бы быть использован и для психодиагностики системы истинных (подсознательных) ценностей человека. Однако обычно гипноз используется для других целей.

4. Цели применения гипноза

Таких целей несколько, и все они основаны на одном принципе гипнотизации — инактивации сознания и, как следствие, активизации подсознательного информационного поля, выявлении того, что находится в подсознании у человека.

И получается, что одна из основных целей гипноза — выявление содержания подсознания, что важно, например, в интересах психопатологической диагностики.

Ведь известно, что все, что когда-либо происходило с человеком, все, что когда-либо воздействовало на него (и неважно, осознавал человек это воздействие или не осознавал, например, «увидел, но не обратил внимания (не осознал увиденное)»), все это оседает в его подсознательном информационном поле, в том числе и так называемые психотравмирующие ситуации. Например, в детстве с ребенком обошлись ужасным образом, со временем это событие «забылось» (оказалось, благодаря психологической защите вытесненным в подсознание), но вытесненная таким образом информация продолжает оказывать влияние на психическую жизнь человека в виде, например, необъяснимых фобий (страхов), неизвестно каким образом образовавшихся установок («эта женщина по непонятным причинам не любит всех мужчин и старается избегать контактов с ними, хотя и не помнит, чтобы когда-либо от них исходила реальная угроза»).

Так вот, погрузив человека в гипноз и заблокировав его сознание от внешней информации = обеспечив доступ в сознание подсознательной информации (обеспечив ее осознание), можно выявить в его «забытых страницах» биографии подобное психотравмирующее событие, что успешно делается в ходе регрессионной терапии (а гипноз в этом случае называется регрессионным гипнозом).

Более того, существует предположение, что подобная психодиагностика возможна, если психотравмирующее событие произошло не в этой жизни человека, а в одной из его прошлых жизней.

В регрессионном гипнозе (который по технике практически не отличается от обычного гипноза, за исключением некоторых деталей) можно не только выявить психотравмирующую ситуацию или фактор в прошлом, но и даже стереть его, внушив пациенту в гипнозе, что «этого никогда не было, а все это — только приснилось однажды...». Этот прием регрессионной психотерапии был разработан М. Эриксоном и получил его имя — эриксонианский гипноз.

Внушением человеку, находящемуся в гипнозе, можно не только изменить его знания о собственной истории, но даже некоторые биофизические характеристики его организма. Например, изменить болевую чувствительность — заблокировать ее, и тогда человек не будет чувствовать боли (что, кстати, опасно, поскольку боль — наш сторож; но вполне приемлемо при каких-либо медицинских манипуляциях, которые могут вызвать болезненные ощущения; отсюда вполне реальна операция «под гипнозом»). Более того, можно, например, изменить силу мышц, и тогда человек может поднять груз, который в обычном состоянии он не смог бы поднять.

В гипнозе можно не только изменить физические способности, но и спровоцировать, вызвать к жизни те творческие способности, которые имеются у человека, но по каким-либо причинам не были реализованы в его жизни. В этой связи приводят случай, когда «200 испытуемых лиц, которые тестировались профессором В. Райковым в Московской психоневрологической клинике, в состоянии гипноза внезапно продемонстрировали удивительные творческие способности, например, в рисовании, лепке из глины или выдувании стекла. Наблюдалось также усиление возможностей памяти у всех испытуемых лиц: так, они смогли в гипнотическом состоянии за одно и то же время выучить в шесть раз больше иностранных слов». Вот уж поистине возможности человека безграничны.

Последнее замечание в цитате выводит нас еще на одну практическую цель гипнотизации — введение в состоянии гипноза учебной информации, что родственно гипнопедии (обучении во время физиологического, естественного сна).
Определенное место в практическом приложении гипноза принадлежит автогипнозу.

5.  Гипноз, автогипноз и медитация

Когда говорят о гипнозе, то чаще всего имеют в виду гетерогипноз — гипнотизацию одним человеком другого. Но иногда пишут и об автогипнозе — введении в особое состояние психики самого себя. При этом следует отметить, что многочисленные руководства по гипнозу обычно лишь упоминают об автогипнозе, представляя в основном технику гетерогипноза. И при этом дается информация, которая практически ничем не отличает автогипноз от медитации по технике погружения и по состоянию сознания: и там и там говорится о сужении сознания, об освобождении его от какой-либо информации, о достижении «чистоты» сознания и т.п. И все это убеждает в том, что состояние сознания, возникающее при автогипнозе, идентично состоянию медитативного транса, а технология и техника при автогипнозе идентичны начальным техникам медитации.

6. Технология и техника гипнотизации

 Под «технологией» в данном случае понимаются общие принципы и условия гипнотизации, а под «техникой» — конкретные действия гипнотизера.

Одно из важных условий эффективного достижения цели гипнотизации — наличие у гипнотизера и гипнотизируемого особых черт личности.

Поскольку известно, что ведущую роль в успешной гипнотизации играет авторитет гипнотизера в глазах гипнотизируемого, то можно полагать, что сам процесс гипнотизации наступает до внушения сна — за счет тех действий гипнотизера, которые направлены на формирование у гипнотизируемого, с одной стороны, доверия к себе (позитивное отношение в большей мере на рациональном уровне), а с другой — расположение к себе (позитивное отношение на эмоциональном уровне). Обладание способностью (или — владение техниками) расположения людей к себе — техниками аттракции — залог успеха при гипнотизации.
Другой важной чертой характера гипнотизера для достижения эффекта гипнотизации является уверенность в себе (в успехе своего дела) и способность к директивному (приказному) воздействию. Наличие этих качеств — необходимое условие для достижения состояния гипноза.

С другой стороны, наличие определенных черт личности у гипнотизируемого может способствовать эффекту гипнотизации. Прежде всего речь идет о таком качестве, как гипнабельность, которая являет собой частный вид другого качества — внушаемости. При этом следует отметить, что внушаемость бывает как состоянием личности (временным явлением у данного человека), так и свойством личности (относительно постоянным — в течение многих лет). В последнем случае говорят о внушаемой личности, которая характеризуется прежде всего склонностью к подчинению, конформизму (следованию за мнением других людей), а также и другими качествами.

Отсюда, чем более выражены перечисленные выше черты у гипнотизируемого, тем эффективнее гипнотизация. Видели, наверное: на сцену к выступающему с опытами гипнотизеру поднимаются из зала люди, которые (многие из них) буквально за секунды оказываются в гипнозе — это происходит благодаря совпадению необходимых качеств гипнотизера и потенциального гипнотизируемого.

Поскольку основной принцип гипнотизации — создание условий для уменьшения притока информации в сознание гипнотизируемого, то эффективность этого процесса зависит от эффективности средств достижения инактивации сознания.
Все методы «изоляции» сознания от «ненужной» информации можно разделить на две группы.

Первую группу методов можно было бы назвать группой методов «центрального действия». Принцип: вызвать торможение нервных клеток центральной нервной системы, в частности — коры головного мозга, поскольку они ответственны за сознательную деятельность. К числу конкретных техник сюда относятся прежде всего вербальное внушение, осуществляемое как в гетерогипнозе, так и в автогипнозе («Вы очень хотите спать... спать...»; «Я очень хочу спать... спать...»). Кроме того, тот же эффект можно вызвать сенсорной перегрузкой — посылкой непрерывно действующего сигнала: постоянный звук метронома, звук падающих капель, монотонный звук прибоя либо сигнала, воздействующего постоянно и достаточно сильно, что достигается непрерывным всматриванием в какую-либо блестящую поверхность.

Вторую группу методов инактивации сознания можно было бы назвать методами «периферического воздействия». Принцип: блокировка рецепторов органов чувств (зрения, слуха...), что приводит к резкому уменьшению притока нервных импульсов в мозг, в кору головного мозга; результат — инактивация. В самом деле: закройте глаза — и будет блокировка зрительных рецепторов, в мозгу уменьшится число активно действующих нейронов. А если еще и уши заткнуть... — еще лучше для инактивации сознания. А если при всем при этом лишить человека обоняния, осязания (погружением тела в специальную жидкость), то наступит полная сенсорная депривация и человек просто уснет (сознание инактивируется полностью) и будет видеть сны — продукты активного подсознания.
К этой же — второй — группе следует отнести и приемы саморасслабления, в частности приемы миорелаксации — самопроизвольного расслабления скелетных мышц, что также уменьшает приток импульсов в мозг человека.

Отсюда и конкретные техники гипнотизации:

а) создать условия в помещении (приглушенный свет, возможность использовать монотонные звуковые сигналы и т.п.);
б) испытуемого лучше положить, чем посадить в кресло, а тем более — гипнотизировать стоя, поскольку релаксация достигается лучше, когда нет необходимости напрягать мышцы тела;
в) одежда не должна стеснять, давить где-либо;
г) испытуемому предлагают либо закрыть глаза (при технике сенсорной депривации), либо неотрывно смотреть на яркий предмет (не на электрическую лампочку, а, например, на стеклянный шар);
д) производится вербальное внушающее воздействие:
«Перед Вашими глазами я держу предмет, на который Вы смотрите. Мой голос Вы слышите ясно и отчетливо. Если Ваш взгляд «теряет» предмет, Вы снова направляете его на предмет и удерживаете на нем. Расслабьтесь и слушайте мой голос. Я бы хотел, чтобы Вы расслабились. Во всем теле Вы ощущаете это расслабление. Вы расслабляетесь все больше, фиксируясь на предмет и слушая мой голос, Вы чувствуете себя все расслабленнее. Мышцы Ваших ступней расслаблены, мышцы Ваших ног, рук, кистей расслаблены, все Ваше тело расслаблено.
А теперь Вы ощущаете, что Вам хочется спать. Вы становитесь все более сонным. Внимательно вслушивайтесь в мой голос. А теперь на Вас наваливается тяжесть, Ваше тело становится тяжелым. Ваши ступни, ноги, все тело становятся тяжелыми. Приятное тепло охватывает Ваше тело. Вы думаете о сне. Приятное тепло охватывает Вас, как при засыпании. Ваши веки становятся тяжелыми, Вы сонны, Ваши веки тяжелые, тяжелые, тяжелые. Думайте о сне только о сне, о сне и ни о чем другом.
Теперь Вы не можете держать глаза открытыми, потому что Ваши веки становятся все тяжелее и тяжелее, все тяжелее. Вы хотите спать,
Вы все больше хотите спать. Ваш взгляд туманится, глаза жжет, Вы плачете. <...> Дышите глубоко и медленно, глубоко и медленно. С каждым вдохом Ваш сон все глубже, Ваши глаза уже закрыты. Вы засыпаете, спите, спите» .
Или — более короткая формула:
«Смотрите мне в глаза, Ваш взгляд становится тяжелым, тяжелым, Ваши руки становятся тяжелыми, Ваши ноги становятся тяжелыми, все Ваше тело становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их, если еще это можете сделать. Ваши веки тяжелы, как свинец. Вы будете спать, спать!» .
При этом важно отметить особенности речи гипнотизера: он должен строить свои фразы таким образом, чтобы свести к минимуму напряжение, связанное с пониманием слов; чем проще фраза, тем легче реализовать заложенную в нее команду.
Вызывая гипнотическое торможение подобными техниками, гипнотизер стремится сохранить при этом контакт с гипнотизируемым, добиваясь наличия раппорта — особого вида связи гипнотизера с гипнотизируемым, когда последний слышит только слова первого и выполняет только его команды. Вот пример внушения раппорта: «Вы совершенно расслаблены, совершенно свободны, Вы спите. Хотя Вы спите, Вы можете со мной говорить. Вы можете отвечать на мои вопросы не просыпаясь, не просыпаясь. Вы говорите, как люди говорят во сне». И именно наличием раппорта гипнотический сон отличается от физиологического сна, во время которого у спящего нет обратной связи с окружающими его людьми.
К числу специальных техник для поддержания раппорта можно отнести подстройку (своеобразное копирование поведения гипнотизируемого гипнотизером на первой стадии усыпления).
Эффективность речевого воздействия повышается при учете каналов доступа — своеобразного внутреннего языка мышления гипнотизируемого, который можно выявить до начала гипноза через анализ его взгляда.
После наступления гипнотического сна нередко гипнотизер проводит диагностику его глубины следующей техникой: «Вы не сможете поднять руку, она очень тяжелая, она налита свинцом. Попытайтесь ее поднять, и Вы не сможете это сделать... Попробуйте ее поднять... Попробуйте... и Вы не можете это сделать... Попробуйте...» или то же самое на попытку расцепить руки или открыть глаза. Для той же цели используется весьма объективный показатель — наличие или отсутствие анестезии (потери чувствительности к боли): «Вы ничего не чувствуете... Вы не чувствуете боли... Я колю Вас иглой, но Вы не чувствуете боли...», и если при уколе не сработает защитный безусловный рефлекс отдергивания руки — человек находится в достаточно глубоком гипнотическом сне.
Осуществив во время гипнотического сна (или гипнотического транса) необходимые внушения и таким образом достигнув поставленной цели, гипнотизер переходит к технике выведения гипнотизируемого из состояния сна, произнося примерно следующее: «Сейчас я Вас разбужу. Постепенно Ваше состояние транса смягчится, я буду считать от пяти до одного. Когда Вы проснетесь, Вы будете чувствовать себя здоровым, отдохнувшим и не будете испытывать никаких неприятных ощущений. Вы будете себя чувствовать так, как будто сладко и долго спали. А теперь я считаю и на счет «один» Вы проснетесь: пять... четыре... Вы начинаете просыпаться... три... два... один! Откройте глаза!».
Говоря о технике гипнотизации, нельзя не затронуть проблему, поднимаемую практически каждый раз, когда речь заходит о гипнозе: любого ли человека можно загипнотизировать?

7. Гипнотизация помимо воли гипнотизируемого

Вне всякого сомнения, если гипнотизация будет происходить против воли (желания) гипнотизируемого, то вероятность достижения гипноза почти нулевая. Но — «почти», ибо если гипнотизируемый достаточно гипнабельный по своему складу личности человек (см. предыдущий раздел), а у гипнотизера резко выражены необходимые ему черты личности, то при достаточно длительном воздействии можно достичь цели гипнотизации — вызвать гипнотический сон. И этого же эффекта можно достигнуть при постоянном воздействии на человека монотонными раздражителями (звук падающих капель, метроном и т.п.) Представьте себе: человек находится в изолированном небольшом помещении, слабый, слегка приглушенный свет, постоянный звук метронома или иной малодифференцированный звук (но не резкий, не громкий, а монотонный, постоянно «тикающий»). Одновременно в динамике также постоянный, слегка приглушенный голос гипнотизера, произносящий: «Вы хотите спать... Вас тянет в сон...». И все это не пять минут, а час, второй, третий... И надо уметь «отключаться» от внешних раздражителей (владеть теми же приемами медитации), уйти в свои мысли, поставить вполне осознанно своеобразный блок между своим сознанием и этими внешними сигналами, чтобы противостоять этому суггестивному (внушающему) воздействию. Не каждый это сможет сделать. И если Вы хотите знать, можете ли Вы также блокировать подобные воздействия, то проведите эксперимент: читая эту книгу, включите телевизор, чтобы там что-то говорили, включите достаточно громко... Можете осознавать прочитываемое? Не мешает диктор телевидения? Если не мешает, — хорошо, можете противостоять внешним воздействиям, уйти от внешних раздражителей (как это делает автор: пишет эти строки при говорящем телевизоре... о чем это он там? — о съезде какой-то партии).
Несколько легче достигнуть гипнотизации, когда она осуществляется помимо (а не против) воли человека, т.е. когда человек не выражает стремления к взаимодействию с гипнотизером, но и не проявляет активного сопротивления.
И совсем легко это сделать (опытному гипнотизеру) тогда, когда человек согласен гипнотизироваться.
Вот так можно ответить на достаточно часто задаваемый вопрос: любого ли человека можно загипнотизировать? Любого, если будет его желание гипнотизироваться, а гипнотизер будет обладать для этого профессиональными качествами; практически любого, не сопротивляющегося гипнотизации; некоторых даже сопротивляющихся, но при создании особых условий (например, сенсорной депривации и т.п.), следовательно, невозможно загипнотизировать некоторых сопротивляющихся (владеющих техникой «медитационной изоляции») даже при создании особых условий; невозможно загипнотизировать в очень редких случаях не сопротивляющихся сознательно гипнозу (вполне возможно, что этому сопротивляется их подсознание); невозможно загипнотизировать в очень редких случаях, когда гипнотизер и гипнотизируемый обладают выраженными чертами характера, которые прямо противоположны необходимым для гипноза; всех остальных загипнотизировать профессионалу не стоит никакого труда (даже Ваш покорный слуга в 19 лет, только что назначенный старшим фельдшером в дом психохроников, без труда загипнотизировал больную, отказывавшуюся есть, и скормил ей целую тарелку оставшегося от ужина пюре... Правда, он при этом не смог сразу вспомнить, как выводить из гипноза (вот страху натерпелся), но потом вспомнил, и все кончилось хорошо. Так что это не сложно, если, конечно, не забыть технику...).

8. Постгипнотическое состояние

В постгипнотическом состоянии различают два аспекта: постгипнотическую амнезию и постгипнотическое внушение. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

8.1. Постгипнотическая амнезия

Как правило, после гипнотического сеанса наступает гипнотическая амнезия — забывание того, что происходило с человеком во время гипноза. На самом же деле человек не «забыл», что было, а не знает, что с ним происходило во время гипноза, поскольку его сознание было выключено, а все, что внушалось, адресовалось информационному полю подсознания. Однако если гипнотическое состояние было не глубоким, т.е. сознание выключено не полностью (как это бывает при гипнотическом трансе), то, пробудившись, человек может «вспомнить» — воспроизвести некоторые фрагменты этого сеанса гипноза. Чтобы этого не произошло (когда это необходимо в психотерапевтических целях), человеку, прежде чем пробудить его, внушают, что он «ничего не помнит, что с ним происходило в гипнозе».
В результате, различают спонтанную постгипнотическую амнезию (самопроизвольную, когда гипноз был глубоким) и внушенную постгипнотическую амнезию.
А теперь — о постгипнотическом внушении.

8.2.  Постгипнотическое внушение

Здесь речь пойдет не о процедуре внушения после гипнотического сна, а о действии того внушения, которое проводилось во время гипноза, действии, которое проявляется уже после гипноза. Отсюда, точнее было бы говорить о «постгипнотическом состоянии», а не о «постгипнотическом внушении»; но сильны стереотипы, принято говорить именно так («постгипнотическое внушение»), а не иначе. Мы же с Вами, говоря «постгипнотическое внушение», будем всегда иметь в виду «постгипнотическое состояние» (постгипнотические действия) — состояние психики человека, вызванное предшествующим гипнотическим внушением.

Дело в том, что внушенные в гипнозе установки, желания, потребности могут действовать и после выхода человека из гипноза («Когда Вы проснетесь и если увидите..., то у Вас возникнет желание сделать...»). При этом важно, что, совершая поступки, внушенные в гипнозе, человек, не зная их истинной причины, начинает придумывать для себя объяснение, почему он сделал так. Вот пример, используемый Вашим покорным слугой на лекциях для доказательства своим слушателям, как часто мы придумываем себе объяснение своего поведения.

«Послушайте “Притчу о зонтике“. Некая женщина лечилась у психотерапевта от нервного заболевания. Он ее лечил гипнозом. Женщина пришла на очередной сеанс лечения. Правда, день был дождливый, поэтому она пришла с зонтиком, сложила его, повесила в приемной на вешалку и прошла к врачу в кабинет. Тот ее усадил в кресло, усыпил (выключил сознание) и стал ей внушать то, что было положено по лечению. А затем решил провести небольшой опыт. Он ей внушил, что, когда она проснется и выйдет в приемную, она возьмет свой зонтик и раскроет его. Вот такую программу поведения он заложил в ее подсознание. Естественно, женщина об этом ничего не знала, она проснулась, поблагодарила врача, вышла в приемную, сняла с вешалки зонтик и... раскрыла его (естественно).

— Простите, зачем Вы это сделали? — спросил ее врач. Женщина была в замешательстве, ибо она сама не знала, почему она так сделала. Но надо знать психологию людей! Наверное, больше всего на свете они не любят говорить, что не знают, почему они поступили так, а не иначе. „Что ж, я уж совсем того, что ли...“ — и придумывают объяснение. Придумала и эта женщина. Но поскольку она была в некотором замешательстве, то сначала она придумала явную нелепость:
— Я хотела посмотреть, нет ли в нем дырки.
— Да, но ведь это Ваш зонтик, — продолжал вести свою „игру“ врач, — и Вы знаете, что в нем никакой дырки нет.
— Верно, верно, доктор! Конечно же!.. Я раскрыла его, чтобы посмотреть: высох он или нет, — наконец нашлась женщина.

Понятно. Женщина придумала вполне приемлемое объяснение своему поведению. Но не это интересно (хотя и любопытно). Возникает другой вопрос: можно ли, не прибегая к помощи врача, ей доказать, что она придумала это объяснение, что она говорит неправду? Нет и нет. Ибо она сама теперь в это придуманное объяснение верит. В самом деле, возможно ведь такое, что мы открываем зонтик, дабы убедиться, что он уже просох? Вполне возможно. Следовательно, это придуманное объяснение в отличие от первого (явная глупость: „посмотреть, нет ли в нем дырки“) может иметь право на существование. А раз может — значит, имеет, решает сознание (как видим, и оно не без пороков). Ибо в нем нет истинного мотива поведения. Но оно — сознание — не хочет выглядеть плохо в глазах других людей, поэтому путем перебора возможных объяснений (зачем люди открывают в помещении зонтик) находит вполне приемлемое. И теперь женщина свято верит в это объяснение, на костер пойдет убежденная, что именно поэтому она его раскрыла в приемной.

Но мы-то с вами знаем, что это не так. Но доказать ей — невозможно (не прибегая к помощи врача). И эта ситуация — причина многих конфликтных ситуаций вроде той...»
Прервем на этом лекцию, поскольку наш интерес в данном случае — не то, как люди придумывают объяснение своего поведения в конфликтной ситуации, а что люди вообще могут «вести себя» не по своей воле, под влиянием гипноза и — главное — не знать об этом (и придумать для себя, для окружающих причину, как это женщина с зонтиком.)
А для нас сейчас важно следующее: так в принципе можно внушить многие действия (а не только раскрыть зонтик в помещении). И будут ли они — эти действия — реализованы или нет, это зависит от двух факторов: а) от силы внушения (величины ценности послушания гипнотизеру) и б) от степени выраженности тех собственных ценностей, с которыми может вступить в противоречие ценность послушания (ведь не для всех же людей ценность «не убий» является сверхвысокой ценностью, для кого-то она «просто высокая», а для кого-то — «так себе... средняя»). Вот, например, человеку внушили, что, после того как он проснется и увидит, как гипнотизер снимает очки, он должен подойти к окну и его раскрыть. Как очевидно, в постгипнотической реализации этой команды не было проблемы, поскольку действие «открыть окно» не вступало в конфликт с какими-либо собственными ценностями.
А если: «когда гипнотизер снимет очки, то Вы должны подойти к человеку, одетому в... взять у него из рук брошюрку и разорвать ее...»? И это скорее всего будет реализовано, ибо у большинства «брошюрка» — не Бог весть какая ценность. А тогда вот еще: «когда по телефону Вы услышите мелодию песни „Летите голуби, летите“, Вы должны подойти к окну, открыть его и полететь, как птица. При этом Вы никуда не упадете, Вы полетите, как птица...» и человек в результате такого гипноза, сняв после телефонного звонка трубку и услышав мелодию, подходит к окну, открывает его и... бросается вниз! «Нелепое самоубийство!» — в вечерних газетах.
Да, это то, что называют зомбированием. Причем современная техника гипнотизации достигла такого совершенства, что вовсе нет надобности человека предварительно погружать в гипнотический сон, все делается тоньше и «изящнее». Но принцип тот же — следствие гипнотического внушения, зомбирование. Например, перед человеком ставит такую проблему, для решения которой ему сейчас необходимо максимально сконцентрировать свое внимание; в результате — в бодрствующем состоянии — возникает состояние нормальной доминантности, что сопровождается сужением сознания — благоприятным условием для словесного внушения, проговаривания кем-либо определенных фраз, но таким образом, чтобы человек их слышал (ухом), но не обращал бы на них внимания (ибо решал в этот момент сложную задачу). И тогда эти фразы проникают в подсознание, и оттуда начинают влиять на поведение человека.

Интернет крадет нашу память.
Влияние веб-поиска на запоминание информации.

Ученые под руководством психолога Бетси Спарроу из Колумбийского университета исследовали функционирование человеческой памяти и сделали вывод, что массовое пользование веб-поисковиками и базами данных повлияло на способы запоминания информации, сообщает The New York Times. Всемирная сеть стала для многих из нас основным внешним хранилищем информации, и мозг адаптируется к новым технологиям. Интернет-поиск начинает постепенно заменять людям память. «Убийцами памяти» являются не только поисковики, но и блоги, а также сам гипертекст.

влияние интернета на память

Как поясняет Спарроу, Интернет к настоящему времени стал основной формой того, что психологи называют «транзактивной памятью»*.  Стоит подчеркнуть, что в самом этом явлении нет ничего нового, ведь люди всегда пользовались какими-то сторонними источниками, например, опытом окружающих и т.п. Настораживает здесь другое — то, что люди, по сути дела, рассматривают Интернет как замену собственной памяти.

*Транзактивная память — запоминание алгоритма получения информации, а не самой информации. Нужные сведения хранятся не в собственной голове, а где-то «снаружи», но человек при этом знает, как можно получить доступ к этим сведениям.
Спарроу и ее соавторы, Дэниэл М.Уэгнер из Гарварда и Дженни Лю из Висконсинского университета (Мэдисон), провели серию экспериментов с запоминанием.

В ходе одного из них испытуемым дали ознакомиться с серией утверждений общего характера. При этом испытуемых предупредили, какие из этих утверждений будут недоступны впоследствии, а какие можно будет найти (например, с помощью поисковой системы). Как показали результаты, люди гораздо лучше запоминают ту информацию, которая в дальнейшем будет им недоступна, нежели ту, которая может быть доступна с помощью поиска.
В ходе другого эксперимента испытуемым давали ознакомиться с аналогичными утверждениями, однако вариантов предупреждений было больше. Об одной части фактов испытуемым было известно, что их можно найти (без точного указания, где именно), о другой части — что их можно отыскать в каком-то конкретном месте, а о третьей — что они будут удалены и более недоступны. Результат оказался аналогичным: хорошо запомнилось только то, что, по мнению испытуемых, впоследствии будет недоступно.

Сама Спарроу не видит во всем этом ничего плохого и даже полагает, что имеет смысл учесть результаты данного исследования в образовательной деятельности. Как полагает психолог, в процессе обучения имеет смысл уделять больше внимания пониманию идей, а также способов мышления, нежели фокусироваться на запоминании. В результате учащиеся будут меньше перегружены фактами, зато у них будет получше с пониманием.

Хотя в этом, несомненно, есть и рациональное зерно, нельзя не отметить, что общая тенденция «облегчать жизнь учащимся» наблюдается в Штатах довольно давно — как минимум, с первой половины прошлого столетия. С конца 20-х гг в американские психологи продвигали идею о том, что в школе не место «излишней академичности». Но итогом стало то, что при росте федерального финансирования начального и среднего образования, качество обучения упало в разы.

Таким образом, и предложение ученых переложить функции запоминания на Google и Яндекс может в конечном итоге выйти боком. Подобный подход также не учитывает того факта, что та или иная информация внезапно может стать недоступной — ведь вечных интернет-проектов просто не существует. Наконец, не совсем понятно, как смогут жить и работать жертвы подобных образовательных методик в случае тех или иных проблем с доступом к Сети.

© Александр Марков

Найдены отделы мозга, отвечающие за ложные воспоминания


Воспоминания о прошедших событиях могут искажаться, подстраиваясь под чужое мнение. Нейрологические основы этого явления, называемого «конформизмом памяти», до сих пор не были известны. Наблюдая при помощи ФМРТ за работой мозга людей, столкнувшихся с несоответствием их собственных воспоминаний мнению других, нейробиологи обнаружили, что в переделке воспоминаний участвуют гиппокамп и миндалина. По активности гиппокампа можно определить, действительно ли произошла «перезапись» воспоминания или человек присоединился к мнению большинства лишь на словах.

Не всё, что мы помним, было на самом деле. Результаты множества экспериментов показывают, что наши воспоминания о пережитых событиях могут искажаться под влиянием последующего опыта. Особенно сильной властью над памятью людей обладает общественное мнение. Как бы хорошо ни помнил человек какое-то событие, если окружающие уверены, что всё было иначе, он с большой вероятностью проявит «конформизм», то есть присоединится к мнению большинства.

Возможны два варианта конформизма. Человек может согласиться с большинством лишь на словах, тайно оставаясь при своем мнении. Это называют «публичным конформизмом». Исходное воспоминание при этом не меняется, что можно проверить экспериментально — например, повторив тестирование спустя какое-то время, на этот раз без социального давления.

Однако во многих случаях человек начинает искренне верить в измененную версию событий, навязанную ему другими людьми. Теперь он будет настаивать на ней даже без всякого давления со стороны окружающих, считая свое искаженное знание подлинным. Фактически это означает, что исходное воспоминание стирается и заменяется новым. Несмотря на долгую историю изучения, нейрологический базис «конформизма памяти» до сих пор оставался неизвестным.
Дизайн эксперимента. В первом случае (Manipulation) вопрос о содержании просмотренного фильма сопровождался неправильными ответами других людей, во втором (No-manipulation) вместо ответов изображались крестики, в третьем (Credibility) давались правильные ответы или комбинация правильных и неправильных (см. пояснения в тексте). Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Дизайн эксперимента. В первом случае (Manipulation) вопрос о содержании просмотренного фильма сопровождался неправильными ответами других людей, во втором (No-manipulation) вместо ответов изображались крестики, в третьем (Credibility) давались правильные ответы или комбинация правильных и неправильных (см. пояснения в тексте). Рисунок из обсуждаемой статьи в Science
Нейробиологи из Великобритании и Израиля решили выяснить, какие участки мозга задействованы в искажении воспоминаний под воздействием чужого мнения. В эксперименте приняли участие 30 добровольцев. Их разделили на группы по 5 человек и каждой группе показали 40-минутный документальный фильм про то, как полиция ловит незаконных иммигрантов. Участникам объяснили, что целью эксперимента является изучение памяти, что им потом будут задавать вопросы по фильму, и попросили не обсуждать друг с другом его содержание.

Спустя три дня все участники прошли первый тест, состоявший из 400 вопросов. Для каждого вопроса было предложено два варианта ответа — верный и неверный. Испытуемый должен был выбрать один из вариантов и указать, насколько он уверен в его правильности. Участники ответили правильно в среднем на 69% вопросов. Для тех случаев, когда испытуемые сообщили о средней или высокой степени уверенности, вероятность правильного ответа составляла 80%.

Еще через четыре дня провели второй тест. На этот раз испытуемого помещали в сканер для ФМРТ и следили за работой мозга. Вопросы были те же самые, но теперь испытуемыми пытались манипулировать при помощи сфабрикованного «общественного мнения». Участникам сказали, что в некоторых случаях им будут показывать, как ответили на этот вопрос другие и что эту информацию можно использовать для ориентира, но окончательное решение все-таки нужно принимать на основе собственных воспоминаний.

Вопросы были поделены на три группы:

1) «Манипуляция». 80 вопросов из числа тех, на которые человек ответил правильно и уверенно во время первого теста, сопровождались ложной информацией о мнении других людей. Испытуемому сначала в течение 2,5 секунд показывали вопрос с двумя вариантами ответа и фотографии четырех людей, которые смотрели фильм вместе с ним. После этого 2 секунды демонстрировался пустой экран, а потом — предыдущее изображение, на котором рядом с каждой фотографией помещались сфабрикованные «ответы». Все они были неверными. Через 2,5 секунды испытуемый получал возможность сделать свой выбор.

2) «Отсутствие манипуляции». 25 вопросов из той же категории (на которые при первом тестировании испытуемый ответил правильно и уверенно) сопровождались вместо чужих мнений крестиками.

3) «Повышение доверия». Чтобы испытуемые не заподозрили, что чужие ответы сфабрикованы, все остальные вопросы сопровождались либо правильными ответами других людей, либо комбинациями правильных и неправильных ответов.

Манипуляция оказалась весьма действенной: в 68,3% случаев испытуемые под влиянием сфабрикованного «мнения большинства» проявили конформизм, то есть дали неверные ответы на те вопросы, на которые они при первом тестировании ответили правильно. Это нельзя объяснить забыванием, потому что в ситуации «отсутствие манипуляции» неверные ответы были даны лишь в 15,5% случаев.


Процент ошибочных ответов в тестах 1, 2 и 3 (учитывались только те вопросы, на которые испытуемый дал правильный ответ в первом тесте). Тот факт, что в третьем тесте красный столбик хоть и стал ниже, чем во втором, но всё-таки остался выше черного, указывает на подмену воспоминаний. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Процент ошибочных ответов в тестах 1, 2 и 3 (учитывались только те вопросы, на которые испытуемый дал правильный ответ в первом тесте). Красные столбики («манипуляция») показывают долю ошибок в том случае, когда сфабрикованное «мнение большинства» противоречило собственному воспоминанию испытуемого. Черные столбики(«отсутствие манипуляции») представляют собой контроль и позволяют судить о скорости естественного забывания подробностей фильма. Тот факт, что в третьем тесте красный столбик хоть и стал ниже, чем во втором, но всё-таки остался выше черного, указывает на подмену воспоминаний. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Третий тест проводился через неделю после второго. Его целью было отделить случаи «публичного конформизма» от подлинного изменения воспоминаний. Людям опять задавали те же вопросы, но на этот раз без всяких манипуляций. Более того, перед тестированием им сообщили, что все «ответы» других людей, показанные в прошлый раз, на самом деле были случайным образом сгенерированы на компьютере.

В 59,2% случаев испытуемые после снятия социального давления вернулись к своему исходному, правильному мнению, то есть ошибка оказалась преходящей, а конформизм — «публичным». В остальных случаях (40,2%) они сохранили искаженное представление о содержании фильма (устойчивая ошибка, позволяющая предполагать подлинный конформизм памяти, то есть замену воспоминаний).

После этого авторы обратились к записям работы мозга испытуемых, полученным во время второго тестирования. Метод ФМРТ регистрирует приток артериальной крови к тем участкам мозга, которые в данный момент активно работают и поэтому испытывают потребность в кислороде. Это позволяет оценить степень активности разных участков мозга.

Сравнивалась работа мозга в следующих четырех ситуациях:

1) Нон-комформизм (те случаи, когда испытуемый дал правильный ответ вопреки мнению других).

2) Публичный конформизм (преходящая ошибка, когда испытуемый в ответ на манипуляцию дал неверный ответ во втором тесте, но вернулся к правильному ответу в третьем).

3) Устойчивая ошибка, указывающая на изменение воспоминаний.

4) Контроль (отсутствие манипуляции).

Исследователей интересовал процесс замены воспоминаний, поэтому они искали в первую очередь участки мозга, демонстрирующие необычную активность в ситуации 3 по сравнению с остальными ситуациями. Такие участки нашлись: ими оказались гиппокамп, извилина гиппокампа (parahippocampal gyrus) и миндалина. Все эти участки в ситуации 3 работали активнее, чем в ситуациях 1 и 2, причем в последних двух случаях их активность была одинаково низкой.
Гиппокамп играет ключевую роль в «консолидации памяти», то есть в формировании долговременных воспоминаний. Поэтому логично предположить, что активная работа гиппокампа в ситуации 3 непосредственно связана с «переписыванием» воспоминаний под влиянием чужого мнения.
Миндалина выполняет множество функций, так или иначе связанных с эмоциональной сферой и социальными отношениями. Она участвует и в закреплении эмоционально-окрашенных воспоминаний (например, связанных со страхом). Поэтому ее участие в подмене воспоминаний тоже выглядит вполне естественно.
Впрочем, дополнительный эксперимент, проведенный авторами, показал, что активность миндалины не является обязательным условием формирования ложных воспоминаний. Этот эксперимент отличался от основного только тем, что ошибочные ответы, с которыми испытуемого знакомили во время второго теста, выдавались не за мнения других людей, а за результаты работы четырех компьютерных алгоритмов, якобы умеющих анализировать содержание фильмов. Эта манипуляция тоже вызвала «конформизм», хотя и в меньшем проценте случаев, чем в основном эксперименте (45,3% ошибочных ответов в ситуации «манипуляция» во втором тесте; третий тест показал, что 61% этих ошибок были «преходящими»).

ложные воспоминания

Активность левой (L) и правой (R) миндалины (amyg), переднего гиппокампа (ant hipp) и извилины гиппокампа (PHG) в ситуации 1 (нон-комформизм, черные столбики), 2 (преходящая ошибка, зеленые столбики) и 3 (устойчивая ошибка, красные столбики). На всех графиках за ноль принята активность соответствующего участка мозга в ситуации 4 (контроль, отсутствие манипуляции). Слева (Social) показаны результаты основного эксперимента, когда неверные ответы выдавались за мнения других людей. Справа (Non-social) показаны результаты дополнительного эксперимента, когда ошибочные мнения выдавались за результаты работы компьютерных алгоритмов. Рисунок показывает, что активность всех перечисленных отделов мозга в ситуации 3 (когда происходит замена воспоминаний) выше, чем в ситуациях 1 и 2, когда воспоминания не меняются. Исключением из этого правила является отсутствие повышенной активности миндалины в дополнительном эксперименте (верхний правый график). Рисунок из обсуждаемой статьи в Science.

В дополнительном эксперименте, как и в основном, при изменении воспоминаний наблюдалась повышенная активность гиппокампа. Что касается миндалины, то ее активность не отличалась от базовой (то есть той, что наблюдалась в контрольной ситуации 4). Это позволяет предположить, что работа гиппокампа необходима для формирования ложных воспоминаний, тогда как работа миндалины, по-видимому, может дополнительно усиливать этот процесс, если ситуация связана с социальными взаимоотношениями (еще один дополнительный эксперимент показал, что активность миндалины в ситуации 3 не может быть объяснена повышенным эмоциональным возбуждением).

Авторы также выявили четыре участка лобных долей, активность которых была низкой при отсутствии манипуляции, средней в ситуациях 2 и 3 и максимальной в ситуации 1 (когда человек не согласился с общим мнением и проявил «нон-комформизм»). Эти участки, судя по всему, не связаны с формированием воспоминаний. В их задачи входит разрешение конфликтов (в данном случае речь идет о конфликте между собственным воспоминанием и чужим мнением).

Таким образом, авторам удалось продемонстрировать роль гиппокампа и миндалины в формировании ложных воспоминаний под влиянием чужого мнения. Тем самым давно известный и хорошо изученный психологический феномен — «конформизм памяти» — впервые удалось привязать к конкретным отделам мозга. Пожалуй, самый нетривиальный вывод состоит в том, что авторы научились по томограммам отличать «публичный конформизм», то есть поверхностное, показное согласие с мнением большинства, от подлинного, глубокого переубеждения, сопровождающегося переделкой воспоминаний. Похоже на то, что человека, искренне уверовавшего в ложное чужое мнение, можно отличить от «притворщика», наблюдая за работой его гиппокампа.

Источник: Micah Edelson, Tali Sharot, Raymond J. Dolan, Yadin Dudai. Following the Crowd: Brain Substrates of Long-Term Memory Conformity // Science. 2011. V. 333. P. 108–111.



0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger