Джиу-джитсу (по-японски дзю-дзютцу) – японская система самозащиты и нападения, без оружия, основными приёмами которой являются: удары в наиболее уязвимые части человеческого тела (солнечное сплетение, сонная артерия, печень и др.), выкручивание и перегибание суставов рук и ног в сочетании с различными бросками и захватами, сдавливающими дыхательные пути противника.

Истоки джиу-джитсу – в приемах самозащиты без оружия, известных в Японии еще в древности. К ХIII-ХIV вв. джиу-джитсу сформировалось и в XIV-XIX вв. получило широкое распространение в Японии как система физической и боевой подготовки самураев. В конце XIX века на основе отбора и модификации элементов лучших школ джиу-джитсу была создана японская национальная борьба дзюдо, в XX в. – такие современные японские системы самозащиты и нападения без оружия, как каратэ и айкидо, которые в середине XX в. были признаны самостоятельными видами спорта.
Создателем джиу-джитсу считается японский врач Акаяма Сиробеи. Однажды он, прогуливаясь по своему заснеженному саду, созерцал покрытые снегом деревья. Вдруг он с изумлением заметил, что толстые ветки деревьев не выдерживали тяжести снега и ломались, а тонкие ветки прогибались, а потом сбрасывали снег и выпрямлялись, как ни в чем не бывало.
«Мягкость побеждает силу и зло!» — воскликнул пораженный собственным открытием Сиробеи. И с тех пор главным принципом джиу- джитсу и еще целого ряда боевых искусств стало: «поддаться, чтобы победить».
Согласно наиболее популярной версии, джиу-джитсу (более точное произношение – дзю-дзютцу, так как в японском языке отсутствуют звуки ж, ч, ш) возникло во времена войны феодальных кланов Тайра и Минамото в ХI-ХII вв. н.э. Акаяма Сиробеи, в совершенстве владеющий распространенными тогда единоборствами коуг соку (в переводе -«латы, которые всегда при себе») и косино мавари или косимавари («панцирь, защищающий поясницу»), отправился для совершенствования своих познаний в области медицины в Китай, где познакомился с рядом местных единоборств и изучил два из них – шубаку и тайцзытуйшоу.
К счастью, искусство рукопашного боя интересовало его ничуть не меньше медицины. Вернувшись, он решил систематизировать все известные ему приемы борьбы без оружия и создать единую систему со своими принципами и методами. Он заперся в своем доме вместе с лучшими учениками и единомышленниками и 12 месяцев спустя представил специально созванной императорской комиссии 3 тысячи приемов рукопашного боя, заявив, что с их помощью может справиться с любым соперником – как невооруженным, так и вооруженным.
После долгого анализа и основательного обсуждения комиссия отобрала лишь 300 приемов – остальные заканчивались смертью соперника и потрясали своей жестокостью. Так возникло новое искусство, которое разнесли по Японии ученики Сиробеи. Особенно оно понравилось самурайским кланам, которые сразу же взяли его на вооружение. А оружием оно было действительно мощным. По преданиям, самураи, хватая в пылу борьбы противника, вырывали у него куски мяса вместе с обломками костей, сами того не замечая, а уж если человек попадался на подобный приём, то можно было считать, что бой окончен. Рассказывают, что у Гитина Фунакоси был учитель джиу-джитсу, который, сколько бы ни брал в руку бамбуковых палок, расщеплял их одним движением.
О самураях хотелось бы сказать особо. Бытует мнение, что они были жестокими убийцами, и у нас понятие «самурай» употребляется с отрицательным оттенком. Но это неверно. Самураев можно сравнить со средневековыми рыцарями Запада, и это военное сословие не было ни жестоким, ни кровожадным (слово «самурай» происходит от глагола «сабурахи» – служить великому человеку, человеку высшего сословия).
Это были благородные воины, настоящие джентльмены. Они наносили противнику смертельные раны только в том случае, если он посягал на их жизнь, и жили они согласно бусидо – кодексу чести и традиционной самурайской морали, в котором главными принципами были прямота, мужество, доброта, вежливость, уважение к людям, искренность и честность (слово самурая было законом), верность долгу («самурай не оставит своего господина, даже если число его вассалов сократится со ста до десяти и с десяти да одного»), скромность.
Самурай никогда не нападал на слабого, презирал деньги, а прежде чем напасть на врага, кричал: «Извольте защищаться!» или «Извольте умереть!». В бусидо говорилось, что обладающий лишь грубой силой недостоин звания самурая, они изучали науки, владели живописью, были неплохими поэтами и даже иногда на поле боя слагали стихи, воспевающие мужество и храбрость только что побежденного противника, в совершенстве знали чайную церемонию и каллиграфию, как и искусство боя. Рыцарями они оставались даже в случаях поражения – самурай, называя победителю свое имя, с улыбкой на устах делал харакири.
До XIV века развитие джиу-джитсу шло по замкнутой клановой системе. А в XIV веке, в ходе усмирения крестьянских восстаний на Окинаве, самураи с ужасом убедились, что их искусство неэффективно против ударной техники, созданной как средство борьбы с джиу-джитсу. Но опытные воины не собирались опускать руки — самураю такое не к лицу. Они раскрывали секреты «школы в зарослях» и начали интенсивно обогащать технику джиу-джитсу новыми приемами. С этого времени начался новый этап развития джиу-джитсу. Он был вызван военными противостояниями того времени, которые перерастали в вооруженные конфликты. Это и создало благоприятную почву для многостороннего дальнейшего развития джиу-джитсу, появления новых техник, школ, направлений.
Часть кланов продолжала сохранять верность традициям и культивировать классическое направление, уже утратившее эффективность, другие вообще отказались от борцовских приемов, полностью переняв технику окинавского рукопашного боя, а третьи, переняв технику, стали комбинировать борцовскую технику с ударной. А в XVI веке появился и сам термин «джиу-джитсу». В русском языке он имеет порядка десяти эквивалентов.
Наиболее распространенными вариантами перевода являются «тайное искусство», «незаметное искусство», «искусство четырех пальцев», «искусство незаметного отключения» и поэтичный перевод – «ветка, не сломленная снегом». Джиу-джитсу, в отличие от ушу и каратэ-до, никогда не становилось всеобщим достоянием и преимущественно культивировалось самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем направлении и фактически создавал фамильную школу.
В 1868 году Японию потрясла буржуазная революция Мейдзи, разрушившая феодализм и отнявшая у самураев былое влияние, почет и уважение. Многие японцы покинули родину, эмигрировав в Европу и США, вместе с ними эмигрировало и джиу-джитсу, вызвавшее повышенный интерес спецслужб европейских стран, в первую очередь Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Франции. Очень сильные мастера джиу-джитсу были в генеральном штабе русской армии, в армейской разведке и контрразведке, а также в третьем департаменте полиции, где оно использовалось в основном для разгона демонстраций без применения оружия.
Массовое развитие джиу-джитсу получило в России уже после Октябрьской революции в 20-е годы благодаря Василию Ощепкову. Родившись в тюрьме, он затем волею судьбы оказался в русской миссии в Японии, занимался дзюдо в центральной школе Кодокан (дзюдо тех времен было во многом схоже с джиу-джитсу и практически ничем не напоминало нынешний спортивный вариант), а потом создал свои школы во Владивостоке и Москве. Ощепков (в 1937 году он был незаконно репрессирован и умер в тюрьме) и его ученики обогатили японскую технику приемами национальных видов борьбы, успешно выступали на международных соревнованиях – так, борьба вольного стиля и борьба в одежде, или дзюдо, как называл ее сам Ощепков, получивший в Кодокане второй дан, входила в программу первой рабочей спартакиады 1926 года. Полковник НКВД В.А. Спиридонов на базе джиу-джитсу разработал САМОЗ – прикладную технику самозащиты, которой прекрасно владели представители советской военной разведки и контрразведки. В книге В.Богомолова «В августе сорок четвертого» описываются работники СМЕРШа, которые могли голыми руками задерживать хорошо вооруженных диверсантов, уклоняться от выстрелов с близкого расстояния.
В 1946 году искусство самообороны получило название самбо, а затем этот вид, еще в 1938 году включавший, по классификации А.Харлампиева, 8,5 тысяч приемов (для сравнения, – в джиу-джитсу 10 тысяч приемов), утратил прикладное значение, ударную технику и стал спортивной дисциплиной, а сам спорт приобрел политическую окраску, так как победы оказались важнее значения искусства в целом.
Широкое распространение в мире джиу-джитсу, как и другие боевые искусства, получило лишь в 50-х годах XX века, после того, как предста- вители различных видов этих боевых искусств совершили демонстрационно-коммерческое турне по всем континентам. Правда, джиу-джитсу уступило в популярности карате-до, ушу и таэквондо, но, тем не менее, оно культивируется многими международными организациями: Всемирной федерацией джиу-джитсу, Международной организацией боевых искусств, Международной федерацией ниндзюцу и многими другими.
Сегодняшнее джиу-джитсу – это искусство ведения боя с оружием и без оружия, в техническом арсенале которого примерно 60% болевых приемов (в том числе болевых и удушающих) и 40% – ударной техники. Но это соотношение варьируется в зависимости от стиля и традиций Национальной федерации.
Среди всех боевых искусств джиу-джитсу является наиболее демократической системой, поскольку по её уставу каждая федерация имеет право вводить в свою программу и методику те базовые элементы, которые присущи традициям этой страны. То есть здесь полностью отсутствует «железная» рука, нет диктата, нет рельсов, по которым можно ехать только в одном направлении и никуда больше – даётся право на творческий подход. Благодаря этому, идет обогащение системы, так как каждый вносит в нее то, что считает нужным (хотя в ней есть определенная база и генеральное направление).
Поэтому, например, в финской федерации приоритет отдается ударной технике, так как в Финляндии очень популярно контактное каратэ-до; во Франции федерация джиу-джитсу объединена с федерацией дзюдо, что свидетельствует о приоритете бросковой техники. В Дании дан по джиу-джитсу можно получить после сдачи на дан по каратэ-до. Естественно, что есть свои отличительные особенности и у мастеров («крупных» мастеров), которых только в Европе насчитывается около 20 человек. У каждого из них свой индивидуальный вариант, даже если они занимаются в одной школе, а если стили разные, то различий еще больше.
Главенствующее положение в мире джиу-джитсу занимают его родоначальники – японцы. Федерация в Японии отсутствует и представляют джиу-джитсу фамильные мастера, то есть потомки самурайских родов, культивировавших издавна тот или иной стиль. Всего существует более 200 стилей, но наиболее крупных 10-12: хонтай-йосин-рю, хакко-рю, ямата-рю, дайто-рю, такэнаучи-рю, саоситцу-рю и другие.
Остальные же давно стали синтетическими и развиваются лишь по инерции — они либо культивируются очень узким кругом людей, либо являются подстилями. Различия между стилями, которые в своей базовой технике не используют оружие, в целом незначительны: они в основном касаются стоек, положения корпуса, определённых элементов входа и выхода из приёма, проведения тех или иных технических действий.
Различия эти видны только высококлассному специалисту, потому что они заключаются только в базовых фамильных традициях: один клан издревле делал упор на удар кулаком, другой – на залом пальцев, и это было введено в ранг абсолюта и остается в этом ранге по сей день. Но зато у стилей, которые применяют различные варианты оружия, отличий много, так как техника подстраивается под предмет, будь то явара (короткая палочка), джо (средняя палка), бо (двухметровый шест), нагината (бо с сабелькой на конце), вей-джитсу (пояс) или другой вид.
Классическое джиу-джитсу фамильных мастеров — это красивое исполнение сложной техники, преимущественно в системе парных кат, когда один партнер заранее знает, что будет делать другой, выигрывая в зрелищности, проигрывая в эффективности. Но, тем не менее, именно оно считается основной и им обязан владеть любой мастер.
Отличие джиу-джитсу от других боевых искусств заключается не только в его демократичности и наличии в техническом арсенале и ударной, и борцовской техники. Дело в том, что в джиу-джитсу практиче ски полностью отсутствует спортивная конкуренция, которая заставляет держать технику в тайне от других, обуживать ее, делать серой и убогой, так как всё подчинено одному – победе. Фамильные мастера ревностно берегут свои секреты и раскрывают лишь малую их часть, заключая за немалые деньги контракт с той или иной федерацией. Поэтому на соревнованиях, проводящихся по системе показательных турниров, побеждает тот, кто демонстрирует высокий класс в большом спектре.
Ведь человек здесь может заниматься и чисто рукопашным поединком, и кобудо (работой с оружием), и вэй-джитсу (работой с веревкой), и стю-джитсу (так называемым пальцевым джитсу, то есть работой с пальцами соперника, заплетением и связыванием пальцев с вставлением между ними явары), и прочими направлениями. Хотя есть и система совершенствования соревновательных поединков, называемая до-артс.
В соревнованиях, проводимых в лёгкий и полный контакт, то есть когда удары не обозначаются, а наносятся (в лёгкий контакт работают любители, в полный – представители различных спецслужб и антитеррористических подразделений), могут участвовать мастера каратэ-до, таэквондо, дзюдо, ушу, айкидо – словом, всех видов, где каждый может использовать свою технику; в поединках допускаются удары руками, ногами, броски, захваты, болевые и удушающие приёмы, все, кроме воздействия на жизненно важные центры.
При сдаче экзамена на мастерскую степень занимающийся, кроме различных направлений джиу-джитсу, сдаёт также бу-джитсу, или полис- джитсу (полицейский вариант, то есть техника задержания, связывания, обыскивания, конвоирования плюс работа со специальным полицейским оружием – ножами, дубинками и т.д.). Что касается эффективности, то приоритет остаётся за джиу-джитсу, особенно в работе на ближней дистанции. Широко используется джиу-джитсу в различного рода нестандартных ситуациях, так что интерес к нему многих спецслужб неслучаен.
Несмотря на все перипетии и конкуренцию, ветка, которую не в силах сломить снег, выдержала и напор веков. И становится еще гибче и сильней, чем прежде.