воскресенье, 8 января 2012 г.

Японское чайное искусство .

A+ A-

 http://s49.radikal.ru/i125/0906/4f/324310e54895.jpg
Мы говорим «современная Япония», и обычно подразумеваем высокие технологии, роботов, экологичные предприятия, скоростные синкансэны, караоке и корпоративное мышление. Но в тоже время Япония - это страна, где по-прежнему с гордостью носят кимоно, а зародившийся еще в XVII веке театр кабуки остается самым популярным среди всех традиционных японских драматических жанров. 

Японцы сохранили множество обычаев, выдающих, что за внешней суровостью и деловитостью эти люди скрывают поэтичность и умение отстраниться от житейской суеты.


Чаепитие — одна из  традиций, без которой жизнь в современной Японии немыслима. Здесь к этому напитку относятся не просто с любовью — перед ним поклоняются почти как перед божеством.

Чаем встречают и провожают гостей, чай — непременное завершение любой трапезы. И такое пристрастие к этому напитку объясняется не только его чудесным вкусом, но и давно известными антибактериальными свойствами. Ведь японцам с их кухней (основа которой сырая рыба) чай, когда-то завезенный буддистскими монахами из Китая, пришелся как нельзя кстати.


Древнейшая из сохранившихся в Японии рукописей о чае - датированная примерно 1200 годом, «Кисса ёдзёки». В ней говорится, что зеленый чай благотворно воздействует на сердце, печень и другие органы человеческого организма. А вот и свидетельство современной статистики: в префектуре Сидзуока, где потребление зеленого чая особенно велико, отмечен самый низкий в Стране восходящего солнца процент смертности от рака. Объясняется это повышенным содержанием в зеленом чае катехинов, имеющих ярко выраженные антиканцерогенные и антибактериальные свойства. Кроме того, катехины весьма успешно борются с вирусом гриппа и даже с болезнью Альцгеймера. 

Привычный для нас черный байховый чай (сами японцы его именуют красным и называют «котя») в этой стране тоже пьют, иногда с сахаром и лимоном, однако для большинства людей это явно зарубежный изыск, уместный скорее на официальных мероприятиях, чем в кругу друзей или семьи.

Когда речь заходит о чаепитии, японец, несомненно, ожидает получить чашку зеленого чая. Кстати, только его и производят в Японии: ежегодно на местных плантациях произрастает до 90 тысяч метрических тонн зеленого чая. В специализированном чайном магазине легко растеряться: десятки, сотни наименований, которые непосвященному ничего не скажут. Глаза разбегаются! Помимо цены, один вид чая может отличаться от другого оттенками цвета, аромата, крупной или мелкой резкой, местом происхождения.


СЭНТЯ И ГЕКУРО
До 80% выращиваемого в Японии чая относится к так называемой категории сэнтя. С чайных кустов в начале лета собирают только самые нежные листья. После первичной паровой обработки их скручивают в тонкие иглообразные трубочки, чтобы удалить сок. Затем «иголочки» подсушивают струей теплого воздуха и упаковывают. Это общая схема, однако, существуют десятки тонкостей, связанных как со временем сбора листьев, так и с технологией обработки. Обычно сэнтя чуть горчит, но есть сорта, которые снимают на неделю-другую раньше остальных, и это обеспечивает напитку более нежный вкус.

Истинным «аристократом» среди чайных сортов считается гекуро, он и стоит дороже всего. Его выращивают на плантациях, затененных специальными полупрозрачными ширмами из бамбука. Собирают с кустов лишь самые нежные листочки. В дальнейшем он проходит такую же обработку, как сэнтя, но некоторые операции проводят вручную.

ПЕННЫЙ ЧАЙ
Наиболее экзотичный из зеленых японских чаев называется маття. Для его изготовления используют то же высококачественное сырье, что и для гекуро. Однако в самом конце листья перемалывают — в продажу такой чай поступает в виде порошка. В отличие от всех других сортов чая, маття не заваривают. Щепоть зеленого порошка заливают кипятком и взбивают до появления пены. Эта процедура — основной элемент чайной церемонии.

Около 500 лет после знакомства Японии с чаем он употреблялся здесь именно в виде маття. В то время чаепитие было исключительной привилегией аристократии и военного сословия. В повседневную жизнь рядового японца чай вошел только во второй половине XIX века после буржуазной революции.


Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 году. Позже чай стали выращивать при буддийских монастырях: монахи пили его во время религиозных ритуалов и медитаций. А в XII-XV вв. этот напиток завоевал популярность и у светской аристократии. Из Китая пришел не только сам чай, но и многие связанные с ним традиции. Например, такое развлечение монахов и самураев, как чайные турниры: тот из участников, кто угадывал наибольшее количество сортов, получал приз.

Среди горожан были распространены «чайные собрания». В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, часто молчаливые встречи. Внутреннюю сосредоточенность и душевное единение участники таких собраний стремились воплотить в эстетике чайной церемонии.

При дворе сёгуна Асикаги были впервые сформулированы четыре принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Причем тишина, покой понимались им как просветленное одиночество. Символом его считался образ одинокой веточки цветущей сливы в заснеженном лесу.

КРАСОТУ РОЖДАЮТ ДЕТАЛИ
В XV-XVI столетиях чайная церемония стала превращаться в своеобразный ритуально-философский спектакль, где каждые деталь и действие имели свое особое значение. Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями «саби» и «ваби», обозначающими гармоничное слияние изысканного и простого, красоты и лаконизма. В единственную комнату павильона снаружи вел узкий и низкий вход. Входящему, независимо от ранга и чина, приходилось сгибаться: здесь все были равны. Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными — длинные мечи приходилось оставлять за порогом. Сама чайная церемония учила видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.

Сегодня в Японии чайную церемонию нередко проводят не только в специальных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома, причем самой церемонии предшествует угощение. Однако неизменным остается стремление хозяев создать обстановку душевности, отойти от суеты и повседневных забот. Как и столетия назад, чайная церемония — это время для бесед об искусстве, литературе, живописи и о красоте глиняной чашки.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger