A+ A- |
Много лет я не могла понять, о чем вокруг говорят. «Поеду к Матрёне, может, поможет…», «Только к Матрёне, завтра к Матрёнушке, попрошу у Матрёны, помолюсь матушке...» – это говорили люди самые обычные, не замеченные в особой религиозности, живущие самой привычной, обыденно-лихорадочной жизнью.
Долго это слышалось, как что-то абсолютно далекое. Как вдруг очередная гостья на традиционный вопрос: какие планы на первый же день в Москве, неожиданно ответила: «Конечно, к Матрёне». Тут уже пришлось конкретно спросить – куда, и оказалось, что в двух шагах от дома…
Матрёна Дмитриевна Никонова, или святая Матрона – одна из интереснейших фигур в пантеоне православных святых. Во-первых, уже при жизни почиталась как прорицательница и творящая чудеса, а во-вторых, все это происходило не просто в XX веке, а конкретно в сталинскую эпоху. И это – факт поразительный, кажущийся совершенно невероятным.
А существует ведь и версия, что перед страшной и великой Битвой под Москвой к Матрёне приезжал сам И. Сталин. И версия эта иногда представляется не такой уж фантастической: известно, что во время войны Сталин временно прекратил гонения на церковь. Вспомним хотя бы его обращения к народу, где упоминались и «браться и сестры» наряду с «товарищами и гражданами»…
Верна версия или нет, возможно, никогда точно не узнать. Сама Матрёна подвергалась гонениям, но не была арестована, как многие из ее близких – точнее, тех, у кого она жила-ютилась. Существует даже икона ««Матрона и Сталин», где святая старица разговаривает с генералиссимусом в шинели! Был большой общественный резонанс, лже-икона осуждена РПЦ как сектантство (изображение этой «иконы» легко найти в Интернете).
Матрена Дмитриевна Никонова родилась 9 (или 22) ноября 1881 года в Тульской губернии, в деревне Себино Кимовского района (тогда – Епифанского уезда). Умерла 2 мая 1952 года в Москве. Канонизирована как блаженная старица в 2004 году.
О жизни ее известно довольно много – благо, дело совсем недавнее. Известна книга, посвященная ей: З. Жданова «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Есть другие воспоминания. Правда, к самой книге Ждановой у Русской Православной церкви отношение неоднозначное: не признают источником, но и не особо порицают.
Итак, родилась Матрёна четвертым ребенком в семье. У матери был вещий сон, после которого та не отдала слепую девочку в приют. Крестили Матроной (в честь греческой преподобной Матроны Константинопольской). Есть свидетельства, что уже с 8 лет проявились у Матрёны необычные способности к исцелению и особенно – предвидению. А девочка была не просто слепая, известно, что глазные впадины были закрыты веками, но «видела» она изнутри.
Преданий о слепой и обездвиженной из-за болезни женщине существует множество. Начиная от предсказания революции и Великой Отечественной войны, заканчивая помощью в написании дипломного архитектурного проекта с полным знанием достопримечательностей итальянских городов...
Как известно, сразу после революции из изголодавшихся деревень люди потянулись в город. Так и Матрёна оказалась в Москве, то ли за братьями, то ли сама по себе. И всю свою уже московскую жизнь обитала где и как придется. И творила свои чудеса – это то, что нам хорошо известно из книг и кинофильмов. Смерть свою 2 мая она тоже предсказала…
В 1999 году прах Матроны Московской перезахоронили на территории Покровского монастыря, который, собственно, расположен в центре города – Таганка (станция метро «Таганская»).
Сам Покровский женский монастырь был основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем. Назывался он тогда «Покрова на убогих домах», потому что еще раньше здесь находилось кладбище для бродяг и казненных... И история монастыря очень интересная – здесь была Духовная семинария. Здесь в Отечественную войну 1812 года было и разорение обители. Здесь же захоронены представители московского купечества.
А вот в советское время уже ничего не было: колокольню взорвали, снесли часовню, зато образовалось множество всяких контор вплоть до бильярдной. Только в 1994 году Священный Синод РПЦ принял решение о возобновлении женской монашеской обители – Покровского монастыря. А еще через несколько лет с Даниловского кладбища Москвы сюда перенесли останки праведной старицы Матроны.
Внутри монастыря первым делом стоят несколько милиционеров. Все улыбчивые, но строго говорят: «Снимать нельзя, запрещено». Люди мы самой жизнью приученные быть не самыми законопослушными, но здесь нарушать запрет даже в голову не пришло. Нельзя, так нельзя. Хотя во всех прочих монастырях, где довелось побывать – можно.
И тут же видишь небывалое количество народа. Не протолкнуться – тысячи и тысячи людей, мужчин и женщин, очень много совсем молодых. Все до единого – с цветами. Эти тысячи людей растекаются на две очереди: одна к иконе на улице, вторая – в церковь к мощам. Стоят спокойно и как-то радостно, при плохой погоде на холоде и ветру, но лица совсем не мрачные. Есть и святой источник, к которому специально приезжают с бутылками.
В качестве небольшого отступления. Вычитала в английской Википедии, что очереди к Матрёне длинные, часа на 4, но люди ведут себя необыкновенно хорошо, что «не характерно» для Москвы. Вот так и написано. Что касается огромнейших очередей – чистая правда, но москвичей опять обидели.
Гостевала у меня в тот раз мамочка троих детей, один из которых грудничок. И ей не пришлось стоять ни в какой очереди – пропустили сразу. Рассказала потом, что внутри очень хорошо – встречают, объясняют, помогают. Даже для грудных детей есть свои «удобства» – настоящая колыбелька. С собой дают лепестки – видимо, с тех цветов, которые несут и несут приходящие. Атмосферу «у Матроны» она охарактеризовала как более светлую, чем «у Ксении» в Петербурге.
Это удивительное явление в «циничной» Москве XXI века хоть и поразительно, но не случайно. Сюда приходят не богомольцы (хотя и они есть наверняка). Идут из квартир и офисов обычные люди, обыденно, вполне современно одетые. Идут просить помощи. Нет новой идеологии – остался вакуум, нет достижений и даже просто необходимого – остаются проблемы и беды.
Похоже, что потребность в помощи и защите, откуда бы она не исходила, в людях нарастает. И едут к Матрёне не только москвичи – едут отовсюду. И кого ни спроси – все говорят о чувстве облегчения. Это как минимум.
Матрона Московская. Почему к ней так спешат люди?
0 коммент.:
Отправить комментарий