воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Карен Шахназаров: "Нации, которая выиграла войну, уже нет"

A+ A-

Накануне премьеры нового фильма Карена Шахназарова, редакция LiveJournal.ru поговорила с режиссером об американской системе ценностей, военных воспоминаниях и несгибаемом русском духе.



Редакция LiveJournal: Вы говорили, что сняв военную картину, многое узнали про кино. Что стало самым ценным открытием?

Карен Шахназаров: Это очень своеобразная работа – делать фильм о войне, но для меня было очень важно ее проделать, «попробовать» эту тему, поскольку я считаю, что если режиссер не снимал фильма о войне, то он очень много о себе не знает. Конечно, это физически тяжело, потому что, хочешь - не хочешь, а приходится работать в сложных условиях, по колено в грязи и пыли. Но это и безумное эмоциональное напряжение. Поэтому те приемы, которые ты заимствуешь из других жанров, здесь не работают, это важно понимать.

Редакция LiveJournal:: Сейчас появляется все больше фильмов, посвященных военной тематике: «Август восьмого» Джаника Файзиева или «Брестская крепость» Александра Котта. Какое у вас отношение к современным военным фильмам?

Карен Шахназаров:: Конечно, это другой жанр, и другой взгляд на войну, но так и должно быть, с этим ничего не поделаешь. Я гораздо с большим восхищением отношусь к советским военным фильмам.

Редакция LiveJournal:: Какой ваш самый любимый?

Карен Шахназаров:: Я в этом плане традиционалист: «Летят журавли», хотя это, наверное, в меньшей степени военная картина. «Баллада о солдате», «Они сражались за родину»…

Редакция LiveJournal: То есть современное для вас, как для традиционалиста, не представляет интереса?

Карен Шахназаров:: Ну как сказать. Все-таки «Белый тигр» сложно назвать традиционным военным фильмом. Дело все в том, что тема Второй Мировой огромна, и она абсолютно не склонна к умиранию. Слишком большого масштаба событие. Более того, мне кажется, что только сейчас мы начинаем многие вещи переосмысливать. Меня как-раз-таки в этой истории заинтересовал нетрадиционный взгляд, и то, что это взгляд молодого человека. Он совершенно по-другому посмотрел на эту историю: это же надо было придумать такой совершенно фантастический, мистический сюжет и вплести его в историю войны!



Редакция LiveJournal: Кстати, у вас была личная встреча с автором? (Иван Бояшов – прим. ред) Про него как-то ничего не понятно, кроме того, что он очень хорошо разбирается в военной технике.

Карен Шахназаров:: Он военный историк, преподает в университете в Санкт-Петербурге. Поэтому он очень хорошо осведомлен насчет технической стороны вопроса… Встречались мы только один раз, когда договаривались по поводу приобретения прав. Он абсолютно благородно все отдал на откуп… (смеется)

Редакция LiveJournal:: В каком-то смысле, это же фильм больше, чем просто о войне. Он и о противостоянии добра со злом. Правда, добро тоже сложно назвать абсолютным, это скорее такое «добро с кулаками»

Карен Шахназаров:: Мы с Бородянским довольно сильно изменили повесть, очень серьезно поработали над сценарием и переписали его практически полностью. Неизменным осталась лишь основная история, сюжет и как-раз-таки это противостояние, ради которого я, можно сказать, и взялся за фильм. Там есть такой момент перерождения главного героя, когда он превращается в идеальное орудие войны.

Редакция LiveJournal:: Вот, кстати, любопытно, что с немецкой стороны, главная движущая сила – это техника, а со стороны русской армии – человек.

Карен Шахназаров:: А это и стало ключевым фактором нашей победы. Правда, как потом оказалось, у нас и техника была лучше, но все-таки главной движущей силой был человек – его дух, его вера. Это то, что и немцы, и Гитлер, мягко говоря, не оценили.



Редакция LiveJournal:: Если вернуться к вопросу о первоисточнике, вы же не только изменили сюжет, но и ввели новых героев, у вас там есть Гитлер, Кейтель, Жуков выведен как одна из центральных фигур. Для чего они вам?

Карен Шахназаров:: Мне показалось, что появление исторических персонажей переводит эту историю на другой уровень. Она становится из некой частной, более объемлющей.

Редакция LiveJournal:: Вы же рассматривали несколько немецких актеров на роли Гитлера и Кейтеля. Кто отказался у вас сниматься?

Карен Шахназаров:: Принципиально отказался только один актер, который сказал, что он для себя когда-то решил, что не будет никогда играть Гитлера, ни в одной картине, ни у русского, ни у своего режиссера. А больше никто не отказывался, мы, наоборот, выбирали. У нас другой момент был любопытный. Я долго не мог «нащупать» Жукова, поэтому изначально пробовал на его роль Кристиана Редля, который потом сыграл Кейтеля. Он сперва был сильно удивлен моим режиссерским видением, долго сомневался и спрашивал, не слишком ли это, что немец играет русского национального героя? (смеется) И после многочисленных проб все встало на свои места: на роль Жукова мы пригласили Валерия Гришко, а Редль стал Кейтелем.

Редакция LiveJournal:: Вы разговаривали с немецкими актерами о Второй Мировой? Какое у них отношение к нашему общему историческому прошлому?

Карен Шахназаров:: У меня было ощущение, что эту тему не стоит затрагивать, потому что, несмотря на дружелюбную атмосферу на площадке, все-таки чувствовалось некое напряжение. Мы касались только проработки роли, только вопросов по фильму, ничего больше. Правда, был один любопытный эпизод, о котором мне рассказывали коллеги, я сам при этом не присутствовал. Мы выстроили в павильоне Мосфильма сцену разрушенного немецкого города: великолепные и очень реалистичные декорации. И когда приехали немецкие актеры, их повели в этот павильон показывать сцену. И один из них, пожилой немецкий актер, заплакал. Когда его спросили, в чем дело, он сказал, что этот город выглядит точь в точь, как город из его детских воспоминаний.

Редакция LiveJournal:: Вы достаточно постоянны в выборе актеров. Алексей Вертков уже играл у вас в предыдущем фильме «Палата № 6». И в этой картине, и в «Белом тигре», ему достались персонажи, мягко говоря, близкие к безумию. Он на вас не обижается за то, что вы его на такие роли приглашаете?


Плакат фильма "Цареубийца", который весит над столом у Карена Георгиевича

Карен Шахназаров:: Я ему все-таки главные роли даю, за что обижаться? Потом, знаете, я думаю, это в его природе заложено, ему такие роли подходят. Я не хочу сказать, что он сумасшедший, я имею ввиду, что у каждого артиста есть какое-то амплуа. Вот роли «безумцев» - это его. Он кстати очень похож на Макдауэлла, (показывает на плакат, который висит у него над столом – прим. ред). Мне еще на «Палате № 6» все об этом говорили.

Редакция LiveJournal:: А почему вы отказались от известных актеров? С точки зрения привлечения зрительского интереса, это был бы более разумный ход.

Карен Шахназаров:: Я не думаю, что наш зритель ходит на звезд, это больше в американской системе ценностей. А наш зритель все-таки интересуется сюжетом, возможно, даже режиссером картины. Здесь, скорее, другой момент важен. Мы эту фантастическую историю хотели погрузить в достоверную реальность войны. И мне казалось важным найти не очень современные лица, не очень примелькавшиеся. Знаете, как сложно было найти актеров даже для массовки? Все-таки нация очень сильно изменилась. Той нации, которая выиграла войну, уже нет.

Редакция LiveJournal:: В чем изменения?
Карен Шахназаров:: Меньше осмысленности. Тогда страсть была в лицах, людям было интересно жить. Может быть, как раз война, и все эти испытания, которые выпали на долю нации, и были причиной, своеобразным отпечатком… Я, когда смотрел архивные фотографии, понимал, глядя на те лица, почему мы выиграли войну.

Редакция LiveJournal:: А как вам кажется, может ли произойти в будущем событие такого же масштаба как Вторая Мировая?

Карен Шахназаров:: Все может быть, ничего нельзя знать заранее. Это один из тех важных вопросов, на которые я пытался ответить для себя – не есть ли война, нечто присущее человеку настолько, что он не может без нее? С одной стороны не хочется с этой мыслью мириться. Помните, как писал Толстой: «И совершилось самое противоестественное человеческой природе событие – началась война».

А с другой стороны, вся история говорит об обратном. Пока у меня нет ответа на этот вопрос, но благодаря «Белому тигру», я задумался об этом.

Редакция LiveJournal:: Вы говорили, что этот фильм - своеобразное посвящение вашему отцу и его поколению фронтовиков. Ваш отец, который прошел всю Великую Отечественную, участвовал в освобождении Севастополя, Минска, Литвы, рассказывал вам какие-то фронтовые истории?

Карен Шахназаров:: Он не очень любил рассказывать о войне, как все, кто на ней побывал. Но у него были, скажем так, интересные образы. Один из них мне очень сильно запомнился. Конец войны застал отца уже в Кенигсберге, и он возвращался вместе со своими фронтовыми товарищами домой. Это было еще до капитуляции, но уже было ясно, что мы выиграли. И вот представьте: теплый майский день, дорога, окруженная деревьями, немецкий небольшой городок… и тут они видят, что на дороге лежит обнаженный женский труп. И мой отец, который прошел всю войну, и практически ежедневно сталкивался со смертью, рассказывал, что ему это навсегда врезалось в память. Они все были шокированы. Вот такой очень сложный и интересный образ. И в этом – вся суть войны.

 Трейлер фильма:




Фильм «Белый тигр» выйдет в прокат 3 мая.
Подробней про сам фильм можно прочитать тут

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger