понедельник, 23 апреля 2012 г.

Абрахам Маслоу ( о важном )

A+ A-





К характеристикам духовно здоровых людей, подтвержденных наблюдениями Маслоу, можно отнести следующие:

1. Объективное восприятие реальности

Духовно здоровые люди менее эмоциональны и более объективны в восприятии реальности, терпимы к противоречиям и неопределенности. Они приветствуют сомнение и нехоженые пути.

2. Полное принятие себя, других и природы

Духовно здоровье люди принимают себя такими, какие они есть как на психическом, так и на физиологическом уровне и ощущают при этом радость жизни (у них хороший аппетит, сон, секс). С пониманием они относятся к основным биологическим процессам в организме. Подобным образом они воспринимают других и человечество в целом.

3. Непосредственность, простота и естественность поведения

Как точно заметил М. Е. Литвак (1997), с этими людьми общаться так же просто, как с японской техникой. Однако эта простота общения не означает, что они доступны для каждого в любой момент и что они так же просты "внутри".

4. Увлеченность и преданность какому-либо делу (фокус на проблеме, а не на себе)

Духовно здоровые люди привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают для себя жизненной миссией. Говоря словами Маслоу, они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить.

5. Независимость и потребность в уединении

Они очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и в одиночестве, общении с собой.

6. Автономия, независимость от культуры и окружения

Они больше полагаются на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. В этом смысле они самодостаточны, то есть независимы на самом деле, а не в смысле заявления своей позиции.

7. Свежесть оценки и восприятия

Духовно здоровые люди каждый день своей жизни воспринимают как захватывающее и волнующее событие. Для них восприятие сотой радуги так же прекрасно и восхитительно, как и восприятие первой радуги в мире.

8. Вершинные или мистические переживания

Эти люди способны переживать моменты сильного волнения или высокого напряжения, экстатические состояния. Когда они переживаются? В кульминационные моменты любви и интимности, творчества, открытия и слияния с природой.

9. Общественный интерес, чувство сопричастности, единения с другими, доброжелательности

Это выражается в сострадании, симпатии и любви ко всему человечеству (часто в виде отношения старшего брата к младшему)

10. Глубокие межличностные отношения

У этих людей узок круг общения, так как настоящее общение, состояние духовного единства с другими требует времени и усилий. Однако их общение отличается глубиной переживаемых чувств. Кроме того, для этих людей характерно высокое чувство эмпатии, сопереживания.

11. Демократический тип характера

У этих людей нет предубеждений к другому классу, расе, религии, полк, возрасту, профессии, сексуальной ориентации, прочим атрибутам статуса. Они с готовностью учатся у любого, если только у него можно чему-то научиться.

В то же время они не считают всех без исключения равными.

Маслоу писал: "эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти".

12. Разграничение целей и средств

В повседневной жизни они более определены, последовательны и тверды, чем другие, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя немногие их них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. В то же время для них порой сам процесс значит больше, чем цель, пусть и очень благовидная.

13. Философское чувство юмора

Эти люди предпочитают доброжелательный, философский юмор, высмеивающий глупость человечества в целом, в отличие от других людей, которые могут получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных. Юмор духовно здоровых людей вызывает улыбку, а не смех.

14. Креативность, творческий подход к жизни

Для них характерна естественная и спонтанная креативность, позволяющая будничное дело осуществлять каждый раз по-новому. Кроме того, их творческий подход проявляется прежде всего в повседневных делах, а не как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Вот почему Маслоу как-то заметил, что в первоклассном супе больше творчества, чем во второсортной поэзии.

15. Сопротивление окультуриванию

Они в гармонии со своей культурой, вместе с тем сохраняют определенную независимость от нее. Они традиционны и ничем не отличаются от других, пока требования культуры не

затрагивают их основные, базисные ценности.

Другой крупный представитель гуманистической терапии -американский психолог и психотерапевт Абрахам Маслоу. В ос­нову своего подхода Маслоу положил такие понятия, как лично­стный рост и развитие. Он в определенной мере противопоставил свои взгляды на активную творческую роль человека положениям психоаналитических и бихевиористских школ, фактически отри­цавших силы духовного саморазвития человека.
Маслоу утверждает, что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном само­совершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п.
Основу учения А. Маслоу составляет теория самоактуализации. Признавая авторитет З.Фрейда и многих его теоретических и практических достижений, он считал, что психоанализ Фрейда более ориентирован на работу с невротическими личностями. Маслоу предлагал дополнить данные Фрейда результатами рабо­ты с практически здоровыми людьми.
Можно сказать, что основную работу над теорией самоак­туализации А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, ко­торые, по всеобщему мнению, являлись вполне душевно здоро­выми личностями. Среди таких знаменитых людей оказались Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и другие, чьи биографии, труды и воспоминая современников о них были им тщательно проанализированы.
В результате такого анализа А. Маслоу выделил следующие характеристики людей, которых он назвал самоактуализирующимися. Несмотря на многие индивидуальные различия, всем им оказалось свойственно:
- более эффективное (действенное) восприятие реальности и более комфортное отношение к ней, чем у большинства людей;
- принятие себя,других, природы реально и позитивно;
- спонтанность, простота, естественность;
- центрированность на задаче, деятельности, внешнем объекте (в отличие от центрированности на себе);
- некоторая отдельность от других (при готовности к коопера­ции), самодостаточность, здоровая потребность в периодическом уединении;
- автономия, независимость основных черт характера и пове­дения от влияния культуры и среды;
- постоянная свежесть (не стереотипность) оценки людей и собы­тий, готовность к объективной коррекции своих взглядов, мнений;
- мистичность (как неосознанная вера в предопределенность некоторых событий) и опыт высших состояний, интуитивных озарений;
- чувство сопричастности, единства с другими (при сохранении индивидуальной «отдельности»);
- более глубокие межличностные отношения, чем у большин­ства людей;
-демократическая структура характера (здесь надо отметить, что Маслоу исследовал в основном политических деятелей США, воспитанных в демократических традициях. -А. Р.);
-разъединение средств и целей, добра и зла (здесь тоже важно отметить пропагандируемую политическими деятелями США систему ценностей, тогда как мы знаем из истории, что многие выдающиеся политики своими поступками не соответствовали провозглашаемым ими ценностям);
- неагрессивное чувство юмора;
- самоактуализирующееся творчество;
- сопротивление аккультурации: трансцендирование любой частной культуры (то есть умение достойно оценить различные аспекты различных культур без предвзятости, вкусовщины и стремления подогнать их под общий знаменатель).
При этом А. Маслоу не утверждал, что самоактуализирующие­ся личности совершенны. У них, как и у других людей, могут про­являться эгоцентризм, неадекватная агрессивность, вздорность, они могут периодически испытывать чувство депрессии. Однако эти негативные чувства у них не превалируют над выше отмечен­ными положительными особенностями и не играют решающей роли в их образе мышления и деятельности, не мешают им отде­лить реальные проблемы от проблем настроения.
Говоря словами А. Маслоу, «самоактуализация - это не отсут­ствие проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным» (цит. по Н.Линде).
А. Маслоу приводит восемь определений самоактуализации с позиции путей ее достижения:
1. Самоактуализация - это полное мысленное и эмоциональное включение в реальную проблему, задачу, деятельность.
2. Самоактуализация - это движение при каждом жизненном выборе в сторону личностного роста, прогресса, даже если это связано с риском, прежде всего с риском столкнуться с новыми, еще неизвестными проблемами.
3. Самоактуализация - это значит реализация своих потенци­альных творческих возможностей в практической деятельности, а не только в мечтах и планах.
4. Самоактуализация - это честность перед собой и другими и принятие ответственности за свои решения и действия, а не пере­кладывание ее на других людей и обстоятельства.
5. Самоактуализация - это развитие в себе стратегии «лучшего жизненного выбора», укрепление веры в своих способностях при­нимать правильное решение как на основании объективного ана­лиза, так и с помощью интуиции.
6. Самоактуализация — это не только процесс реализации сво­их имеющихся в данный момент личностных ресурсов, но и даль­нейшее постоянное развитие потенциальных возможностей для их последующей практической реализации.
7. Самоактуализация - это прогрессирующая способность ис­пытывать периодически «пик переживания», как состояние наи­высшей интеграции личностных ресурсов, в котором наступают прорывы лучшего осознания себя и окружающей действительно­сти, принятия ясных и точных решений и их эффективная практи­ческая реализация.
8. Самоактуализация - это способность честно, критически взглянуть на себя и свои проблемы, разоблачить психологические защиты, самообманы и начать решительно устранять их.
Абрахамом Маслоу была также разработана концепция иерархии фундаментальных потребностей. В соответствии с этой концепцией наши потребности последовательно развиваются от низших, физиологических потребностей организма (в еде, сне и др.) до высших.
К высшим потребностям А. Маслоу в первую очередь относит потребность человека чувствовать безопасность, любовь, сопринадлежность к какой-то группе, уважение и, наконец, потребность в самоактуализации, куда входят практически все духовные по­требности.
Согласно А.Маслоу высшие потребности могут успешно реали­зовываться лишь после удовлетворения низших, то есть после соз­дания удовлетворительных первоочередных жизненных условий.
Это очень важный вывод с социальной точки зрения для обще­ства в целом. Нельзя надеяться на повышение культурного уровня и раскрытия творческого потенциала людей, не обеспеченных удовлетворением первоочередных потребностей.
Важен этот вывод и для психотерапевта, который, прежде чем начать работать с конкретным клиентом над проблемой его твор­ческой самоактуализации, должен знать, насколько удовлетворе­ны его низшие первоочередные потребности.
Однако при этом не следует забывать, что высшие потребности (в безопасности, любви, уважении и др.) тоже относятся не к «архитектурным излишествам», а к важнейшим фундаментальным потребностям, без удовлетворения которых личность не может получить нормального развития и самореализации.
Сам А.Маслоу не считал себя психотерапевтом-практиком, однако его влияние на практику психотерапии не подвергается сомнению. Важнейшем условием эффективной психотерапии А. Маслоу считал установление доверительных отношений между клиентом и терапевтом. При этом терапевт выступает в роли рав­ного партнера, мудрого друга, а не руководителя. В творческом общении с клиентом, он должен максимально придерживаться так называемой модели помощи даоса, то есть помощи без вмешатель­ства, постепенно передавая все больше инициативы и ответствен­ности самому клиенту.
Главной задачей психотерапевта здесь является создание оп­тимальной доброжелательной и защищенной атмосферы для са­мораскрытия и самоактуализации клиента.
Как мы уже говорили, психотерапевт должен знать об удовле­творенности низших потребностей клиента, но работает он в на­правлении удовлетворения его высших потребностей.
А.Маслоу подчеркивает, что большинство людей, обращаю­щихся за помощью к психотерапевту, страдают (испытывают фрустрацию) из-за неудовлетворения потребности в любви, уважении и реальном (а не показном) самоуважении.
Выход из невротического состояния клиента Маслоу видит в пробуждении сил его самоактуализации. Психотерапевт помогает клиенту осознать свои истинные потенциальные способности, по­верить в возможность их успешной практической реализации, создать атмосферу, способствующую началу этого процесса, пси­хологически поддержать при трудностях и поощрить первые ус­пехи на этом пути.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger