A+ A- |
Полет Юрия Гагарина широко обсуждался в западной прессе 1961 года. Одни восхищались подвигом Дикой Утки, достойным фантастики; другие писали о том, что, не будь холодной войны, не покорил бы человек космос; издания указывали на то, что еще со времен Сталинграда было предсказуемо, что русские достигнут прорыва в космической отрасли; а кто-то публиковал эмоциональное обращение британских женщин о том, "почему не женщина".
"Он отправился в космос чуть позднее семи, вчера утром. Молодой - 27-летний - женатый русский. Юрий Гагарин. "Гагарин" означает "дикая утка". Он облетел вокруг всего мира. Пронесся над океанами и континентами. Сообщив просто: "Полет проходит нормально. Чувствую себя хорошо". Дикая утка приземлилась где-то в России незадолго до девяти утра. Час пик для приземленных британцев. Его первые слова… "Чувствую себя хорошо. Травм и ушибов нет"", - так начинается материал от 13 апреля 1961 года Тони Майлса в издании Daily Mirror. Кого не расшевелит такое мощное достижение, спрашивает он. "Сегодня газета Daily Mirror чествует русских – и Дикую Утку. Его зовут Юрий Алексеевич Гагарин. Он сын плотника… Сегодня – в то время как мир лежит у его ног – он шагает по Земле, как величайший, храбрейший первопроходец в истории".
Празднования первого полета человека в космос, конечно, проходили и в социалистической Чехословакии. Так, известный музыкант Густав Бром (Gustav Brom) со своим оркестром в течение нескольких часов после старта "Востока" записал песню "Dobrý den, majore Gagarine" - "Добрый день, майор Гагарин". Здесь ее исполняет детский хор.
Наряду с героизмом, в этом достижении ученых и "космонавта" есть во всем этом и нечто трагическое, писали журналисты газеты The Washington Post. Можно задаться вопросом, смог бы человек достичь таких вершин в процессе покорения космоса без стимула военных технологий и холодной войны. И если конфликт и помог добиться этого поразительного научного прогресса, он также некоторым образом ослабил блеск этого достижения. Таким образом, покорение космоса становится скорее побочным продуктом разногласий и провалов человечества на Земле, нежели безупречным результатом научных изысканий. Но, возможно, так было всегда. Так рассуждали. В редакционной статье они также отмечают, что в любом случае, нужно посмотреть в лицо факту советского космического подвига, как он есть. Если Соединенные Штаты хотят начать возвращать себе престиж, уже потерянный в этой гонке, очевидно, что придется удвоить свои усилия, чтобы достичь сложного прорыва к первому месту.
Советский подход к космическим исследованиям с самого начала отличался от подхода Соединенных Штатов благодаря своему упору на пилотируемые полеты. Для этого необходимы большие ракеты-носители, и русские могли быть воодушевлены на работу в этом направлении, когда после войны захватили немецкие планы большой ракеты, писало тогда издание The Times. Однако, "у них были и свои собственные разработки, на основании которых они работали. Еще в ходе битв за Москву и Сталинград советские военные ракеты оказались лучше, чем немецкие. Поэтому, хотя они и воспользовались разработками немцев, работавших на них после войны, у них уже было хорошее основание – и на последних этапах разработки и строительства работу делали именно русские. В частности, похоже, что должное за высокий стандарт точности, которого им удалось добиться, следует отдать исключительно русским".
Марджери Прупс сразу на следующий день после полета Гагарина пыталась ответить на космический вопрос "Почему полетела не девушка?". "Не получил ли мужчина шанс стать первым человеком, облетевшим вокруг Земли потому, что женщин больше беспокоит прожарка бифштекса и готовность пудинга и хорошее настроение мужа?", - спрашивает она. Хотя некоторые женщины и могут заявить, что космические полеты – это мальчишеские шалости, многие женщины были бы еще более возбуждены, если бы вчерашний космонавт оказался космонавткой. Девушки не хуже парней способны справиться с этой задачей, читаем ее комментарии с материале газеты Daily Mirror.
Материал подготовлен редакцией ИноСМИ на основе информации открытых источников
"Он отправился в космос чуть позднее семи, вчера утром. Молодой - 27-летний - женатый русский. Юрий Гагарин. "Гагарин" означает "дикая утка". Он облетел вокруг всего мира. Пронесся над океанами и континентами. Сообщив просто: "Полет проходит нормально. Чувствую себя хорошо". Дикая утка приземлилась где-то в России незадолго до девяти утра. Час пик для приземленных британцев. Его первые слова… "Чувствую себя хорошо. Травм и ушибов нет"", - так начинается материал от 13 апреля 1961 года Тони Майлса в издании Daily Mirror. Кого не расшевелит такое мощное достижение, спрашивает он. "Сегодня газета Daily Mirror чествует русских – и Дикую Утку. Его зовут Юрий Алексеевич Гагарин. Он сын плотника… Сегодня – в то время как мир лежит у его ног – он шагает по Земле, как величайший, храбрейший первопроходец в истории".
Празднования первого полета человека в космос, конечно, проходили и в социалистической Чехословакии. Так, известный музыкант Густав Бром (Gustav Brom) со своим оркестром в течение нескольких часов после старта "Востока" записал песню "Dobrý den, majore Gagarine" - "Добрый день, майор Гагарин". Здесь ее исполняет детский хор.
Наряду с героизмом, в этом достижении ученых и "космонавта" есть во всем этом и нечто трагическое, писали журналисты газеты The Washington Post. Можно задаться вопросом, смог бы человек достичь таких вершин в процессе покорения космоса без стимула военных технологий и холодной войны. И если конфликт и помог добиться этого поразительного научного прогресса, он также некоторым образом ослабил блеск этого достижения. Таким образом, покорение космоса становится скорее побочным продуктом разногласий и провалов человечества на Земле, нежели безупречным результатом научных изысканий. Но, возможно, так было всегда. Так рассуждали. В редакционной статье они также отмечают, что в любом случае, нужно посмотреть в лицо факту советского космического подвига, как он есть. Если Соединенные Штаты хотят начать возвращать себе престиж, уже потерянный в этой гонке, очевидно, что придется удвоить свои усилия, чтобы достичь сложного прорыва к первому месту.
Марджери Прупс сразу на следующий день после полета Гагарина пыталась ответить на космический вопрос "Почему полетела не девушка?". "Не получил ли мужчина шанс стать первым человеком, облетевшим вокруг Земли потому, что женщин больше беспокоит прожарка бифштекса и готовность пудинга и хорошее настроение мужа?", - спрашивает она. Хотя некоторые женщины и могут заявить, что космические полеты – это мальчишеские шалости, многие женщины были бы еще более возбуждены, если бы вчерашний космонавт оказался космонавткой. Девушки не хуже парней способны справиться с этой задачей, читаем ее комментарии с материале газеты Daily Mirror.
Материал подготовлен редакцией ИноСМИ на основе информации открытых источников
Гибель Юрия Гагарина: версия космонавта Владимира Аксенова
контекст
Александр Ковалев, специальный корреспондент РИА Новости
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов, в день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года проходивший вместе с ним на аэродроме предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, впервые представил наиболее правдоподобную и пока официально не озвученную версию авиакатастрофы истребителя МиГ-15 УТИ, оборвавшей жизни первого космонавта планеты и командира летного полка Центра подготовки космонавтов Владимира Серегина.
Причины гибели Юрия Гагарина Владимир Аксенов изложил в книге "Дорогами испытаний", вышедшей в свет ограниченным тиражом. Один экземпляр издания летчик-космонавт с автографом передал корреспонденту РИА Новости в Мемориальном музее космонавтики.
Гагарин и Аксенов в тот день вместе прошли медобследование, но полетели на разных самолетах
"Представляемую версию первым сформулировал в первые дни после гибели экипажа Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, член государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Сергей Анохин. Одному из первых он рассказал ее мне не только потому, что мы были в очень близких дружественных отношениях и понимали многое, относящееся к авиации с полуслова, но, вероятно, еще и потому, что в тот трагический день мне пришлось вместе с Юрием Гагариным утром одеваться для полетов в одной комнате, проходить у одного врача необходимое предполетное обследование и получать сведения о метеообстановке у одного метеоролога", - вспоминает Аксенов.
По его словам, после этого экипажи разошлись на разные самолеты: Юрий Гагарин - выполнять вместе с Владимиром Серегиным контрольный полет на МиГ-15, а Аксенов - на другой самолет, на котором в этот день проходили тренировки на невесомость.
Предпосылки авиакатастрофы: сложные метеоусловия
Летчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.
"Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика", - отмечает Аксенов.
Последние слова Гагарина
По его словам, последнее сообщение с борта самолета Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серегиным закончили выполнение летного задания, выполнявшегося над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 километров.
Аксенов полагает, что свое сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полете, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.
До гибели Гагарина - несколько минут
"Снижение из зоны пилотажа можно выполнять разными способами: либо нисходящей спиралью за несколько кругов, либо сделав переворот с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ - интенсивное снижение переворотом - применяют многие летчики, которым необходимо побыстрее завершить свое задание и предоставить самолет другим пилотам. А в этот день должен был летать еще и космонавт Евгений Хрунов, так что мотивы для наиболее быстрого снижения были", - констатирует Аксенов.
По его мнению, выполнив переворот, Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности. Аксенов уточняет, что предпосылками для попадания в плотные облака после переворота могли стать и другие обстоятельства: увеличение высоты и плотности облачности по сравнению с ее общим уровнем в месте входа в нее самолета, или недостаточная начальная высота ввода МиГ-15 в переворот.
Причины трагедии по версии Аксенова
"Таким образом, причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около 4-х километров, а нижнего края - на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего, Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования", - заключает Аксенов.
Срыв в штопор и гибель экипажа
Самым вероятным исходом от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения, в первую очередь, авиагоризонта, стало затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх - срыв в скоростной штопор.
Согласно официальным данным расследования, самолет с Гагариным и Серегиным после выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час. На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров, оставшихся до земли, примерно за три секунды.
Гагарин и Серегин не пытались катапультироваться
"Отсутствие попыток катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи", - уверен Аксенов.
Он отмечает также, что вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15 УТИ является очень непростой задачей.
"В нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти максимальные - около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних нескольких сот метров и даже километр вполне реально", - заключает Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов.
Отчеты госкомиссии о гибели Гагарина и Серегина до сих пор засекречены
Вместе с тем, правительственная государственная комиссия, скурпулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.
Официальные выводы вкратце таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.
Аксенов опроверг слухи о том, что перед полетом Гагарин с Серегиным приняли по стакану водки
Обстановка секретности породила и массу невероятных слухов. Один из них, получивший широкое народное признание, сводится к тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом приняли по стакану водки. По официальным источникам, эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был. Категорически отвергает ее и Владимир Аксенов.
"Зная сложность и ответственность того летного дня для Юрия Гагарина, нам всем, кто знал ситуацию изнутри, как впрочем, и всем летчикам, просто дикими представляются все пересуды и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин якобы отправились в полет пьяными", - отмечает Аксенов.
Народные версии трагедии
Существует неофициальная версия и о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа - фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции на лице помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер.
Ряд "исследователей" утверждает, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще одна версия о так называемом малом "Советском лунном заговоре" содержит обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов, в день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года проходивший вместе с ним на аэродроме предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, впервые представил наиболее правдоподобную и пока официально не озвученную версию авиакатастрофы истребителя МиГ-15 УТИ, оборвавшей жизни первого космонавта планеты и командира летного полка Центра подготовки космонавтов Владимира Серегина.
Причины гибели Юрия Гагарина Владимир Аксенов изложил в книге "Дорогами испытаний", вышедшей в свет ограниченным тиражом. Один экземпляр издания летчик-космонавт с автографом передал корреспонденту РИА Новости в Мемориальном музее космонавтики.
Гагарин и Аксенов в тот день вместе прошли медобследование, но полетели на разных самолетах
У входа в Высшее военно-авиационное училище летчиков имени И.С. Полбина, где в 1955–1957 годах учился Ю.А. Гагарин, на железобетонном постаменте навечно установлен реактивный самолет МИГ-15, на котором учился летать первый космонавт планеты.
По его словам, после этого экипажи разошлись на разные самолеты: Юрий Гагарин - выполнять вместе с Владимиром Серегиным контрольный полет на МиГ-15, а Аксенов - на другой самолет, на котором в этот день проходили тренировки на невесомость.
Предпосылки авиакатастрофы: сложные метеоусловия
Летчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.
"Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика", - отмечает Аксенов.
Последние слова Гагарина
По его словам, последнее сообщение с борта самолета Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серегиным закончили выполнение летного задания, выполнявшегося над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 километров.
Аксенов полагает, что свое сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полете, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.
До гибели Гагарина - несколько минут
"Снижение из зоны пилотажа можно выполнять разными способами: либо нисходящей спиралью за несколько кругов, либо сделав переворот с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ - интенсивное снижение переворотом - применяют многие летчики, которым необходимо побыстрее завершить свое задание и предоставить самолет другим пилотам. А в этот день должен был летать еще и космонавт Евгений Хрунов, так что мотивы для наиболее быстрого снижения были", - констатирует Аксенов.
По его мнению, выполнив переворот, Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности. Аксенов уточняет, что предпосылками для попадания в плотные облака после переворота могли стать и другие обстоятельства: увеличение высоты и плотности облачности по сравнению с ее общим уровнем в месте входа в нее самолета, или недостаточная начальная высота ввода МиГ-15 в переворот.
Причины трагедии по версии Аксенова
"Таким образом, причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около 4-х километров, а нижнего края - на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего, Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования", - заключает Аксенов.
Срыв в штопор и гибель экипажа
Самым вероятным исходом от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения, в первую очередь, авиагоризонта, стало затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх - срыв в скоростной штопор.
Согласно официальным данным расследования, самолет с Гагариным и Серегиным после выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час. На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров, оставшихся до земли, примерно за три секунды.
Гагарин и Серегин не пытались катапультироваться
"Отсутствие попыток катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи", - уверен Аксенов.
Он отмечает также, что вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15 УТИ является очень непростой задачей.
"В нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти максимальные - около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних нескольких сот метров и даже километр вполне реально", - заключает Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов.
Отчеты госкомиссии о гибели Гагарина и Серегина до сих пор засекречены
Вместе с тем, правительственная государственная комиссия, скурпулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.
Официальные выводы вкратце таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.
Аксенов опроверг слухи о том, что перед полетом Гагарин с Серегиным приняли по стакану водки
Обстановка секретности породила и массу невероятных слухов. Один из них, получивший широкое народное признание, сводится к тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом приняли по стакану водки. По официальным источникам, эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был. Категорически отвергает ее и Владимир Аксенов.
"Зная сложность и ответственность того летного дня для Юрия Гагарина, нам всем, кто знал ситуацию изнутри, как впрочем, и всем летчикам, просто дикими представляются все пересуды и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин якобы отправились в полет пьяными", - отмечает Аксенов.
Народные версии трагедии
Существует неофициальная версия и о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа - фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции на лице помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер.
Ряд "исследователей" утверждает, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще одна версия о так называемом малом "Советском лунном заговоре" содержит обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.
0 коммент.:
Отправить комментарий