A+ A- |
ТИХА ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ... | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всеобщее смешение и наслоение друг на друга различных традиций часто образуют весьма забавные сочетания. Например, легендарная череда майских праздников, сложившаяся в советское время и парализующая производственную сферу страны на полмесяца, предваряется Вальпургиевой ночью - своеобразным профессиональным праздником женщин непростой судьбы средневековой Европы. Вальпургиева ночь в колдовском учении - наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию, и один из главных шабашей, отмечаемых ведьмами. Вальпургиева ночь - с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя-сатаны - на высокой, недоступной горе Броккен, где и справляют свой "шабаш". Об этом поверье говорит Гёте в 1-ой части "Фауста". Оно сложилось около конца VIII века: так как 1-ое мая с особой торжественностью праздновалось язычниками как первый весенний праздник, то все те, кто не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на смертную казнь, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы песнями и плясками встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь. Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти святой Вальпургии, сестры святого Видибальда, канонизованной в 778 году. Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтей, или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны. Название Вальпургиевой ночи связано с именем Святой Вальпурги, Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день - 1 мая. Своей славой Вальпургиева ночь, вероятно, обязана многочисленным процессам, проводившимся в средние века. Существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. В тоже время как писал видный ученый XVI века Варфоломей де Спина в труде "Исследование о ведьмах": "Бесчисленное множество инквизиционных процессов и наказаний ведьм доказывает, что ведовство и колдовство действительно существуют: в противном случае инквизиторы, приговаривавшие ведьм к смерти, были бы несправедливыми судьями. Так как церковь не только знает и принимает к сведению эти приговоры, но также санкционирует и одобряет их - следовательно, эти вещи действительны и истинны:". Спорить с такой аргументацией в те времена было бесполезно, поскольку возражающий автоматически попадал под подозрение в связях с нечистой силой. Увлечение охотой на ведьм было всеобщим. Поскольку для получения доказательств было разрешено применять пытки, то не было недостатка в свидетельских показаниях непосредственных участников событий. Тот факт, что имущество подозреваемых конфисковывалось в пользу доносчиков, следователей и властей, создавал необходимую материальную базу для плодотворной работы. Оригинальное обоснование преследования ведьм дал известный английский философ Томас Гоббс: "Что касается ведьм, я полагаю, что их колдовство не есть реальная сила, и, тем не менее, я думаю, что их справедливо наказывают за их ложную уверенность, будто они способны причинять подобное зло, - уверенность, соединенную с намерением причинить это зло, будь они на то способны". Сегодня в Германии и Скандинавии в ночь с 30 апреля на 1 мая проходят молодежные музыкальные фестивали и праздники, которые нередко заканчиваются стычками с полицией. По материалам сайта Вояж http://www.israbard.net/News/view.php?nid=36791 В СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВЕДЬМЫ, КОЛДУНЫ, ЛЕШИЕ, БЕСЫ ВСЯКОГО РОДА – НЕПРЕМЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ СЛОВОТВОРЧЕСТВА, В духовном стихе, записанном (А. В. Валовым) в Пошехонье Ярославской губернии, душа ведьмы, уже завершившей свое земное существование, следующим образом кается в своих грехах: «От коровушек молочко отдаивала, Промеж межи полоску прожиновала, От хлебушка спорынью отымывала». В этом стихе дается полная характеристика злой деятельности ведьмы, так как эти три деяния составляют специальные занятия женщин, решившихся продать свою душу чертям. Впрочем, если внимательно всмотреться в облик ведьмы в том виде, в каком он рисуется воображению жителей северной лесной половины России, то в глаза невольно бросится существенное различие между великорусской ведьмой и родоначальницей ее — малорусской. Вообще в малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и притом, про выражению нашего великого поэта, такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой», то в суровых хвойных лесах, которые сами поют не иначе, как в минорном тоне, шаловливые и красивые малороссийские ведьмы превратились безобразных старух. Их приравнивали здесь к сказочным бабам-ягам, живущим в избушках на курьих ножках, они, по олонецкому сказанию, вечно кудель прядут и в то же время «глазами в ноле гусей пасут, а носом (вместо кочерги и ухватов) в печи поваруют», Великорусских ведьм обыкновенно смешивают с колдуньями и представляют себе не иначе, как в виде старых, иногда толстых, как кадушка, баб с растрепанными седыми космами, костлявыми руками и с огромными синими носами. (По этим коренным чертам во многих местностях самое имя ведьмы сделалось ругательным.) Ведьмы, по общему мнению, отличаются от всех прочих женщин тем, что имеют хвост (маленький) и владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т. п. Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы и, как все чародеи, могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и кошек. Ведьмы имеют чрезвычайно много общего с колдунами, и если подбирать выдающиеся черты в образе действий тех и других, то придется повторяться. Они также находятся между собою в постоянном общении и стачке (вот для этих-то совещаний и изобретены «лысые» горы и шумные игры шаловливых вдов с веселыми и страстными чертями), точно так же тяжело умирают, мучаясь в страшных судорогах, вызываемых желанием передать, кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необычно длинный и совсем похожий на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище на лучший случай — отведать блинов, выставляемых за окно до законного сорокового дня, на худший ~ выместить запоздавшую и неостывшую злобу и свести непоконченные при жизни расчеты с немилыми соседями). Наконец, успокаивает их точно так же осиновый кол, вбитый в могилу. Словом, бесполезно разыскивать резкие границы, отделяющие волхвов от колдунов, так же точно, как ведьм от колдуний. Даже история тех и других имеет много общего: ее кровавые страницы уходят в глубь веков, и кажется, что они потеряли свое начало — до такой степени укоренился в народе обычай жестокой расправы с колдунами и ведьмами. Правда, против этого обычая еще в средние века выступали наиболее просвещенные отцы церкви, но в ту суровую эпоху проповедь кротости и незлобия имела мало успеха. Ведьмы нередко обращались к ремеслу ворожеи, тем более, что такие занятия почти не опасны и очень выгодны. Мимо ворожеи не пройдут ни удалые молодцы, ни красные девицы, ни обманутые мужья, ни ревнивые жены, потому что и нынче, как и в старину, живет в людях вера в «присуху». Не надо ни лысых гор, ни придорожных восстаний, достаточно и деревенских заваленок, чтобы, узнавая сокровенные тайны, усердно заниматься приворотами и отворотами любящих и охладевших сердец: и себе на руку, и посторонним в помощь. В таких делах для ловких людей еще много простора, как бы ни назывались эта ловкачи: ведьмами или ворожеями, гадалками или знахарками, бабками или шептуньями. Вот несколько примеров из практики современных ведьм и гадалок. Замечательно, что знахарки и ведьмы воистину неистощимы в разнообразии своих рецептов. Вот несколько образчиков. Любит мужик чужую бабу. Жена просит совета. — Посматривай на двор, где петухи дерутся, — рекомендует ведьма, — возьми на том месте земельки горсточку и посыпь ее на постель твоей разлучницы. Станет она с мужем твоим вздорить — и опять полюбит он свой «закон» (то есть жену). Для присухи девиц советуют вынашивать под левой мышкой в течение нескольких дней баранки или пряники и яблоки, конечно, прежде всего снабженные наговорами, в которых и заключена главнейшая, тайно действующая сила. Только знающие и избранные ведьмы болтают не на ветер заговорные слова, а закладывают в наговоренные вещи, именно то, что потом будет врачевать, успокаивать и утешать, по желанию. Точно самым целебным зельем наполняется наболевшее сердце, когда слышат уши о пожелании, чтобы тоска, давившая до сих пор, уходила прочь «ни в пенье, ни в коренье, ни в грязи топучи, ни в ключи кипучи», а именно в того человека, который оскорбил, разлюбил или обманул обещаниями и т. п, Для влюбленных ведьмы знают такие слова, что, кажется, лучше и слаще их и придумать никому нельзя. Они посылают присуху «в ретивые сердца, в тело белое, в печень черную, в грудь горячую, в голову буйную, в серединную жилу и во все 70 жил, в во все 70 суставов, в самую любовную кость. Пусть эта самая присуха зажгла бы ретивое сердце и вскипятила горячую кровь, да так, чтобы нельзя было ни в питье ее запить, ни в еде заесть, сном не заспать, водой не смывать, гульбой не загулять, слезами не заплакать» и т. п. Только исходя из уст ведьм, слова эти имеют силу «печатать» чужое сердце и запирать его на замок, но и то лишь в том случае, когда при этом имеются в руках наговорные коренья, волосы любимого человека, клочок его одежды и т. п. Всякому обещанию верят и всякое приказание исполняют: подкладывают молодым ребятам голик под сани, если желают, чтобы кто-нибудь из них в текущем году не женился, сжигают его волосы, чтобы он целый год ходила как потерянный. Если же выпачкать ему поддевку или шубу бараньей кровью, то и вовсе его никто любить не будет. Но самое действительное средство в любовных делах —это таинственный талисман, который добывается из черной кошки или из лягушек. Из первой, разваренной до последней степени, получается «косточка-невидимка», делающая человека, который ею владеет, невидимкой. Косточка равносильна сапогам-самоходам, ковру-самолету, суме-хлебосолке и шапке-невидимке. Из лягушки достают две «косточки-счастливки», с одинаковым успехом служащие как для приворотов, так и отворотов, возбуждающих любовь или вызывающих отвращение. Об этих кошачьих и лягушечьих косточках отзываются и в сказках с полною верою в их чародейство. Добываются эти косточки очень легко; стоит выварить в котелке совершенно черную кошку — и получатся «крючок и вилочка», или стоит посадить в муравейник двух лягушек, чтобы получить «крючок и лопатку». Крючком задевают ту, которую желают привлечь к себе (или незаметно прицепляют ей на платке). Вилочкой или лопаткой отталкивают от себя ее же, когда успеет она на-доесть или совсем опостылит. Немного при этом требуется обрядов и не особенно трудна подготовка. От муравьиной кучи надо уводить задом наперед, чтобы леший не мог догнать, когда пойдет искать следов; тогда оба следа будут вести в лес, а из лесу следа не будет. В иных случаях советуют по 12-ти ночей кряду ходить к тому муравейнику и обходить его молча три раза, только на тринадцатую ночь дается в руки подобное сокровище. Впрочем, можно обходиться и без этих подходов. Неудача постигает лишь в том случае, когда пристегнутый к платью крючок отмеченная девица не проносит на себе три недели кряду и т. п. По всем приведенным данным, можно заключить, что некогда влиятельная и страшная власть ведьм, устремленная, главным образом, на любовные дела, теперь замыкается в пределах бабьего царства. Теперешняя ведьма чаще всего сводня. Так что ведьмы не только обмирают, по старому обычаю, на Силу и Силуяна (30 июля), опившись краденого молока от чужих коров, но, по многим несомненным признакам, при новых порядках, и вовсе приготовились к настоящей смерти. 1) За отдаленностью или прямо за неимением «лысых» гор, для свиданий признают достаточно удобными чуланы и особенно бани, причем для надзора за ними существует «ведьмак». По всему югу Великороссии это — либо колдун, либо упырь-кровосос, который, по общему всем славянским народам поверью, ходит после смерти и морит людей. автор эллектронной мифологической энциклопедии Александрова Анастасия myfhology.narod.ru http://myfhology.narod.ru/magiks/vedma.html Интересующиеся могут ознакомиться со знаменитым «Молотом ведьм» http://lib.ru/HRISTIAN/INKWIZICIQ/hexenham.txt СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ИНТЕРЕС САМЫХ РАЗНЫХ СЛОЕВ ОБЩЕСТВА К ТАКОМУ ПОНЯТИЮ, КАК «НЕЧИСТЬ», «НЕЧИСТАЯ СИЛА» ПОРОДИЛ И САМОЕ РАЗНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ, И СМЕШЕНИЕ ТЕРМИНОВ. ЧАСТО ВСЕ РАЗНООБРАЗИЕ «ВРАГОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ» ОБЪЕДИНЯЮТ ОДНИМ СЛОВОМ «ДЕМОНЫ», ВКЛЮЧАЯ В НЕГО И БИБЛЕЙСКИХ, И ФОЛЬКЛОРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ С. М. Телегин, учитель СШ № 151, г. Москва От Библии – к художественному произведению. Кое-что о демонах . Жизнь человека испокон веков была осложнена ежеминутным ощущением «присутствия» вокруг него сонма демонов, злых духов, колдунов и ведьм. Все эти созданные человеческой фантазией ужасы так прочно проникали в миросозерцание людей, что из суеверия превращались в феномен реального бытия, повседневности. 12 - 13 вв. – эпоха пристального внимания к «царству тьмы», демонам. Вначале их представляют страшными существами, похожими на летучих мышей, с рогами, светящимися глазами, цепкими лапами и т. д. Эти химеры проникают в литературу, живопись, скульптуру. Всё это продолжается вплоть до эпохи Возрождения. С наступлением её Дьявол начинает принимать иные, более «привлекательные» формы и воспринимается как дух сомнения и реформаторства. Демоны, изображенные на картинах, смотрят на нас приветливо и несколько игриво. Они поют, танцуют, раскрывают, как веер, свои крылья, принимая грациозные позы. Демономания (почитание Дьявола) приводит к возникновению тайных сатанистских обществ. Оккультисты и мистики полагают, что как бог един в трех лицах (Бог-Отец, Бог-сын и Бог-Дух святой), так существует и «черная троица» - Дьявол, Сатана, Антихрист. Во все века демонологи ставили перед собой цель – «классифицировать» и обозначить «именами» различных демонов. То, что в «царстве тьмы» существует определенная иерархия, было известно давно, еще из Билии. Считалось, что есть инкубы и суккубы, вступающие в интимные отношения с людьми; домашние духи, насылающие кошмары; демоны, родившиеся от союза с людьми; оборотни; духи ада, никогда не выходящие на поверхность земли, и т.д. В 1613 году священник Себастьян Михаэлис создает очень сложную систему обозначения демонов, состоящую из трех иерархий (этот список был продиктован ему якобы демоном по имени Баалберит). Первая иерархия. Вельзевул – делает людей высокомерными; левиафан – уничтожает веру в Бога; асмодей – обольшает роскошью; Баалберит – подстрекает к убийствам; Астарот – распространяет чванство и лень; Веррин – делает людей беспокойными; Гресиль – распространяет грязь и нечистоты; Соннилон – распространяет ненависть. Вторая иерархия. Каро – лишает людей сочувствия; Камаль – делает людей сладострастными; Клавель – обольщает тех, кто стремится выбраться из нищеты; Росаль – соблазняет посредством чувственности; Сопладор – покровительствует непокорным. Третья иерархия. Белиал – распространяет спесь; Оливьер – насаэждает свирепость и алчность; Юварт – соблазняет, излечивая раны. Попытки классифицировать демонов продолжались и в новое время. в 1801 г. фр. Баррет предложил следующую схему: Маммон - князь соблазнителей; асмодей – князь подлых мстителей; Сатана – князь колдунов и ведьм; Питио – князь лживых духов; Белиал – князь мошенников; Мериэм – князь вредоносных духов; Аваддон – князь несправедливых войн; Астарот – князь обвинителей и инквизиторов. Некоторые из этих демонов упоминались в библии, о других впервые стали говорить в средние века. В наше время чаще всего называют Сатану, Люцифера, Левиафана. Но и они утрачивают в сознании современного читателя и зрителя свою «индивидуальность». Отсюда – затрудненное восприятие целого ряда произведений литературы и живописи, а в худшем случае – выпадение целого пласта уникальной, своеобразной мифологической культуры. Учитывая интерес читателей к Библии, предлагается краткий «обзор-характеристика демонов». Каждая статья этого «обзора» строится следующим образом: цитата из Библии; объяснение и характеристика демона; художественное произведение, в котором этот демон упоминается. Следует отметить, что в русском переводе Библии некоторые духи утрачивают свое имя и называются просто дьяволами, демонами, бесами. В этих случаях имя вставлено в цитату в скобках. Если славянская транскрипция не соответствует латинскому произношению имени демона, указываются оба варианта с предпочтением наиболее употребительного. Аваддон – «Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих» ( Прит.XV, 11). « царем над собойю она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон. А по-гречески Аполлион ( Апок. 9, 11). Один из высших демонов, дух смерти, князь преисподней, владыка демонов, имеющих облик скорпионов ( А. Фет. «Аваддон», М. А. Булгаков « Мастер и Маргарита») Азазел – «И бросит Аарон о обоих козлах жребии: один жребий для Господа. А другой жребий для отпущения (Азазел)» ( Лев., 16, 8). У древних евреев – дух пустыни в облике козла. «козел отпущения». Позднее – падший ангел, демон победы, тот, кто знает тайну имени бога. Когда бог приказал ангелам поклониться Адаму, Азазел отказался это сделать, т. к. человек был сотворен из глины и грязи. Бог решил уничтожить неверного ангела, но отложил расправу до Страшного суда. По другим легендам, Азазел был наказан богом за то, что вступал в интимные связи с дочерьми человеческими (инкубат), в результате чего рождались уроды (М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».) Ангел света – «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор, 11, 14). Одно из воплощений Сатаны. В этом облике он соблазняет верующих, принуждает их отвернуться от церкви (в. Брюсов. «Огненный ангел»). Антихрист – « Дети! Последнее время. и как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем их того, что последнее время» (1 Иоанн, «, 18). Сын Сатаны и земной женщины, лжепророк, противник Христа, который, по преданию, появится перед концом света. Присвоив себе имя Иисуса, он будет смущать верующих различными чудесами и привлекать их на свою сторону. Цель Антихриста – убедить человечество в ошибочности христианской морали. Поверившие Антихристу погубят свою душу. На своем челе сын Сатаны будет нести особый знак (666), по которому его и узнают (Н. Гоголь «Мертвые души», В. Соловьев «Антихрист», Д. Зельцер «Знамение»). Астарот (Астарта, Астар) – «И вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах и бросил прах ее на кладбище общенародное» (4 Цар., 23, 6). В финикийской религии Астарта – богиня вечерней звезды (Венеры), любви и плодородия. Астар – ее мужская параллель, воплощение злого начала. В средние века Астарот – царь ада, главными помощниками которого являются Аамон, Барбатос, Пруслас и Сидрагасум, доставляющие ведьм на дьявольские шабаши (И. Крылов «Почта духов», К. Случевский «Мефистофель», В. Брюсов «Огненный ангел», Л. В. де Гевара «Хромой бес», А.-Р. Лессаж «Хромой бес», Г. Гейне «Диспут»). Баалберит (Ваалвериф) – « Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа» (Суд., 8, 33). Демон низшей категории, устанавливающий связи с людьми; исполняет обязанности секретаря в адской «канцелярии». Бегемот – « Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол» (Иов, XL, 10). Демон, помощник Левиафана. Сильное существо с мощными лапами и хвостом, учитель демонов, олицетворение поглощения. Бегемот наделяет людей звериными наклонностями. Согласно другим верованиям, этот демон и есть сам Сатана (М.Ломоносов. «Ода, выбранная из Иова», М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»). Белиал (Велиар) – «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным(« (2 Кор., 6, 15). Финикийское божество. Позднее – дух разрушения, гений всего злого, плохого, начальник демонов. Его влияние распространяется, главным образом. На Вавилонию. Бесполезных людей называли «детьми Белиала». В первые века христианства Белиал ошибочно считался ангелом. Однако уже в средние века р нем говорится как о демоне с привлекательной внешностью, владющем душами падших людей. От него происходят раного рода соблазны, особенно плотские. Иногда Белиала отождесталяют с Антихристом. (В. Брюсов, «Огненный ангел», Л. В. де Гевара «Хромой бес», Г. Гейне «Диспут»). бЕстия (Зверь) – «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель…» (Апок., 17, 8). Одно из воплощений Антихриста. В Апокалипсисе (13, 1- 18) говорится о двух зверях. Первый – с семью головами, десятью рогами и десятью диадемами. Он выйдет из моря и будет подобен барсу, с ногами медведя, пастью льва и силой дракона. Одна из голов зверя будет ранена, но исцелится. Он будет иметь власть над народами земли сорок два месяца. Второй зверь выйдет из земли и будет иметь два рога. Он заставит людей поклониться первому зверю и будет действовать по его наущению. Всякий, кто не поклонится образу первого зверя, будет убит. Число второго зверя – 666 (М. Волошин. «Готовность»). Ваал (Баал) – «И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек» (3 Цар., 18, 22). Верховное божество солнца, плодоролия и изобилия в финикийской религии, «господин мира», принятый затем и другими народами Ближнего Востока. Помощниками Ваала считались баалимы – сверхъестественные существа, населявшие землю. Согласно средневековой демонологии, Ваал – князь ада, командующий 66-ю легионами демонов. Представлялся с тремя головами – человеческой с короной, кошачьей и жабьей. Тело толстое, с паучьими ногами (М. А. Кузмин «Пещной отрок»). Вельзевул (Баалзебуб) – «Фарисеи же, услышавши сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою вельзевула, князя бесовского» (Мат., 12, 24). Имя этого демона переводится средневековыми демонологами как «бог священного жука скарабея», «бог мошек», «хозяин мошек», «муж мух». Оккультисты считали, что он охраняет склепы и мумии, отвечает за превращение, возрождение и бессмертие души. Его имя переводится еще и как «бог Дома», т.к. он – бог оракулов и пророчеств. Позднее он назывался «Господином ада». В средние века ставился непосредственно после сатаны. Представлялся с крыльями летучей мыши, рогами и горящим поясом вокруг тела (И. Крылов, «Почта духов», В. Брюсов «Огненный ангел», Данте Алигьери «Божественная комедия», Дж. Мильтоен «Потерянный рай» Л. В. де Гевара «Хромой бес» А.-Р. Лесаж «Хромой бес», В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»; Г. Гейне «Диспут»). Дьявол (Демон) – «А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Апок., 10, 10). Гений зла, падший ангел. В средние века его имя переводят как «предатель», «обманщик». Так называли вообще всех мятежных ангелов, которых бог низверг в ад в наказание за непослушание. Он излучает «черный свет». Противник Бога, Дьявол в облике козла главенствует на шабашах ведьм, служит черную мессу. Именно с ним заключают договор желающие продать душу. У Дьявола есть два дополнительных лица – на животе и сзади под хвостом. Дьявол отождествляется с Сатаной (А. Пушкин «Демон», М, Лермонтов «Демон», К, Случевский «Мефмстофель, В. Брюсов «Огненный ангел, М. Булгаков «Мастер и Маргарита». И.В. Гете «Фауст» В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», М. Дрюон «Лилия и лев», Лу Синь «Прекрасный, но потерянный ад»). Левиафан – «В тот день поразит Господь мечом своим тяжелым, и большим, и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.. 27, 1). Тайный Змей Великого моря, демон заносчивости. Он обладает большой властью, и тот. Кого он обольстил, уже не сможет спастись. По мнению демонологов, он обещал сделать Адама и Еву богоподобными, но в мужском обличии соблазнил Еву, а в женском – Адама (М. Ломоносов «Ода, выбранная из Иова», М. Кузмин «Я не мажусь снадобьем колдуний…» А.-Р. лесаж «хромой бес», Г. Гейне «Диспут»). Лилит – «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (Лилит) и находить себе покой» (Ис., 34. 14). Согласно устным преданиям – великанша, первая жена Адама. Из-за спора, кто из них обладает большим авторитетом, покинула мужа и стала демоном. По другим легендам, она была соблазнена Сатаной и бежала с ним. Считается также, что после рождения Авеля Адам и Ева были разлучены на сто лет. Ева в это время вступила в интимные отношения с Сатаной, а Адам – с Лилит. Позднее Лилит считалась женой Асмодея. Матерью демонов, княгиней суккубата. Она же насылает на людей эротические сновидения, дурно воздействует на матерей и новорожденных. Лилит обольщает молодых мужчин и лишает их силы. Представлялась как ночное привидение, женщина-демон с густыми волнистыми волосами. Оккультисты считают ее «черной луной». (М. Цветаева. «Попытка ревности»). Люцифер (Денница) – «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы» (Ис., 14, 12). Бог планеты Венеры, «Несущий свет». Этот демон превосходит по своей силе и власти даже небесных ангелов. Он искушал в пустыне самого Иисуса Христа. Император ада, Люцифер насаждает на земле грех гордыни. Оккультисты считают, что Люцифер – «утренняя звезда» - противостоит Сатане - демону тьмы. Полагают также, что именно Люцифер принес в мир свет по требованию бога и упорядочил хаос. (Н, Гумилев «За гробом», Данте Алигьери «Божественная комедия», Дж. Мильтон «Потерянный рай», Л. В. де Гевара «Хромой бес», Дж. Г. байрон «Каин» Г. Гейне «Диспут»). Маммон – «Не можете служить Богу и маммоне» (Мат.,6, 24). Демон скупости, богатства и наживы. В его лице обожествлялось богатство. (А. Пушкин «Монах»). Молох (Милхом) – «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» (Лев., 18, 21). В финикийской религии бог солнца. В его честь сжигались на жертвеннике рабы и дети. В демонологии – принц ада, который похищает детей и приносит матерям страдание. Позднее – символ капитализма. (А. Куприн «Молох»). Нисрог (Нисрох) – «И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога сврего, то Ардамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом…» (4 цар., 19, 37). Ассирийский бог с головой орла. В средние века – демон второй категории, который в аду исполняет обязанности повара; покровитель всех обжор. Он же наблюдает зпа тем, чтобы все демоны строго придерживались «кодекса чести» преисподней. Сатана – «он же сказал им: я видел сатану, спадавшего с неба, как молнию» (Лук.. !0, 18). Один из сыновей бога, падший ангел. Дух тьмы и зла. Он был создан одновременно с Евой. Из зависти к людям Сатана решил погубить их. Превратившись в змея. Он обольстил Еву и заставил попробовать запретный плод с древа познания добра и зла. Сатану никто не искушал. Напротив, он соблазняет других, и его грех стал поводом для греха людей. Став противником бога, он был низвергнут им в преисподнюю. Сатана, по преданию, воцарится на земле в конце времен, но будет побежден. В древности он изображался как ангелоподобный юноша, соблазнявший людей своей красотой. В средние века его стали представлять как уродливого человека низкого роста, с худым, бледным лицом, высоким лбом, тонкими губами, козлиной бородкой и черными глазами. Но в эпоху Возрождения сатане вновь возвращают приятный облик. Эпоха Просвещения сделала из него нелепую, смешную фигуру. Особый интерес испытывали к фигуре Сатаны теософы 19 в. Е. Блаватская считала Сатану настоящим созидателем, благодетелем и духовным отцом человечества, который наделил людей разумом. Бог и Сатана для нее – два «Верховных», два воплощения Абсолюта. Сатана отождествляется с Дьяволом. (А. Пушкин «Гавриилиада», К. Случевский «Мефистофель», Л. Андреев, «Правила добра», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Л. В. де Гевара «Хромой бес», Т. Мурнер «Сатана-настоятель», М. Твен «Таинственный незнакомец», Д. Зельцер «Знамение»). Сеирим – «И поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам (Сеирим),и к тельцам, которых он сделал (2 Пар., 11, 15). Демоны в облике козла, слуги Азазела, плясавшие на развалинах Эдема. Таммуз (Фаммуз) – «И привел меня ко входу во врата дома господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе» (Иез., 8, 14). Шумерский ьог зерна, растений. Воды и плодородия, умирающий осенью и возрождающийся весной. В средние века – демон второй категории, хранитель огненного оружия, покровитель инквизиции. В аду подвергает людей пыткам. Шедим – «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам (Шедим) (Пс., CV, 37). Демоны с петушиными ногами. Их присутствие в доме определяли по следам, оставленным на рассыпанном на полу пепле. Они – дети Адама и Лилит. По другим легендам, сам бог не закончил их творение. так как решил отдохнуть и забыл о них. В апокрифах и художественной литературе встречаются еще два демона: Асмодей (Эшма-дев, Ашмедай) – супруг Лилит, демон блуда, князь инкубата, разжигатель плотских чувств и разрушитель браков. Покровитель содома и Гоморры. Упоминается в «Книге Товии» (3, 80. (в. Брюсов, «Огненный ангел». Л. В. де Гевара, «Хромой бес», А.-р. Лесаж, «Хромой Бес»). Бельфегор – демон богатства. Он соблазняет людей, указывая им пути для быстрого обогащения. Иногда представляется в виде красивой женщины, но чаще всего – обнаженным волосатым дьяволом с рогами и бородой (А.-Р. Лесаж, «Хромой бес»). «Русский язык в украинской школе» НЕТРУДНО ЗАМЕТИТЬ, ЧТО В ПРЕДЛОЖЕННОЙ С. ТЕЛЕГИНЫМ КЛАССИФИКАЦИИ НЕМАЛО ПРОТИВОРЕЧИЙ И НЕЯСНОСТЕЙ. Обратимся к другим источникам. ДЕМОН* м. 1. Добрый или злой дух, оказывающий влияние на жизнь и судьбы людей (в античной мифологии). 2. Злой дух: Черт, Сатана, Дьявол и т.п. (по христианским представлениям). http://www.gramota.ru/ Библия говорит о существовании не только дьявола, но и большого числа его служителей – демонов, бесов или злых духов. Демонические культы – деструктивные культы, адепты которых поклоняются различного рода демонам. Согласно Библии, демоны обладают следующими характерными свойствами: демоны – бестелесные духи; демонов много; демоны организованы; демоны обладают сверхъестественной силой; демоны знают о Боге и первоначально находились в согласии с Богом; демонам позволено скитаться по Земле и мучить неверующих; нередко демоны вызывают болезни и физические поражения; демоны могут обладать и управлять людьми и животными; демоны трепещут перед Богом; демоны распространяют лжеучение; демоны противостоят народу божьему; демоны пытаются разрушить Царство Христа; Бог будет судить демонов на Страшном суде. http://eparhia.narod.ru/mission/sekts1/H1_01i-T.htm Демон (от греч. daimon — божественная власть, духи, рок/судьба, божество) — одно из самых популярных мифологических существ, биография которого, к сожалению, обычно воспринимается нами во взаимосвязи с одной лишь христианской догматикой. Между тем, слово “демон” в его различных значениях имеет крайне запутанную историю, уходящую корнями в философию и религию наиболее древних цивилизаций планеты. Греческое значение слова “демон” было, пожалуй, одним из самых позитивных среди всех прочих (более поздних) трактовок. Сократ утверждал, что у него есть свой демон, который никогда не говорит того, что нужно делать, но всегда отвращает от того, что делать не следует. Драматург Менандр считал, что “каждому человеку соприсутствует тотчас же после рождения демон в качестве доброго мистагога (водителя) его жизни”. По верованиям древних греков, у различных людей имеются различные демоны, то вселяющиеся, то покидающие их тела, причем у одного человека может быть даже несколько демонов-хранителей. Иными словами, древнегреческие демоны представляли из себя неопределенную и неоформленную божественную силу (чаще всего благодетельную, реже — злую), определяющую жизненный путь человека. С демонами было невозможно вступать в разговор, у них не было своих имен, однако были обобщенные названия — демон рождения, демон войны и т.п. Добрых демонов называли “эудемоны” (eudaemons), а злых — “какодемоны” (cacodaemons) — последние наиболее известны в наше время благодаря компьютерной игре Doom I-II. Создали прежде всего поколенье людей золотое Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских, ... После того, как земля поколение это покрыла, В благостных демонов все превратились они наземельных Волей великого Зевса: людей на земле охраняют, Зорко на правые наши дела и неправые смотрят. Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая Людям богатство. Такая им царская почесть досталась. Гесиод, “Теогония”В римской мифологии демонам соответствуют гении (genius) — личные духи-хранители и покровители домашнего очага (первоначально гений был божеством мужской силы). Предполагалось, что гений появляется в виде змеи (это пресмыкающееся было изображено на домашних алтарях Помпеи как символ родоначальника семейства). Также считалось, что своих собственных гениев могут иметь определенные места, постройки и целые города.Развитие христианской демонологииВ наши дни наибольшую известность имеет образ демона, сложившийся в христианской мифологии. Основное внимание мы уделим именно ему — ведь тексты Священного Писания интересны прежде всего своей синтетичностью. Они развивались на основе греко-римской культурной традиции, одновременно впитывая в себя богатую эзотерику Востока. Богословы традиционно низводили всех языческих богов до уровня демонов, называя их воплощением сил зла и слугами Сатаны.Разгромленный пантеон конкурирующих религий стал фундаментом для создания целой армии демонов христианства (например, сидонская богиня любви, плодородия и войны Астарта постепенно превратилась в злого демона Астарота). Некоторые предпосылки такого представления о демонах появились еще в иудаизме. Согласно Каббале (еврейск. “предание” — мистическое учение, зародившееся под влиянием персидской магии, египетской и греческой теософии), власть тьмы исходит из левого ствола Древа Жизни и особенно из Гебура — сферы божественного гнева. В раввинистических трактатах утверждается, что злые духи были созданы “между солнцами”, т.е. между закатом и рассветом накануне первой субботы, — когда Яхве сотворил их души, уже занималась заря субботы, и он не успел наделить их телами. По другой версии, демоны родились из ночных кошмаров. Некоторые источники считают, что демоны заполняют пространство между Землей и Луной. Талмудисты наделяют бесов шестью качествами: “Тремя они подобны людям, а тремя — ангелам. Как люди, они едят и пьют, размножаются и умирают. Как ангелы, они имеют крылья, знают будущее и ходят из одного конца мира до другого”. Книга Абот де рабби Натана, XXXVIIСогласно иудейским поверьям, существуют демоны, которые, подобно ангелам, действуют в ночные часы. Некоторые злые духи являются причиной болезней.Многие демоны имеют свою печать. Она может быть использована человеком, взывающим к темным силам. Христианство и иудаизм иногда объясняют происхождение демонов естественным причинами. Древние евреи считали, что множество злых духов было рождено от соитий Адама с женскими духами (или Евы с мужскими духами) в течение тех ста тридцати лет, на которые Адам и Ева были разлучены после грехопадения. Многочисленных демонов родила от Адама и его первая жена — Лилит, впоследствии сама превратившаяся в демона (либо являвшаяся им изначально). Апокрифическая Книга Еноха излагает историю сожительства “сыновей Божиих” (ангелов) с “дочерьми человеческими”. Ангелы, променявшие из похоти небесное Царство на земную юдоль, были прокляты Богом и стали демонами. Эту теорию в средние века разделяли многие церковные авторитеты (например, Фома Аквинский). В той же Книге Еноха говорится, что от браков падших ангелов с земными женщинами произошло племя чудовищных исполинов. Когда Бог уничтожил гигантов, из их тел изошли злые духи (вероятно, демоны). Однако наибольшую популярность получила теория, согласно которой демоны являются падшими ангелами, вовлеченными Сатаной в битву с Всевышним. Общеизвестная история о мятеже Люцифера превратилась в официальное церковное обоснование происхождения демонов. Для этого имелся целый ряд причин, которые зачастую не имели ничего общего с объективной трактовкой священных текстов. Средневековые схоласты не могли допустить даже и мысли о том, что Сатана и его слуги являются формально равными Богу по признакам своего происхождения (не сотворены Создателем, но возникли вместе с ним или даже до него). Четвертый Латеранский собор (1215) утвердил положение, согласно которому “дьявол и другие демоны от Бога созданы благими, но сами по своей вине сделались дурными”. Согласно решению Трентского собора (1546) дьявол был признан ангелом, сотворенным Богом. Этот же собор осудил тех, кто “говорит, будто он поднялся из тьмы (dicit eum ex tenebris emersisse) и не имеет себе творца, но сам есть начало и субстанция зла”, а также тех, кто “верит в сотворение дьяволом мира, человеческого тела и в то, что зарождение плода во чреве матери — дело демонов”. Облик средневековых демонов имеет очень заметное игровое начало: эти твари не только страшны, но и веселы. В народной фантазии, любившей приближать к себе сверхъестественное, демонические силы предстают как плутоватые существа, не лишенные человеческих слабостей. В желании осмеять злого духа его нередко рисуют проказником — наивным и сравнительно безвредным. С течением времени силы зла постепенно лишались независимости своего существования и переселялись в сферу человеческой духовности (любопытно, что в 17-19 в.в. демонами нередко назывались так называемые “духи планет” солнечной системы, насылающие болезни на людей). Сегодня христианский демон воспринимаются скорее как нечто умозрительное — абстрактное понятие, ничем не напоминающее о своем средневековом прототипе: мохнатом, рогатом, хвостатом существе с копытами, козлиной бородой, запахом серы, дурными повадками и кознями на уме. Демоны: внешность и свойстваСущность демонов, их свойства и характер — все это занимало умы святых отцов ничуть не меньше, чем классические вопросы религиозных диспутов навроде “сколько ангелов могут танцевать на кончике иглы?”.Истинная внешность демонов считалась крайне уродливой. Исключения составляли те случаи, когда церковная проповедь аскетизма и смирения доводилась до абсурда путем присвоения демонического статуса любой разновидности физической красоты, которая объявлялась проявлением порока, искушения и греха (в качестве примера можно привести инкубов и суккубов, о которых будет сказано ниже). Я увидал, как некий дьявол черный Вверх по крутой тропе бежит от нас. О, что за облик он имел злотворный! И до чего казался мне жесток, Раскинув крылья и в ступнях проворный... Данте, “Божественная комедия”. “Ад” Облик демона создавался богословами по принципу териоморфии (греч. therion — зверь). За основу брался целый комплекс определенных внешних свойств, присущих “нечистым” животным (первоначально — змее, позже — козлу) и некоторым языческим божествам. Концепция христианского демона была во многом определена так называемыми отцами-пустынниками, отшельниками египетских пустынь в IV-III вв. до н.э., бравшими за основу пантеон разгромленных религий. Так, богиня Венера превратилась в средневековой немецкой легенде в “госпожу Венеру” — дьяволицу, совращающую рыцаря Тангейзера соблазнами чувственной, плотской любви. Диана (Артемида), по средневековым суевериям, предводительствует “стригами” (колдуньями), совершающими ночной полет вместе с демонами на шабаш ведьм. В бесы также попали Церера, Пан, Вакх, Приап, фавны, сатиры, сильваны, дриады, наяды и ореады. Облик Дьявола (а соответственно — и демонов в целом) был узаконен Толедским собором в 447 г. н.э., и последующие авторы внесли в него мало новшеств. Согласно большинству мифов, демоны отличаются избыточной похотливостью и охотно вступают в половые отношения с людьми (для последних это, как правило, имеет самые дурные последствия). Европейская средневековая демонология утверждала, что демон, принимающий вид мужчины и вступающий в связь с женщиной, называется “инкубом” (лат. incubus, от incubo — “лежать сверху”), а демон, принявший облик женщины и соблазняющий мужчину, именуется “суккубом” (succubus — соотв., “лежащим снизу”). У древних римлян “инкубом” назывался демон ночных кошмаров. Инкубы (и, вероятно, суккубы тоже) видимы только для тех, с кем они вступают в связь, а для окружающих невидимы. Лишь иногда в конце любовного соития в воздух от жертвы (предполагалось, что чаще всего эти демоны вступают в связь с ведьмами или монахинями) поднимается явственно заметный людям столб черного пара высотой в человеческий рост. В других случаях инкуб становится виден мужу женщины, к которой он ходит, в облике некоего постороннего мужчины. Демонам также довольно часто бывает присущ половой травестизм, который имеет определенные архаические параллели. Здесь можно вспомнить гетеросексуальные свойства некоторых божеств из средиземноморских религиозных традиций. В Карии (Малая Азия) почитали Зевса с шестью грудями, образующими треугольник. При совершении торжеств в честь италийского Геркулеса Победителя статуя последнего одевалась в женское платье. На Кипре существовал культ бородатой Афродиты, а в Италии почитали лысую Венеру. Демоны часто издают гнусный смех (отсюда пошло выражение “адский хохот”). В основу смеха всегда положено нечто чужеродное — путаница, нарушение, конфликт, крайность, противоположность чему-то. Считается, что Христос никогда не смеялся. Все действия демонов в конечном счете строятся на высмеивании (вспомним язвительного Мефистофеля в трагедии Гете “Фауст”). Интересной темой обсуждения был вопрос о продолжительности жизни демонов. Древнегреческий поэт Гесиод высчитал среднюю длину жизни Феникса — мифической птицы неописуемой красоты, которая сама сложила свой погребальный костер, а затем возродилась из пепла. По мнению Гесиода, это существо живет в десять раз дольше, чем человек, а демоны — в десять раз дольше, чем Феникс. Таким образом, средняя жизнь демона равняется 6 800 годам. Позднее знаменитый греческий писатель и биограф Плутарх немного поправил это утверждение, учитывая, что демоны, как и люди, с которыми их сравнивают, подвержены недугам и болезням. Он увеличил продолжительность жизни демонов до 9 720 лет. Однако, как уже упоминалось выше, большинство христианских теологов считает, что демоны — падшие ангелы. Следовательно, они бессмертны (вернее говоря, будут существовать до конца света и окончательного низвержения Люцифера в огненное озеро), как и обычные ангелы. Типология демоновДемоны, как и всякие другие обитатели средневековых бестиариев, не раз подвергались самой разнообразной классификации. Несмотря на то, что ад всегда представлялся царством хаоса и беспорядка, людей всегда тянуло придать ему стройную иерархическую систему.Интересно, что объектом исследований становились лишь демоны актуальные — то есть те, которые были способны появляться в мире людей, а не те, которые относились к дано минувшему прошлому. В качестве примера “погибших демонов” можно привести монгольское поверье о том, что некогда весь Ордос (пустынное плато на северо-западе большой излучины р. Хуанхэ, в Китае) был заполнен демонами шолмо, которые впоследствии были уничтожены богатырем Гесером — тем самым героем тибетского эпоса, послужившим прототипом для образа руководителя Ночного дозора в цикле книг С. Лукьяненко. В своем “Трактате об исповеди вершителей зла и ведьм” (“Tractatus de Confessionibus Maleficorum et Sagarum”), написанном в 1589 году, Петер Бинсфельд — знаменитый немецкий демонолог 16-го столетия — подразделял демонов в соответствии с теми смертными грехами, к которым они обычно склоняют людей (следует отметить, что Люцифер и Сатана представлялись как два совершенно разных демона). Люцифер — высокомерие (гордость) Маммон — скупость Асмодей — сладострастие (распутство) Сатана — гнев Вельзевул — чревоугодие (пьянство) Левиафан — зависть Бельфегор — праздность (лень) В книге “Magus or Celestial Intelligencer”, опубликованной в Лондоне в 1801 г., оккультист Френсис Баррет немного изменил список вышеперечисленных демонов. Маммона стал князем искусителей и соблазнителей, Асмодей — мстителей за причиненное зло, Сатана — обмана (обслуживающим ведьм и заклинателей) и Вельзевул — ложных богов. Кроме того, Пифон был представлен как князь духов лжи, Велиал — вместилище порока (азартных игр), Мерихим — духов, вызывающих заразные болезни, Абаддон — войн, а Астарот — обвинителей и инквизиторов. Францисканец Альфонсо де Спина (епископ Фермопильский) в своей книге “Fortalicum fidei” (“Крепость веры”, 1459 г.) предложил довольно путанную, но необычную классификацию демонов по их основным функциям. Он различал таких демонов, как парки (женщины, прядущие нить судьбы), полтергейсты (демоны, шалящие по ночам и передвигающие вещи), инкубы и суккубы (см. выше), марширующие демоны (появляются большими группами и создают много шума), служебные демоны (прислуживают ведьмам), демоны кошмаров (приходят во снах), демоны, образующиеся из семени и его запаха при половом акте, демоны-обманщики (могут являться в образе мужчин или женщин), чистые демоны (нападают только на святых) и демоны, которые обманывают старух (называемых xorguinae), внушая им, будто они летали на шабаш. Упомянутые де Спина заблуждения относительно демонического шабаша были особенно многочисленны в Дофине и Гаскони, где женщины собирались на горе Boch de Biterne и поклонялись борову, целуя его в зад. Известнейший демонолог Иоганн Виер (Johann Wierus, 1515-1588) в своей “Pseudomonarchia daemonum” (Псевдомонархия демонов, 1568) попытался нарисовать полную картину адской империи, приписав каждому демону соответствующий чин или должность. Всего различалось десять чинов: псевдобоги во главе с Вельзевулом (те, кто выдает себя за богов), духи лжи (князь — Пифон), изобретатели злых дел (Велиал), мстительные демоны (Асмодей), обманщики (Сатана), творители заразы и бедствий (Мерезин), сеятели раздоров и войн (Абаддон), соглядатаи (Астарот) и искусители (Маммона). Книга Исайи В средние века существовала точка зрения, что демоны изначально были сотворены Богом для совершения зла. Защитники этой идеи опирались на цитату из Книги Исайи, где устами Бога сказано: “Я творю губителя для истребления” (54, 16). Демоны бывают разные: черные, белые, красные Фантастическое богатство христианского пандемониума приводит к тому, что изучение описаний десятков и сотен различных демонов с труднопроизносимыми названиями в конце концов превращается в крайне скучное занятие. Их история слишком туманна, а свойства чересчур однообразны для того, чтобы сложиться в сколь-либо стройную и непротиворечивую картину. В мифологических системах разных народов и культур нередки своеобразные “перевертыши”. Например, ангелы иранцев — асуры — являются демонами для индусов; напротив, восхитительные индийские дэвы (санскр. корень, от которого произведено слово дьявол) — злые божества в персидском эпосе. Гораздо интереснее было бы обратиться к другим религиям и легендам народов мира, которые хоть и не употребляют греческого слова “демон”, однако повествуют о существах, практически идентичных “демонам” в их хрестоматийной трактовке. В ацтекской мифологии часто упоминаются “тзитзимиме” (“монстры, спускающиеся свыше”) — небесные демоны, которые постоянно стремились разрушить весь мир. Они представлялись в виде звезд на ночном небе, которые сражались с солнцем во время каждого восхода и заката. Ракшасы — демоны из индуистской мифологии, обладали способностью менять форму и умели творить самые различные заклинания. Рамаяна (санскр. — “судьбы Рамы”) говорит, что эти существа были созданы из ноги Брахмы для защиты первородных вод. Их королем был демон Равана. Другие источники говорят, что ракшасы являются плодом союза ведической богини смерти Ниррити и ее супруга Ниррита. Ракшасы могли быть окрашены в различные цвета (зеленый, желтый, голубой), имели вертикальные зрачки, огромную пасть, пять ног и длинные ядовитые когти. Обычно они принимали обличье животных (собаки, стервятники, совы), однако при желании могли превращаться и в человека. Ракшасы питались мясом человека либо падалью, в которой уже завелись паразиты. Они жили на кладбище, воровали жертвы богам и пытались всячески навредить людям, насылая на них болезни, сумасшествие или даже вселяясь в них. В “Калевале” упоминается демон Хииси — персонификация зла, отождествляемая с лесом, холмами и ручьями. Главному демону Хииси помогает множество мелких демонов, называемых “хийет”. Немало известен и буддийский демон Мара, искушавший медитировавшего Сиддхартху (Будду) своими дочерьми — Похотью, Жаждой и Восторгом, а также нападавший на него при помощи волшебства. Удивительно разнообразен мир сверхъестественных существ японской культуры. Здесь можно упомянуть они (Oni) — уродливых демонов с рогами и клыками, держащих в руках скрюченную дубину и охраняющих двери ада. Они очень сильны и умны, обладают необычайно упругим телом, способны к быстрой регенерации потерянных конечностей и здоровья, поэтому их очень трудно убить. Кроме того, они могут трансформироваться в женщину, чтобы скрыть свой истинный вид, и любят питаться человечиной. Раз в год, 3 февраля, в Японии проводится церемония по изгнанию они. Специфическими героями синтоистской демонологии являются разнообразные екай — злые или добрые, спокойные или проказливые анимистические существа, которых якобы можно встретить чуть ли не на каждом шагу. Среди самых известных екай можно назвать тэнгу (небесная собака), ямамбо (горная старуха), ямаотоко (горный мужчина), каппа (дитя воды), исоонна (женщина с побережья), нуси (дух рек, озер и прудов). Атотархо или Тододахо (“тот, чей дом преграждает тропу”, по другой версии, “пойманный”) — в мифологии ирокезов был божеством, олицетворяющим необузданные силы природы. Тело Атотархо, представлявшееся в виде чудовища, было скручено в “семь узлов зла” (змеевидные волосы, когтистые конечности, искаженные органы чувств). Согласно мифам, Атотархо обитал вблизи ирокезского селения Онондага и обладал тиранической властью над людьми. Два героя — Гайавата и Деганавида, стремясь улучшить жизнь людей, очистили от зла разум Атотархо, направив его на добро. После этого Атотархо стал одним из 50 вождей, входящих в совет Лиги ирокезских племен. Титул Атотархо в этом качестве сохраняется у ирокезов и поныне. У этрусков существовал демон потустороннего мира Тухулка, у арабов — шайтан, у русских — черт (чорт) и бес (возможно, заимствование от имени египетского бога Бес — карлика в страшной львиной маске). Последние являются славянским аналогом термина “демон”, который в качестве обобщенного понятия был синонимичен “дьяволу”. Интерпретации чертей и бесов сильно разнятся (от пушкинской “Сказки о попе и его работнике Балде” до “Братьев Карамазовых”). В народных былинах наши русские бесы выступают в роли хитрых, злобных, но зачастую комичных и совершенно не страшных персонажей. Следует признать, что высмеивание зла — наиболее эффективная форма борьбы с ним. Зверь внутри нас Демон — рудимент коллективного человеческого сознания, порождение первобытных страхов, неуверенности и беспомощности людей перед окружающим их миром. Демон — прежде всего символ. Он олицетворяет ту борьбу между возвышенными человеческими и дикими животными началами, которая постоянно происходит в нашей душе. Здесь уместно вспомнить о той “зоофобии”, которую упоминает Фрейд и которая возникает у детей не сразу, а по достижении определенного возраста, когда совершается переход от гармоничных отношений с животным миром к страху перед ним. Можно предположить, что и в истории человеческой культуры есть определенный момент, когда “невыделение из природы” сменяется противопоставленностью ей. Фигура животного именно в силу его “партнерской” близости к человеку и морфологического сходства с ним способна породить жуткий демонический образ “чужого в своем”: природного, звериного, проступающего из-под человеческой личины в виде хвостов и копыт (которые тем страшнее, чем привычнее в повседневной жизни), покидающего ее в облике мелкой или крупной твари (обычно также хорошо знакомой), либо, наконец, овладевающего этой личиной, чтобы вторгнуться в столь уязвимый человеческий мир. Армия Тьмы Классификаторы демонического мира давали самые различные сведения о численности армии тьмы. Так, например, Талмуд сообщает, что у одной старшей демонихи была свита, в которой находилось 180 тысяч младших по рангу демонов. Максим Тирский во 2-м веке называет весьма скромную цифру в 30 000 демонов. Альфонс де Спина в 1459 году, ссылаясь на то, что от Бога отпала ровно треть небесного воинства, назвал число демонов — 133 306 608. Иоган Виер в своей “Псевдомонархии демонов” утверждал, что в аду живут 7 405 926 демонов, управляемых 72 князьями. Демоны формируют 1111 отрядов по 6666 тварей в каждом. Однако самыми щедрыми на демонов оказались лютеранские богословы, назвавшие фантастическую цифру — 2 665 866 746 664 демона. http://www.mirf.ru/Articles/?421 |
0 коммент.:
Отправить комментарий