понедельник, 20 августа 2012 г.

1812 год. События 19 августа. Арьергардные бои под Смоленском у сел Гедеоновка и Валутина Гора

A+ A-



1812 год. События 19 августа. Арьергардные бои под Смоленском у сел Гедеоновка и Валутина Гора



19 августа (7 августа по старому стилю) 1812 года.
Вечером 18 августа две колонны 1-й Западной армии Барклая де Толли выступили по Петербургской дороге на север, чтобы совершить обходной маневр по проселочным дорогам, повернуть на восток, вдоль Московской дороги и выйти на нее на следующий день у Соловьевой переправы.

Первая колонна под командованием генерала Дохтурова состояла из 5-го и 6-го пехотных, 2-го и 3-го кавалерийских корпусов, а также всей резервной артиллерии. Этим войскам предназначалось совершить более окольное движение нежели второй колонне в два марша, поэтому они выступили на два часа раньше.

В семь вечера первая колонна вышла по Петербургской дороге к Стабне, а потом повернула по проселочной дороге на Зыколино и далее к Прудищеву. В Прудищеве колонна Дохтурова должна была переночевать и на следующий день выйти близ Соловьевой переправы.
Вторая колонна вышла в девять вечера 18 августа под командованием Тучкова 1-го в составе: 2-го, 3-го, 4-го пехотных и 1-го кавалерийского корпусов. При второй колонне находился и сам главнокомандующий Барклай де Толли.

Особый авангард под командованием генерал-майора Тучкова 3-го, составленный из Елисаветградского гусарского, Ревельского пехотного, 20-го и 21-го егерских, трех казачьих рот и роты конной артиллерии, выступил в восемь вечера перед войсками второй колонны. Дорога, пролегавшая через леса и болота была очень плохого качества, во многих местах без наведения гатей невозможно было провезти артиллерию и пройти кавалерии. Во многих местах переходы приходилось мостить бревнами ближайших брошенных крестьянских домов.


Трехтысячный отряд Тучкова 3-го затратил на переход менее 20 верст около 12 часов и вышел на московскую дорогу около восьми утра 19 августа у деревни Тычининой. В это время стало известно, что французы строят мосты у Прудищева, а вестфальский дезертир, перешедший к нам сообщил, что корпус Жюно уже переправляется через реку у этого села. Тучков 3-й расположил войска между Прудищевым и Валутиной Горой, прикрыв тем самым общее отступление 1-й армии.

Между тем во время ночного марша по лесам войска 1-й армии невероятно растянулись, некоторые подразделения потеряли друг друга. Где точно находятся все подразделения того или иного корпуса зачастую не знали даже сами командующие. В итоге часть 4-го и весь 2-й пехотный корпуса сбились с дороги от села Крахоткина к Горбунову, и, двигаясь ночью неизвестными проселками совершили большой круг по лесам и в шестом часу утра 19 августа вышли из леса у села Гедеонова в полутора версте от крайних домов Петербургского предместья Смоленска, почти туда же, откуда вышли вечером накануне.

В это самое время войска Нея уже успели переправиться через Днепр и строились в колоннах впереди Петербургского предместья. На них то и вышли измученные ночным переходом солдаты 2-го и 4-го пехотных корпусов. В Гедеонове с частью войск находился Барклай де Толли, распорядившийся направить распоряжение только что отошедшему из Петербургского предместья арьергарду Корфа быстро идти на помощь вышедшей из леса у Смоленска пехоте.


Также с целью прикрыть Гедеоново Барклай остановил первые попавшиеся ему полки 17-й дивизии: Белозёрский и Вильманстрандский (командир полковник Керн), два взвода Изюмских гусар, Тобольский полк и четыре орудия. Поручив командование этим отрядом принцу Евгению Вюртембергскому, Барклай де Толли приказал ему держаться до подхода Корфа.

В это время французы, абсолютно не понимая куда вообще отступают русские войска, вынуждены были рассеять свои силы и направиться в разных направлениях. Переправившийся в брод через Днепр Мюрат с двумя кавалерийскими корпусами Нансути и Монбрюна направился для разведки местоположения русских войск правее корпуса Нея по Московской дороге. Корпус Груши с этой же целью двинулся по Петербургской дороге.

Непонимание маршала Нея того, какие войска вышли перед ним из леса, заставляло его бездействовать, а бездействие французский частей позволило принцу Евгению Вюртембергскому с вверенными ему войсками подготовиться к обороне занятой им позиции.


Бой у сел Гедеоново и Галионщина (Гапоновщина).

Около восьми утра началась перестрелка между французами и отрядом принца Евгения Вюнтенбергского у Гедеонова. Около 9-и утра французы пошли в атаку. Французские колонны вышли из кустарника и атаковали батальон Вольфа, окружив его. Полковник Керн пошел в штыковую атаку с Беловерским полком, но был отброшен превосходящими силами противника. Преследуя его, части корпуса Нея ворвались в деревню. Только мощная штыковая контратака Тобольского полка спасла положение, французов вытеснили за пределы Гедеонова.


Вслед за этим Ней повел в атаку кавалерийскую колонну против нашего левого крыла. Французские кавалеристы атаковали Вильманстрандский полк, стоявший у Московской дороги, а затем началось общее наступление корпуса Нея. Удержать Гедеоново было уже невозможно, а потеря его отрезала бы от основных войск арьергард Корфа и остальные части еще блуждавшие по лесам. В этот опасный момент с одной стороны подошел Корф с Сумским и Мариупольским гусарскими полками, а с другой - Дохтуров с частью Елисаветградского гусарского полка. Удачная атака гусар замедлила наступление корпуса Нея и спасла Вильманстрандский полк.

Все вместе наши войска снова отогнали французов от Гедеонова, а затем вернулись к деревне. Барклай де Толли приказал отступить отрядам Корфа, Дохтурова и принца Вюртембергского за деревню Галионщину (Гапоновщину) и занять позицию на высотах. Здесь принц Евгений Вюртембергский обнаружил Волынский полк и сменил волынцами оба полка 17-й дивизии, расстрелявшие все патроны в бое при Гедеонове.

За отряд принца Евгения отошли все войска арьергарда Корфа, кроме 33-го егерского полка и Донских казачьих полков, оставшихся на позиции между деревней Гедеоново и Галионщина. 33-й егерский полк был атакован превосходящими силами авангарда корпуса Нея и отступил с большими потерями. Вслед за ним к деревне Горбуново, а затем по Московской дороге к Лубино, отступил и отряд Евгения Вюртембергского.


Бой у Валутиной Горы.

Авангард Тучкова 3-го, расположенный сначала у Валутиной Горы, затем отошел на новую позицию за речку Колодню между селами Топоровщина и Латышина. Войска корпуса Нея показались перед нашим авангардом около полудня. Сначала Ней ввел в дело только дивизию Разу. Вслед за ней прибывали новые войска, однако, пока корпус Нея развернулся и выстроился, к нашему авангарду подошли подкрепления - лейб-гренадерский и гренадерский полки с шестью орудиями 1-й батарейной роты. Подкрепление позволило отряду Тучкова удержаться на позиции до трех часов.

Значительное превосходство неприятеля в численности войск заставили отряд Тучкова 3-го отступить за речку Страгань. Здесь к четырем часам собрались 17 батальонов численностью до 8 тысяч человек. Позиция на р.Страгань была очень важна в стратегическом отношении, поэтому ее нужно было удерживать до последней возможности. Общее командование собранными за Страганью войска осуществлял генерал Ермолов. Он расположил на высотах вдоль Московской дороги артиллерию, которая при появлении неприятеля начала его обстрел.
Французы, подойдя к нашей позиции за рекой Страгань, в течение часа ограничивались ружейной и артиллерийской перестрелкой, ожидая подхода всех своих частей. По прибытии дивизии Гюдена маршрал Ней направил ее в двух колоннах в атаку на нашу батарею. Французы под огнем навели мост и пошли в атаку. Русскую артиллерию прикрывали в центре лейб-гренадеры. Четыре раза французы шли в атаку и четыре раза были отброшены русской гвардией. В этом бою лейб-гренадеры потеряли убитыми 5 офицеров и 42 солдата, 286 получили ранения.

14 русских батальонов (7 тысяч человек) смогли удержать натиск 14 тысяч французов. В ходе сражения случайным ядром был убит командующий атаковавшей дивизии Гюден. Русский отряд отступил к деревне Лубино, где снова получил подкрепление: 1-й сводный гренадерский батальон 3-й пехотной дивизии, Екатеринбургский, Елецкий, Рыльский пехотные полки, 8 батарейных орудий и четыре Донских казачьих полка (ком. генерал-майор Карпов 2-й).
Около шести часов вечера у Лубино произошло основное сражение 19 августа. Центр нашей позиции составляли лейб-гренадерский, Елецкий и Екатеринбургский полки. Упорные атаки неприятеля против нашего центра имели целью расколоть отступающие войска. Около семи вечера генерал Коновницын был вынужден с шестью свежими батальонами своей дивизии пойти в штыковую контратаку и снова объединил фланги.

В девять часов вечера, когда уже смеркалось, дивизия Гюдена (после гибели Гюдена ей командывал генерала Жерара), перейдя реку Страгань, атаковала занятую русскими войсками позицию. Тучков 3-й, чтобы прикрыть вывоз раненных с поля боя, повел навстречу неприятелю Екатеринославский гренадерский полк. Не успели гренадеры приблизиться к французам, как под Тучковым 3-м убило лошадь. Желая ободрить солдат генерал пошел пешим в передних рядах. В штыковой атаке наши гренадеры были опрокинуты, а Тучков, раненный штыком в бок и получив несколько ранений в голову, попал в плен к французам.


В это время вышедшие на московскую дорогу Рязанский и Брестский полки 2-го пехотного корпуса (ком. генерал Олсуфьев) остановили атаку неприятеля, на этом сражение закончилось Граф Сегюр признал, что маршал Ней первым приказал прекратить огонь. Только после того русские перестали отстреливаться. По мнению Сегюра, французы понесли больше потерь, чем русские. На своих позиция русские и французские войска остались до утра. Утром 20 (8) августа все войска 1-й Западной армии получили приказ выступать на восток.

Маршал Ней со своим обескровленным авангардом не смог преследовать их. Граф Сегюр вспоминал, что французский штаб не рассматривалось как успех итоги сражение у Валутиной горы . Хотя русские и оставили позицию. Сегюр пишет: «В их поражении было столько же славы, сколько в нашей победе». Сражения при Гедеонове, Валутиной Горе и Лубине были очень кровопролитными. Французы потеряли в арьергардных боях 19 августа убитыми и раненными 8 768 человек. Наши потери (по данным Бутурлина) составили до 5 тысяч человек. Войска Наполеона 19 августа заняли всю Московскую дорогу от Смоленска до деревни Лубино.


Потери в сражениях 16-19 (4-7) августа 1812 года при городе Смоленске и при отступлении от него через деревню Лубино к деревне Соловьевой.

Погибли генерал-майор Скалон (18 (6) августа), генерал-майор Балл (18 (6) августа). Ранены. Командир 3-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Коновницын. Генерал-майор артиллерии Бухольц. Генерал-майор Тучков 3-й (тяжело ране и взят в плен). Ранен исполнявший должность дежурного генерала 1-й Западной армии флигель-адъютант полковник Кикин.



Потери среди русских офицеров убитыми 16-19 (4-7) августа 1812 года:

В гренадерских полках: В полку графа Аракчеева – штабс-капитан Саблуков, поручик Усов, подпоручик Кириллов, прапорщик Микульшин. В Екатеринославском – капитан Силин. В Лейб-гренадерском – майор Борзов, капитан Разбаловский, штабс-капитаны Евреинов 2-й, Подушкин 3-й, поручик Леденцов, подпоручик Квашнин-Самарин.

В пехотных полках: В Бутырском – капитан Блажевский, прапорщики Кравченко, Осташко, Чернуцкий. В Виленском – капитан Шатилов, прапорщик Баранов. В Волынском – капитан Тарновский. Копорского - прапорщик Козлов 1-й. В Ладожском – майор Шишкин, штабс-капитан Попов. В Либавском – штабс-капитан Жабыко, поручики Крактошев, Остафьев, подпоручики Бахметьев, Тычинский. В Муромском – штабс-капитан Замайский, поручики Радзиминский, Якубович 2-й. В Нижегородском – прапорщики Лутовинов, Рогачев. В Одесском – полковник Потулов, подпоручик Челяев. Полоцкого – капитан Фирсов 3-й, поручик Маньковский. Псковского – поручик Каньшин, прапорщик Островский. В Ревельском – прапорщик Гербель 1-й. В Симбирском – поручик Никифоров, прапорщики Исаков 1-й, Исаков 2-й, Никитин. В Смоленском – штабс-капитан Теремецкий, подпоручик Чубаров. В Тобольском – штабс-капитан Долгоширов, поручик Ивашкевич, подпоручик Савинов. В Томском – подпоручик Макайский. Уфимского – прапорщик Евдокимов, Канишенцов. В Черниговском – подпоручик Чубаров.


В егерских полках: В 11-м полку – штабс-капитан Башмаков, поручик Ковалевский, подпоручики Горл и некий, Сурижиновский, прапорщики Внуков, Яновский. В 20-м полку – подпоручик Некрасов, прикомандированный к полку отставной штабс-капитан Лашкевич. В 21-м полку – капитан Варнин, поручики Кононович, Смоленский, подпоручик Щукин, прапорщик Миллер 3-й. В 30-м полку – капитан Епанешников, поручик Кадышев, подпоручик Ермолаев, прапорщик Рихардт. В 34-м полку – подполковник Репешко, поручик Шатилов. В 48-м полку – штабс-капитан Вульф. В 49-м полку – майор Кишкин, прапорщик Козелло 1-й. В 50-м полку – поручик Концевич. В 1-м сводном гренадерском батальоне 11-й пехотной дивизии майор князь Кекуатов. В других частях погибли: в Иркутском драгунском полку прапорщик Александр Тимофеевич Тегенцов. В Новороссийском драгунском полку прапорщик фон Галлер 1-й. В Литовском уланском полку корнеты Торнезио 1-й и Рейхмар (Реймер). В 3-й артиллерийской бригаде батарейной № 1 роты подпоручик Ольхин.

Пропали без вести: В Кексгольмском пехотном полку прапорщик Вержбицкий. В Муромском пехотном полку подпоручик Падейский. В Полоцком пехотном полку прапорщики Ачкасов и Мукасов 2-й. В Ревельском пехотном полку капитан барон Армфельдт. В 6-м егерском полку майор Николай Чичагов. В 21-м егерском полку капитан Шмидт. В Литовском уланском полку корнеты Андржейкович 1-й и Венцковский. В Елисаветградском гусарском полку корнет Иван Глебицкий-Юзефович 2-й.



Дело при городе Витебске и стычки между городами Белый и Поречье.

Отдельный кавалерийский (партизанский) отряд генерал-адъютанта барона Винценгероде (1-я Западная армия) подойдя быстро и скрытно к городу Витебску, атаковал французов и захватил в плен 800 человек.

Затем отряд барона Винценгероде по приказу Барклая де Толли выслал Донской казачий полковника Родионова 2-го полк на присоединение к 1-му Отдельному корпусу генерала графа Витгенштейна, а сам выступил на город Поречье к городу Духовщина, из которого он должен был перейти к Белому, для прикрытия крайнего правого (северного) фланга 1-й и 2-й Западных армий во время их отхода по Смоленскому большаку к Вязьме.
Из наградного списка офицеров отряда барона Винценгероде явствует, что можно заключить, что 7 августа были высланы казачьи партии, которые произвели несколько удачных партизанских налетов на отряды противника.


Есаул Протопопов из Донского казачьего генерал-майора Иловайского 4-го полка «был командирован к городу Духовщине, заняв между тем Смоленскую и Дорогобужскую дороги, поражал везде показавшегося неприятеля, при чем взял в плен 5 офицеров, 203 нижних чинов и большой продовольственный транспорт».

Сотник Бирюков из Донского казачьего полковника Иловайского 12-го полка, «был из города Белого послан к городу Поречью для узнания сил неприятеля лишь с 15 казаками, узнал, что в городе Поречье находятся две французские роты. Он, собрав мужиков, напал стремительно на эти роты, разбил их и привел 100 пленных».

Хорунжий Попов из Донского казачьего полковника Иловайского 12-го полка, «когда генерал барон Винценгероде с отрядом находился в селении Слободе, был послан с 20 казаками по Пореченской дороге открыть неприятеля и, встретив по дороге партию французского 8-го гусарского полка, напал на нее и взял в плен одного офицера и 20 гусар».

В состав Отдельного кавалерийского (партизанского) отряд генерал-адъютанта барона Винценгероде входили Казанский драгунский, Ставропольский калмыцкий (капитана Диомидия) полки, Донские казачьи полки генерал-майора Иловайского 4-го, полковника Иловайского 12-го, полковника Родионова 2-го (передан 19 (7) августа в состав отдельного корпуса Витгенштенйа), войскового старшины Чернозубова 8-го.

19 (7) августа 1812 года указом правительствующего сената Российской Империи в сибирских губерниях объявлен дополнительный рекрутский набор по 5 человек с каждых 500 душ.

События дня минувшего 18 (6) августа 1812 года: Второй день сражения при Полоцке и Третий день Смоленского сражения.

Источники:
1. Генерал-майор М. Богданович "История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам", Санкт-Петербург, 1859 год. Том 1.
2. Боевой календарь-ежедневник Отечественной войны 1812 года. Часть 1. Составитель Н.П. Поликарпов. Москва. 1913 год.

Материал подготовил обозреватель Александр Лир.

http://warsonline.info/

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger