вторник, 21 августа 2012 г.

1812 год. События 21 августа. Атаман Платов ведет арьергардные бои у Соловьевой переправы

A+ A-


21 августа (9 августа по старому стилю) 1812 года.
1-я Западная армия генерала Барклая де-Толли расположилась на позиции при Усвятье на реке Уже, в 12 верстах от Дорогобужа. 2-я Западная армия князя Багратиона также подошла к Усвятью и встала на левом фланге 1-ой армии.
21 (9) августа понтонные мосты на Соловьевой переправе были убраны, кавалерия барона Корфа, находившаяся в арьергарде, самостоятельно переправилась через Днепр. Противник, начавший ее преследование, был остановлен плотным огнем батарей и стрелков с противоположного левого берега Днепра.
Главные силы 1-го отдельного пехотного корпуса генерал-лейтенанта графа Витгенштейна отступили за реку Дрисса у Сивошина, где немедленно приступили к укреплению позиций. Свой резерв Витгенштейн от Сивошина переместил к селению Соколищи-Эйсмонт. Здесь же расположилась и главная квартира корпуса.
Арьергарды 1-го корпуса Витгенштейна под командованием генерал-майора Гельфрейха и полковника Властова соединились у Белого и заняли выгодную позицию у выхода из дефиле. Командование арьергардом было поручено полковнику Властову, который располагал одним казачьим полком, четырьмя эскадронами Гродненских гусар и четырьмя батальонами 24-го и 26-го егерских полков с восьмью орудиями. Властов получил приказ удерживать как можно дольше занятые им позиции, а затем отходить к Боярщине.
У Боярщины граф Витгенштейн рассчитывал встретить два неприятельских корпуса под командованием Сен-Сира. В случае невозможности удержатся у Боярщины предполагалось отойти к Сивошину на укрепленные позиции.
3-я Обсервационная армия генерала от кавалерии графа Тормасова вышла из Ратно по направлению к Датину, оставив в Ратно для прикрытия отряд генерал-майора князя Хованского. Положение армии Тормасова было тяжелое, ее сильно теснили австрийский корпус генерала Шварценберга по дороге из Кобрина и саксонский корпус генерала Рейнье по дороге из Брест-Литовска, а западному флангу армии угрожали польские войска из герцогства Варшавского.
По прибытии армии генерала Тормасова из местечка Дивина в местечко Ратно к ней присоединился отряд генерал-майора князя Хованского, который сменил арьергард генерал-майора Чаплица.
Тормасов, для лучшего прикрытия своей армии от саксонцев и со стороны Варшавского герцогства, в котором формировались и группировались польские резервные войска, выслал накануне 20 (8) августа отдельные заслоны-отряды: генерал- майора Чаплица – к местечку Выжве и генерала графа Ламберта – к местечку Туриску. В то же время отряд генерал-майора Мелиссино следовал из города Пинска в местечко Любашев для соединения с главными силами армии Тормасова.
Британский контр-адмирал Мартин принял на свою эскадру в Риге русский десант пол командованием флигель-адмирала полковника Балабина и направился к крепости Данциг.
Схема расположения русской армии 21 августа 1812 года.Схема расположения русской армии 21 августа 1812 года.
Арьергардные бои 21 (9) августа, корпуса атамана Платова , прикрывавшего отход 1-ой Западной армии:
Главный арьергард 1-ой Западной армии под началом атамана Платова состоял из двух частей:
«Иррегулярный» арьергард возглавлял генерал-майор войска Донского Иловайский 5-й, имевший в своем составе Донские казачьи полки 1-й бригады генерал-майора Краснова 1-го, 2-й бригады генерал-майора Иловайского 5-го, 3-й бригады генерал-майора Денисова 7о, 5-й бригады генерал-майора Кутейникова 2-го, и не входившие в состав бригад казачьего корпуса Донской Атаманский (полковник Балабин 2-й) полк, 1-й Башкирский конно-казачий полк, 1-й Бугский казачий (есаула Жекула) полк, 1-й Тептярский казачий полк (командовал им майор 39-го егерского полка Темиров 1-й) и 2-я рота Донской конной артиллерии.
«Регулярный» арьергард, сформированный утром 21 (9) августа под командой генерал-майор барон Розена, включал в себя 1-й егерский полк (11-й пехотной дивизии 4-го пехотного корпуса), 34-й егерский полк (4-й пехотной дивизии 2-го пехотного корпуса), егерская бригада 24-й пехотной дивизии 6-го пехотного корпуса – 19-й и 40-й егерские полки, Курляндский драгунский, Польский уланский, Мариупольский и Сумской гусарские полки, дивизион (4 орудия) батарейной № 4 роты 4-й артиллерийской бригады (командовал дивизионом поручик Вейде), конная № 6 рота (подполковника Захаржевского) 2-й резервной артиллерийской бригады.
1-я и 3-я казачьи бригады генерал-майоров Краснова 1-го и Денисова 7о и не принимали участия в арьергардных боях 21 (9) августа. Бригада Крсного 1-го прикрывала Духовщинскую дорогу, а бригада Денисова 7о находилась у Соловьева Перевоза.
Арьергардный бой у деревни Пнево нева Слобода) на правом берегу Днепра.
Утром 21 (9) августа на правом берегу Днепра, севернее деревни Пнева Слобода, находились для подкрепления казачьих полков арьергарда атамана Платова Польский уланский, Мариупольский и Сумской гусарские полки и взвод (2 орудия) конной № 6 роты подполковника Захаржевского.
В 11 часов пополуночи французы выслали своих фланкеров (конных застрельщиков), которые завязали перестрелку со спешенными казачьими стрелками. Противник демонстрировал передовые войска своих походных колон и намеревался своими движениями принудить казаков, русских улан и гусар отступить за Днепр.
Два орудия конной № 6 роты, занимавшие очень удачную позицию, первыми залпами смешали одну из французских колонн. Французы вынуждены были остановить движение и выдвинуть несколько своих орудий на позицию. До 2 часов пополудни никакого движения на этом участке не происходило.
В 2 часа пополудни перед деревней Соловьево французские батареи заставили Польский уланский, Мариупольский и Сумской гусарские полки отойти назад ко вторым намеченным позициям, севернее деревни Соловьево, и оставались на ней под неприятельскими огнем, подкрепляя казачьи полки генерал-майора Иловайского 5-го.
Спешенные стрелки Донских казачьих полков отходили медленно и не прекращали вести интенсивную перестрелку с французскими стрелками и фланкерами. По просьбе генерал-майора Иловайского 5-го, барон Розен выслал уланских и гусарских фланкеров, которые, вместе со спешенными казаками, удерживали натиск неприятеля до 6 часов вечера, т. е. до тех пор, пока понтонные мосты у Соловьева перевоза не были разобраны.
Арьергардный бой у деревни Соловьево на левом берегу Днепра.
Как только мосты через Днепр у Соловьева перевоза были уничтожены, кавалерия арьергарда барона Розена начала отходить под прикрытием оставшихся на правом берегу Днепра Донских казачьих полков и их спешенных стрелков, и, переправившись вброд через реку, остановилась на ее левом берегу, недалеко от деревни Соловьево.
Для лучшего обеспечения переправы нашей кавалерии и для поддержки оставшихся на правом берегу казаков атаман Платов расположил на левом берегу у деревни Соловьево конно-артиллерийскую № 6 роту подполковника Захаржевского и Донскую конно-артиллерийскую № 2 роту войскового старшины Суворова 2-го.
Одновременно 1-й, 19-й, 34-й и 40-й егерские полки арьергарда барона Розена заняли своими стрелками левый берег Днепра перед позицией конной артиллерии.
Вслед за кавалерией барона Розена стали переправляться вброд и Донские казачьи полки. Противник тут же устремился в атаку, чтобы помешать казакам, но наши конная артиллерия и стрелки егерских полков успели своим метким огнем остановить наступление неприятеля и он был отброшен от переправы.
С наступлением темноты атаман Платов, поручив охранение левого берега и брода при деревне Соловьево иррегулярному арьергарду, приказал генералу барону Розену снять с позиции конную артиллерию и егерей и расположить их в резерве за этой деревней вместе со своими кавалерийскими полками. Ночь прошла спокойно.
Бой арьергарда армии Тормасова при урочище Княжа Гура.
Бой 21 (9) августа при урочище Княжа Гура произошел в арьергарде генерал-майора князя Хованского (3-й Резервной Обсервационной армии генерала Тормасова). Начальник замыкающего отряда майор Филатов, выигравши дело при этом урочище, «сделал немалую по тогдашним обстоятельствам пользу».
Майор 10-го егерского полка Филатов командовал 1-м сводным гренадерским батальоном 9-й пехотной дивизии (он состоял из трех вторых гренадерских рот Апшеронского, Нашебургского пехотных и 10-го егерского полков). Отряд Филатова, кроме своего сводного батальона, имел в составе батальон 38-го егерского полка, эскадрон драгун, сотню казаков и взвод (2 орудия) легкой роты.
Из записей в месячных рапортах (в строевых отчетах) явствует, что в деле 21 (9) августа при урочище Княжа Гура участвовали еще Апшеронский пехотный и Александрийский гусарский полки.
Майор Филатов получил приказ от генерала князя Хованского:
«...Я предписывал вам занять Княжую Гуру и там непременно держаться, майор Гринбладт, по ошибке, велел вам сие место оставить; полагая, что неприятель должен быть там в небольшой силе, ежели вы надеетесь без чувствительной потери опять то место занять, то поручаю вам в командование и баталион 38-го егерского полка. Надеясь на вашу расторопность, поручаю вам выполнение сего дела. Коли предполагаете неприятеля в превосходной силе, то лучше не вступать в оное; все сие предоставляю вашему усмотрению. У большой дороги, сходящейся с Турискою дорогою, оставить для резерва и наблюдения непременно сильный пост, дабы вы не были отрезаны»...
Как майор Филатов исполнил эту инструкцию князя Хованского, о ходе боя при урочище Княжа Гура можно судит отчасти по нижеследующим выпискам из офицерских наградных списков:
Командир 1-го сводного гренадерского батальона 9-й пехотной дивизии майор 10-го егерского полка майор Филатов. «Своею храбростью и хорошим распоряжением майор Филатов сие место (урочище Княжа Гура), оставленное по приказанию начальства, снова занял 21 (9) августа и принудил неприятеля, сильно сопротивлявшегося, к отступлению». «Сей храбрый и деятельный офицер, имея порученность поступать по своему усмотрению, презря превосходство противных сил, решительным и быстрым ударом, при благоразумном устроении отряда своего и невзирая на сильное сопротивление неприятеля, выгнал его из урочища Княжей Гуры, чем сделал немалую по тогдашним обстоятельствам пользу».
Генерал граф Воронцов так описывает подвиг майора Филатова: ... «Когда урочище Княжа Гура, сие нужное для нас по тогдашним обстоятельствам место, по ошибке майора Гринбладта было оставлено и занято неприятелем, то генерал-майором князем Хованским поручено было майору Филатову с командуемыми им двумя батальонами гренадер и егерей, сотней казаков, эскадроном драгун и двумя легкими орудиями снова занять по его усмотрению, что и было сим ревностным офицером с обыкновенною его храбростью и расторопностью исполнено».
Капитан Апшеронского пехотного полка Воронец 2-й – «с ротою гренадер при урочище Княжей Гуре был отряжен в обход правого фланга неприятельского, что исполнил с отменною расторопностью и проворством и тем помог овладеть сею нужною позициею. Командуя ротою, ударил решительно в штыки на неприятеля, занявшего мост, опрокинул его и занял оный».
Поручик Нашебургского пехотного полка Похвиснев – «был с охотниками и с оными бросился на засевшего в постоялом дворе неприятеля, примерною храбростью и мужеством, выгнав его из оного, поколол немалое число штыками».
Полных сведений о потерях арьергарда князя Хованского в бою при урочище Княжа Гура нет. Известно лишь, что в этом бою погибли штабс-капитан 10-го егерского полка Вукотич и 3 рядовых Апшеронского пехотного полка; пропали без вести 2 рядовых Апшеронского пехотного полка.
События дня минувшего 20 (8) августа 1812 года.
Источники:
1. Генерал-майор М. Богданович "История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам", Санкт-Петербург, 1859 год. Том 1.
2. Боевой календарь-ежедневник Отечественной войны 1812 года. Часть 1. Составитель Н.П. Поликарпов. Москва. 1913 год.
Материал подготовил обозреватель Александр Лир.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger