вторник, 23 октября 2012 г.

Жидкостная ракета РВСН: насколько оправданы затраты?

A+ A-


пусковая установка ракета РС-20 Воевода МБР Воевода баллистическая ракета

Фото: РИА Новости

Новая жидкотопливная межконтинентальная баллистическая ракета, предназначенная для замены РС-20 «Воевода» будет запущена в производство до конца этого года. Ранее сообщалось, что на вооружении РВСН новая ракета появится во второй половине десятилетия. Начало производства и испытаний ракеты в 2013 году должно позволить выдержать этот срок

Магия могущества
Старт жидкостных межконтинентальных ракет шахтного базирования выглядит красиво. Откидывается крышка, затем мощные пороховые заряды выталкивают ракету на поверхность, покинув шахту, она на мгновение почти зависает в воздухе и затем величественно начинает набирать ускорение – уходя вверх на бледном факеле маршевых двигателей. Шесть боевых блоков мощностью по полмегатонны для РС-18, десять по 0,8 мегатонны – для РС-20 – эта мощь способна сокрушать города и целые страны.
Жидкостные МБР шахтного базирования долгое время составляли основу ядерной мощи Советского Союза, да и сегодня играют весьма заметную роль в ядерном арсенале России. Постепенный вывод этих ракет из строя в связи с выработкой уже неоднократно продленного ресурса стал одной из главных причин резкого падения российского ядерного потенциала – вплоть до недавнего времени основным пополнением РВСН был моноблочный «Тополь-М». Затем пришел «Ярс», однако 3-4-х его боевых блоков явно не хватает для того, чтобы стать полноценной заменой «Воеводам» РС-20, известным на Западе как «Сатана».
В этих условиях разработка жидкостной шахтной ракеты нового поколения была сочтена разумной – «многозарядность» ко всему прочему повышает шансы как минимум части боевых блоков прорвать систему ПРО. Однако за внешней привлекательностью этого решения кроются серьезные проблемы.
Как пережить первый удар?
Шахтные пусковые установки могут спасти ракету почти от чего угодно – даже ядерный взрыв в паре сотен метров не гарантирует вывод ракеты из строя. До тех пор пока ядерное оружие было практически единственным средством подавления стратегических арсеналов противника, таких возможностей хватало. Однако развитие высокоточных систем сделало свое дело – отныне любая шахта могла быть выведена из строя 1-2 попаданиями обычного боеприпаса с несколькими сотнями килограммов взрывчатых веществ. Точность ядерных средств, само собой, тоже не стояла на месте.
Угроза обезоруживающего первого удара с использованием высокоточного оружия стала одной из главных причин переноса «центра тяжести» РВСН на мобильные системы и роста доли военно-морского флота в ядерной триаде. Мобильные комплексы, способные быстро рассредоточиваться, стали куда более трудной целью, при этом ни спутники, ни беспилотные аппараты не гарантируют своевременного обнаружения этих машин, а также того, что обнаруженный объект не окажется ложной целью – либо пустым тягачом, либо вовсе надувной мишенью с тепловым имитатором работающего двигателя.
Возможность быстрой смены позиции, недоступность значительной части территории России для спутниковой разведки в силу метеоусловий, огромные площади поиска, огромные расстояния, которые предстоит преодолевать беспилотным аппаратам, – все это дает значительные преимущества мобильным комплексам по сравнению с шахтными установками, которые ставятся на свое место однажды – и навсегда.
В результате сегодня решение об ускоренной разработке и запуске в серию новой шахтной ракеты выглядит скорее попыткой поддержать кооперацию соответствующих разработчиков, нежели серьезным ходом на повышение возможностей РВСН. Пока что, впрочем, это решение еще не поздно исправить.

ru_vr добавил
Источник: rus.ruvr.ru.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger