понедельник, 1 октября 2012 г.

Черепа и реконструкции

A+ A-



Черепа и реконструкции



Половец из Квашниково. XII - XIII вв.

Реконструкция Г.В. Лебединской, создана в 1989 году.
Половцы (куманы) – тюркоязычная группа степных кочевников, известная с XI по XIII век. Первоначальной их родиной являются степи междуречья Оби и Иртыша. К середине XI века они завоевали почти всю территорию современного Казахстана, переправились через Волгу и появились в южнорусских степях, оттеснив печенегов. Половцы многократно нападали на русские земли, но иногда выступали и как союзники русских князей. В 1223 году, во время первого татаро-монгольского набега, оборонялись вместе с русскими на реке Калке и были разгромлены. В результате татаро-монгольского завоевания часть половцев влилась в состав Золотой Орды, а другая часть переселилась в Венгрию.

Погребение у села Квашниково (Саратовская область) было обнаружено случайно, при размыве оврага. Раскопки проводились в 1959 году сотрудниками Саратовского краеведческого музея. В могиле находился скелет мужчины, похороненного вместе с конем. Сохранился железный шлем, покрытый сверху бронзовым листом. Верх шлема украшали бронзовые позолоченные пластинки, образующие розетку, в центре которой имелось отверстие от некогда бывшего здесь небольшого стерженька. Найденные вместе со шлемом остатки кольчужной сетки очень близки к древнерусским изделиям подобного рода. Остальные предметы (стремена, удила, пряжки, окладка седла) типичны для поздних погребений степных кочевников нижнего Поволжья и европейского юго-востока. Они позволяют датировать погребение XII-XIII веком. В восстановленном лице этого человека заметно сочетание европеоидных (среднеширокое лицо, сильно выступающий прямой нос с небольшой горбинкой) и монголоидных (уплощенность верхней части лица, высокие скулы, слегка набухшая складка верхнего века) признаков. Такой метисный антропологический тип характерен для многих народов южной Сибири и Алтая.

 

Рудаки – таджикский поэт. Х век.

Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1957 году.
Абу-Абдулло Джафар Рудаки (середина 860-х – 941 год) - родоначальник классической таджико-персидской поэзии. Родился в селении Панджруд. По преданию был слепым от рождения. Прославился как певец, музыкант и поэт. Был приближен ко двору правителей Бухары, но к концу жизни впал в немилость и умер на родине в нищете. До нас дошла лишь малая часть его стихов.

В 1956 году М.М. Герасимову предложили найти могилу и создать скульптурный портрет Рудаки. Сведений о жизни поэта практически не было и Герасимов решил изучить его стихи как биографический источник. Анализ ранних стихов показал, что в них есть множество красочных описаний, в более поздних зрительные образы отсутствуют. Значит он ослеп уже в зрелом возрасте. В «Оде о старости» есть слова: «Искрошились у меня и выпали все зубы». Герасимов сформулировал десять условий, при совпадении которых останки можно было считать принадлежащими поэту. Затем он выехал в кишлак Панджруд, где на старом кладбище нашел остатки мазара и могилу с мужским скелетом. Все указывало, что это действительно могила Рудаки. Череп был без зубов. Скелет принадлежал человеку 75-78 лет. Судя по форме шейных позвонков он держал голову откинутой назад, как ходят слепые. При изучении глазниц обнаружена атрофия их верхнего края и глазничного нерва, но глазное яблоко разрушено не было. Это говорит о том, что он был ослеплен в возрасте около 60 лет. На скелете найдены следы заживших переломов ребер.

При реконструкции ученый воссоздал верхнюю часть торса. По антропологическому типу это европеоид, типичный представитель горных таджиков. Чтобы было видно отсутствие зубов он показан как бы произносящим гортанный звук. Старики в горных селениях бороду не подстригают, поэтому ему придана довольно длинная и густая борода. Он одет в простую рубаху и грубый шерстяной халат, так как последние годы жизни провел в бедности. Как посетивший Мекку Рудаки имел право на ношение чалмы.


Скилур – царь скифов. II век до н.э.

Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1946 году.
Скифы - степные кочевники, известные с VII в. до н.э. по IV в. н.э. и занимавшие территорию от Средней Азии до Дуная. Центром скифской державы были степи Причерноморья, где жили «царские скифы», известные богатыми погребениями в курганах с конями, оружием и множеством золотых и серебряных украшений в особом «зверином» стиле. В конце III века до н.э. под натиском сармат скифы отступили в Крым, где недалеко от Симферополя основали новую столицу – Неаполис Скифский. Скифское царство в Крыму достигло расцвета во II-I веках до н.э.

При раскопках в Неаполисе Скифском было обнаружено основание башни, служившее мавзолеем для захоронений скифской знати. Среди них выделялась гробница из белых известняковых плит, в которой находилось самое богатое и древнее погребение. Вместе со скелетом мужчины там найдено свыше восьмисот золотых украшений одежды и дорогое оружие – два меча с золотыми и серебряными рукоятками и бронзовый шлем с серебряной инкрустацией. У бедра находился колчан, украшенный золотыми пластинами. Было ясно, что это погребение знатного скифа, возможно царя. Датируется оно II веком до н.э.
Изучение останков показало, что они принадлежали сильному, крепкому человеку европеоидного антропологического типа. Череп длинный, массивный, с искусственной деформацией свода. Лицо красивое, с правильными чертами. Нос сильно выступающий, узкий, с небольшой горбинкой. Возраст умершего не более 40-45 лет.

Когда для придания большей достоверности реконструкции неизвестного воина ему была сделана скифская прическа с длинными волосами и борода, то выявилось явное портретное сходство с изображенным на монетах и барельефах царем Скилуром. На изображениях хорошо заметна характерная деформация головы. Царские скифы перевязывали голову младенцам, чтобы она приобрела вытянутую, «аристократическую» форму. По историческим сведениям Скилур погиб в сражении с войсками царя Митридата Понтийского.

А вот Скилур с сыном Палаком на рельеф

 
 

Сармат из Старо-Лыбаевского могильника.

Реконструкция Т.С. Балуевой, создана в 2000 году.
Сарматы – ираноязычная группа степных кочевников, известная с VII века до н.э. по IV век н.э., родственная скифам Причерноморья и сакам Средней Азии. Их прародина - южное Приуралье и западный Казахстан. На рубеже III и II веков до н.э. сарматы разгромили скифов и продвинулись на запад, заняв территорию от Тобола до Дуная. Памятниками сарматской культуры являются курганные погребения с богатым погребальным инвентарем. Некоторые из них по своей грандиозности и богатству ни в чем не уступают скифским. Найденные в них украшения из бронзы и золота сделаны в скифо-сарматском «зверином» стиле. У сармат долго сохранялись элементы матриархата. Женщины участвовали в военных походах и нередко занимали главенствующее положение в обществе. Известны богатые захоронения женщин-вождей в полном воинском вооружении.

Курганный могильник Старо-Лыбаевский находится в лесостепи в 75 км к югу от Тюмени (Западная Сибирь). Раскопки проводились в 1998-2001 году археологами Института проблем освоения Севера СО РАН. Курганы имеют диаметр до 30 м. В них, помимо одиночных, найдены и коллективные погребения мужчин и женщин с воинским вооружением. Рядом с захоронениями людей в курганах найдены скелеты лошадей и фрагменты конской сбруи. Многие могилы разграблены еще в древности.

Реконструкция 30-40-летнего мужчины сделана по останкам из погребения в кургане № 33. Его антропологический тип – европеоидный, с возможной незначительной монголоидной примесью, короткоголовый и широколицый, со слегка уплощенным лицом, но с высоким переносьем и сильно выступающим носом.

В могиле были обнаружены роговые накладки на лук, колчан, стрелы с костяными и железными наконечниками, фрагменты железного кинжала. Несомненно, похороненный был воином. Поэтому на реконструкции он показан одетым в кожаный шлем и в панцирь из костяных пластин, фрагменты которого найдены в погребении из соседнего кургана. Время захоронения - I век н.э.


Тимур (Тамерлан) – средневековый завоеватель. XIV век.

Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1941 году.
Тимур (1336 - 1405 гг.) - выдающийся полководец и завоеватель, создатель огромного государства со столицей в Самарканде. Происходил из тюрко-монгольского рода Барласов. В результате завоеваний в его державу вошли Средняя Азия, Закавказье, Персия и Пенджаб. Совершил военные походы в Индию, Турцию, Месопотамию, Египет, разгромил Золотую Орду. Умер во время похода в Китай. Его останки покоятся в Самарканде в мавзолее Гур-Эмир – замечательном памятнике средневекового зодчества. Кроме Тимура там похоронены два его сына – Шахрух и Мироншах, и два внука – Мухамад-Султан и Улугбек.

В июне 1941 года была вскрыта усыпальница Тимуридов. Гробница Тимура находилась в центре. Найденные там останки принадлежали человеку крепкого телосложения и высокого для монгола роста. На скелете обнаружены патологические изменения локтевого и коленного суставов. На черепе сохранились остатки волос рыжего цвета с проседью. Это подтверждает принадлежность останков Тимуру. По свидетельству современников он был рыжебород, высок ростом и очень силен. После ранений стал хромым на правую ногу и сухоруким. Его прозвище Тимур-ленг (Тамерлан) переводится как «хромой Тимур». Он ходил, сильно припадая на ногу, но был неутомимым наездником. Правая рука перестала сгибаться в локте, но осталась сильной и подвижной в плече. Это позволяло Тимуру прекрасно владеть саблей. По антропологическому типу он был типичным монголом, со скуластым малоподвижным лицом. Левое плечо было заметно выше правого, но это не отразилось на гордой посадке головы. Остатки волос позволили восстановить форму бровей, усов и бороды. У него были длинные, по-монгольски опущенные вниз усы каштанового цвета. Небольшая борода рыжего цвета с проседью имела клиновидную форму. Хотя Тимур умер в возрасте семидесяти лет, это был полный сил и энергии человек. Костюм и головной убор созданы на основании анализа миниатюр и вещей эпохи Тимуридов.

Кокча 3

На территории Каракалпакской АССР в районе старого русла Акчадарье в 1954 г. Хорезмской экспедицией был найден большой могильник Кокча 3. Раскопки производились под руководством С. П. Толстова и М. А. Итиной. На территории правобережной Амударьи С.П. Толстов выделил две культуры эпохи бронзы: тазабагъябскую и суярганскую, которые в течение длительного времени существовали одновременно. Могильник датируется XIII-XI вв. до н. э. и относится к времени, когда стоянки двух различных культур сосуществовали. Это свидетельствует и о разнородном этническом составе. Преобладание тазабагъябского элемента в культуре стоянки Кокча 3 позволило С. П. Толстову отнести этот памятник к тазабагъябской культуре и провести параллели с андроновской культурой северного Казахстана и южного Зауралья, и срубно-хвалынской культурой Поволжья. В свою очередь происхождение суярганской культуры связывается с южными районами Средней, а возможно, и Передней Азии или Северной Индии…

Суярганские племена принадлежали, возможно, к индодравидоидному типу, распространенному в древности значительно шире – от Индии до Передней Азии… Племена тазабагъябской культуры пришли с северо-запада на территорию Акча-Дарьинской дельты, уже заселенную суярганскими племенами. Они представляют собой европеоидный с большой емкостью мозговой коробки высокорослый тип, тяготеющий к племенам срубной культуры Поволжья и андроновской – Южного Приуралья, Казахстана и Алтая.

Череп, по которому произведена реконструкция, принадлежит мальчику 9-11 лет, характеризуется долихокранией, узким лицом, крутым выпуклым лбом, слабо выступающими глабеллой и надбровными дугами, равномерной складкой века, слабо наклонным разрезом глаз, довольно широким носом, основание которого опущено, а спинка имеет слабую горбинку, сильно прохейличным пухлым ртом с ярко выраженным альвеолярным прогнатизмом и массивным подбородком. Череп мальчика несет на себе черты экваториального типа, и его можно отнести к дравидоидной расе (южно-индийской). Погребение сопровождалось инвентарем суярганского типа.

А это андроновцы Казахстана


Могильники сакского времени

В 1954-1959 гг. Семиреченской археологической экспедицией Института истории АН Казахской ССР под руководством К. А. Акишева в долине р. Или были раскопаны могильники сакского времени. Они датируются VI-IV вв. до н. э…

Антропологический материал, полученный из сакских погребений долины р. Или, немногочислен. Однако можно сделать вывод, что черепа саков характеризуются средними размерами продольного и поперечного диаметров, брахикранны, имеют относительно низкий свод, лишь отдельные черепа долихокранной формы. Лицо средневысокое, но широкое, хорошо профилированное в горизонтальной плоскости, нос резко выступает, орбиты низкие и широкие, переносье и надбровье средневыраженные.

Таким образом, сакским племенам присущи европеоидные признаки андроновского типа и близких к нему форм протоевропейского типа, известных среди населения андроновской, тазабагъябской и срубной культур эпохи бронзы. Для черепов из раскопок в долине р. Или характерен переходный тип несколько более грацильный. А на женских черепах прослеживается и монголоидная примесь, что, возможно, связано с постепенным проникновением групп с восточных территорий…

Долина р. Или представляет собой своеобразный природный коридор, образованный горными цепями Заилийского Алатау на юге, хребтами Макасары, Шолактау, Алтын-Эмель и Катутау на севере. С запада на восток долина открыта на 600-700 км, начиная с прибалхашских песков до г. Кульджи. Илийская долина представляет собой широкий проход, связывающий Казахстан и Среднюю Азию с восточным Туркестаном и далее с Китаем. Она способствовала взаимопроникновению и смешению племен, взаимовлиянию культур…

Краниологический материал получен из раскопок погребального сооружения на городище Чирик-Рабат, датируемого II в. до н. э… Эта серия характеризуется средней величиной продольного и большой шириной поперечного диаметров. Лоб большой, прямой; лицо средневысокое, широкое, ортогнатное, среднеуплощенное; переносье высокое, однако носовые кости выступают средне; орбиты низкие.

Черепа из Чирик-Рабата в целом имеют черты андроновского типа с некоторой монголоидной примесью. Это подтверждается наличием в серии одного отчетливо выраженного монголоидного черепа. Т. А. Трофимова предполагает алтайское происхождение монголоидной примеси. По всей видимости, население городища Чирик-Рабат сформировалось на основе древнего местного европеоидного населения с преобладанием андроновского антропологического типа при участии некоторых европеоидных компонентов средиземноморского типа и отчетливой монголоидной примеси алтайского происхождения.
Скульптурная реконструкция из сакского погребения долины р. Или была сделана Г. В. Лебединской. Представление об антропологическом типе саков Приаралья дают реконструкции Г. В. Лебединской, выполненные по черепам из могильника Чирик-Рабат.


 
 

Могильник Байталчи

В 1953-1955 гг. Тянь-Шаньский отряд Киргизской комплексной экспедиции под руководством А. К. Кибирова провел раскопки курганных групп могильника Байталчи, который находится в окрестностях с. Джалгызтерек. Могильник датируется первой половиной I тысячелетия н. э…
При характеристике данной серии следует отметить в первую очередь, что черепа были искусственно деформированы. Орудиями деформирования при кольцевой деформации служили давящие повязки, накладываемые на один и тот же пояс головы. Наложение кольцевой повязки вызывает углубление в местах давления и сферическое компенсаторное выпячивание свода над ними, в результате чего череп принимает конусообразную форму… Антропологическая характеристика серии показывает, что на территории Киргизии в первой половине I тысячелетия н. э. был распространен европеоидный расовый тип с примесью монголоидных элементов.

Серия черепов кенкольского времени с территории центрального Тянь-Шаня представляет собой черепа разнообразных расовых типов – и типично европеоидные и смешанные, и монголоидные, причем основной европеоидный тип относится к расе среднеазиатского междуречья.

В результате исследование палеоантропологического материала Н. Н. Миклашевской подтвердило вывод В.В. Гинзбурга и Е. В. Жирова о процессе проникновения монголоидного расового типа, носителями которого на территории Киргизии в первой половине I тысячелетия являлись гунны. Антропологические данные полностью согласуются с историческими источниками…

На рубеже нашей эры племена гуннов появляются на горных пастбищах Тянь-Шаня. В процессе переселения они смешивались с местным населением. По пути следования из основной области формирования, из Забайкалья, где древнее население было монголоидным, гунны включали в свой состав племена с европеоидным расовым типом. На территории Тянь-Шаня гунны продолжали смешиваться с древним местным европеоидным населением, а затем ассимилировали его.



Могильник Калалы-Гыр

Во время археологических работ, проводимых в 1950-1953 гг. Хорезмской экспедицией под руководством Ю. А. Рапопорта на территории левобережного Хорезма (Ташаузская обл. Туркменской ССР), был получен значительный палеоантропологический материал из некрополей крепости Калалы-Гыр 1 и 2, датируемый II-III вв. н. э…

По краниологическим признакам Т. А. Трофимова выделяет в Калалы-Гыр несколько различных расовых типов. В целом вся серия имеет выраженный европеоидный облик (более 90% мужских черепов и около 80% женских). Однако она регистрирует также заметную монголоидную примесь, особенно в женской группе. Кроме того, в единичных случаях Т. А. Трофимова фиксирует на черепах экваториальные черты (мужские черепа: 18 – «дравидоид» и 64 – «веддоид»). Европеоидный тип черепов представлен двумя различными вариантами – закаспийским (средиземноморским) и андроновским (палеоевропейским).
Г. В. Лебединской выполнены две скульптурные реконструкции по материалам некрополя крепости Калалы-Гыр, дающие представление об антропологическом облике «дравидоидного» типа.

Таким образом, исходя из палеоантропологических данных, полученных из оссуарных погребений крепости Калалы-Гыр, население левобережного Хорезма описываемого времени можно отнести в целом к закаспийскому антропологическому типу (характерному для современных туркмен) с некоторой примесью северных андроновских и восточных монголоидных элементов (последние со временем усиливались). Наличие тропической (экваториальной) примеси подтверждается более ранними тазабагъябскими краниологическими материалами с территории Хорезма (могильник Кокча 3), а также скульптурными изображениями «темнокожих гвардейцев» из зала царей дворца Топрак-Кала.

 
 

Могильник Тунук

В течение трех полевых сезонов (1953-1955 гг.) Тянь-Шаньский археологический отряд Киргизской комплексной экспедиции обнаружил и раскопал ряд курганных могильников в центральной части горной Киргизии. В их числе – могильник Тунук близ одноименного села в Калининском р-не Киргизской ССР.

Могильник датируется X-XII вв. н. э. В это время на значительной части восточной территории Средней Азии господствовала династия Караханидов, происходящих из кочевого тюркского племени ягма. Основным тюркским этническим массивом этого государства были карлуки. Власть Караханидов простиралась также и на территорию Киргизии… К тому времени в антропологическом составе населения восточной половины Средней Азии, особенно в кочевой среде, преобладающим стал монголоидный элемент…

Палеоантропологический материал из могильника Тунук изучен Н. Н. Миклашевской, которая объединила его с материалами из синхронного могильника Байталчи (Нарынский р-н Киргизской ССР) в связи с малочисленностью серий, а также в связи с их антропологической близостью. Н. Н. Миклашевская относит объединенную серию в целом к монголоидному расовому типу, но со значительной примесью европеоидных черт. По сравнению с ней краниологическая серия из мусульманских погребений Краснореченского городища XI-XII вв. близ современного г. Фрунзе, а также черепа из несторианских кладбищ XIII-XIV вв. той же территории выглядит значительно более европеоидным.

Таким образом, в X-XIII вв. население различных областей Киргизии было достаточно разнородным по антропологическому типу. Монголоидные варианты преобладали в кочевом населении, равнинном и горном; среди оседлого населения оазисов, тем более городов, в то время преобладающим оставался южноевропеоидный расовый тип.




Ямная культура




Скифы




Scythian from the “Sirko” burial mound at Nikopol, Kharkov region. 6th-5th cent. BC. Reconstruction by M.M. Gerasimov




Ulugbek (1394-1449) – Timur’s grandson, ruler of Samarkand, prominent astronomer and mathematician. Reconstruction by M.M. Gerasimov, 1942.

 
 

Реконструкция из Батыева Сарайчика.






Антропологическая реконструкция "Золотого воина", выполненная в московском музее-лаборатории имени М. Герасимова. II–III вв, Актау\предположительно гунн\

 
Булгарка( Булгар, Татарстан)




Господин "Ак-кюн"\Рекострукция древнего тюрка. Алтай
 

Инжу — монголка в возрасте 50 лет. Выглядит мужественно, сурово, и когда антрополог рассматривала кости, то удивилась тому, что кости черепной коробки чрезвычайно толстые. Зато если посмотреть на лицо, типично монголоидное, то у нее аккуратный носик. Она сочетает в себе черты как европеоидной, так и монголоидной расы. И, может быть, она не кажется красавицей с точки зрения современных представлений о красоте, но для своего времени это была величественная женщина высокого роста. Она носила железную пику, что говорит о ее силе.



Пластическая реконструкция по черепу, женщины из погребения XIII в. Казахстан. городище Бозок. Золотая Орда.


Скульптурная реконструкция по черепу женщины из скифского кургана на плоскогорье Укок, Южный Алтай, V в. до н. э. — «Алтайская леди».



Веселовская Е.В. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из скифского курганного могильника Берель.

 
Реконструкция облика волжских булгар. Ок. 10 в. н.э.








Реконструкция Т.С. Балуевой, создана в 1986 году.

В 1978 году при раскопках древнего могильника на холме Тилля-Тепе («Золотой холм») в Северном Афганистане было найдено шесть богатых, возможно царских захоронений. На этой территории после распада огромной империи Александра Македонского в III веке до н.э. возникло Греко-Бактрийское государство. В I веке до н.э. оно было завоевано степными кочевниками-кушанами. Кочевники, перейдя к оседлости, переняли многие элементы бактрийской культуры и создали обширное Кушанское царство, просуществовавшее около пятисот лет. В захоронениях было обнаружено двадцать тысяч золотых ювелирных изделий. Среди них привозные вещи из Греции, Рима, Индии, Китая и украшения местных бактрийских мастеров. В одном из шести захоронений некрополя Тилля-Тепе в деревянном гробу лежала женщина, похороненная с необычной пышностью. О ее принадлежности к правящей элите свидетельствуют золотая ажурная корона, украшенная жемчугом и бирюзой, и золотой скипетр. Золототканые погребальные одеяния имели пышную отделку. Длинное платье было расшито жемчугом и сотнями инкрустированных самоцветами золотых бляшек. Платье украшала золотая фигурка крылатой богини, напоминающей греческую Афродиту. Поверх платья на покойной был надет длинный халат с золотыми застежками. Ажурные золотые подвески были украшены изображением восточной богини живой природы. Рядом с погребенной найдены два зеркала и плетеная корзиночка с парфюмерными и косметическими принадлежностями. В руке была зажата серебряная монета, а за щекой – золотая, символизирующие плату Харону за переправу в царство мертвых. Это соответствует древнегреческим погребальным обрядам. Эта женщина бесспорно занимала верхнюю ступень в той прослойке пришельцев-кочевников, которая на рубеже нашей эры стала управлять Бактрией. На реконструкции она показана без золотой короны и почти без украшений. Ее череп имеет характерную деформацию, придающую голове удлиненную форму.





Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1994 году.

Хан Махмуд (начало 1420-х – начало 1460-х годов) происходил из династии прямых потомков Чингис-хана. Его отец, хан Золотой Орды Олуг-Мухаммед, правил недолго, был свергнут и бежал. В 1439 году Олуг-Мухаммед совершил набег на Москву, но москвичи выдержали осаду и отбились. В этом походе еще юношей участвовал и Махмуд. Летом 1445 года ордынцы под командованием сыновей Олуг-Мухаммеда Махмуда и Якуба разбили под Суздалем войско великого князя Василия II, захватили в плен его самого и освободили только после уплаты выкупа. Той же осенью Махмуд захватил столицу Волжской Булгарии город Казань и основал Казанское ханство. Опасаясь своих родственников, боровшихся за власть в Золотой Орде, Махмуд восстановил мирные отношения с Московским государством. Даты его жизни неизвестны, но по летописным сведениям он умер в начале 1460-х годов в возрасте около 40 лет.

В 1977 году при раскопках в Казанском кремле были обнаружены фундаменты двух белокаменных мавзолеев с остатками богатых захоронений. Они располагались на территории ханской резиденции и скорее всего были усыпальницами ханов и членов их семей. В одном из них, относящемся к XV веку, находилось погребение мужчины 35-40 лет. Умерший был ярко выраженным представителем центрально-азиатского варианта монголоидного антропологического типа. Лицо с массивными скулами, узким разрезом глаз с нависающей складкой века, прямым, слабо выступающим носом. Особенности строения костей рук и затылочной части черепа указывают на длительные физические нагрузки, возникающие при верховой езде: выпрямленная спина с отведенными назад плечами и слегка откинутая голова. Ряд признаков говорит о сезонности в рационе питания, характерной для кочевой жизни. Тщательный анализ позволил сделать вывод, что погребенным является основатель Казанского ханства хан Махмуд.

Уменьшено до 92% (было 1024 x 768) - нажмите для увеличения




Реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1968 году.

Верхнепалеолитическая стоянка у ручья Сунгирь, впадающего в реку Клязьму на окраине Владимира (Россия) была обнаружена в 1956 году. Геологический возраст стоянки 23-28 тысяч лет. При ее раскопках в 1964 г. профессором О.Н. Бадером было найдено погребение мужчины, а в 1968 г. – парное погребение двух подростков: мальчика и девочки. Эти захоронения уникальны по богатству инвентаря и разнообразию украшений из мамонтовой кости (костяные копья, дротики и кинжалы, предметы искусства, браслеты и бусы). Скелет в первом погребении принадлежал пожилому мужчине, который лежал на спине, на дне овального углубления. Рядом лежали кремневый нож и скребло. На нем найдено несколько тысяч бусин, вырезанных из бивня мамонта, которыми была расшита меховая одежда, на обеих руках надето несколько браслетов из тонких костяных пластин, на ногах – расшитая бусинами обувь типа унтов, которые под коленями перехватывались расшитыми бусинами завязками. На голове - бусы и подвески из зубов песца, украшавшие головной убор. Могила была засыпана охрой. Судя по богатому убранству и возрасту, это был старейшина или вождь племени.

Реконструкция передает внешний облик мужчины, жившего в эпоху верхнего палеолита, около 25 тысяч лет назад. Она сделана без одежды и волосяного покрова. Голова поставлена прямо и чуть вверх. Лоб высокий, с умеренным наклоном, надглазничный валик отсутствует, но выступание лба над переносьем сильное. Нос умеренной величины, прямой. Нижняя часть лица тяжелая, выступающая вперед. Плечи очень широкие (более 45 см), рост высокий (около 180 см). Рельеф шейной области и плечевого пояса указывает на хорошее развитие мускулатуры. Этот человек умер в возрасте 55-60 лет, но в процессе работы череп был слегка омоложен, поэтому мы видим портрет крепкого сильного мужчины возрастом около 40 лет.

 
Мухаммед-Эмин – казанский хан. XVI век.



Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1995 году.

Мухаммед-Эмин (1468 - 1518 гг.) - внук хана Махмуда, сын хана Ибрагима и царевны Нур-Солтан. После смерти отца ханом стал его старший брат Ильгам, а десятилетний Мухаммед-Эмин был отправлен в Москву, где воспитывался при дворе великого князя Ивана III. В 1487 году, в результате военного похода русских войск и установления московского протектората над Казанским ханством, был посажен на престол. Согласно летописям в период своего правления с 1487 по 1496 год он проявил себя как «истинный друг России». Известен не только как политический деятель и правитель Казани, но и как замечательный поэт, произведения которого в отрывках сохранились до наших дней. Был свергнут ханом Мамуком из династии Шейбанидов. В 1502 году вновь был посажен на престол московскими воеводами и царствовал до своей кончины в 1518 году. По летописным источникам в последние годы жизни он тяжело болел, умер в возрасте пятидесяти лет и похоронен «в булгарском городе Казани».

Скелет мужчины из второго мавзолея в Казанском кремле, начала XVI века, принадлежит человеку 45-50 лет, что соответствует возрасту Мухаммед-Эмина. Исследование скелета показало, что у него был остеохондроз грудного отдела позвоночника, это заболевание при движении вызывало острую боль. Выявлены изменения в форме затылка и других костей, говорящие о многолетних нагрузках профессионального наездника. По антропологическим признакам он относится к центрально-азиатскому варианту монголоидного типа. Обращает на себя внимание большое индивидуальное сходство между погребенными в двух мавзолеях Мухаммед-Эмином и Махмудом. Это вполне закономерно, поскольку они являются родственниками. Они были монголами, прямыми потомками Чингис-хана, и по внешнему виду резко отличались от остального населения Волжской Булгарии и возникшего на ее территории Казанского ханства. Местное население имело европеоидный внешний облик с небольшой монголоидной примесью.

Скифы




украинские казаки
 
 
Реконструкция облика древних народов Сибири и Казахстана

http://ustierechi.uc...publ/17-1-0-378

Приведу сами реконструкции.


Рис. 1. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Коскудук, Западный Казахстан (энеолит, 2-я половина 4 тыс. до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева


Рис. 2. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Протока, Юг Западной Сибири (неолит)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева


Рис. 6. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из Филипповских курганов, Южное Приуралье (сарматы, 5--4 века до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева 
 
http://www.ljplus.ru...EkvenBal3-4.jpg
Рис. 7. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Эквен, Чукотка (древние эскимосы, конец 1 тыс.до н.э.-начало 1 тыс. н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева


Рис. 9. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Филипповских курганов, Южное Приуралье (сарматы, 5--4 века до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева


Рис. 10. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Исаковка, Юг Западной Сибири (саргатская культура, 3--4 век н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева



Рис. 11. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар, Приаралье (кон. 1 тыс. до н.э.-1 тыс. н.э.)
Автор реконструкции: Е.В. Веселовская


Рис. 12. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар, Приаралье (кон. 1 тыс. до н.э.-1 тыс. н.э.)
Автор реконструкции: О.М. Григорьева



Рис. 13. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Сары-Камыс, Западный Казахстан (гуннское время: 3-5 века н.э.)
Автор реконструкции: Е.В. Веселовская



Рис. 14. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Каракыстак, Западный Казахстан (тюркское время: 5-8 века н.э.)
Автор реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская



Рис. 15. Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Бозок, Северный Казахстан (тюркское время: 5-8 века н.э.)
Авторы реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская



Рис. 16. Скульптурная реконструкция по черепу казахского бия Айтеке Би Байбекулы
Авторы реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская 
 

Рис. 17. Скульптурная реконструкция по черепу казахского батыра Кобыланды
Авторы реконструкции: Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская


  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2




    http://forum-eurasica.ru/

    1 коммент.:

    rokkero комментирует...

    Большое вам спасибо за подборку!

    Отправить комментарий

    Последние комментарии

    Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

     
    blogger