Концепция самолетов с вертикальным взлетом и приземлением на хвост
стала недолгим, но ярким эпизодом в истории мировой авиации. Большинство
прототипов и опытных образцов самолетов-VTOL (аббревиатура
расшифровывается и переводится как «вертикальный взлет и посадка», а
по-другому такие летательные аппараты называли «тейлситтерами»
(tailsitter) – дословно, «садящимися на хвост») было создано в конце
сороковых - начале пятидесятых годов и предназначались для военных нужд.
Главной предпосылкой появления и развития этой концепции было
стремление отказаться от взлетной полосы, строительство которой в период
военных действий не только увеличивало текущие расходы, но и означало
потерю потенциального преимущества во времени. Предлагаем вам краткий
экскурс в историю VTOL-аппаратов по фотографиям из архивов федерального
правительства США и ряда открытых источников.
Нетрудно догадаться, что исторической подоплекой появления
VTOL-концепции стали драматические события Второй Мировой войны. В
1944-м году компания Focke Wulf представила вниманию германского
руководства проект фантастической боевой машины – летательного аппарата Triebflügeljäger с вертикальным
принципом взлета и приземлением на хвост. С одной стороны, германское
руководство с самого начала военной кампании инициировало масштабные
разработки и поиски новаторских решений в военной технике, и в первую
очередь – в авиации. С другой стороны, к концу войны, под натиском
армии союзников гитлеровская авиация несла огромные потери – зачастую
штурмовики и истребители просто не успевали взлететь с военных
аэродромов, попадая под бомбежки. Летательные аппараты с вертикальным
взлетом потенциально могли решить несколько проблем сразу: отказаться от
дорогостоящего и затратного по времени строительства взлетных полос,
расформировать часть существующих аэродромов и тем самым
дезориентировать противника, и, наконец, перенести площадки базирования
самолетов непосредственно к оружейным заводам и сократить цикл
материально-технического снабжения авиационной отрасли. Концепция была
хороша всем, кроме одного «но» - время и стратегическое преимущество
было упущено, поэтому немцы не успели создать ни прототипа, ни серийного
образца Triebflügeljäger.
Модель Triebflügeljäger, восстановленная по нацистским чертежам:
Немецкие технологии и наработки не были утрачены и забыты: после
завершения войны многие знаменитые инженеры Рейха были вывезены в США в
качестве интеллектуального и стратегического трофея в рамках секретного
проекта «Пэйперклип» («Скрепка»). В обмен на жизнь, свободу и личную
безопасность им было предложено поделиться секретами и разработками
военной отрасли Германии с американским военным ведомством. Фашистская
угроза миновала, но у американцев был свой интерес в Европе и еще более
серьезный враг – угроза распространения советского влияния и
социалистического строя по всей Западной Европе. Как говорится, «хочешь
мира – готовься к войне», поэтому секретные разработки в области авиации
вертикального взлета были продолжены и интенсифицированы. В результате,
в 1847-м году американское военное ведомство представило проект Hummingbird
(«Хамингбёрд» - «колибри»). Идея заключалась в создании
самолета-перехватчика, который мог бы вертикально взлетать с практически
любой поверхности и так же приземляться. Основным носителем для таких
самолетов должны были стать военные и торговые корабли, но не
исключалась возможность старта даже с борта подводной лодки.
Заказ на создание прототипов под именами XFY-1 и XFV-1
получили сразу две авиастроительные компании – Convair и Lockheed. Эти
истребители были оборудованы турбовинтовыми двигателями с соосными
винтами противоположного вращения; нарячду с ними создавался и
реактивный VTOL-истребитель под названием Ryan X-13 Vertijet. XFY-1,
прозванный Pogo («Попрыгунчик»), стал первым тейлситтером, которому
удалось вертикально взлететь, совершить контрольный полет и приземлиться
на хвост во время тестовых летных испытаний.
Архивные снимки Пого, сделанные во время летных испытаний: Слева
XFY-1, собранный на заводе Convair, справа XFV-1 – детище Lockheed.
XFV-1 имел заметный недостаток конструкции – для управления полетом ему
требовалось посадочные шасси.
Модель XFV-1 Lockheed «Лосось» (1954 г.)
Реактивный тейлситтер X-13 Vertijet,
спроектированный инженерами Ryan Company, оказался значительно более
проблемным аппаратом, нежели его турбовинтовые собратья. Реактивная тяга
создавала затруднения в рулежке на этапах взлета и приземления (на
малых скоростях от элеронов и рулей высоты не было проку) и не давала
никаких преимуществ по сравнению с энергией соосных противоположно
вращающихся винтов.
Двигатель Х-13
Vertijet во время испытаний:
Ценное архивное фото: удачный запуск прототипа Vertijet в присутствии официальных представителей Пентагона.
Значительно позже, в 60-х годах американские авиапромышленники из компании Bell разработали многообещающую модель Bell VTOL Х-22,
которая, с большой долей вероятности, стала прообразом для
конвертоплана Bell-Boeing V-22 Osprey – единственного американского
серийно выпускаемого гибрида самолета и вертолета.
Колеоптер (Coléoptère) – французский прототип
VTOL-аппарата, оснащенный крылом кольцевидной конфигурации (синоним
колеоптера – кольцеплан); он был спроектирован в 1952-м году и прошел
летное испытание в 1959-м.
Странная конфигурация и совершенно не типичный внешний вид сделали
колеоптер излюбленной моделью различных научно-фантастических рассказов и
картин.
Так или иначе, но проект «Колибри» и другие разработки летательных
аппаратов с вертикальным взлетом в подавляющем большинстве были признаны
неэффективными и несостоятельными. Аппараты VTOL оказались неспособны
отвечать ужесточающимся требованиям министерств авиационной
промышленности, и фактически эти концепции так и остались на уровне
чертежей, а также фантастических книг, поражающих воображение
подростков.
|
0 коммент.:
Отправить комментарий