вторник, 29 января 2013 г.

Смена философии фотографирования

A+ A-


Тысячазнаковбезпробелов

Блог Сергея Короля 
За последние три года, как я стал пользоваться инстаграмом, у меня постепенно менялся подход к фотографии, и к сегодняшнему дню он практически полностью поменялся, став диаметрально противоположным тому, что был когда-то. Сейчас я уверен, что для получения удовольствия от фотографирования в 99% случаев достаточно одного айфона.
Вот что пишет в ЖЖ Дмитрий Новак:
Одна из важнейших вещей, которую я понял давно, но окончательно принял для себя совсем недавно — техническое совершенство снимков очень в малой степени соотносится с их творческой ценностью. Это вроде бы очевидная штука, но когда занимаешься исследованиями в области фотографии, очень трудно перестать быть идеалистом.
Если чуть продолжить мысль Дмитрия, то можно выделить два вида фотографии:
  • Творческая фотография, в которую автор вкладывает некий художественный смысл. Творческая фотография может быть несовершенной, неестественной, однако от этого не перестаёт быть красивой, привлекательной, смысловой. Она ближе к живописи, чем к фотографии в привычном смысле.
  • Техническая фотография, задача которой максимально правдиво и чётко донести до зрителя сюжет. В технической фотографии любые искажения и приукрашивания являются скорее негативным фактором.
Разумеется, техническая фотография может быть еще и творческой, эти виды могут различными образом переплетаться и взаимодействовать друг с другом, но сейчас не об этом.
Очевидно, что для творческой фотографии совсем не обязательно иметь фотокамеру, созданную для технической фотографии. Скорее даже наоборот — богатство возможностей крутой зеркалки на деле размывают творческие возможности фотографирования, а искусственные ограничения «творческих» фотоаппаратов наоборот, позволяют раскрыться и выразить себя.
Это постепенно становилось очевидным, когда я пользовался одновременно двумя фотоаппаратами, «техническим» Canon 5D mark II  и «творческим» iPhone.
Марк и айфон
С точки зрения фотографа Canon 5D разумеется, куда круче — он позволяет получить качественную картинку, которую потом в графическом редакторе довести до великолепного состояния. iPhone по всем фотографическим характеристикам очевидно отстаёт, однако фотографировать творчески приятней на iPhone.
Вот сравнение телефона и фотоаппарата, банальное и глупое, но всё же.
Зеркалка физически демотивирует фотографировать. Она большая, тяжелая и хрупкая, её не хочется постоянно носить с собой и лень доставать из рюкзака. Зеркалку невозможно постоянно носить с собой, и в нужный момент её никогда не оказывается под рукой. Айфон всегда лежит в кармане. Он настолько привычен и органичен, что словно сам оказывается в руке в нужный момент. Это мотивирует взять и сфотографировать, что захотелось.
К большому фотоаппарату требуется большая куча дополнительного барахла: объективы, вспышка, зарядное устройство. Всё это ест деньги и место в сумке. Для айфона нужен только кабель питания, подзарядить телефон можно от любого компьютера.
Зеркалка требует предварительных ласк. Её нужно включить, настроить, иногда — сделать парочку пристрелочных кадров. На это уходит драгоценное время. Фотоаппарат в айфоне включается в одно касание пальца. Я натренировался доставать телефон, делать снимок и прятать его в карман буквально за пару секунд.
Фотографировать зеркалкой так, чтобы другие люди не обращали на это внимание — особый навык, который иногда не помогает. Снимать айфоном тайно — очень легко и просто. Люди видят в ваших руках прежде всего телефон, и редко задумываются о том, что им еще и фотографировать можно.
Снимки, сделанные на Большой Черный Фотоаппарат, в большинстве случаев нужно дополнительно доводить на компьютере в графическом редакторе. Фотографии с айфона можно быстро отредактировать в самом айфоне сразу после того, как они сделаны.
Разумеется, я не говорю о том, что нужно взять все зеркалки и выкинуть. Просто для творческого фотографирования качества айфона из правой колонки оказываются важнее «зеркальных» качеств из левой колонки. При этом сами фотографии получаются ничуть не хуже (разумеется, с творческой точки зрения).
К примеру, вот вид на Зальцбург, который я снял с соседней горы на Canon 5D:
Зальцбург
А вот — тот же вид, снятый на айфон:
Зальцбург на айфон
  Ну да, у фотографии на айфон слишком насыщенные цвета из-за фильтров, кадр выглядит слишком картинно, но ведь он красив! Художественная красота этого кадра была достигнута без килограмма фототехники и оптики L-класса. А главное качество, которое у неё есть —

фотографией с iPhone очень просто поделиться с другими людьми и получить обратную связь.


Мне кажется, глупо делать вид, что мы фотографируем ради «памяти» или «для себя». Мы фотографируем прежде для того, чтобы поделиться с другими людьми, выразить свою точку зрения, своё отношение к окружающему миру. Вот как это описывает Андрей Зейграник:
Фотография становится деятельностью, в основе которой лежит самовыражение и, как говорят психологи, самоактулизация. Cамовыражение — это стремление человека выразить себя, свой внутренний мир, свою индивидуальность в той или иной деятельности (например, в фотографии). Самоактулизация — нечто большее, это стремление человека к личностному росту, реализация потребности к совершенствованию, поиск себя и своего места в мире.
Но может ли человек выражать себя (и тем более расти над собой), не понимая, кто он есть, не прислушиваясь к себе, не позволяя себе осознанно быть тем, кто он есть? Думаю, что это по большей части невозможно. В том или ином виде каждый из нас ведёт разговор с самим собой, и самое продуктивное — пытаться задавать себе вопросы осознанно и явно. По сути это и есть источник интереса у наиболее развитой части фотографов не к фиксации реальности, а к самопознанию, рефлексии, попыткам разобраться прежде всего в себе самом. Документальность фотографии отходит на второй план, а разговор с самим собой на глазах у других людей выходит на первый, более значимый план.
Постоянно фотографируя на айфон, я стал лучше понимать, что такое разговор с самим собой на глазах у других людей. С помощью айфона этот разговор происходит практически тет-а-тет, без посредников и дополнительных технических средств. Я наконец начал осознавать свою давнюю тягу к плёночным фотоаппаратам. Искусственно ограничивая себя в одном, при этом избавляясь от ограничений в другом, я позволяю фотографии меняется, наполняться отражением личности, начинать приносить удовольствие. Инстаграм стал для меня фотодневником и средством рефлексии.
Особенно приятно смотреть на то, как некоторые инстаграм-фотографы превращаются в настоящих художников, раскрывая новую плоскость в съемках на телефон. Посмотрите на то, что делают whale или brockdavis. У меня есть небольшая коллекция таких инстаграм-фотографов, если вам будет интересно — обязательно поделюсь.
Для того, чтобы полностью отказаться от зеркалки и перейти на айфон мне не хватает самой малости. Думаю, через несколько лет, когда айфон еще подтянется в техническом плане, это обязательно случится. Ну а пока я очень рад, что моя философия фотографирования изменилась.
Кстати, в инстаграме я kot — смело добавляйтесь друзья или просто читайте.
Спасибо!

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger