«Как много есть на свете вещей, без которых я могу обойтись».

Сократ

В отличие от великого мыслителя древности, современный человек не столь философски относится к приобретению новых вещей: одежды, предметов быта, модных гаджетов. Разумеется, мы сами в этом практически «не виноваты». Целые орды маркетологов, пиарщиков и идеологов годами работают на то, чтобы вам и мне постоянно чего-то хотелось, чего-то не хватало и жизнь была бы не мила без покупки… ну, к примеру, нового смартфона.
И если до открытия своего IT-проекта RevolverLab я просто принимал такое положение вещей как данность, то контактируя ежедневно с огромным количеством информации о гаджетах, захотел выяснить, как именно подходить к этой проблеме. Зачем они делают это – понятно. Но вот как?
Зная ответ на этот вопрос, вы сможете ограничить количество своих постоянных расходов и приобретать лишь те товары, которые действительно необходимы и интересны, а не то, что навязывают  производители.
Итак, поговорим о покупке смартфона.
Представьте, что вы входите в любой салон цифровой техники.
Что происходит дальше?

Психология покупки

С вами обращаются как с желанным гостем. Вежливые и коммуникабельные юноши или девушки интересуются вашими предпочтениями, оказывают вам внимание, проводят к нужной витрине, отпирают ее ключом и тут же протягивают вам в руки привлекательный смартфон. Казалось бы, в этом нет ничего особенного, но такое отношение к клиенту, согласно основным законам продаж, буквально с порога мотивирует на покупку.  Особенно если вы зашли в магазин, имея на руках нужную сумму денег, и планировали сделать приобретение в этот день.  С вероятностью в 57%  вы купите этот телефон здесь и сейчас  и не дойдете до следующего магазина, чтобы сравнить цену по нескольким причинам:
- вы уже держите его в руках, то есть воспринимаете как свою собственность.
В такой ситуации отдать гаджет обратно и отказаться от него невообразимо сложно, даже мужчинам, не знакомым с муками девушек, которые лишь примеряют, но не покупают красивые платья.
- продавцы-консультанты обходительны, внимательны и, наверняка, попытались  наладить личный контакт.
Таким образом, отказываясь приобрести смартфон, вы неминуемо почувствуете укол совести: этот милый человек потратил на вас столько времени, он или она очень искренне пытались вам помочь. Отложить в сторону устройство, если оно вам просто не понравилось, ужасно сложно.
- если же вы в силах подавить чувство вины и все же  способны сопротивляться, в ход идут более серьезные уловки:
«Только до 10-го числа этого месяца! Только в магазинах сети «Ц….С» эксклюзивная скидка в 15% на модель «YYY» . Торопитесь!».
Или:
«Купите телефон сегодня и вы сможете приобрести беспроводную гарнитуру\ карту памяти на 64 Гб\ оригинальный чехол по акционной цене».
Даже если до этого вы не собирались обзаводиться новой гарнитурой или картой памяти, такое «выгодное» предложение заставит поколебаться.  Ведь «распродажа — это вещи, которые вам не нужны, за цену, перед которой вы не смогли устоять».  И вот вам уже кажется, что вы делаете действительно выгодное финансовое вложение. И  вы с гордостью и чувством выполненного долга несете на кассу новенький телефон, ту самую карту памяти, которая  продавалась по акционной цене и беспроводную гарнитуру, только потому что именно она (а вовсе не та, что вы купили месяц назад) наиболее качественно способна воспроизводить звук высочайшего качества.
Знакомая ситуация, не правда ли?
А еще есть скидки на сервисное обслуживание после покупки, бонусы на приобретение контракта или мобильного интернета и масса «плюшек», на которые мы, покупатели, «введемся» так же охотно, как ослик на морковку.
Магазинам чрезвычайно выгодно продавать вам не только одно мобильное устройство, но и несколько  «сопутствующих» аксессуаров, потому что это чистая прибыль: наценка на те же наушники, чехлы, карты памяти, подвески на телефон и прочие статусные мелочи может достигать 500%. Но, находясь в эйфории от предстоящей сделки, вы этого не замечаете: шоппинг не зря так часто сравнивают с сексом. Оба процесса гарантируют мощный выброс эндорфинов и вы чувствуете себя счастливым.
Еще великая Мерлин Монро сформулировала постулат, потрясающий своей актуальностью: «Не в деньгах счастье, а в покупках».  А спустя пару дней «чары» развеиваются, вы осознаете, что из-за слишком удачной покупки придется занимать несколько сотен «до зарплаты». И в этот момент приходит разочарование, которое проще всего заполнить очередной спонтанной покупкой…
Вами манипулировали и это им удалось.
Но пусть это будет последний раз. Чуть ниже вы найдете несколько действенных советов, как удержать бОльшую часть собственных денег при себе и не покупать ненужные вещи. А пока…

Вопрос стоит … ценой

Как вы думаете, из чего складывается та часто несуразно огромная цифра, которая красуется на ценниках смартфонов-флагманов и прочих столь нужных устройств? Думаете, этим  компания-производитель всего лишь компенсирует затраты на детали, доставку и прочие необходимые расходы? Это не совсем так.
Разумеется, в стоимость включены производственные расходы. А также цена доставки устройства на склад магазина. Плюс расходы на аренду магазина, заработную плату и униформу его сотрудникам, рабочее авто директору и хозяину, десятки других наценок.  С этой точки зрения интернет-магазины, лишенные реальных офисов, часто предлагают более выгодные условия покупки. Но там вы не можете «потрогать» товар. К тому же, в последнее время крупные салоны предлагают особую «фишку»:  продают товары в реальных магазинах по той же цене, что и в «виртуальных». Кажется, вы не теряете абсолютно ничего.
Но ценообразование статусных вещей выглядит несколько иначе. Оно действительно состоит из всех мелочей, но помимо этого мы платим немалую сумму за собственную мечту.
Рассмотрим ситуацию на ярком примере. Сразу же после  презентации  новый флагман попадает лишь в несколько магазинов. Его цена огромна, но именно в этот момент и будет совершено много покупок. Почему? Да потому что иметь новый телефон через неделю после его релиза – это роскошно, это свидетельствует о вашем успехе, о том, что вы в курсе последних новинок и можете их себе позволить. Сейчас такой телефон есть только у вас «и у Мадонны». Согласитесь, это приятно. Но уже через месяц цена на любой флагман падает минимум на 20%. А еще через некоторое время может даже снизиться вдвое.  И вот, вы, обуздав собственный максимализм, покупаете все тот же отличный смартфон, но уже с более адекватным ценником. В чем секрет?
Все в той же психологии. Приставки «Эксклюзив», «Новинка», «Ограниченный тираж» или «Limited Edition»  действуют на нас завораживающе. Приобретая нечто подобное, вы ощущаете себя причастным к кругу избранных, вы возноситесь на своеобразный «Олимп».  Но это лишь эмоции.
Через месяц этот же телефон станут продавать дешевле. Его характеристики и внешний вид никак не изменятся. И вы не будете ничем отличаться от того, кто купил его по предзаказу сразу же, после презентации. Так есть ли смысл переплачивать?  Решайте сами.

Вредные советы

Чтобы не стать жертвой манипуляций и сберечь свои финансы, достаточно придерживаться нескольких правил, чрезвычайно вредных, с точки зрения владельцев магазинов:
1. Сравнивайте цены на один и тот же товар в разных источниках и анализируйте их.
Критическое мышление – залог удачного приобретения, поэтому потратьте несколько минут на то, чтоб ознакомиться со стоимостью желанного устройства в нескольких интернет-магазинах, а затем и в нескольких реальных салонах. Есть и более приемлемая альтернатива: самостоятельно найти обзор нужного вам гаджета в интернете. Благо качественных ресурсов, которые активно освещают все новости о современных гаджетах, сегодня предостаточно. К примеру, те же http://www.mobile-review.com, http://www.3dnews.ru/ и, я уверен, http://revolverlab.com отлично справляются с поставленной задачей. Так вы не переплатите.
Для примера: если вам предоставляют на выбор два схожих по характеристикам телефона, один из которых стоит $400, а второй $600, с большой вероятностью вы купите первый.  Если же модельный ряд будет чуточку расширен еще одной моделью, но уже с ценником в $800? Статистические данные настаивают, что в этом случае вы скорее купите смартфон за $600, так как эта цена покажется вам средней.
Поэтому не торопитесь делать покупку в первом же магазине, в который зашли.
2. Не покупайте «горячие» новинки в первые недели.
Соблазн купить самый новый, самый современный и супермощный смартфон сразу же после его презентации велик.
Красивые фото манят, описание невероятных характеристик заставляет сердце биться быстрее и вот вы уже у двери магазина и готовы прямо сейчас купить новый телефон.  Он, как вкусный и пышный пирожок, который только что достали из духовки и выложили на прилавок: даже если вы до этого не хотели есть, рот моментально наполняется слюной и пройти мимо уже невозможно.
Но горячее есть вредно, а «горячие» гаджеты покупать нецелесообразно.  Глубоко вдохните три раза и проходите мимо. Вы сможете купить этот же гаджет  уже через пару недель, но гораздо дешевле.
3. Приходите в магазин без денег.
Если вы не покупаете товары в интернет-магазинах лишь потому что хотите их «пощупать» и осмотреть, предлагаем вам  «ход конем».
Сходите в ближайший салон-магазин без наличных и кредитных карт. Осмотрите тот гаджет, который вам нравится. От души повертите его в руках, приложите к уху, проверьте со всех сторон и… верните на витрину. А затем возвращайтесь домой или в офис, и закажите этот телефон по более низкой цене в интернет-магазине.  Так вы сможете удовлетворить свое любопытство и не переплачивать.
4. Учитесь говорить «нет».
Если по весомым причинам вы все же решили купить смартфон в «реале», то научитесь говорить «НЕТ». Если обходительный консультант рекомендует вам новую гарнитуру, а у вас уже есть три, или советует приобрести защитную пленку на экран, которая начнет вас раздражать уже через неделю, наберитесь смелости и скажите, что это вам не нужно. Вам нужен только телефон, и не более того. Если понадобится что-то еще, вы непременно скажете об этом. И точка.  Лишний раз напоминайте себе, что этот милый человек не просто так тратит на вас свое личное время. Ему за это платят. И платят тем больше, чем больше денег вы оставите в магазине.  Вы обычно занимаетесь благотворительностью? Если нет, значит не стоит начинать сейчас.

Соблюдая эти простые правила, вы сможете избежать главной проблемы современности: покупки вещей, которые вам не нужны за деньги, которых у вас нет, чтобы произвести впечатление на того, кого вы даже не знаете…

http://lifehacker.ru/