A+ A- |
Пока в Москве спорят, надо ли вынести Ленина из Мавзолея и предать его тело земле, в Бурятии ситуация в точности обратная. Там тело извлекли из земли, чтобы сделать объектом всеобщего поклонения. Причём такого, какое не снилось вождю мирового пролетариата!
Согласно документам, этот человек умер в 1927 г. Но ни у кого в Иволгинском дацане (буддийском монастыре в 30 км от Улан-Удэ) язык не повернётся назвать его мертвецом. «Мама, а где живёт Итигэлэй Хамба?» - спрашивает маленький бурят, вместе с родителями и сестрёнкой наблюдающий, как монахи выносят из храма паланкин - кабинку на шестах, где за задёрнутыми шторками в позе лотоса сидит «Драгоценное и Неиссякаемое тело» (слова «нетленное» здесь тоже стараются избегать). «Он живёт во-о-он там, сынок. Видишь его дворец? Теперь его несут туда отдыхать». - «А он что, устал?» - «Конечно! Вон сколько людей сегодня принял, выслушал. Теперь он будет им всем помогать».Корреспондент «АиФ» наведался в Иволгинский дацан, чтобы узнать, кому и каким образом помогает Хамбо Лама Итигэлов, а также разобраться в сути этого феномена.
Череп на палке
«С того момента, как он к нам вернулся, я впервые вижу, чтобы его выносили без стекла! - с восторгом говорит Янжима Васильева, директор некоммерческого учреждения «Институт Хамбо Ламы Итигэлова». - Всегда за стеклянной перегородкой сидел. Разные ведь люди бывают - больные, неуравновешенные... А вам, значит, доверяет. Значит, сам так захотел».Янжима - дальняя родственница Итигэлова, её дед был его племянником. О своём знаменитом предке может рассказывать часами. Впрочем, не только она. Бывшему главе бурятских буддистов (Итигэлов занимал этот пост с 1911 по 1917 г.) посвящают стихи и песни (привет Ильичу!), о нём слагают легенды. В некоторых из них он предстаёт прямо-таки былинным героем.
Считается, что Даша Доржи Итигэлов родился в 1852 г. Тем не менее многие ламы полагают, что мальчик появился на свет… сразу 5-летним. Никто не знает, кем была его мать, а ведь у бурятов очень бережное отношение к родословной. «Он не имел обычного рождения. Так появляются только божественные существа - будды и бодхисаттвы», - говорят монахи Иволгинского дацана. И добавляют детали. Будучи мальчиком, Итигэлов пас овец у состоятельных хозяев. Отличался озорством и игривостью. Например, пригонял скот на кладбища, где изучал надгробия и ритуальные предметы. В то время покойников не закапывали, и мальчик играл с ними, соскрёбывая волосы. При этом приговаривал: «Вот если бы меня слушались, не лежали бы здесь мёртвыми!» А однажды вечером вернулся к хозяевам, держа в руках палку с водружённым на неё человеческим черепом. Хозяева испугались, но знакомый лама успокоил их: «Мальчик станет великим Учителем, ему суждено обмануть смерть».
Затем юноша учился в монастырях, преподавал и в конце концов возглавил один из них. Говорят, обладал феноменальными способностями, граничащими с волшебством: мог очень быстро перемещаться в пространстве, одновременно находиться в разных местах. А ещё пересекал озеро на лошади, проезжая прямо по его дну, - вода расступалась перед ним! Когда началась Русско-японская война, Итигэлов благословил 300 казаков, ушедших на фронт. Все они вернулись живыми.
Однако главное чудо своей жизни ему только предстояло совершить.
Медитация в коробе
«В марте 1911 г. Итигэлов был избран ХII Пандито Хамбо Ламой - главой бурятских буддистов, - рассказывает Янжима Васильева. - А в феврале 1913 г. приглашён в Санкт-Петербург на празднование 300-летия Дома Романовых.Делегация была удостоена личной аудиенции императора, на торжественном обеде от имени всех бурят Итигэлов произнёс поздравительную речь. Вообще буряты с большим уважением относились к русскому подданству, почитали самодержца как «белого царя», а императриц Елизавету Петровну и Екатерину Великую считали воплощениями Белой Тары - это одно из божеств буддийского пантеона (к слову, воплощением Белой Тары признали и Д. Медведева, когда он в 2009 г. посетил Иволгинский дацан. - Ред.). Во время Первой мировой войны Хамбо Лама Итигэлов собирал средства для поддержки фронта: солдатам отправляли одежду, обувь, табак, ягоды, сахар. В 1917 г. он оставил пост Хамбо Ламы по состоянию здоровья. Но есть мнение, что это было связано с отречением Николая II. Ведь Итигэлов присягал на верность этому человеку».
15 июня 1927 г., когда ему уже было 75, он собрал учеников и сказал: «Я прожил свои годы. Навестите меня через 30 лет, посмотрите, в каком состоянии будет моё тело. А через 75 лет я к вам вернусь». И погрузился в медитацию. Ученики поместили его, сидящего в позе лотоса, в кедровый короб (бумхан) и отнесли в местечко Хухэ-Зурхэн, где и зарыли на глубине двух метров. В 1955 г. ламы пришли на место захоронения (медитации?), подняли бумхан и убедились: тело осталось в неизменном состоянии. У него были подвижные суставы и эластичная кожа, а в районе сердца ощущалось тепло. Итигэлову сменили одежду, насыпали в короб соль и вновь закопали. Та же процедура повторилась в 1973 г. К тому времени, на которое было назначено «возвращение», в живых оставался лишь один человек, когда-то знакомый с ним лично. Его и назначили официальным опознавателем Драгоценного и Неиссякаемого тела. «Это Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной», - заявил он, когда короб вскрыли в третий раз. Шёл 2002 год.
Читайте также
-
«Белый царь»: почему буддисты хотят признать Медведева воплощением божества
-
Что такое нетленные святые мощи?
-
Вечно живые. Самые знаменитые долгожители и их «рецепты долголетия»
http://www.aif.ru/
Хамбо лама Итигэлов может воскреснуть
25-26-го июня в Иволгинском дацане состоялась III международная конференция «Феномен ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова»
Наука все еще остается в замешательстве перед Феноменом Хамбо Ламы Итигэлова. Но тем не менее, вокруг него объединяется все больше людей – как светских людей, так и духовных лиц. В работе нынешней конференции участвовали представители Монголии, Индии, Китая, США, Узбекистана.
Из Монголии приехали родственники I Пандито Хамбо Ламы Дамба Даржа Заяева. До недавних пор сестры Ариунболор, Ариунбилиг и брат Ариунбат Александр не догадывались о таком великом своем родстве. Их отец рано умер, по мужской линии род нес потери. В 1937 году многие были уничтожены репрессией. Когда пришли новые времена, семья получила выплаты от государства как пострадавшие.
- По пути сюда мы ночевали в Кяхтинском районе в дацане «Балдан Брэйбун», который основан нашим великим родственником, – это нам подсказал Хамбо Лама Аюшеев, - рассказывает Ариунбат Александр. – Мы выехали группой 23 человека вместе с друзьями и родственниками. Мы уже восьмое поколение от Хамбо Ламы Заяева. В дацане «Балдан Брэйбун» нашли свою родословную, смогли сверить имеющиеся сведения. Я собственной рукой вписал в нее имя отца и свое.
Директор образовательного центра, обучающего иностранцев монгольскому языку Ариунболор Александр рассказывает:
- В 2007 году в Монголию из Улан-Удэ приехал сотрудник архива, который интересовался теми, кому были выданы пособия как членам семей репрессированных. Тогда и было нам сообщено о том, что мы родственники Хамбо Ламы Заяева.
Наконец-то стало ясно, почему скрывалось от детей их происхождение. С тех пор ежегодно они приезжают в Иволгинский дацан на поклонение к Хамбо Ламе Итигэлову, который считается перерожденцем первого Хамбо Ламы.
Тематика прозвучавших на конференции докладов самая разнообразная: здесь рассматривались исследования по жизни и деятельности Хамбо Ламы Итигэлова, по его ежедневным проявлениям как способе общения с миром через главного хранителя Эрдэни Мунхэ Бэе Бимба ламу Доржиева, по истории формирования института Пандито Хамбо Лам, по философским вопросам, например, таким как пустотность, раскаяние как начало духовного развития, медитация как метод совершенствования и другие. Возможно, работу уже следующей конференции целесообразно будет строить по секционному принципу.
Сенсацией прошлой конференции, которая начинается с поднесения Мандалы и чтения ламами Восхваления Учителю, стало измерение температуры тела Эрдэни Мунхэ Бэе – тогда после упомянутых ритуалов она поднялась до 34 градусов.
В этот раз удивил Геше Лхарамба Лобсанг Хайдуп из Индии, которого Хамбо Лама Дамба Аюшеев охарактеризовал как очень смелого и последовательного буддийского учителя.
В приветственной речи на открытии конференции он высказал предположение, что Хамбо Лама Итигэлов может встать, когда придет Будда Грядущего Майтрея и озарит его своим лучом.
Интересную версию о том, что Чингисхан и Хамбо Лама Итигэлов могут иметь общих предков выдвинула доктор филологических наук, профессор Монгольского университета Цэвэгжавын Дагийма.
Ценность познавательную имел фильм «Путешествие в таинственный мир буддизма Средней Азии», который представила на конференции участник всех трех конференций, которая ежегодно приезжает на поклонение Хамбо Ламе Итигэлову, доктор медицинских наук, профессор из Узбекистана Гавхар Вахидова. По ее признанию, именно Хамбо Лама Итигэлов индуцировал ее желание познавать этот мир и она отправилась на юг Узбекистана и Таджикистан, на места, где археологические раскопки обнаружили буддийские строения, сообщает «Молодежь в Бурятии».
http://www.infpol.ru/
0 коммент.:
Отправить комментарий