A+ A- |
Книга «И ботаники делают бизнес», сеть пиццерий «Додо пицца», блог «Сила ума» и один человек, который все это объединяет. Федор Овчинников. Человек, в котором живет незаурядный интеллект, завидное упорство и непоколебимая вера в возможности. Одним словом — предприниматель с самой лучшей точки зрения. Мне очень нравится вступительный абзац о книге в блоге Федора:
«Эта книга об одном предпринимателе из совсем обычного маленького города. Это очень правдивая и документальная книга о бизнесе. Это книга о мечте, развитии, удачах, победах, ошибках и разочарованиях. Евгений Чичваркин назвал её «одной из лучших книг о предпринимательстве». Так получилось, что эта книга обо мне.»
Чем вы занимаетесь?
Я основатель, со-владелец и директор сети пиццерий Додо Пицца» и популярного блога «Сила ума». «Додо Пицца» — это не просто сеть пиццерий. Мы создаем собственную «облачную» информационную систему для управления нашими специфическими бизнес-процессами. С помощью новых технологий я намерен совершить маленькую революцию в общественном питании. Цель — создать «умную пиццерию», а затем тиражировать эту модель. Сегодня группа «Додо Пицца» состоит из трех компаний. Первая компания производит пиццу. Это наша розничная сеть. Здесь мы тестируем технологии, рецепты, бизнес-процессы, маркетинговые решения. Вторая компания запускает и поддерживает партнерские пиццерии. Это наша франчайзинговая компания. Третья компания разрабатывает информационную систему Dodo IS. «Додо Пиццу» можно смело назвать IT-компанией. Наша модель чем-то напоминает Apple. Также как Apple продает свою операционную систему только вместе со своим “железом”, так и мы продаем свой софт только вместе с бизнесом в виде франшизы. Мы хотим создать максимально эффективную систему, где софт и бизнес были бы максимально интегрированы. Наш бизнес получил российскую известность во многом благодаря открытости. С 2006 года я веду блог, в котором рассказываю обо всем, что происходит в моем бизнесе, включая выручку, расходы и нашу прибыль. Наш подход: мы ничего не скрываем от наших Клиентов. Так, например, на кухнях наших пиццерий висят веб-камеры, которые в прямом эфире транслируют как готовится пицца. В данный момент 9 пиццерий «Додо Пицца» работают в 7 городах — Сыктывкар, Самара, Челябинск, Смоленск, Белгород, Ухта, Сарапул. В ближйqшие месяцы откроются пиццерии в Башкирии, Таганроге и подмосковном Долгопрудном.Как выглядит ваше рабочее место?
Мое рабочее место — там, где мой ноутбук. Весь мой офис помещается в рюкзак и весит один килограмм. У меня нет своего рабочего стола. Я совершенно мобилен и давно избавился от бумаг. Я не храню визитки, буклеты, бумажные документы. Если мне интересен контакт, я переношу его в электронный вид и визитка отправляется в мусорку. Документы, на которых необходима моя подпись, приносят ответственные сотрудники. У меня ничего не остается в бумажном виде. Счета на оплату утверждаю в электронном виде.Компания быстро развивается. Часто бывают периоды, когда у меня нет закрепленного за мной рабочего места. Я работаю в комнате для переговоров, в кафе или на любом свободном месте. Однако для моей работы важно иметь место, где можно было бы поговорить с человеком тет-а-тет или сконцентрироваться. Например, сейчас у меня есть условно мой кабинет. Однако когда меня нет в офисе, его может занять любой сотрудник. В этом кабинете просто два стола, маркерная доска и стулья. Если «мой кабинет» и переговорная заняты, я назначаю встречи в кафе. Прямо под нашим главным офисом в Сыктывкаре находится пиццерия. Это очень удобно. В любое время можно провести планерку на мягких диванах, попивая вкусный кофе. Иногда я провожу рабочие встречи в неожиданных местах. Мы можем прогуляться по лесу или даже съездить на пляж.
Я не сразу привык так работать. Долго вырабатывал этот навык. Я хотел научиться работать независимо от обстоятельств: в аэропорту, в гостинце, дома. Этот навык позволяет быть мобильным. Я понимаю, что такой стиль работы подходит далеко не всем сотрудникам нашей компании, поэтому стараюсь создать комфортные рабочие постоянные места для коллег.
Что касается рабочего стола. Люблю пустой рабочий стол. Ничего не должно отвлекать. На моем рабочем столе — ноутбук, блокнот, ручка, листки бумаги для рисунков, вода, пару яблок.
Оффлайновые офисные программы в нашей компании под запретом. Все документы создаются в Google Docs, кроме сложных таблицЯ использую MacBook Air 11″ и очень доволен этим компьютером. Для меня важны скорость, время работы батареи и главное небольшой вес. Даже ограниченное дисковое пространство я рассматриваю как плюс, так как это заставляет меня удалять все лишнее и ненужное, а также использовать «облачные» хранилища. Производительности мне также хватает, так как, фактически, я использую компьютер только для работы с электронной почтой, документами и несложными таблицами. Не использую мышь — она занимает место в сумке и на столе. Мне хватает трекпада. Также я пользуюсь iPad Mini, iPhone 4 и iPod Nano. На iPad Mini я проверяю почту, работаю с календарем, читаю книги и журналы. C iPod Nano бегаю.
Один из моих ключевых принципов в работе: главное не то, что делаешь, а то, что ты не делаешь.
Каким ПО и инструментами используетесь?
Я активный пользователь и даже фанат сервисов Google. Моя жена создает в нашем общем календаре Google события, например, взять справку для ребенка. Я работаю с Gmail для домена silа-uma.ru с 2007 года. В компании «Додо Пицца» мы используем службы Google для домена dodopizza.com. У нас платный корпоративный аккаунт и на данный момент 72 пользователя. Оффлайновые офисные программы в нашей компании под запретом. Все документы создаются в Google Docs, кроме сложных таблиц. В компании утверждена система папок в Google Disk. У каждого сотрудника есть своя папка, доступная администратору домена. Есть общие папки для рабочих документов. Благодаря такой системе мы не теряемся в документах, версиях, а все, что создается остается внутри компании. Мы активно используем Google Calendar для планирования встреч и планерок. У нас есть общие таблицы в Google Docs для планирования платежей, ведения проектов. Вот, пример такого файла — это продажи нашей собственной розничной сети. Данные в эту таблицу вносятся еженедельно. Это реальный файл и реальные данные. Любой может посмотреть наши продажи. Это, кстати, пример нашей политики открытости. Для организации корпоративной Базы знаний мы используем сегодня Google Sites, для быстрой переписки мессенджер Google Talk. Сотрудники нашей компании находятся в разных офисах и городах — в Сыктывкаре, Москве, Коломне, Минске, Уфе. Для рабочих встреч используем аналог Skype — Google Hangouts. Наши партнеры-франчайзи также работают в нашем домене dodopizza.com со службами Google. Для каждого франчайзи, на каждую пиццерию, мы выделяем по три бесплатных аккаунта @dodopizza.com. С помощью корпоративных аккаунтов франчайзи получают доступ в Базу знаний и к документам. Возможность распределять пользователей по группа позволяет эффективно управлять доступом к различным документам. В целом семья сервисов Google предоставляет огромные возможности, при этом все просто, доступно и недорого. Также в своей работе я использую Dropbox, SlideShare. На своих мобильных устройствах — приложения сервисов Google: почта, календарь, документы, Google Tasks. Очень люблю фотохостинг Flickr, онлайн-сервис для создания ментальных карт, схем, бизнес-процессов LucidChart. В управлении разработкой Dodo IS мы долго использовали Basecamp от 37signals, но буквально два месяца назад перешли на более специализированный сервис OnTime, специально созданный для управления разработки программного обеспечения по методологии Scrum.В идеале у меня в Gmail не должно быть непрочитанных сообщений. «Непрочитанное» означает, что я не ответил на письмо, не выполнил задачу.Почту я проверяю как по мере поступления, так и отвожу в течение дня время для того, чтобы отреагировать на письма, требующие вдумчивого ответа. Самое главное для меня — не накапливать почту. Ко мне поступает достаточно большой поток входящих сообщений. Если я «запущу» почту, это станет серьезной проблемой и потребуется много времени, чтобы ее разгрести. Так, например, в июле ко мне поступило 2297 писем от 304 человек, а я отправил 840 e-mail’ов для 139 человек.
В идеале у меня в Gmail не должно быть непрочитанных сообщений. «Непрочитанное» означает, что я не ответил на письмо, не выполнил задачу. Я могу прочитать сообщение, но если я не готов на него ответить, я отмечаю его как «непрочитанное». Это означает, что я вернусь к этому сообщению. Gmail во многом заменяет нам task-менеджер. У меня был большой опыт использования различных сервисов для управления задачами — Мегаплан, Basecamp. В итоге я остановился на почте, как на самом гибком и универсальном инструменте. В нашей компании есть официальный стандарт работы с корпоративной почтой. Например, максимальный срок реакции на письмо — 2 рабочих дня. Нельзя писать сообщение в теме письма, а «тело» оставлять пустым. Надо обращаться по имени, с большой буквы и писать без ошибок ;) Вот так выглядит мой рабочий стол.
На бумаге я люблю рисовать. Пробовал рисовать на iPad с помощью стилуса Bamboo Wacom, но возможностей там гораздо меньше. Мне важно, чтобы бумага была приятной и ручка была капиллярная с тонкой линией. Рисую в основном для себя, чтобы лучше думалось. Для меня очень важно визуализировать идеи. Если я рассказываю какую-то схему, нужна бумага или доска, даже если я в итоге нарисую там три кружочка и две стрелочки. На бумаге я люблю рисовать план на день. Очень важно визуализировать «логистику дня», чтобы в голове уложилось. Это такая инфографика, «схема моего дня». Точно также рисую схему плана действий или проект на 2-3 месяца или больше, я — визуал. Я пробовал много методик и сервисов для управления задачами и планирования времени. В итоге пришел к обычной почте, календарям Google, бумаге и ручке. Все остальное — в голове.
0 коммент.:
Отправить комментарий