понедельник, 30 сентября 2013 г.

Престол и ныне там

A+ A-


http://s4.afisha.net/MediaStorage/4c8f6da4d22f47ac855242023c29.jpg

Венчания на царство и коронации в Кремле

Выставка показывает ритуал коронации во всем его богатстве (на фото — корона Анны Иоанновны и держава Петра II)

Выставка показывает ритуал коронации во всем его богатстве (на фото — корона Анны Иоанновны и держава Петра II)

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Выставка история



В Музеях Кремля открылась выставка, посвященная главной церемонии русской монархии — венчанию на царство самодержцев всероссийских от Ивана Грозного до Николая II. Предложенный зрителю рассказ об истории коронаций оценивает СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.

Среди прочего, на выставке понимаешь, насколько же скудно на самом деле смотрится (даже в самые торжественные моменты) современный государственный протокол. Коронация — это не только те несколько часов, которые монарх проводил в московском Успенском соборе и не только государственные регалии. Стандартная коронация, скажем, XIX века, рассказывают нам,— грандиозное многодневное празднество, которое готовили с такой тщательностью и с таким размахом, как сейчас разве что какие-нибудь Олимпийские игры. Сообщить о дате предстоящей коронации, тиснув официальное сообщение в газетах,— этого недостаточно: по городу, в соответствии со средневековыми еще обычаями, разъезжали команды герольдов в пышных одеяниях, которые под звуки фанфар зачитывали на площадях официальное объявление. И так далее — всю оглушительную декоративность коронационных торжеств (триумфальные арки, фейерверки, иллюминации, балы, оперные и балетные представления) в выставочные витрины не вместишь, но то, что все-таки в этих витринах оказалось, выглядит почти театрально. С тем уточнением, правда, что тут бесчисленные костюмы действующих лиц — облачения духовенства, императорские мантии, мундиры сановников и служителей (есть даже экзотический наряд придворного арапа: была и такая штатная единица) — обходились казне в целое состояние.
Впрочем, и в этом отношении обычаи допетровского и послепетровского времени сильно разнились. Выставка подчеркивает это даже пространственно. О венчаниях на царство последних Рюриковичей и первых Романовых рассказывают в Успенской звоннице, об истории коронаций императорской эпохи — в Патриаршем дворце. И там, и там центральные объекты — символы государственной власти. Царских венцов в Успенской звоннице показывают сразу три: не только шапка Мономаха, но и так называемая шапка Мономаха второго наряда (менее декорированная копия первой, изготовленная для венчания Ивана и Петра Алексеевичей), и "шапка царства Казанского", а еще можно наконец-то разглядеть в подробностях финифтяные украшения на скипетре и державе царя Михаила Федоровича (в основной экспозиции Оружейной палаты они экспонируются куда менее удобным образом). Тем не менее сделан этот, допетровский отдел так, что первые венчания на царство смотрятся тихим, благочестиво-камерным событием по сравнению с помпезностью аналогичных событий императорских времен.
Виноваты в этом не только экспозиционное пространство и дизайн, но и специфика материала. Собственно, до Петра восшествие царя на престол никто и не пытался представлять, выражаясь на современный лад, медийным событием. Если не считать миниатюр из "Книги об избрании на престол царя Михаила Федоровича", никаких графических изображений того, как происходили царские венчания XVI-XVII веков, у нас нет. А потом пришел Петр, и появилось позаимствованное из западноевропейской практики ощущение того, что такое событие, как коронация, обязательно нужно документировать в подробностях, в том числе и визуальных — чтобы и современникам, и потомкам демонстрировать таким образом величие и монаршего сана, и самого государства. Вдобавок и все атрибуты императорских коронаций сохранялись в целом куда более бережно, чем прежде — в них уже начинали видеть историко-государственную реликвию.
Именно поэтому у кураторов была возможность на двух этажах Патриаршего дворца продемонстрировать коронацию целиком, как причудливо устроенный процесс, где переплетались светская парадность и мистически-сакральная подоплека: от организационных трудов коронационных комиссий до церемониальных пиршеств в Грановитой палате. Здесь довольно много сюжетов — например, то, как появляются новые государственные регалии, как внимательно следит власть за этим процессом, и не только ради того, чтобы знаки власти выглядели побогаче, но и с тем, чтобы эти регалии несли нужное символическое значение. Корона из двух полушарий, той формы, которая украшает и современный государственный герб, была заимствована у императоров Священной Римской империи: так российские монархи демонстрировали свои претензии на исключительное положение в ряду прочих правителей мира. Есть более прагматичные сюжеты — от эволюции оформления пригласительных билетов на коронационные торжества до истории костюма: шутка ли, комплект одежд, которые носили императоры во время коронации, тоже представлен на выставке полностью, от голубого кафтана, в котором Петр I короновал свою вторую супругу, до темно-синего мундира Николая II. (На груди у мундира последнего царя при ближайшем рассмотрении виден небольшой клапан — император собственноручно расстегивал его, чтобы митрополит помазал его святым миром "на персях".) И единственное, чего выставке недостает — это, как ни странно, главные государственные регалии по состоянию на конец XIX века: Большая императорская корона, скипетр с алмазом "Орлов" и держава с сапфиром. Ибо они хранятся не в Музеях Кремля, а в Алмазном фонде — то есть в сокровищнице уже теперешней власти.
Авторские страницы

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger