пятница, 20 сентября 2013 г.

Царская Россия в цветных фотографиях без Фотошопа

A+ A-



Мы уже знаем, как выглядела первая цветная фотография, и каким нелёгким способом её получали более ста лет назад. Но даже в то время нашёлся человек, который посвятил всё своё время, силы и средства этому виду съёмки, оставив будущим поколениям уникальные по своей ценности снимки дореволюционной России. Этого человека звали Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944).



Он не только успешно применил цветовой опыт Максвелла, но собственноручно усовершенствовал проектор для проявки негативов, соединив три цветовых фильтра в один, что значительно упростило и ускорило процесс съёмки.







Прокудин-Горский был почётным членом научных сообществ в России и за рубежом, делал доклады по цветной кинематографии в Лондоне, Риме и Берлине, получил гран-при на международной выставке во Франции и показывал свои слайды в крупнейшем парижском кинотеатре - предложения о сотрудничестве с иностранными компаниями лились рекой. Но Сергей Михайлович предпочёл создать главный проект своей жизни на Родине.

Монахи за работой. Посадка картофеля.


Крестьяне на покосе.


На сенокосе около привала. Российская империя.


Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет.


Три поколения. Андрей Петров-Калганов (прим. фотографа: бывший мастер завода. На службе был 55 лет. Имел счастье подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству), его сын и его внучка. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода.

 
В начале 1900-х Прокудин-Горский представил царю Николаю II амбициозный план по фото-этнографическому исследованию Российской империи: он хотел "запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах" - проехать по основным регионам страны, фотографируя быт и пейзажи на свою уникальную камеру.
Чтобы добиться протекции высочайших особ, Прокудин-Горский сделал для царской семьи настоящую презентацию: устроил показ цветных диапозитивов с комментариями, которые он давал так виртуозно, что Николай II, дослушав, пожал ему руку и выдал разрешение на съёмку в любых местах, даже на засекреченных объектах. Более того, фотографу был выделен огромный пульмановский вагон с полностью оборудованной фотолабораторией, в ней имелась даже красная комната для проявки.

Старица. Общий вид с Волгой.

Пермь.

Вид на Пермь с железнодорожного моста через Каму.

Общий вид на Пермь с городских горок.

Ржев.

Александров. Общий вид на Троицкий монастырь.

Витебск.

Владимир.

Общий вид Белозерска с крепостного вала.

Двинск.

Златоуст.

Вид на Златоустовский завод. Вдали гора Таганай.

Вид на город Кинешму с востока.

Новая Ладога.

Общий вид города Кириллова с колокольни Казанского собора.

Каслинские поселения с озером.

Полоцк.

Река Москва от Ферапонтовского монастыря. У Можайска.

Вид на Суздаль по реке Каменке.

Суздаль. Вид с колокольни Ризоположенского монастыря.


Ростов Великий. Гимназия Кекина.


Общий вид Ростова с колокольни Всехсвятской церкви.


Вид на заречную часть Тюмени от монастыря.


Первый просмотр царём фотографий произошёл в марте 1910 года, а последняя выставка работ Прокудина-Горского состоялась в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца. Во время революции Сергей Михайлович эмигрировал в Европу, прихватив с собой 20 ящиков фотопластинок, и продолжил своё дело. В Париже он читал молодёжи лекции по фотографии, а в 1922 году открыл вместе с братьями Люмьер фотолабораторию в Ницце.

Школа в деревне Пергуба.


Крестьянская изба в деревне Мартьяновой.


Мельница и плотина на реке Полотье.


Сушка сетей на озере Карякино.


Молочная в Дагомысе.


Кордон (сторожка) в лесу.

 
Лесопилка на реке Оке.


Постройка шлюза близ села Кузьминского на Оке.

Река Ока. Машинное отделение.

Доменные печи на Саткинском заводе.

Камнечерпательная машина.

Насосы для откачивания воды.

Работы по постройке плотины.

Строительство плотины (Белоомут).

С 1909 по 1912 год, а затем и в 1915 Прокудин-Горский объехал и отснял одиннадцать регионов Российской империи, среди которых многие из вас найдут родные места.

В Париже, подводя итоги проделанной работы, он даёт полный перечень отснятого материала: 1. Мариинский водный путь; 2. Туркестан; 3. Бухара (старая); 4. Урал в отношении промыслов; 5. Вся река Чусовая от истока; 6. Волга от истока до Нижнего Новгорода; 7. Памятники, связанные с 300-летием дома Романовых; 8. Кавказ и Дагестанская область; 9. Мураньская степь; 10. Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война); 11. Мурманский железнодорожный путь. Кроме того, есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых мест природы.
Источник - rzev.ru.

Торжок. Борисоглебский монастырь с моста.


Торжок. Лагерь и казармы.


Торжок. Вид с западной стороны.


Торжок. Вид на город с восточной стороны.


Тобольск.


Вид на Тобольск от Успенского собора.


Церковь св. Николая Чудотворца в Тобольске.


Общий вид северо-западной части Смоленска.


Город Смоленск. Вид с колокольни Успенского собора.


Рязань. Общий вид с севера.


Рязань. Вид с колокольни Успенского собора.


Рязань. Вид с юго-востока.


Екатеринбург. Общий вид северной части.


Екатеринбург. Общий вид южной части.


Екатеринбург. Заводские поселения Верх-Исетского завода.


Екатеринбург. Обсерватория на Плешивой горе.


Екатеринбург. Место бывшего престола во временной полотн. церкви мушкетёрского полка.


Екатеринбург. Трапезная и церковь Скорбящей Божьей Матери в монастыре (Тихвинский монастырь).


А на этом фото сама съёмочная группа Прокудина-Горского.

Источники - kot-begemott.livejournal.comrzev.ruloc.gov.

Те, кто узнал родные края, как впечатления?

Старина Джифранк
Онлайн фотолаборатория gfranq.com

http://blog.gfranq.com/ 

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger