A+ A- |
Путаник nl перепечатал из www.bbc.co.uk
"Коллаборация. Пакт Голливуда с Гитлером" – так
называется только что вышедшая сенсационная книга американского историка
Бена Урванда. Обозреватель Би-би-си Александр Кан поговорил с ее
автором.
Би-би-си: Как появилась идея столь неожиданного и, без преувеличения можно сказать, шокирующего исследования?Бен Урванд: Я работал в Государственном архиве Германии в Берлине, просматривая личный архив Гитлера. Там среди прочего нашлись свидетельства о том, что он чуть ли не каждый день смотрел новый фильм, и приводились его мнения об этих фильмах. Я с удивлением узнал, что фюрер обожал комиков Лорела и Харди, что он плакал над фильмами с Гретой Гарбо, что ему нравился "Кинг-Конг" и не нравился "Тарзан".
Я решил уже было, что напишу книгу о кинематографических вкусах и пристрастиях Гитлера, как вдруг наткнулся на документ, который мне показался совершенно шокирующим. Это было письмо от киностудии XX Century Fox, ее немецкого подразделения, в котором Гитлера просили высказать свое мнение о значимости американских фильмов для Германии. А заканчивалось письмо верноподданническим "Хайль Гитлер!"
Поначалу я даже усомнился в подлинности этого документа, но он был напечатан на бланке студии XX Century Fox, на нем стояла дата - январь 1938 года, - и я понял, что наткнулся на тему, о которой мы почти ничего не знаем - тему сотрудничества Голливуда с нацистской Германией в 30-е годы.
Почти 10 лет ушло у меня на архивные исследования в Германии и в США, пока постепенно не сложилась картина, из которой явствовало, что в 30-е годы голливудские студии приглашали генерального консула Германии в Лос-Анджелесе на частные просмотры, после которых по его указаниям в фильмы вносились те или иные коррективы, устранялись неблагоприятные для Германии слова и кадры. Все это делалось для сохранения прибыльного германского рынка.
Бен Урванд: Моя книга - история отдельных конкретных людей и тех решений, которые они принимали в конкретных исторических обстоятельствах. Нет никакого сомнения в том, что руководители крупнейших студий предоставляли свои фильмы нацистской цензуре для того, чтобы сохранить доступ к германскому рынку.
Уже в мае 1933 года, спустя буквально несколько месяцев после победы Гитлера на выборах, глава компании MGM Луи Мейер, когда ему представили на рассмотрение сценарий фильма с потенциально антинацистским содержанием, без каких бы то ни было обиняков заявил: "Я представляю киноиндустрию, у нас огромные прибыли в Германии, и, пока я принимаю решения, этот фильм в производство запущен не будет".
Я нашел множество документов, подтверждающих подобную позицию киномагнатов. Но в то же время ни в коем случае не следует считать, что она была характерна для всего киносообщества в Голливуде. Я показываю в книге, что в сообществе этом в 30-е годы был совершенно явственный раскол.
В том же 1933 году, например, сценарист Герман Манкевич, который спустя несколько лет написал сценарий знаменитого "Гражданина Кейна", предложил сценарий о преследовании нацистами евреев в Германии, в котором провидчески предсказывал, что Гитлер начнет уничтожать евреев. Он представил сценарий на рассмотрение нескольких студий. Но студии, в конечном счете, пошли навстречу германскому консулу в Лос-Анджелесе, и фильм так и не был снят.
Однако многие сценаристы не оставляли попыток протащить в производство подобные фильмы. На самом деле, герой книги, Бен Хехт, один из самых авторитетных и успешных сценаристов Голливуда, который уже в 40-е годы, когда сведения о Холокосте стали достигать Америки, больше других сделал для того, чтобы широкие круги американцев отдавали себе отчет в том, что творится в Европе.
Би-би-си: Известно, что профашистские настроения были весьма распространены в Америке 30-х годов. Написанный в жанре альтернативной истории роман известного американского писателя Филиппа Рота "Заговор против Америки" основан на предположении о том, что на выборах 1940 года побеждает не Рузвельт, а Чарльз Линдберг - американский летчик, ставший национальным героем после того, как в 1927 году он первым в мире совершил трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж. Линдберг пошел в политику, выступая с профашистских и откровенно антисемитских позиций, и перспектива победы его на выборах была весьма реальной. Можно ли считать, что позиция голливудских студий в их отношениях с нацистской Германией была в какой-то степени отражением подобных взглядов?
Бен Урванд: Безусловно, профашистское движение, равно как и рост антисемитизма были реальными факторами политической жизни Америки 30-х годов.
В Лос-Анджелесе проходили фашистские марши. Еврейская Антидиффамационная лига была реально обеспокоена этим ростом и сама просила студии не педалировать еврейскую тематику и не подвергать нападкам нацистов. Это, как они опасались, приведет к еще большему шквалу очень характерных для того времени обвинений из уст фашистов и антисемитов в том, что вся американская киноиндустрия находится в руках евреев.
Би-би-си: В том контроле, той цензуре, которой американская кинопродукция подвергалась со стороны германских властей, какая из сторон была активна? Кто инициировал этот контакт?
Бен Урванд: Первое предложение о контроле поступило со стороны нацистов. В марте 1933 года германский консул прибыл в Лос-Анджелес, и, как говорилось в официальном документе, цель его миссии в Голливуд состояла в предотвращении возможных конфликтов и установлении регулярных контактов с кинопроизводством.
Да, систему эту инициировали нацисты, но, как только она была создана, студии поняли, что сотрудничества в той или иной степени им не избежать. В некоторых случаях они лишь послушно исполняли указания министерства пропаганды, в других они сами проявляли творческую инициативу.
Так, например, в мае 1933 года министерство пропаганды сообщило студиям, что если они хотят продолжить работу в Германии, то им придется уволить половину своих представителей на территории страны. Студии уволили всех.
То есть крупнейшая американская кинокомпания приняла сознательное решение о финансировании германского вооружения - в декабре 1938 года, спустя месяц после страшных еврейских погромов Хрустальной ночи и всего лишь за 8-9 месяцев до начала Второй мировой войны. Уже после начала войны MGM и Fox предоставили по 12 фильмов на поддержку германской армии.
Би-би-си: Могли бы вы привести примеры конкретных фильмов, которые студии подвергали добровольной цензуре по просьбе или под нажимом нацистов?
Бен Урванд: В фильме "Жизнь Эмиля Золя" немалое место занимала история Альфреда Дрейфуса, капитана французской армии, еврея, обвиненного в шпионаже. История эта стала поводом для волны антисемитских настроений во Франции. Warner Brothers, у которой к моменту выхода фильма на экраны даже и бизнеса в Германии не было, после звонка германского консула устранила все упоминания о евреях из фильма.
MGM в 1939 году снимала фильм “Три товарища” по Ремарку. Написавший сценарий Фрэнсис Скотт Фитцджеральд придал фильму откровенно антинацистское звучание.
Это должен был быть первый значимый антинацистский фильм Голливуда. Прослышав о нем, германский консул позвонил в студию, просмотрел фильм вместе с Луи Мейером, после чего время действия было смещено на несколько лет раньше, а все упоминания нацистов или евреев из фильма были вырезаны.
Би-би-си:Вы пишете в книге, что даже "Великий Диктатор" Чаплина - фильм, считающийся откровенно издевкой, пародией на Гитлера - тоже не обошелся без вмешательства цензуры.
Мне удалось найти этот экземпляр, который до моей находки был практически неизвестен. Там была первоначальная чаплинская идея - не та, которая была, в конечном счете, воплощена на экране в 1940 году.
Свой сценарий Чаплин отправил на следующий день после погромов Хрустальной ночи, и, очевидно, для него это было очень важно. Снятый фильм завершается счастливым концом, речью раскаявшегося диктатора, в которую, честно говоря, трудно поверить.
По оригинальному сценарию, после этой речи он попадал в концентрационный лагерь, где его бьют и над ним издеваются. То есть первоначальный сценарий заканчивался гораздо более пессимистично и мрачно.
Би-би-си: Как же была встречена ваша книга в Америке?
Бен Урванд: По-разному. Историки встретили ее с большим интересом и большой симпатией. Еврейское сообщество также приветствовало книгу, я получил множество приглашений выступать на различных еврейских фестивалях.
Историки кино и кинокритики встретили ее куда более настороженно, а то и враждебно. Эти люди привыкли к совершенно иной истории Голливуда, они заняты увековечиванием мифа о "Золотом веке" Голливуда и воспринимают мою книгу как нападение, как осквернение того, что для них неприкосновенно.
Проблема, однако, состоит в том, что их исследования были всегда довольно поверхностными, они работали исключительно в американских архивах, а материалы германских архивов раскрывают совершенно другую сторону этой истории.
0 коммент.:
Отправить комментарий