Илья Носырев
Конфуций говорил: «Выбери
себе работу по душе, и тебе не придется трудиться ни одного дня в своей
жизни» — ведь это будет уже не работа, а наслаждение. Увы, в жизни все
обычно бывает по-другому: основатели стартапов часто говорят
о себе, что они народ невеселый, постоянно находящийся под прессом
размышлений о том, что делать дальше. Давление, которое оказывает
необходимость развивать бизнес, удерживая его от стагнации и провала,
приводит многих из них к гибели — из относительно недавних примеров
можно вспомнить самоубийство основателя Ecomom Джоди Шермана и смерть
талантливого программиста Ильи Житомирского, вместе с партнерами
создавшего конкурента Facebook — социальную сеть Diaspora. «Человек
редко способен заметить, что он потихоньку сползает в депрессию. Обычно
должен произойти какой-то толчок — например, он заболеет (то есть
включится психосоматика). Но и здесь в основном от индивида зависит,
сумеет ли он выйти из зоны комфорта — покинуть стабильную, но потихоньку
убивающую его деятельность ради того, чтобы найти дело по душе»,—
говорит психолог Светлана Савостьянова.
Можно ли не ждать подзатыльника от судьбы и своим умом понять, что вы
уже перешли невидимую черту и бизнес уже не приносит радости?
1. Вы перестали радоваться мелким успехам
Вспомните, когда вы последний раз радовались небольшим удачам,
связанным с вашим делом. Если не можете, то это первый признак, что пора
что-то менять. Рутина, однообразие могут превратить самое любимое дело
в тяжелый и бессмысленный труд. «От того, что мы в вкладываем в свое
дело, зависит то, что оно будет нам приносить — и не только в финансовом
смысле,—
говорит
психолог, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической
лиги Владислава Ладмари.— Если, работая, мы находимся в состоянии
измотанности, напряжения, стресса, это будет рождать все тот же стресс,
отнимая силы вашей жизни. Это тот момент, когда нужно остановиться
и что-то менять». Вы должны видеть, ради чего ведете свое дело, иначе не
сможете достичь успеха.
Основатель и генеральный директор американской компании-агрегатора данных по сделкам с недвижимостью Trulia Пит Флинт
рассказывает,
что, даже имея в голове масштабную цель — демократизировать доступ
к информации по недвижимости в рамках целой нации, он удержался от
попыток сразу строить структуру, действующую по всей стране, а начал
с одного штата. Каждый новый подключившийся к базе данных штат был
поводом для гордости, придавал силы партнерам и сотрудникам, вселял веру
инвесторов в проект. Выходит, что помимо бизнес-модели важна
и психологическая модель: стремясь к высокой цели, уметь радоваться
каждой маленькой победе.
2. Вы стали социопатом
Часто ли вы общаетесь с людьми не по работе? А во время работы
разговариваете со своими подчиненными или рассылаете им электронные
письма? Например, небольшой
опрос
венчурных капиталистов, проведенный блогером Wall Street Journal,
показал, что в основном социопаты не вызывают у окружающих веры в то,
что смогут чего-то добиться. Конечно, многие черты социопатов —
независимость от мнения окружающих, твердость в следовании своей цели —
оказываются полезны для бизнеса, но в целом лидер должен обладать
развитыми навыками коммуникации, чтобы уметь собирать вокруг себя людей,
особенно в непростые для фирмы времена. Если эти навыки утрачены, это
значит, что вы потеряли способность чувствовать изменения рынка
и получать ценную информацию в живом общении. Как следствие, ваш бизнес
вряд ли станет приносить новые успехи.
3. Работа подчинила себе ритм вашей жизни
Вы перестали уходить в отпуск, поскольку не чувствуете необходимости
в отдыхе и опасаетесь потерять контроль над вашим делом хотя бы на
неделю. И даже если вы изредка куда-то выбираетесь, то все равно не
можете порвать связи со своей фирмой — названиваете менеджерам
и проверяете, все ли они делают правильно. «У некоторых людей их бизнес
поглощает все свободное время — они не могут просто прийти домой
и отключиться от мыслей о работе,— говорит
бизнес-тренер
Анна Лавровская.— Не всем удается делегировать полномочия своим
сотрудникам. Когда у человека не остается времени и сил на частную
жизнь, это очень критичный симптом». Такой график жизни превращает
работу в назойливую проблему — нечто вроде больной ноги, которую надо
ежедневно безо всякого удовольствия мазать мазью и растягивать на
станке. В действительности отпуск — хороший способ взглянуть на свою
жизнь и дело со стороны. Например, Ричард Брэнсон
советует
брать «отпуск для вдохновения»: уезжая в далекие страны, оставлять
смартфон на несколько дней, а взамен брать ручку и блокнот. Можно даже
брать с собой нескольких сотрудников: когда Брэнсон создавал Virgin
Records, он вез с собой на Карибы часть команды, и там, в перерывах
между игрой на банджо и поеданием крабов его ближайшие сподвижники
делились свежими идеями. Главное — не превратить подобные путешествия
в часть нудной корпоративной программы.
4. Бизнес отобрал у вас личную жизнь
Некоторые предприниматели
считают,
что добиться успеха в бизнесе, находясь в постоянных отношениях,
невозможно: женщины требуют внимания и стремятся подорвать вашу веру
в себя. Как примеры героического полового аскетизма подаются истории
Билла Гейтса и продюсера и рэпера Паффа Дэдди, которые в течение долгого
периода восхождения к славе были одиноки. И все же, наверное, это
тупиковый путь — для большинства предпринимателей главным двигателем
служат именно семья и романтические отношения. Американские социологи,
опубликовавшие исследование
«Анатомия бизнесмена: как стать успешным предпринимателем»,
установили, что к моменту открытия своего дела почти 70%
предпринимателей уже состоят в браке, а у 60% даже есть дети. Как
оказалось, мужчинам старше 27 лет супруга и отпрыски дают самую сильную
мотивацию для того, чтобы брать на себя ответственность в бизнесе,
и всем, кто вступил в этот возраст, пора задуматься о качестве своей
личной жизни. Если она отсутствует или выстраивается в зависимости от
рабочих необходимостей, это прямой путь к затяжной депрессии и провалу.
«Кстати, именно близкие чаще всего способны сказать человеку, что ему
нужна помощь»,— добавляет Светлана Савостьянова.
5. Вы не разделяете эмоции своего коллектива
Вы затворились в своем кабинете и перестали понимать настроения
сотрудников? Что ж, это обычный период биографии любого правителя перед
кровавым народным восстанием. Чаще всего такое затворничество
проистекает не от равнодушия к мнению сотрудников, а от психической
усталости. «Эмоциональное выгорание — самый главный симптом
надвигающейся депрессии. Если все перестало радовать, если между вами
и коллективом выросла стена, которая не дает вам воспринимать их мысли
и настроения — значит, дело плохо»,— говорит
бизнес-тренер Екатерина Семкина. Между тем работники порой чувствуют больше, чем вы знаете, —
исследование
Gallup показало, что эмоциональное состояние сотрудников позволяет
довольно точно предсказать, будут ли продажи и прибыль компании расти
или падать.
6. Вы пытаетесь сделать все сами
Гендиректор международной организации менторов Masteryasia К. С. Си
считает
одним из самых простых путей к провалу стремление принимать все решения
самому. Если вы стараетесь выполнить большинство заданий сами, это
значит, что вы утратили навык выстраивания оптимальных схем работы.
Кроме того, данный симптом говорит о непомерно выросшем самомнении
и желании держать все под своим контролем. Первое обстоятельство
вызывает постоянную неудовлетворенность действиями коллектива, второе
свидетельствует о вашей неуверенности в завтрашнем дне. Оба они
тревожны: вам не нравится то, что происходит, вы боитесь увидеть
неприглядную изнанку созданной вами фирмы.
7. Вы беспокоитесь о том, что может произойти, и не цените то, что у вас уже есть
Это, наверное, самый серьезный симптом того, что нужно менять
отношение к своему делу и жизни — если вы живете в постоянном страхе,
что вас ожидают большие проблемы, то проблемы вас действительно найдут.
«Появляется пессимизм: человек начинает сидеть сложа руки, пропускает
важные встречи — мол, все равно ничего не получится»,— говорит Екатерина
Семкина. От стремления завоевать рынок руководитель переходит
к пассивной обороне, а это проигрышная позиция. «Проблема всегда
проявлена на многих уровнях, важно увидеть суть. Главное тут — выйти
из-под гипноза денежной подпитки до тех пор, пока вы не заболели или не
произошла иная катастрофа»,— резюмирует ведущая тренинга для лидеров
«Я — бренд!» Екатерина Симбол.
0 коммент.:
Отправить комментарий