A+ A- |
О грядущем буме носимых компьютеров говорят давно. В многочисленных концептах доминируют очки дополненной реальности и модели, закрепляемые на запястье. Из-за неопределённости термина трудно провести чёткую грань между умными контроллерами и собственно компьютерами, с которыми пользователь будет практически неразлучен. Например, устройство профессора Стива Мэнна (Steve Mann), созданное в 1981 году для управления осветительным оборудованием, вряд ли сейчас назовут компьютером. В то же время недавно представленный контроллер MYO от Thalmic Labs многие воспринимают именно как носимый компьютер с оригинальным управлением.
В отличие от очков, модели для ношения на руке требуют гибкого подхода во всех смыслах. Гаджет WIMM One под управлением ОС Android появился в конце 2011 года. Он выделялся двухрежимным экраном. Интерфейс базовых программ был выполнен в оттенках серого и работал на экране в режиме пониженного энергопотребления. Отдельные приложения переключали его в полноцветный режим.
Гаджет WIMM One (фото: slashgear.com)
Sony Xperia smartwatch (фото: slashgear.com)
Один из концептов iWatch (изображение: Antonio De Rosa)
Аспект первый: снижение концентрации внимания
Речь пойдёт даже не о вождении автомобиля в очках Google Glass. Концептуально они как раз должны помогать водителю, показывая карту маршрута и вспомогательную информацию. Однако реально вполне могут отвлекать от управления, и прозрачность их здесь не оправдает. Одно дело — смотреть на дорогу, и совсем другое – воспринимать дорожную ситуацию. В целом проблема внимания гораздо шире.Уже сейчас звонки и сообщения грубо прерывают беседу при личной встрече, мешают учёбе и работе. Если телефон ещё можно убрать или забыть, то носимый компьютер практически всегда будет с владельцем. Это уже не просто средство связи, а именно универсальный микрокомпьютер, с которым у современного человека будет связана большая часть работы и развлечений. Поэтому добровольно выключать его людям не захочется никогда.
Смартфоны отвлекают в самый неподходящий момент.
Представьте, что будет с носимыми компьютерами (фото: androidzone.org)
В случае очков, подобных Google Glass, ситуация ещё хуже. Масса отвлекающей информации будет маячить буквально перед глазами.
Аспект второй: активность в социальных сетях уводит из настоящего социума
Продолжая мысль о псевдоактивности, стоит отметить ещё один момент. Носимые компьютеры приведут к тому, что человек практически постоянно будет присутствовать в соцсетях
Носимые компьютеры не выпустят из соцсетей
(фото: fastcompany.com)
(фото: fastcompany.com)
Всё так, но пока ещё от постоянного сидения в этих убивалках времени спасают только занятые руки. Смартфон или планшет надо достать и разблокировать, а затем удерживать хотя бы одной рукой. Теперь же руки станут свободнее, а в очках дополненной реальности в них вообще не будет особой необходимости.
Аспект третий: потеря эмпатии
Сейчас различные чувства принято выражать эмотиконами. Паровоз плачущих смайликов в ответ на известие о смерти близкого человека уже никого не удивляет. Такая реакция статистически нормальна. Похоже, скоро роботы смогут имитировать эмоции и заинтересованность лучше, чем сейчас это делают многие из людей.
Роботы уже воспринимаются более эмоционально, чем многие из людей (коллаж: Franz Steiner)
Актуальным наблюдением на эту тему делится адъюнкт-профессор Темпльского университета Джон Титлоу (John Paul Titlow): «Однажды я ждал столик в переполненном ресторане и обратил внимание на сидящую поблизости семью. Они собрались вместе, но каждый достал смартфон и молча созерцал экран. В свою очередь, я заметил их только потому, что оторвал взгляд от своего». Наверное, это выглядело примерно так.
Концепт Eye-phone (кадр из мультсериала Futurama)
Из-за смартфонов на улице полно зомби
...они буквально ходят толпами
Аспект четвёртый: переход от психологической зависимости к физической
Если смотреть на общий вектор развития, то носимые компьютеры – лишь промежуточный этап на пути внедрения имплантируемых. Бескровная апробация другой давней концепции. Даже при взаимодействии со смартфоном или планшетом управление оказывается двусторонним: вы думаете, что пользуетесь им, но часто просто реагируете на его сообщения. Инициатива исходит не от вас. Это вами давно и постоянно управляют – через мнимых друзей, навязанные интересы, индуцированные желания, вымышленные страхи и проблемы, в поисках избавления от которых вы тратите реальные средства. Носимые компьютеры усугубят эту зависимость, а имплантируемые – сделают физической.Google Glass: до и после ношения (фото: slashgear.com)
Упомянутый в начале статьи профессор Стив Мэнн как нельзя лучше иллюстрирует данную проблему. Этот человек известен всему миру как «первый киборг». На протяжении многих лет он разрабатывал и испытывал на себе различные модули носимых и имплантируемых компьютерных систем. Под его кожу были вшиты многочисленные датчики, тело опутано проводами, а на голове большую часть времени находился шлем виртуальной реальности или очки дополненной. Со всем этим оборудованием он не расставался и даже путешествовал по миру.
Стив Мэнн — при виде его роботы делят на ноль
Выводы
Главная причина агитации против широкого распространения носимых компьютеров заключается в том, что общество просто не готово к ним. Большинство людей обладает слабыми навыками самоконтроля и не осознаёт ситуаций, в которых использование гаджетов с развитыми коммуникативными возможностями на самом деле мешает общению. Легче всего это заметить на примере детей, но и взрослые часто ведут себя не лучше.Лёгкость общения?
0 коммент.:
Отправить комментарий