A+ A- |
Мельница мифов: Арминий - первый фюрер Германии
Две тысячи лет назад германское племя херусков во главе с Арминием разгромили в Тевтобургском лесу римские легионы Квинтилия Вара. Однако за века это событие обросло мифами, которые совершенно затмили собой историческую правду. Рядовое сражение было возведено в ранг битвы цивилизаций, а Арминий стал почитаться как создатель германской нации.
Следует заметить, что в 9 году нашей эры
римские войска еще не так часто подвергались избиениям, тем более таким
поголовным. В дошедших до нас римских источниках об этом сражении
упоминается как-то скупо. Вплоть до современных археологических находок,
историки не могли точно указать место, где произошла легендарная битва.
Однако следует заметить, что все-таки битва была, что называется,
"рядовой", и ни к каким серьезным последствиям для Рима поражение
Квинтилия Вара не привело — как и победа Арминия ничего принципиально не
изменила в жизни германцев.
Однако позже историки весьма постарались
для того, чтобы превратить это заурядное сражение чуть ли не в битву
цивилизаций. Первым, кто обратил внимание немецких гуманистов на
произведение Тацита "Германия", был Энеа Сильвио Пикколомини (Enea
Silvio Piccolomini). В этом есть доля иронии. Итальянский гуманист,
ставший римским папой Пием II, подсказал немцам, откуда они родом и кем
были их предки. Тем самым вложил в руки немецких ученых и исследователей
идеологическое оружие против своих соотечественников, традиционно
считавших немцев, а шире и германцев — варварами.
Правда отчасти была и на их стороне, но и
лукавства вполне хватало тоже. Итальянцам следовало бы сказать
процитировать В.А.Жуковского: "Победителю ученику от побежденного
учителя". Выучившись сначала бить римлян, варвары-германцы стали служить
в их легионах, а к моменту когда Пикколомини сел на трон святого Петра,
почти полтысячелетия существовала Священная Римская империя германской
нации. Словом, культуртрегеры-итальянцы были под имперской пятой
германцев и от своего бессилия всячески злобствовали на своих более
успешных северных соседей.
В малом произведении римского историка
Тацита — полное название которого "О происхождении и местах обитания
германцев" — сократили до вполне понятного "Германия", говорится о
взгляде культурных римлян на нецивилизованный неримский мир, описана
общественная жизнь, быт, нравы и верования древних германцев. Слова
"германцы" и "варвары" для Тацита — синонимы. Однако несмотря на то, что
германцы бедны и склонны к пьянству, а их религия уничтожает
человеческую личность, в целом, при сравнении с Римом, эти варвары
выигрывают. Так, бедность германцев порождает не только дикость, но и
нравственную чистоту, которой лишены соотечественники римского историка.
В определенной мере Тацит способствовал идеализации варварства в целом и
германцев в частности.
Для Генриха Бебеля (Heinrich Bebel,
1472-1518) и прочих немецких гуманистов периода Реформации их германские
предки были уже чуть ли не святыми — всегда верными самим себе, не
подверженных пагубному влиянию иных племен и народов, отстаивающих свою
свободу и независимость. Конечно, многое они почерпнули у Тацита,
который морализирует по поводу испорченных нравов римской аристократии и
восхищается характерным для германцев выкармливанием матерями рожденных
ими детей, не отдающих их кормилицам. Тем не менее, Тацит тут не при
чем. Этому гордому римлянину больше по нраву Imperium -
государственный организм, подчиненный опирающейся на военную силу
центральной власти, а не хаос местнических интересов и эгоистического
своеволия, пресловутая "германская свобода" — Germanorum libertas.
Многие немецкие гуманисты предпочитали
не замечать отрицательных черт древних германцев и во многом
идеализировали их. Дело оставалось за малым, срочно требовался герой, в
котором бы сконцентрировались все выдающиеся качества. Случай не
заставил себя долго ждать. В 1509 году обнаружили манускрипт с
"Анналами" Тацита, а в 1515-м — с "Римской историей" Веллея Патеркула
(Velleius Paterculus). В этих трудах оба историка славословят
победоносного полководца Арминия. Тацит называет Арминия, или Германа,
"освободителем Германии". Для немецких ученых того времени высказывания
римлян послужили руководством к действию — Арминия объявили первым
немецким героем и харизматичным вождем (по-немецки фюрером)
немецко-германской освободительной борьбы.
Пожалуй, дальше всех зашел знаменитый
немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен (Ulrich von Hutten, 1488-1523),
который в подражании "Разговорам в царстве мертвых" древнегреческого
автора Лукиана, написал в 1520 году диалоги Арминия. В них вождь
германского племени херусков выступает застрельщиком немецкой свободы и
примером в борьбе против современных врагов немцев — римских пап. И
снова ирония истории, хотя Пия II небеса к тому времени уже прибрали. А
далее покатилось, про Арминия писали как в прозе, так и в стихах,
пожалуй, лишь отсутствие упоминания о нем в застольных беседах Лютера
мешало признать в "Германе племени херусков" подлинного немецкого героя.
От немцев, что вполне понятно, не
отставали лучшие европейские умы. Очень отчетливо высказался на этот
счет известный французский философ и писатель Шарль-Луи де Монтескье
(Montesquieu). В своем труде "О духе законов", опубликованном в 1748
году, где он рассуждает об английской конституции — самой свободной для
своего времени — барон Монтескье указывает на ее германские истоки.
Наверное, далеко не все европейские
интеллектуалы были в восторге от этой стародавней истории. Однако
остается фактом, что такой известный галломан, как Генрих Гейне
(Heinrich Heine), в поэме "Германия. Зимняя сказка" (1843) с иронией
описавший свой въезд в Тевтобургский лес, был доволен победой Германа.
Иначе бы в Германии воцарились латинский язык и нравы. Мюнхен имел бы
своих весталок, швабы назывались бы квиритами, а немецкие дамы пили бы
скипидар, подобно знатным римлянкам, у которых, как считалось, от этого
был очень приятный запах мочи. Показательно, что даже этот "гражданин
мира", водивший дружбу с Карлом Марксом, живший в Париже и перед
смертью, шутивший по-французски, восславил доблестного Германа. В то
время ему собирались воздвигнуть памятник в Детмольде и шел сбор
средств. Гейне признается: он тоже внес свою лепту.
К числу популярнейших стереотипов образ
Арминия, как немецкого вождя, и битвы в Тевтобургском лесу, как победы
германского оружия, был востребован в Германии еще до прихода нацистов к
власти и недолгого существования Третьего рейха — в годы правления
Вильгельма II, когда расцветало расово-биологическое реформационное
движение фёлькиш (völkisch). Вскоре не только люди, получившие
классическое образование, за кружкой отменного пива рассуждали о
"белокурой бестии". Как сообщает нам Тацит, "населяющие Германию
племена, никогда не подвергаются смешению через браки с какими-либо
иноплеменниками" и тем самым сохранили свой исконный облик: "жесткие
голубые глаза, русые волосы, рослые тела" (truces et caerulei oculi,
rutilae comae, magna corpora). Цитирование соответствующих пассажей из
тацитовской "Германии", в которых описывались не только внешний облик
германцев, но также их сильные и слабые стороны, вскоре стали расхожим
стереотипом для характеристики немцев.
Нацисты объявили книгу "Германия" —
святым писанием, а ее автора причисляли к "старым арийцам". Им
импонировали утверждения Тацита о "чистоте расы" у германцев, их упорное
противодействие могущественному Риму, их борьба за "жизненное
пространство". В них гитлеровский режим видел оправдание развязывания
новой войны. Идеализация образа Германа-Арминия привела к выработке
мифического "генеалогического ряда", начинавшегося с вождя херусков и
нашедшего свое завершение в Гитлере. Арминий превратился в "образ фюрера
немецкого народа". Легенда об Арминии была призвана оправдать уже не
свободу от чужеземных поработителей, а существование авторитарного
диктаторского режима и принцип вождизма (фюрерства).
После 1945 года на исследования по теме
"германцев" на долгие годы было наложено табу. Слишком кровоточила рана
памяти о концлагерях и геноциде. Историки ударились в противоположную
крайность, они научились выхолащивать из Арминия и битвы в Тевтобургском
лесу всю немецкость, весь национальный пафос и превратили эту фигуру в
аполитичный аттракцион для туристов. И лишь спустя шесть десятилетий
после преступного использования нацистами национальных символов появился шанс беспристрастно и критически взглянуть на национальные мифы и воинственных героев прошлого.
22.11.2013
22.11.2013
0 коммент.:
Отправить комментарий