A+ A- |
материал подготовила
Анна Савина
Анна Савина
Художнику Петру Павленскому, который 10 ноября гвоздём прибил свою мошонку к брусчатке Красной площади, грозит тюремное заключение сроком до 5 лет: сегодня против него возбудили уголовное дело о хулиганстве. Павленский известен благодаря своим акциям — в июле 2012 года он зашил себе рот в знак поддержки Pussy Riot, а в мае этого года устроил акцию «Туша» у здания Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Look At Me попросил художника объяснить, зачем нужен акционизм и почему художники в России вынуждены совершать радикальные поступки.
«Чем сложнее политический климат в стране, тем более политизированными и радикальными становятся формы искусства»
Акционизм — это прежде всего акт незаконного вмешательства. Далее спектр того, что во что вмешивается, может распространяться до бесконечности. Другими словами, — это форма высказывания, основанная на радикальном и несакционированном действии в общественном месте, для неподготовленной для этого аудитории. Место, как правило, обладает присущей ему специфической функцией (место для отдыха, административное здание, ритуальные услуги, медицинские и т. д.) и изначально непредусмотренного для появления в нём нерегламентированных форм поведения. Осуществление акции является формой трансгрессии для человека, её осуществляющего, так как для её проведения он должен в какой-то мере преодолеть свои фобии.
Я начал заниматься акционизмом, потому что
мне кажется, что искусство и его формы напрямую зависят от политического
контекста, в котором оно (искусство) осуществляется, соответственно не
искусство выбирает, быть ему таким или каким-то иным, а контекст ставит
перед художником задачи, которые он должен решать. То есть я думаю, что
чем сложнее политический климат в стране, тем более политизированными и
радикальными становятся формы искусства. Вдобавок к этому мне нравится,
что язык прямого действия обращён к широкой группе людей, тогда как
многие другие формы искусства предназначены для герметично замкнутой на
себе аудитории — например, для посетителей специальных галерей или
музеев.
«Прибитые к кремлевской брусчатке яйца — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества. Не чиновничий беспредел лишает общество возможности действовать»
— Из заявления Петра Павленского в связи с акцией
Я хочу, чтобы мои акции, прежде всего, отсылали к
той ситуации, в которой находятся люди, испытывающие на себе действия
власти, как аппарата насилия. На мои акции в большей степени влияют
сцены из жизни, причём из очень разных исторических периодов: например,
на визуальное воплощение акции «Туша» повлияла увиденная мной фотография
времён Первой мировой войны. На этом снимке мёртвое человеческое тело
запуталось и повисло в многослойном ограждении из колючей проволоки.
Если говорить об акциях художников, я думаю, что среди московских
акционистов Александр Бренер был наиболее масштабной фигурой. Акции
Fluxus мне не очень близки — это другое, так как они более
театрализованы. Важно отличать театрализованное действие или
институциональный перформанс — это несколько другие вещи, сходство может
быть только внешнее.
Когда я придумываю и готовлю акцию, я не стремлюсь к
тому, чтобы она сразу стала понятна всем, кто её увидел. Мыслить
действие в парадигме того, что оно будет всеми понято и должно всем
понравиться, — это популизм. Я в равной мере сталкиваюсь как с
пониманием, так и с непониманием моих работ, но позитивная и негативная
реакции — это одно и то же. То, что сегодня воспринимается негативно,
завтра может повернуться в противоположную сторону, и наоборот. Даже
если акция не понята, или её увидело небольшое количество человек, то,
по крайней мере, можно сказать, что создан прецедент, подразумевающий
ряд интерпретаций.
Я никогда не говорю, что мне больно или что я
испытываю страшные мучения, когда осуществляю то или иное действие. Моя
задача — объяснить, что страдает общество, и для этого я показываю
механизм взаимодействия между властью и обществом.
15 ноября 2013, Пётр Павленский
фотография: vladivostok.livejournal.com
0 коммент.:
Отправить комментарий