A+ A- |
Миф об "эффекте 25-го кадра" оказался поразительно живучим: несмотря на то, что его многократно разоблачали, упоминания о нем как о чем-то реальном до сих пор появляются на страницах СМИ. Мало того, в ряде государств имеются законы, запрещающие использовать этот самый пресловутый эффект при демонстрации на телевидении рекламных роликов.
Самое интересное, что большинство
воспринимает это как должное, что достаточно странно: если бы вышел
закон о запрещении полетов Бабы-Яги в дневное время над центром Москвы,
то все задумались бы о психическом здоровье законодателей, а вот
такие же абсурдные законы, запрещающие 25-ый кадр, считаются
нормальными. Хотя данный эффект является таким же вымыслом, как и полеты
Бабы-Яги. Но давайте обо всем поподробнее.
Собственно говоря, что представляет из
себя этот самый 25-ый кадр? Традиционно считается, что глаз человека,
просматривающего кино, не может различить более 24 кадров в секунду. На
самом деле это не так: способность восприятия кадров зависит от четкости
краев картинки и скорости движения объектов на экране. Так что иногда
мы можем видеть не только двадцать пять, но и двадцать шесть кадров в
секунду, а иногда — только двадцать. Цифра "24" возникла как некий
результат усреднения данных.
Однако дело даже не в этом — приверженцы
"теории" о зловредном двадцать пятом кадре утверждают, что инородный
кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, минуя сознание,
воздействует сразу на подсознание человека. То есть информация,
заложенная в этом кадре, запоминается человеком, хотя он ее при этом и
не видит. Ну, а раз она запоминается, то в какой-то момент мозг может ее
использовать.
Читайте также: Реклама убивает наше подсознание
Несколько лет назад на пресс-конференции
замдиректора Института телевидения и радиовещания (ВНИИТР) доктор
технических наук Светлана Немцова объяснила действие "эффекта 25-ого
кадра" следующим образом: "Скрытые кадры пагубно воздействуют на
подсознание людей. Если, например, в таком кадре написано "Убей соседа",
человек может почувствовать необъяснимую агрессию и эта установка может
сработать… Навязанная информация воспринимается помимо воли, это похоже
на гипноз. Можно внушить любые поступки, идеологию".
Увы, к сожалению уважаемый доктор
технических наук не смогла объяснить, почему этот самый злополучный кадр
должен оказывать именно такое воздействие. И это не случайно — потому
такое невозможно в принципе, и это может подтвердить любой
нейрофизиолог. Дело в том, что мозг любого живого существа, в том числе и
человека, устроен так, что он может воспринимать только ту информацию,
что поступает к нему от рецепторов. А информации, которую рецепторы
уловить не могут, для него не существует в принципе. То есть если
человек действительно не видит двадцать пятый кадр, то то, что на нем
изображено, не будет воспринято зрительными рецепторами и до мозга
просто не доберется.
Но если люди все-таки видят этот самый
кадр, пусть даже и нечетко, то тогда другое дело — информация об этом
дойдет до соответствующих центров мозга и подвергнется там обработке.
Однако вряд ли орган высший нервной деятельности обратит на нее
внимание. Уже давно известно, что мозг всегда сортирует поступающие
данные и выбирает только самые важные из них. Они-то идут по нейронным
цепочкам дальше, в другие центры, а то, что было воспринято как
"информационный шум" сразу же сотрется — мозг ведь тоже не резиновый и
хранить то, что не нужно ему просто негде.
Совершенно очевидно, что в число
подобного шума попадет и информация, записанная в том самом 25-ом кадре.
Который, кстати, как показали недавние эксперименты нейрофизиологов,
практически все люди видят, хотя не особенно четко. Ученые выяснили, что
абсолютно каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за
инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком.
Однако благодаря этому же эффекту заметить "лишний" рекламный кадр
вполне возможно, и многие тестируемые даже успевали прочитать короткое
слово, если оно набрано крупным шрифтом и было знакомо зрителю. Вы сами
можете провести подобный эксперимент, используя компьютерную программу
для видеомонтажа — кстати, при этом частоту кадров можно поставить
значительно выше стандартной.
Тем не менее, как было отмечено выше,
подобная информация из-за того, что она появляется быстро перед глазами,
не отмечается мозгом как важная. Интересно, что участники эксперимента
забывали то слово, которое им удавалось прочитать уже через несколько
минут. Поэтому говорить о каких-то гипнотических командах, внедряемых в
подсознание, тут не приходится — любая такая команда, даже если она и
будет фигурировать в этом кадре, сразу же забудется человеком (да и
вообще, в гипнотический транс можно ввести только тогда, когда
подопытный концентрирует свое внимание на действиях гипнотизера, а в
данном случае подобная концентрация невозможна).
0 коммент.:
Отправить комментарий