среда, 18 декабря 2013 г.

Мельница мифов: чем опасен 25-й кадр?

A+ A-

http://otvetin.ru/uploads/posts/2009-11/1258973787_25.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4128/137106206.279/0_ad113_5cfdc725_L.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/4128/137106206.279/0_ad113_5cfdc725_L.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4128/137106206.279/0_ad113_5cfdc725_L.jpg
http://horofun.com/wp-content/uploads/2013/05/33-zabluzhdeniya-o-znakomyx-veshhax-11.jpg

Миф об "эффекте 25-го кадра" оказался поразительно живучим: несмотря на то, что его многократно разоблачали, упоминания о нем как о чем-то реальном до сих пор появляются на страницах СМИ. Мало того, в ряде государств имеются законы, запрещающие использовать этот самый пресловутый эффект при демонстрации на телевидении рекламных роликов.

Самое интересное, что большинство воспринимает это как должное, что достаточно странно: если бы вышел закон о запрещении полетов Бабы-Яги в дневное время над центром Москвы, то все задумались бы о психическом здоровье законодателей, а вот такие же абсурдные законы, запрещающие 25-ый кадр, считаются нормальными. Хотя данный эффект является таким же вымыслом, как и полеты Бабы-Яги. Но давайте обо всем поподробнее.
Собственно говоря, что представляет из себя этот самый 25-ый кадр? Традиционно считается, что глаз человека, просматривающего кино, не может различить более 24 кадров в секунду. На самом деле это не так: способность восприятия кадров зависит от четкости краев картинки и скорости движения объектов на экране. Так что иногда мы можем видеть не только двадцать пять, но и двадцать шесть кадров в секунду, а иногда — только двадцать. Цифра "24" возникла как некий результат усреднения данных.
Однако дело даже не в этом — приверженцы "теории" о зловредном двадцать пятом кадре утверждают, что инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, минуя сознание, воздействует сразу на подсознание человека. То есть информация, заложенная в этом кадре, запоминается человеком, хотя он ее при этом и не видит. Ну, а раз она запоминается, то в какой-то момент мозг может ее использовать.
Несколько лет назад на пресс-конференции замдиректора Института телевидения и радиовещания (ВНИИТР) доктор технических наук Светлана Немцова объяснила действие "эффекта 25-ого кадра" следующим образом: "Скрытые кадры пагубно воздействуют на подсознание людей. Если, например, в таком кадре написано "Убей соседа", человек может почувствовать необъяснимую агрессию и эта установка может сработать… Навязанная информация воспринимается помимо воли, это похоже на гипноз. Можно внушить любые поступки, идеологию".



Увы, к сожалению уважаемый доктор технических наук не смогла объяснить, почему этот самый злополучный кадр должен оказывать именно такое воздействие. И это не случайно — потому такое невозможно в принципе, и это может подтвердить любой нейрофизиолог. Дело в том, что мозг любого живого существа, в том числе и человека, устроен так, что он может воспринимать только ту информацию, что поступает к нему от рецепторов. А информации, которую рецепторы уловить не могут, для него не существует в принципе. То есть если человек действительно не видит двадцать пятый кадр, то то, что на нем изображено, не будет воспринято зрительными рецепторами и до мозга просто не доберется.
Но если люди все-таки видят этот самый кадр, пусть даже и нечетко, то тогда другое дело — информация об этом дойдет до соответствующих центров мозга и подвергнется там обработке. Однако вряд ли орган высший нервной деятельности обратит на нее внимание. Уже давно известно, что мозг всегда сортирует поступающие данные и выбирает только самые важные из них. Они-то идут по нейронным цепочкам дальше, в другие центры, а то, что было воспринято как "информационный шум" сразу же сотрется — мозг ведь тоже не резиновый и хранить то, что не нужно ему просто негде.
Совершенно очевидно, что в число подобного шума попадет и информация, записанная в том самом 25-ом кадре. Который, кстати, как показали недавние эксперименты нейрофизиологов, практически все люди видят, хотя не особенно четко. Ученые выяснили, что абсолютно каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить "лишний" рекламный кадр вполне возможно, и многие тестируемые даже успевали прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и было знакомо зрителю. Вы сами можете провести подобный эксперимент, используя компьютерную программу для видеомонтажа — кстати, при этом частоту кадров можно поставить значительно выше стандартной.
Тем не менее, как было отмечено выше, подобная информация из-за того, что она появляется быстро перед глазами, не отмечается мозгом как важная. Интересно, что участники эксперимента забывали то слово, которое им удавалось прочитать уже через несколько минут. Поэтому говорить о каких-то гипнотических командах, внедряемых в подсознание, тут не приходится — любая такая команда, даже если она и будет фигурировать в этом кадре, сразу же забудется человеком (да и вообще, в гипнотический транс можно ввести только тогда, когда подопытный концентрирует свое внимание на действиях гипнотизера, а в данном случае подобная концентрация невозможна).
Страницы: 12
14.12.2012  

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger