суббота, 7 декабря 2013 г.

85 000 километров на велосипеде!

A+ A-

http://ic.pics.livejournal.com/zhushman/15538631/372501/372501_original.jpg

85 000 километров на велосипеде!
Знаменитая Книга рекордов Гиннесса содержит много совершенно никчемных рекор­дов, типа плевка на дальность вишневой косточкой, и достижений мающихся от без­делья экстремалов, желающих пощекотать себе нервы и показать, какие они крутые. Гораздо меньше в ней рекордов, которыми действительно можно по праву гордиться.

Вызов обществу

Случаи «экспериментов», ошеломляю­щих людей, изменяющих представление о возможностях человека, с вызовом общепринятым нормам и представле­ниям, единичны. Очень трудно было совершить, казалось бы, немыслимое дело одиночкам. Но если имена доктора Але­на Бомбара и неутомимого странника Федора Конюхова широко известны, то этого не скажешь о Глебе Леонтьевиче Травине (1902-1979 годы). А ведь он совершил беспримерное сверхдальнее путешествие, полное риска, смертельных опасностей и приключений, вдоль грани­цы СССР общей протяженностью 85 ты­сяч километров на... велосипеде! Из них 40 тысяч - по Арктическому побережью без всякой поддержки и страховки!
Никто не принимал намерения Тра­вина добраться на велосипеде от Коль­ского полуострова до Чукотки всерьез, считая это явно неосуществимой затеей. В паспорте-регистраторе Травина с отметками об его прибытии в населенные пункты - около 500 печатей всех цветов, круглых, квадратных и овальных. На се­вере это Мурманск и Архангельск, остро­ва Вайгач и Диксон, Хатанга, Русское Устье и Уэлен.

Начало пути

Травин готовился к путешествию не­сколько лет с расчетом только на соб­ственные силы. У себя на родине, на Псковщине, он ездил в любую погоду и по любым дорогам. Отец-лесник еще в детстве научил его находить еду и ночлег в лесу и поле, питаться сырым мясом. Травин усиленно изучал географию и геодезию, зоологию и ботанику, слесар­ное дело и фотографию. Он закалял себя физически, участвуя в соревнованиях по плаванию и тяжелой атлетике, велосипед­ных и лодочных гонках. На Камчатке он строил первую электростанцию и работал на ней электриком. Все свободное вре­мя усиленно тренировался, испробовав себя и велосипед на горных тропах, на переправах через стремительные реки и в труднопроходимых лесах. Травин обо­рудовал велосипед двумя герметичными сумками, где хранилось все самое необ­ходимое для путешествия. Они служили также поплавками при переправах.
10 октября 1928 года Травин начал свой неповторимый путь, полный различ­ных опасностей. В Уссурийской тайге его долго преследовал тигр: грозно рычал, трещал сучьями, но так и не решился на­пасть на странного зверя «на колесах». В Средней Азии Травин встречался с ко­брой, шакалами и двухметровым вара­ном. Все звери тайги, пустыни или тундры остерегались нападать на Травина. Их отпугивали блестящие, никелированные спицы и ярко-красная окраска велосипеда, масляный фонарь и трепещущий на ветру флажок. Главной опасностью были не звери, а испытания, требующие для их преодоления почти сверхъестественных способностей.

Гибельный маршрут

Выехав из Мурманска, Травин в июле 1930 года побывал на борту ледокола «Ленин», затертого льдами у Новой Земли в Карском море. На пресс-конференции, устроенной в кают-компании капитаном ледокола, он рассказал о своем путеше­ствии, начатом осенью: как проехал Кам­чатку и Дальний Восток, Сибирь и Среднюю Азию, Закавказье и Крым, запад России и Карелию и что намерен вдоль побережья Ледовитого океана вернуться на Камчат­ку. Когда в шесть часов утра он уходил с ледокола, вся палуба была забита людьми. Побывав на пароходе «Володарский», который застрял во льдах километрах в тридца­ти от ледокола, Травин направился дальше. Его путь лежал на Таймыр, о котором меч­тали многие мореплаватели.
Невозможно подробно описать этот чудовищно длинный и тяжелый путь. Тра­вин проехал по побережью и льдам Кар­ского, Лаптевых и Восточно-Сибирского морей и вдоль пролива Лонга на Чукот­ку. При этом он пересек Байдарацкую и Обскую губы, Енисейский и Хатангский заливы, устья рек Лена, Оленек, Яна и Индигирка, еще не ставшей знаменитой Колыму и многие другие.
Травин предпочитал ездить по льду. Он уходил от нагроможденных у берега то­росов в глубь океана и ехал по твердому снежному насту с приличной скоростью. На Таймыре, переезжая реку Пясину, на тонком и скользком льду Глеб упал и про­ломил полынью. Он в промокшей и заледенелой на морозе одежде только уси­лием воли с огромным трудом выбрался на берег  там, где годы спустя вырастет город Норильск. Он видел кладбище ма­монтов. Огромные бивни торчали прямо из земли на берегу океана.
Побывал Травин на одном из Медве­жьих островов, Четырехстолбовом. На нем в бутылке на большом камне он нашел, но не стал трогать записку Руаля Амундсена, оставленную во время пла­вания на судне «Мод» в 1918-1920 годах, и положил рядом свою. Несколько дней Травин гостил на Индигирке в Русском Устье - селении из десятка рубленых изб, где жили русские охотники, промышляю­щие пушным зверем. По преданию, его основали поморы, прибывшие на кочах, еще во времена Ивана Грозного. Вместе с жителями села он ловил бандитов, убив­ших молодую учительницу-комсомолку, возвращающуюся из райцентра. Затем Травин добрался до Уэлена на Чукотке и по берегу Берингова моря направился на Камчатку
.

Умение выжить

Самым рискованным и опасным был путь по льдам Ледовитого океана и его по­бережью. В бескрайних просторах этого района гибли или пропадали бесследно экспедиции, хорошо экипированные и снабженные всем необходимым для жиз­ни в этих суровых и безжалостных краях, не прощающих малейшей оплошности или ошибки. Двигаясь к намеченной цели, Травин каждый день держал экза­мен, и его жизнь часто висела на волоске.
Иногда сутками бесновалась и дико за­вывала пурга. Ветер был такой силы, что с гор летели галька и мелкие камни. Глеба выручали несгибаемая сила духа, желез­ное здоровье и непоколебимая уверен­ность в себе. В разных климатических условиях - в Арктике, тайге или пустыне - он жил и действовал по-своему, учился у людей и зверей. Как ни сурова зима в прибрежных арктических льдах, жизнь там полностью не замирает. При сильных морозах с гулом трескаются льдины, и вместе с водой в трещины устремляют­ся рыбы. Травин наловчился ловить их крючком, сделанным из велосипедной спицы. На день ему хватало двух рыбин. Одну он съедал сразу, свежей, другую по­том - мороженую, как строганину. В его меню входило и сырое мясо. У местных охотников он научился стрелять тюленей и моржей, диких оленей и песцов. Пищу Травин принимал два раза в сутки, в шесть утра и шесть вечера. Восемь часов ехал, восемь спал, остальное время ухо­дило на поиск пищи, устройство ночлега и дневниковые записи. Путешественник сам себе сделал операцию, спасая от гангрены обмороженные ноги. Движе­ние к цели и окружающая красота приро­ды наполняли его радостью и силой.

Именитые очевидцы

На Арктическом побережье его встре­чали многие знаменитые в те годы лич­ности. Герой Советского Союза полярный летчик Б.Г. Чухновский видел Травина у Новой Земли и на острове Диксон. С ле­докола «Ленин» летчик спустился вместе с ним по штормтрапу на лед и сфотогра­фировал путешественника на прощанье. Известный гидролог, руководитель Кар­ской транспортной экспедиции профес­сор Н.И. Евгенов встречался с ним в бух­те Варнек на Югорском Шаре и назвал самоубийцей.
Командующий полярной авиацией М.И. Шевелев подтверждал, что Травина на велосипеде видели в устье Енисея, где зимой не остаются даже волки и все жи­вое уходит на юг, от морозов и метелей. Первый радист Чукотки И.К. Дужкин гово­рил о прибытии путешественника на «железном олене» в Уэлен, где в июле 1931 года комсомольцы установили памятный знак на мысе Дежнева в честь Травина. А он направился в Авачинскую бухту на Камчатке, откуда начал свой поход.

Настоящий рекорд!

Травин никогда не жалел, что отпра­вился в это экстремальное путешествие. Все меркло перед красотами окружаю­щей его дикой природы, первозданной радостью бытия и осознанием своих сил. Путешественнику помогали совсем незнакомые люди. Старый якут согнул на огне и отдал ствол норвежской вин­товки для замены треснувшего руля. В Русском Устье Глеб побывал в каждом доме. Его угощали лепешками из икры, строганиной и кирпичным чаем, рас­спрашивали о теплых краях и жизни в стране. На его пути попадались охотни­чьи землянки, срубы или яранги, обло­женные дерном, в которых, по неписа­ным законам Севера, были запас дров и немного пищи.
Редкие, смельчаки в разные годы пы­тались повторить путь Травина, хотя бы частично. На мысе Дежнева на Чукотке стоит памятник отважному путешествен­нику. Велосипед, нехитрое снаряжение и документы, рассказывающие о не­вероятном путешествии - настоящем рекорде этого удивительного человека, - хранятся на его родине, в Псковском музее-заповеднике.
Валерий КУКАРЕНКО

http://www.paralljelnyj-mir.com/home/

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger