От редактора: Данный материал написан нашей читательницей Катериной Штаревой, создателем «Магазина счастья», которая избавилась от тяжелой формы аэрофобии. Пост является логическим продолжением статьи «Как научиться самостоятельно летать на самолете в России».

Моя история – это история аэрофоба с 15-летним стажем, которому не только удалось справиться со своим невероятным страхом полётов, но и, ко всему прочему, найти главное хобби жизни: полеты на легкомоторных самолетах.
Как? При помощи необъятного желания это сделать и, конечно, усилиями воли. Это происходило примерно в течение 3-х лет, за которые было испробовано много методов: обычная помощь психолога, помощь узкоспециализированного психолога, постоянная работа над собой, чтобы взять свои страхи под контроль и, наконец… в это сложно поверить, но это ко мне пришло: обучение пилотированию самолета.
Так к чему я это? К тому, что в этой жизни нет ничего невозможного. Все реально, и если очень захотеть и взять себя в руки, вещи, которые страшат нас больше всего на свете, могут стать самыми любимыми и важными. Расскажу, как это было.
Аэрофобия — это самый распространенный вид фобии в мире, только в России насчитывается несколько десятков миллионов аэрофобов. Во время полётов каждый 4-ый пассажир испытывает чувство страха и тревоги, а у каждого 6-ого это чувство очень сильное и, как правило, приходит ещё за несколько дней до предстоящего перелёта. Некоторые отказываются от перелётов вовсе (порядка 6%). Но, несмотря на то, что все аэрофобы считают свой страх уникальным и очень сложным случаем, 98% людей способны избавиться от этой фобии.
Начну с самого «наболевшего» — перелёты в отпуск. Знаете, чем отличается отпуск аэрофоба от отпуска обычного человека? Прежде всего тем, что отпуск обычного человека делится на две приятные части: предвкушение и сам отпуск, а отпуск аэрофоба – на три: мучительное предвкушение полёта и прощание с жизнью, полёт в панической истерике, потом сам отпуск в тревожном ожидании того, что «ещё же обратно лететь». И дальше по кругу. И это не шутки: лично я, например, прощалась с жизнью где-то за три дня до вылета и каждый раз жалела, что завещание написать я не успела, сильно грустила, что со мной случится непоправимое, и я так и не увижу, как вырастет моя маленькая дочь

Как я определила, что у меня фобия?

Я понимала, что это не просто страх или беспокойство. Это было настоящей системой, и каждый полет для меня был невыносимой каторгой. Сейчас опишу признаки, которые наверняка узнают другие аэрофобы, хотя, если честно, мы все считаем, что наш страх уникальный, самый-самый сложный, и ничто в мире нас от него не спасёт.  Все мы, аэрофобы, одинаковые, в общем.
Итак. Во-первых, я не могла отделаться от мысли, что во время полёта всё надо контролировать: от выражения лиц стюардесс до звуков двигателя. А уж самолет «держать» в воздухе упираясь руками во все впередистоящие кресла и расставив ноги пошире, для баланса, как говориться, было вообще моей прямой обязанностью! Позу представляете, да? Вам смешно, а вот мне было совсем не до смеха.
Во-вторых, у меня «это» не проходило, сколько бы ни длился перелёт: кто-то может поволноваться чуть-чуть при взлете, а всю дорогу спокойно спать, но только не аэрофоб. На взлете то нос выше задрали чем нужно, то воздушную яму поймали, и во мне бесконечная предательская мысль, что сейчас всё развалится, крылья отлетят, двигатель загорится: в общем настоящая картина апокалипсиса. А вот посадка, как у всех аэрофобов, вызывала у меня приступ неимоверного экстаза. Ведомая ложной мыслью, что чем мы ближе к земле, тем безопаснее (жутчайший миф, кстати!), я наблюдала за каждым метром снижения, предвкушая посадку — момент своего счастливого спасения из этой смертельно опасной капсулы! Аэрофобы, могу поспорить, сейчас улыбаются. Ваш случай, да?
В-третьих, на лицо были все физические признаки: учащенное сердцебиение, потные ладони рук, частое дыхание, напряжение во всем теле… Иногда, при длительном перелете, постоянное нахождение в таком состоянии доставляло мне настоящие физические муки.

Так что же делать?

Вы кстати в курсе, что 13 числа каждого месяца можно купить авиабилеты дешевле обычной цены?
И тут, бедному измождённому аэрофобу, летящему на высоте 10 тыс. метров, вот уже 8 часов подряд, приходит в голову гениальная мысль! Единственный способ ослабить эти мучения, это… да, да, спиртное. Откровенно говоря, в отпуск я летала исключительно в полупьяном бреду, и на секунду мне казалось, что это выход. Может быть, на тот самый момент, это немного облегчает мучения (расслабляются мышцы, затуманивается мозг). НО главная проблема в том, что алкоголь НЕ избавляет от страха. Ведь, приземлившись наконец в пункте назначения, протрезвев и поняв, что произошло, аэрофоба снова «накрывает» мысль об обратном полете. И да, все по кругу! Да и здоровье жалко, если честно.
Также, среди всего прочего, стоит отметить невероятную способность аэрофоба «рыскать» в поиске разных знаков, которые «точно дают понять», что летать не надо: номера билетов, время вылета, время прилёта, дата вылета и прочее – в принципе всё, что угодно. Сюда в ход идут черные кошки, смотрение в зеркала на удачу и т.д. Знаете, у меня доходило до того, что если за день до полета светило яркое-яркое солнце, то мне казалось, что это знак. Знак, что моя жизнь точно завтра закончится, и сейчас природа дает мне последний шанс насладиться ее красотой. Пишу это сейчас и сама себе не верю. Но это чистая правда! Вы кстати в курсе, что 13 числа каждого месяца можно купить авиабилеты дешевле обычной цены? Догадайтесь – почему!
И, конечно, огромную часть этого массового безумия занимали мои, в то время, сверхспособности мониторить всю прессу на предмет авиакатастроф и прочих характерных происшествий. Такие новости как будто сами меня находили: зрение и слух только под это и были заточены: искать, где что упало, где что отказало и так далее. Это становилось ежедневной привычкой, а ведь кто ищет, тот всегда найдет! Мой, и без того, усталый и запуганный мозг, еще более «накачивался» мыслями, что самолеты падают очень часто и являются смертельно опасным видом транспорта. Этой самонакруткой я занималась регулярно – вот такой эмоциональный мазохизм, честное слово!
Так было львиную долю моей сознательной жизни, пока я не решила, что так жить нельзя и нужно обязательно с этим бороться.

Как я это делала?

1. Помощь психотерапевта

Аэрофобы, надо сказать, люди очень недоверчивые. В связи с этим убедить их найти профильного специалиста в принципе очень сложно. Мы все ждем, что проблема уйдет сама собой (главное, чтобы делать ничего не нужно было, особенно смотреть в глаза своим страхам). А еще лучше, чтобы кто-то «поводил» руками у нас над головой и мы исцелились. Но в жизни так не бывает!
По опыту могу сказать, что найти профильного психолога – нетривиальная задача, их просто очень-очень мало. Поэтому я начала с того, что со своей проблемой обратилась к обычному специалисту. Процесс «лечения» у психотерапевта примерно такой: сначала доктор должен вывести человека «на чистую воду», заставить раскрыться, задавая сложные, иногда провокационные и очень личные вопросы. Пациент шокирован, удивлен, не готов, сомневается, мычит что-то невнятное в ответ. И так может продолжаться очень долго (не один сеанс), пока пациент не «сломается», не начнет раскрываться, доверять и откровенно отвечать на заданные вопросы. И тут начинается настоящий продуктивный диалог. Такая техника дает возможность психологу как бы «открыть» мозг пациента, покопаться в нем, как в поломанном двигателе автомобиля, и найти «поломку». В целом, я так поняла, что это обычная схема работы психолога.
В качестве опыта «покопаться в себе»- бесценно! По части же аэрофобии такая помощь и советы лично мне ничего не дали. Ведь когда нет специализированной базы, это больше звучит как уговоры и воззвание к здравому смыслу, коего у аэрофоба, по части самолетов, «ноль»!
Подытожу: Как личный интересный опыт – да. Дало больше понимания себя. Справиться с аэрофобией — однозначно нет. Тут нужна «тяжелая артиллерия».

2. Узкоспециализированная помощь (та самая тяжелая артиллерия)

В России, пожалуй, у всех на слуху одно имя – Алексей Герваш. Его способ вылечить аэрофобию, на мой взгляд, – это что-то сродни «Лёгкому способу бросить курить»: работает, просто работает, хотя в это поначалу сложно поверить. Но это ФАКТ в 98% случаев. Мой курс, например, длился ровно 1 день. Всего один день и, да, было очень тяжело: приходишь одним человеком, а выходишь уже совсем другим.
У меня было индивидуальное занятие лично с Алексеем (я выпросила, ведь мой случай, помните, уникальный, самый-самый сильный страх, к нему нужен особый подход).
Курс начался рано утром: Герваш рассказывал все, во что аэрофобы не верят: что авиация это безопасно, как летит самолет, что такое аэродинамика и как она держит самолет в воздухе, что чем выше — тем безопаснее (ага, помните, мои страхи выше?), приводил примеры и т.д. Также он очень интересно рассказывал о физиологии страха и объяснял, как на физиологическом уровне его можно контролировать определенными техниками.
Дальше была практика в 3D-зале, где я «летала» в 3-D очках пассажиром в лайнере и делилась своими эмоциональными впечатлениями. Все это время я накапливала знания от Алексея, которые потом мне предстояло использовать на практике.

LH_02

После этого мы сели в машину и направились к симулятору Боинга (всё в точности, как в кокпите (кабине) настоящего Боинга!). Здесь я летела в кабине вторым пилотом. Учитывая, что Алексей не только психолог, но и действующий коммерческий пилот, безопасно перевезший за свою жизнь огромное количество людей, этот опыт бесценен! Мы делали всё, как делают пилоты, вели переговоры на английском, сверяли чек-листы на всех этапах полёта. Этот «аттракцион» очень убеждает в том, насколько в самолете все продумано и безопасно. Тут учтена каждая мелочь, невероятно! И еще нами было разыграно несколько сценариев: простая посадка, крены, полет в условиях жесткой турбулентности, посадка без двигателей. На этом этапе в мозг аэрофоба начинается закрадываться сомнение: «А, может, и правда все так безопасно»?!
И на этой ноте, радостной и боевой, когда голова аэрофоба начинает думать правильно и верить фактам, а не эмоциям, Алексей «берет» нас «тепленькими»!
Едем в аэропорт! Без шуток! Нас ждет настоящий перелет, регулярный рейс Москва – Санкт-Петербург, пассажирами обычного лайнера. Рядом со мной лично Алексей. Во время всего полёта общаемся, активно используем все техники, которым он меня научил, всё проговариваем вместе, боремся с этими страхами, вошедшими за много лет уже в привычку. И да, не все так просто! В голове ведь нет тумблера, который можно просто переключить! Но к своему удивлению, я вдруг поняла, что я лечу, пассажиром, никакого алкоголя, это не смертельно, а  даже интересно и спокойно, вполне.
Прилетаем в Питер. Никакой поблажки, пересаживаемся на рейс и летим обратно!!! К своему удивлению понимаешь, что обратный перелет дается ещё проще. Теперь это как сесть в автобус. Я была изумлена! Я спокойно летела, разговаривала с Лешей (уже на отвлеченные темы! Боже, это просто сказка), думала о том, что я буду делать завтра, послезавтра и в ближайшую неделю. Никаких падений, страшных смертей и завещаний в моей голове уже не было. Я перестроилась!
НО, главное не обольщаться: на этом работа не заканчивается. По прошествии времени страх снова давал о себе знать. И это нормально, так устроены люди, об этом заранее предупреждал Алексей. У нас, как я уже писала, нет тумблеров и кнопок, которые можно включить или выключить. У нас есть только мозг, который можно научить правильно думать, но чтобы сделать это, надо работать над собой очень упорно, держать себя в этом вопросе на «коротком поводке», не отказываться от перелётов в командировки и отпуска, практиковать техники контроля страха, использовать всё, чему учили во время курса, и летать, летать, летать. И главное не сдаваться, ведь тогда умение рационально мыслить войдет в привычку и страх уйдет, навсегда! А высшей мерой награды за все труды будет наслаждение от процесса полета — как у меня сейчас. Однако это приходит со временем, и надо помнить: это большой-большой индивидуальный труд!
Техник борьбы со страхом множество, начиная от «дыхательных», продолжая различными «психологическими играми», так это назовем, и еще обдуманные разговоры с собой с целью настроить себя на рациональный лад и начать «думать правильно». Герваш всему этому меня научил, а также рассказал много интересного, например, как отличить настоящий страх от «надуманного», при котором человеку на самом деле ничего не угрожает. Это к вопросу о беспочвенной эмоциональной истерике, которую обычно испытывает аэрофоб. И получается, что имея такой багаж знаний, подкрепленный практическими упражнениями и постоянной собственной практикой, можно научиться контролировать себя и свою физиологию, думать совершенно иначе, адекватно осознавать вещи и факты и справляться со своей аэрофобией.
Вот так я вылечилась от аэрофобии и считаю тот день по праву началом своей новой жизни.
А теперь немного из того, что не стоит «повторять в домашних условиях».

Мой экзотический способ закрепления результата борьбы с аэрофобией

Все нормальные люди, прошедшие курс лечения аэрофобии, просто летают дальше в отпуск, в командировку и радуются тому, что жить стало намного проще. У таких же как я, понятия доведены до экстрима, жизненный путь перевернут с ног на голову, и, конечно, я поступила иначе. Я бы назвала это «уроки французского». Сразу скажу, что это не для всех, а только для самых отчаянных, пожалуй. И да, не пытайтесь сразу (не обращаясь за спец. помощью заранее) так лечить аэрофобию — дело закончится провалом, уж поверьте!

LH_04

Я начала учиться пилотированию в Подмосковье, в одном из аэроклубов на аэродроме Ватулино. Точнее так: по роду деятельности – я владею небольшим, но очень любимым и  прекрасным бизнесом, у меня свой магазинчик сертификатов на экстремальные приключения. Каждый день я встречаюсь с профессионалами своего дела, невероятными людьми, которые занимаются прекрасными видами спорта, необычными и завораживающими: хоть парашют, хоть прыжок на верёвке, хоть ралли – всё что угодно. И конечно, пилоты! Интереснейшие, отданные своему делу люди, с которыми можно общаться часами! Так, собственно и познакомились.
Поначалу, несмотря на мое избавление от аэрофобии, эта затея была больше похожа на авантюру. Судите сами: одно дело летать в отпуск, спокойно и приятно, другое дело пыхтеть и потеть, чтобы самому научиться летать на самолете, да и еще с таким «багажом» страхов в прошлом. И да, было невероятно сложно!
В обучении есть теоретическая и практическая части. 150 часов теории – это теоретические лекции, семинары и прочее, которые надо прослушать и потом сдать по ним зачеты и экзамены. Теория в написанном виде выглядит так:

Screenshot 2013-12-05 15.24.19

Практика — это 42 часа налета, из которых: после 12-15 часов полетов с инструктором, курсант вылетает самостоятельно. Это считается переломным моментом обучения и настоящим праздником. А еще, считается, что в этот день происходит рождение нового пилота! Ощущения непередаваемые, скажу я вам! Потом ему/ей надо налетать порядка 40 кругов в зоне аэродрома еще самостоятельно. Далее, закрепив это, курсант снова начинает летать с инструктором, но теперь уже по маршруту и готовится к самостоятельному полету на маршрут. После того, как курсанта выпускают на маршрут на другой аэродром и он проделывает их несколько, разных, самостоятельно, закрепив навыки и сдав все нормативы, отработав все ошибки и сдав экзамен, он получает удостоверение пилота-любителя. И всего на это отведено как раз 42 часа.
А теперь моя экс-аэрофобская практика: самостоятельный вылет на 57 часу(!), всего сейчас более 90 часов налета, самостоятельного маршрута пока не было только начинаю летать маршруты с инструктором. Тяжело мне дается это дело! Но я не сдаюсь, ведь качество и безопасность моих полётов это главное!
В общем, за три последних года моей жизни (с 27 до 30 лет) я из закоренелого аэрофоба и вообще большой трусихи  умудрилась стать почти пилотом-любителем (сейчас завершу программу и получу пилотское).
Да, насыщенные были 3 года жизни! И да, ребята, если я кого-то вдохновила своей историей или кто-то захочет ко мне в гости, в Ватулино, всегда рада. Авиация — это невероятная, сказочная вещь, умнейшее изобретение человека; небо — это целый мир, прекрасный и чистый. Приезжайте, покажу не на словах! А найти меня можно в Фейсбуке.