Большая часть античных текстов дописаны переписчиками, а в XVII веке ученый иезуит Ардуин утверждал, что реально существовали только Гомер, Геродот, Цицерон, Плиний, "Сатиры" Горация и "Георгика" Вергилия. Все остальное - блестящие подделки Средневековья.
Современные ученые считают фальсификацией и Гомера: его личность выдумана, а "Илиада" и "Одиссея" — плод коллективного труда. Средние века можно смело назвать золотым веком мистификаторов. Тогда само отношение людей к литературе позволяло плодить блестящие подделки: автор был только проводником божественной воли, поэтому чужие тексты дополняли и переделывали без укоров совести.
Конечно, под таким соусом можно скрыть любую фальсификацию. В Европе был бум литературных находок: отыскивались не только потерянные поэмы Катулла, драмы Софокла, сатиры Ювенала, но и библейские тексты.


Надо отдать должное средневековым литераторам: подделывать они были мастера и обставляли свои шедевры гениально. Рукописям придавался старинный вид, отыскивались они в заброшенных замках, старых монастырях при таинственных обстоятельствах. Многие из таких подделок были разоблачены только через несколько столетий.
Например, итальянцам отлично удавалось фальсифицировать античных авторов, и с появлением в стране печатного станка задача сильно упростилась. В 1498 году Анниус де Витербе опубликовал в Риме сборник произведений Семпрониуса, Катона и многих других, которые он якобы нашел в Мантуе, а на самом деле сам и сочинил.
Монах-францисканец Гевара опубликовал философский роман Марка Аврелия, "найденный" им во Флоренции. Книга пользовалась большим успехом, но позднее анализ текста раскрыл мистификацию. В XVIII веке венецианский поэт Коррадино переиздавал Катулла собственного сочинения.
Во второй половине XVIII века были очень популярны мнимые переводы. В 1764 году появляется первый готический роман "Замок Отранто", якобы перевод итальянской рукописи выдуманного писателя Онофрио Муральто, а на самом деле - ловкая подделка английского писателя Хорэса Уолпола. Кстати, мало кто знает, что настоящим мастером литературной мистификации был Даниэль Дэфо: он написал 500 книг, а под своим именем выпустил только четыре, остальные же приписывались различным придуманным или историческим личностям.
Самой популярной мистификацией были "Песни Оссиана", на них "повелся" даже Пушкин, сам мастер обманывать публику. Стихи были созданы талантливым английским поэтом Джорджем Макферсоном в 1760-63 гг. от лица шотландского барда Оссиана, жившего якобы в III веке. Эта подделка имела фантастический успех у публики, была переведена на множество языков и оставила значительный след в мировой литературе. Несмотря на разоблачение, Макферсон был причислен критиками к важнейшим деятелям шотландского Возрождения.
Однако не все мистификаторы удачно переживали разоблачение. Молодой английский поэт Томас Чаттертон покончил с собой, когда его подделки были раскрыты. Любитель старинных книг, он создал поэмы монаха Томаса Раули, жившего якобы в XV веке: рукописи были сделаны на подлинном пергаменте того времени, написаны на староанглийском языке малопонятным почерком. В итоге, заигравшись, поэт потерял сам себя.
Короче говоря, писателей, желающих розыграть своих современников и литературную критику, всегда было немало. Среди них такие мировые классики, как Проспер Мериме и Уильям Шекспир.
Все мистификаторы были необычайно талантливы не только в литературе, но и в умении вводить в заблуждение большое количество людей. Но публике такая мистификация, как правило, не вредила. Момент разгадки для читателя — еще одно удовольствие от книги: хорошая шутка всегда вызывает восхищение. В дураках, как правило, оставались литературоведы, посвятившие свои труды фальшивым авторам и ловким подделкам.