A+ A- |
25 июня 2014
Мой сын окончил первый класс, и среди всех предметов больше всего времени у него забирало письмо. Все эти крючки-закорючки, буквы и предложения — всё нужно было выводить практически идеально, а его учительница не экономила на красных чернилах. Большинство родителей стонали и спрашивали, зачем так много, ведь в будущем всё равно всё будет печататься на компьютере? Зачем вообще издеваться над детьми и заставлять их выводить идеальные буквы?! На что уважаемая Ю. А. отвечала: «Это мы мелкую моторику развиваем, потом спасибо скажете!» И сейчас я понимаю, что мы действительно скажем ей спасибо, так как все эти упражнения с ручкой не прошли зря.
Недавние исследования показали, что обучение скорописи является очень важным инструментом для когнитивного развития. Особенно это касается обучения мозга функциональной специализации, то есть улучшения связи между полушариями.
В случае с письмом от руки наш мозг тренируется одновременно управлять двигательными функциями и мышлением, то есть мы не просто бездумно выводим завитушки и сердечки, как это бывает во время скучных лекций или долгих телефонных разговоров, а визуализируем наши мысли: из-под нашего пера выходят слова, которые рождаются в нашей голове! Этот процесс значительно отличается от набора текста на компьютере или просто визуальной практики.
Для того, чтобы написать что-то разборчиво, нам приходится прикладывать больше усилий для контроля за нашими пальцами (развитие мелкой моторики). Вы пишете и обращаете внимание на то, что выходит из-под вашей ручки. К тому же, исследования показали, что во время письма от руки в мозге активизируются зоны, которые обычно спят во время набора текста на клавиатуре.
Преимущества письма от руки
В одном из исследований, проведённых в Университете Индианы, учёные провели сканирование мозга пятилетних детей до и после получения инструкций по обучению письму. У детей, которые практиковали письмо от руки, наблюдалась повышенная нейронная активность, похожая на ту, которая происходит в мозге взрослого человека. У детей, которые не практиковали каллиграфию, а просто смотрели на буквы, подобного всплеска нейронной активности не наблюдалось.
«Схемы чтения» мозга, которые обычно активируются в зонах, отвечающих за чтение, начинают работать во время письма от руки, но при этом остаются абсолютно спокойны во время набора текста на клавиатуре. Те же исследования показали, что просто техническое переписывание текста от руки и осмысленное письмо, во время которого вы сами придумываете текст, отличаются друг от друга общей активностью мозга: во втором случае зафиксировано гораздо больше активных зон в обоих полушариях.
Когда вы пишете от руки, даже если это неосмысленное переписывание текста, ваш мозг:
Локализирует каждый взмах пера и связывает его с другими.
Учит и запоминает подходящий размер, наклон и общую форму, а также подробные характеристики каждой буквы.
Развивает навыки категоризации.
Существует целая область исследований, известная как тактильная, которая изучает взаимосвязь прикосновения, движений руки и функций мозга. Практика каллиграфии помогает мозгу интегрировать визуальную и тактильную информацию, а также способствует развитию мелкой моторики. Выгоды для развития функциональности мозга в этом случае можно сравнить с обучением игре на музыкальном инструменте.
Отсюда очень простой вывод: совсем не обязательно заставлять ребёнка выводить идеальные буквы (так вы только отобьёте всё желание), но вы просто обязаны привить ему любовь к письму от руки. И самый простой способ сделать это — помочь завести дневник. И это должен быть не просто дневник, так как такой можно завести и онлайн. Это должно быть что-то гораздо более увлекательное, со сбором «артефактов» из путешествий или памятных дат в виде карт с маршрутами, билетами и фотографиями.
0 коммент.:
Отправить комментарий