A+ A- |
Хеттский храм
Эта история началась в далёком 1906 году. Проводивший раскопки в Малой Азии немецкий археолог Гуго Винклер обнаружил в центре полуострова фундаменты некогда величественных построек. Было сразу понятно: в глубокой древности здесь располагался довольно крупный город. Но какой именно? Великий историк-востоковед попытался прочесть клинопись на найденных им тут же глиняных табличках. Однако уловить смысл написанного не смог, несмотря на то, что умел расшифровывать и ассирийские, и персидские тексты. Для того чтобы понять степень замешательства учёного, представьте себе, что вы открыли книгу на казахском языке. Вроде бы кириллица, но… Буквы известны, а слова?
Позже выяснилось: Винклер случайно наткнулся на развалины города Хаттусас — столицы одного из наиболее могущественных государств Древнего мира. Установить истину помогла дипломатическая переписка трёхтысячелетней давности. Тексты были написаны как на вновь открытом, так и на языках, к тому времени уже освоенных исследователями — вавилонском и египетском. Речь, в частности, шла о договоре, заключённом в 1280 году до нашей эры между фараоном Рамзесом II и неким Хаттусили III, царём хеттов. Туман тайны, казалось бы, стал постепенно рассеиваться. Но главная загадка оставалась. Что это за страна? Кто её населял? И куда, в конечном счёте, подевалась столь незаурядная цивилизация?
Из моря в горы
Занимавшиеся изучением неизвестной клинописи учёные, с удивлением обнаружили, что этот язык относится к индоарийской группе, и его следы можно обнаружить в современной речи многих европейцев. Возьмём, к примеру, русский глагол «есть» — по-немецки он звучит так: «эссен». На хеттском он же произносился как «эццен». Похоже, не так ли? Теперь обратим внимание на слово «вода»: у англичан это «вотер», у немцев – «вассер», у хеттов – «вадар». Подобных совпадений тысячи.
Можно ли считать Анатолийский полуостров родиной этого народа? А если нет, то, простите, откуда он там взялся? Изучая по клинописям его язык и фольклор, исследователи обнаружили, что общая, главная молитва хеттов начиналась словами:
«О, великий Бог, пастырь всех людей!
Ты возносишься из моря в небеса, о, Солнце!»
В открытом Винклером Хаттусасе подобные восклицания никак не отвечали местному пейзажу – город находился в окружении гор. А канонический текст гимна говорил о восходах светила из морской пучины. Нестыковка? Тогда учёные выдвинули предположение о том, что до прихода в Малую Азию хетты жили на берегах либо Каспийского, либо Черного морей. Затем это индоевропейское племя прошло, по-видимому, через Кавказ на высокогорное плато Центральной Анатолии, где, оттеснив немногочисленных аборигенов — хатти, оно и осело, приняв их имя и название страны. Клинопись хетты переняли, по всей вероятности, у ассирийцев, чьи купцы держали здесь свои фактории.
Вначале это было обыкновенное объединение племён. Государство, как таковое, создал царь Хаттусили I (1650—1620 годы до н. э.). Со временем их держава заметно окрепла, уже при следующем правителе, Мурсили I (1620—1590 годы до н. э.), её воины захватили Вавилон и, разграбив, тут же покинули его. Позже упомянутый завоеватель пал жертвой дворцового переворота. Раздоры внутри династии на десятки лет приостановили развитие страны.
Они умели удивить
Едва ли не первыми в Древнем мире хетты овладели секретом обработки железа. Изделия из него ценились выше золота. Цари и вожди соседних племён всеми способами старались заполучить из Анатолии стальные кинжалы. Вначале редкий в бронзовом веке металл добывали из метеоритов. Однако вскоре представители загадочного этноса научились плавить руду.
В религиозной сфере эти люди проявляли чудеса веротерпимости. Поклонялись не только тысяче (!) своих божеств, среди которых господствующее положение занимал громовержец Тишуб-Тарку, но и небесным покровителям других народов. У побежденного Вавилона, к примеру, они заимствовали самого Ваала, в мифе о хеттском боге урожая и плодородия — «исчезающем и вновь возвращающемся» Телепину — отчетливо прослеживаются мотивы египетской легенды об Осирисе. Такой политеизм имел вполне прагматичный характер: если молитву проигнорировал один небожитель, её услышит другой, третий, десятый... Выгодно и удобно. Да что там! Раскопки в восьмидесятых годах XX века показали: хетты изображали своих богов не по отдельности, а… шеренгами!
Одно из святилищ археологи открыли совсем недавно, в 1993 году. Оно мало напоминает культовые сооружения других народов. В этом храме всё было подчинено строгому плану, в котором пространственная геометрия играла ведущую роль.
Интересна история его открытия. В безлюдной степи центральной Анатолии учёные нашли осколок глиняной дощечки с клиновидной надписью. Текст сообщал о жертвах, принесённых жрецами какому-то богу. Геомагнитные исследования местности выявили закрытые грунтом фундаменты плотной, геометрически продуманной городской застройки. Это был город Сарисса, заложенный в XVI веке до н. э. юго-восточнее столицы Хеттского царства. Здесь же был открыт храм, о котором шла речь. Его размер — 50 на 36 метров. Впечатляет?
Война и мир
Благодаря расшифровкам текстов клинописи и сопоставления сказанного в них с данными, полученными из египетских хроник, выяснилось, что эта держава претендовала на роль регионального лидера в Передней Азии и на Ближнем Востоке. В XIV—XIII веках до н. э. хеттским царям удавалось неоднократно наносить поражение армии фараона.
В принципе, к тому времени оба государства враждовали уже давно. Каждое из них стремилось утвердить свою гегемонию над Сирией и Палестиной. Это вполне понятно: именно здесь перекрещивались важнейшие торговые пути, соединявшие Междуречье, Малую Азию, Северную Африку и Аравию. Со времён Тутмоса III (1479—1425 гг. до н. э.) княжества Ханаана находились под протекторатом Египта, лишь периодически попадая в сферу влияния Ассирии. Теперь они попали в поле зрения Хеттской державы.
Царь Суппилулиума I (1380—1340 гг. до н. э.) захватил эти земли. Веком позже Рамзес II (1290—1224 гг. до н. э.) решил взять реванш. В апреле 1288 года до н. э. его войско отправилось в поход. Египтяне шли на Кадеш. Штаб фараона, как и он сам, находился в первом отряде, названном в честь бога Амона (второй, третий и четвёртый носили имена Ра, Птах и Сутех). За ним с отставанием двигались еще три. Приблизившись к городу, Рамзес распорядился сделать привал. Солдатам был необходим отдых: предстояла тяжелая переправа через реку Оронт.
На следующий день на берегу были пойманы двое всадников. Они назвались дезертирами из вражеской армии и сообщили, что царь хеттов Муваталли II (1306—1282 гг. до н. э.) уклонился от встречи с египтянами у Кадеша и повел свое войско на север. Предвкушая легкую победу и не дожидаясь подхода шедших позади отрядов, Рамзес начал переправляться через реку. Он явно спешил. Ещё не все солдаты преодолели реку, как фараон вместе со своими воинами занял позицию у северо-западных стен Кадеша.
Это была военная хитрость. На самом деле хетты стояли с другой стороны крепости. При любом перемещении египтян Муваталли симметрично передвигал и свои отряды, оставаясь невидимым для противника. Рамзес разбил лагерь. В центре поставил свой шатер, из колесниц, доставивших провиант, соорудил круговой барьер. Один из часовых заметил двух лазутчиков. Под пытками они признались, что их армия находится здесь же. Но было уже поздно…
Как раз в это время хетты незаметно перешли реку вброд и атаковали второй отряд фараона, еще не полностью переправившийся через Оронт. Часть египтян добежала до ставки, но за ними мчались вражеские колесницы. Первый натиск удалось отразить. Однако затем лагерь Рамзеса был окружён. Возникла паника. Но одарённый полководческим талантом молодой фараон решил не сдаваться. Пробиваясь сквозь плотное кольцо, он оттеснил часть воинов противника в реку…
Царь Муваталли во главе восьмитысячного войска пехотинцев стоял на другом берегу и наблюдал за ходом битвы. Ему казалось, что победа неминуема. Ещё бы! Колесницы уже пробились к центру египетского лагеря. И тут случилось непредвиденное: хеттские воины, ослеплённые роскошью шатра Рамзеса и богатством палаток его свиты, не удержались от грабежа! В это время со стороны моря подошёл небольшой, но прекрасно вооружённый отряд фараона. Получившему подкрепление Рамзесу удалось несколько раз успешно атаковать неприятеля. Вечером к месту сражения прибыла третья часть египетского войска. Хетты вынуждены были укрыться в городе. В итоге — боевая ничья. Рамзес так и не взял Кадеш, но и Муваталли не удалось прогнать оттуда армию фараона.
Война затянулась. Пятнадцать лет шли бои на равнинах Сирии и Палестины. Хеттское государство попало в достаточно щекотливое положение: с севера на него нападали дикие племена горцев, с востока — Ассирия.
В 1280 году до н. э. царь Хаттусили III направил в Египет серебряную пластину, на которой были выгравированы 18 параграфов мирного договора. Имеет смысл подчеркнуть: речь идёт о первом в истории человечества дипломатическом документе такого рода. В нём говорилось: стороны клянутся друг другу в верности, обещают оказывать взаимную помощь в войнах против других государств, выдавать перебежчиков и никогда не воевать между собой. Трудно переоценить значение этого события. Скажем лишь, что договор между хеттами и египтянами заложил фундамент современных международных отношений.
Дипломатия и в те времена, и позже подкрепляла свои соглашения брачными союзами. Рамзес II Великий взял в жены сразу двух хеттских царевен, дочерей Хаттусили III. Впрочем, долгосрочным этот союз, увы, не стал.
Первые в истории
В 1978 году немецкие археологи нашли остатки царского дворца в Хаттусасе. Фундаменты помогли восстановить общий план постройки. Размеры помещений поразили воображение: ни один королевский дом Европы не мог похвастаться замком со столь внушительными апартаментами!
Там же была найдена богатейшая библиотека – десятки тысяч глиняных табличек. Многие написаны на вавилонском языке, но большинство – всё-таки на хеттском. Среди них много дарственных свидетельств. Например, царь Арнуванда II (1334—1333 гг. до н. э.) отдает своим приближенным в собственность земли и в рабов, захваченных в походах. Найдена целая книга с описанием походов Суппилулиума II (1205—1178 гг. до н. э.). Из неё видно: правитель был прекрасным полководцем, но с побеждёнными обращался в духе своего времени. Вот одно из описаний деяний этого царя: «…Акия, царя Арахати и их воинов во всей совокупности, вместе с их имуществом, я взял в плен и в страну хеттов увел. Город Катана, вместе с его добром и имуществом, в страну Хатти я увел. Когда я в страну Нухашши пошел походом, я завладел всем ее имуществом. Царь был убит, его мать, его братьев, его сыновей я пленил и увел в страну хеттов. Царя Кадеша, вместе с его сыном и его воинами, его братьями, вместе с его имуществом я пленил и в страну хеттов я увел...».
Государственное устройство этой могучей империи весьма необычно. Все важнейшие решения принимались лишь после утверждения их царским советом. Даже объявление войны. Данные полномочия определялись своеобразной «конституцией», составленной и принятой… в XVI веке до н. э.! В упомянутый орган власти, конечно, входили родственники венценосного правителя, придворные, высшие чиновники, военачальники и старшие телохранители. Ни о какой выборности или пропорциональном представительстве, разумеется, и речи не было. Но всё же… Глава государства не имел права казнить члена совета, даже тот не подчинялся его воле!
При этом Хеттскую державу отличал очень высокий уровень централизации власти. Самые незначительные перемены в жизни какой-либо провинции обязаны были получить одобрение столицы. Клинописные таблички рассказывают о том, что на окраинах империи довольно регулярно случались восстания. Поэтому каждый новый правитель был вынужден как бы заново обустраивать страну, действуя в одних случаях силой, а в других – подачками: землей, рабами, должностями. Коррупция, увы, процветала. Многочисленные сыновья царя после его смерти всеми способами старались захватить трон, хотя закон предписывал сажать на престол только первенца. Как и везде в Древнем мире, ведущую роль в дворцовых распрях играли жёны, наложницы и матери венценосных властителей.
Междоусобицы, длившиеся столетиями, в конце концов, ослабили страну. Когда в 1190 году до н. э. на царство хеттов напали орды так называемых «народов моря», империя тут же приказала долго жить. Она распалась на множество осколков. На протяжении последующих 400 лет эти карликовые государства влачили жалкое существование, то вступая во всевозможные союзы и коалиции, то воюя друг с другом. В IX—VIII вв. до н. э. основную их массу поглотила Ассирия. Остальное «переварил» Вавилон.
Вместо эпилога
Относительно недавно в районе так называемой Черной горы экспедиция откопала хеттскую крепость. В северной её части обнаружили пару сфинксов. За ними — фигуры двух львов. Сами стены бастиона украшали рельефные изображения животных.
На внутренней площади укрепления когда-то возвышалась гигантское изваяние всесильного Громовержца — верховного покровителя погибшей цивилизации. Теперь оно лежало на площади. Надпись на стене была сделана на старофиникийском языке. Она гласила: «Я, Азативата, царь хеттов, построил эту крепость и дал ей название Азативатайя. И поставил в ней бога погоды». Археологи точно датировали время постройки: VIII век до нашей эры.
Спустя четыре столетия после гибели империи в надписи на стене некий правитель описывал свою страну, как протянувшуюся «от восхода до захода Солнца»! Установить истинные размеры его владений, увы, невозможно. До сих пор не найдена и упомянутая им столица — Пари. Многого о временах Азативаты узнать тоже не удалось: собственно хеттские письмена большей частью осыпались. Что означает эта находка? Можно ли предположить, что могучая держава Хатти, на самом деле, просуществовала гораздо дольше, чем было принято считать? Или речь в данном случае идёт лишь об амбициях правителя мелкого княжества, заявившего о своих претензиях на возрождение великого государства?
0 коммент.:
Отправить комментарий