четверг, 27 ноября 2014 г.

Ядерная рулетка

A+ A-

Ядерная рулетка

Уникальные воспоминания питерских подводников о Карибском кризисе
20 марта 2013 в 13:00




19 марта в Петербурге отмечали День моряка-подводника. Праздник прошел тихо и даже как-то незаметно. И это несмотря на то, что подводники не раз спасали страну. А в октябре 1962 года от них зависело и будущее мира. Тогда все внимание было приковано к Кубе, где разгоралось противостояние между СССР и США. И оно вполне могло закончиться ядерной войной. Картину тех событий историки восстанавливают до сих пор. Подводники-ветераны, ныне живущие в Петербурге, рассказали нашей газете, как удержали мир от ядерной войны. 
Ядерная рулетка
Личное право на атомный удар
1 октября 1962 года. 4 утра. Из Кольского залива с интервалом в 30 минут вышли четыре дизельные подлодки (Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130). О том, куда они пойдут, команде никто не сообщил.
— Строгая секретность была во всем, — рассказывает участник тех событий, бывший командир рулевой группы лодки Б-59 Виктор Михайлов. — Еще до отправления лодки перебазировали в Сайда Губу (поселок на побережье Баренцева моря. — Ред.). Там сделали отдельный причал, огородили все вокруг колючей проволокой и ввели строгий пропускной режим. Незадолго до отправления мы получили карты всего Мирового океана. Это означало, что направить нас могут в любую точку.
Но и это еще не все странности того похода. На каждой подводной лодке было по 22 торпеды, и одна из них с ядерной боеголовкой. Впервые в истории СССР атомное оружие оказалось на борту подлодок. Даже много чего повидавшие командиры были в недоумении.
— Мы никогда не пользовались атомным оружием, не испытывали его. Мы даже не знали, в каких случаях его следует применять, — рассказывает бывший командир подводной лодки Б-4, капитан 1-го ранга в отставке Рюрик Кетов.



— И поэтому, естественно, возник вопрос: а зачем нам вообще ядерные торпеды? Но никто из начальства не хотел отвечать. По-моему, все боялись брать на себя ответственность в этом вопросе. Только начальник штаба флота адмирал Рассохо не выдержал и сказал: «Ладно, ребята, записывайте. Спецоружие следует применять, если вас будут бомбить и вы получите дырку в корпусе, и по специальному приказу из Москвы. Все!» Получается, в первый и последний раз за всю историю нашего флота командир корабля имел право самостоятельно использовать атомное оружие! Кстати, за ядерную торпеду на лодке отвечал специальный человек — капитан-лейтенант. Он не отходил от этой торпеды ни на шаг, буквально спал с ней в обнимку.
Только после выхода из Кольского залива командиры подводных лодок вскрыли запечатанные сургучом пакеты с грифом «Совершенно секретно» и наконец-то узнали, что лодки направляются на Кубу, в порт Мариэль.

Еж в американских штанах

А началось все в 1961 году, когда США разместили в Турции 15 ракет с ядерными боеголовками. Они могли долететь до Москвы примерно за 10 минут. Притом, что нашим ракетам потребовалось бы 30–35 минут, чтобы долететь до Америки. Никита Хрущев узнал об этом совершенно случайно во время своего визита в Болгарию в мае 1962 года. Чтобы восстановить равновесие, он предложил разместить советское ядерное оружие прямо под носом у американцев — на Кубе. «Запустить американцам ежа в штаны» — так выразился тогда Хрущев.
— Операция называлась «Анадырь», — рассказывает бывший штурман подводной лодки Б-36, контр-адмирал в отставке Владлен Наумов. — Она заключалась в том, чтобы тайно перевести на Кубу войска, торпедные катера, ракеты, танки, самолеты. Чтобы запутать американцев, войска перевозили вместе с тулупами, дубленкам и лыжами. Уже на Кубе наши ребята сдавали лыжи и получали тропическую форму. И американцы долго ничего не подозревали.
Только 4 октября 1962 года США обнаружили на Кубе советские ракеты средней дальности. В то время на «остров свободы» уже прибыли около 25 тысяч наших военнослужащих (всего собирались перевезти примерно 40 тысяч человек), торпедные катера и самолеты. В пути были и четыре дизельные подводные лодки. Предполагалось, что они станут частью пятого Военно-Морского Флота СССР, базирующегося на Кубе.
— Джону Кеннеди предлагали уничтожить наши ракеты точечными ударами, — говорит Владлен Наумов. — Но он боялся, что часть советских ракет уцелеет и тут же полетит на Вашингтон. Советники сообщили президенту, что в предполагаемой ядерной войне, скорее всего, победит США, но четверть всей промышленности страны будет уничтожена, и погибнут около 30 миллионов американцев. «Мне такая победа не нужна!» — категорично ответил Кеннеди.


И тогда американцы начали блокаду Кубы. Территорию примерно в 1000 километров вокруг берегов острова они объявили карантинной зоной, куда не пускали никакие корабли (кстати, согласно международному праву блокада является актом войны).
— Хрущев в ответ заявил, что если американцы будут останавливать советские судна и обыскивать их, то он отдаст приказ нашим подлодкам топить военные корабли противника, — рассказывает бывший командир группы ОСНАЗ подводной лодки Б-36, капитан 1-го ранга в отставке Радомир Аникин. — Так американцы поняли, что в районе Кубы есть советские подводные лодки. И они бросили все силы, чтобы отыскать их.
На поиски четырех наших подлодок вышел целый флот — три авианосца (на борту каждого было по 50 самолетов и вертолетов), 180 кораблей сопровождения и почти 200 самолетов базовой патрульной авиации. Мир со страхом ожидал начала ядерной войны… Простые американцы, которые жили на побережье США, собирали вещи и в панике уезжали вглубь страны. И только на четырех советских подводных лодках толком ничего не знали об этих событиях: во время регулярных сеансов радиосвязи Москва и словом не обмолвилась о том, какие страсти разгораются вокруг Кубы.
Кошки-мышки в Саргассовом море
Только первые пять-семь дней пути были для четырех наших подлодок относительно спокойными. Проблемы начались в Саргассовом море.
— Все небо было закрыто самолетами, — рассказывает Радомир Аникин. — Американцы тогда получили новые самолеты «Орион». В воздухе они могли находиться чуть ли не сутки. За несколько дней я обнаружил около 200 американских самолетов. И мы, кстати, успешно скрывались от них почти на всем нашем пути. Как? Смотрите, лодка находится под водой, а наверху виднеется лишь воздухозаборник. На поверхности остается что-то вроде маленькой лодочки длиной примерно пять метров. Противнику трудно ее обнаружить. А мы из-под воды можем все видеть и вести радиотехническую разведку.
Вот летит самолет, мы его обнаруживаем с помощью радиолокатора и высчитываем, когда он будет в нашей точке. После этого погружаемся. Когда он пролетает мимо, мы опять всплываем.
Но не все так просто. Саргассово море патрулировали еще и американские корабли. Скрыться от них было крайне сложно. Особенно если учесть, что дизельная подводная лодка должна регулярно всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторной батареи. Под водой она могла оставаться максимум около 5 суток. Стоило нашим лодкам всплыть, как рядом тут же оказывались американцы. Так и не зарядив до конца аккумуляторную батарею, не провентилировав лодку, подводникам вновь приходилось уходить на глубину. Около месяца продолжалась эта игра в «кошки-мышки».
От мучений спасал только спирт
Ситуацию усугубляло еще и то, что наши «северные» дизельные подводные лодки совершенно не подходили для южных широт. У них просто не было системы кондиционирования. А ведь на глубине 200 метров температура воды в Саргассовом море была около 30 градусов! К тому же, если лодка не поднималась на поверхность больше 6 часов, команда уже ощущала недостаток кислорода.
— Самым прохладным был 1-й отсек, где находились торпеды, — рассказывает Владлен Наумов. — Там столбик термометра поднимался до отметки 40 градусов тепла. Как сейчас помню: ложишься на торпеду, а она кажется такой холодной! Некоторые члены экипажа прямо спали на них. В электромоторном и аккумуляторных отсеках было куда жарче — порядка 65–70 градусов. И это при высочайшей влажности, повышенном содержании углекислого газа в воздухе и вредных испарений от топлива, масла. Люди несли вахту по 20 минут. Потом они падали в обморок, их уносили в более прохладное место. Когда они приходили в себя, то тут же возвращались обратно.
Любая одежда приносила лишние мучения. Поэтому вскоре подводники ходили только в трусах и в тапках с обрезанными задниками (пройтись по палубе отсеков босиком было невозможно: ноги обжигало). Через плечо — полотенце, чтобы стирать пот с тела. Но и оно не очень-то и помогало. Пот все равно лился градом.
— Принимать регулярно душ на дизельных подлодках практически невозможно, — говорит Владлен Наумов. — Мыться мы могли только морской водой. Для нее изобретено специальное мыло. Не знаю, может, для северных морей оно и подходит, но в Саргассовом это было не мыло, а какое-то мучение. Оно размазывалось по телу белой массой и толком не смывалось. Мы его потом просто соскабливали. В последний раз я нормально помылся, когда мы еще только вышли в субтропики. Во время моей ночной вахты пошел ливень: я взял мочалку и с удовольствием принял душ прямо на мостике.
Из-за постоянной жары и невозможности принять душ настоящей бедой подводников стала потница. Причем протекала она в самой тяжелой форме. Все тело было покрыто гнойными прыщами величиной с зерно просо. У некоторых подводников отекли ноги и стали в два раза толще обычного.
— Пресная вода на корабле была дефицитом, — вспоминает Владлен Наумов. — Нам выдавали один-два стакана чая в день. Однажды я залпом выпил кружку холодной водички. А через несколько секунд почувствовал, как у меня буквально шевелится вся кожа. Смотрю, по всему телу под тонким, почти прозрачным слоем кожи появились светлые мелкие пузырики воды. Я провел по ним полотенцем, и оно в ту же секунду намокло. На этом все и закончилось: я остался таким же разгоряченным, потным и так же снова хотел пить. В туалет мы неделю не ходили вообще. Все через пот выходило. Да и есть было крайне тяжело: во рту сухо, ничего не лезет. Мы смачивали вином рот, а потом что-то туда засовывали. Вот и вся трапеза…
Спасались только спиртом. Каждый день начальник медицинской службы вместе с вестовым матросом разносил подводникам салфетки, пропитанные 70-градусным раствором спирта. Люди протирали им измученную кожу, и на некоторое время становилось чуть легче. А некоторые подводники даже мастерили себе вентиляторы. К запасным моторчикам они присоединяли крышки от консервных банок. Поделку ласково называли «ушастиком».
— Знаете, на дизельной подводной лодке нет ни крыс, ни тараканов. Выжить там может только человек… — признается Радомир Аникин. — Конечно, нам было очень тяжело. Но ни один человек не ныл, не стонал. Только в беспамятстве кто-то мог что-то пробормотать. Может быть, это звучит сейчас высокопарно, но мы чувствовали тогда ответственность за свою Родину. И это нас поддерживало.
Пять минут до конца света
В таких нечеловеческих условиях экипажи четырех подлодок еще находили в себе силы скрываться от американского флота. И это притом, что аккумуляторные батареи были практически разряжены, почти все электроприборы отключены и несколько дней не работал камбуз. Первой 25 октября 1962 года пришлось всплыть лодке Б-130. А через два дня на поверхность поднялась и Б-59. Ее встретили авианосец «Рэндольф» и 11 эсминцев и фрегатов.
— С подлодкой Б-59 американцы вели себя очень нагло, — рассказывает Радомир Аникин. — Они обстреливали ее, сбрасывали рядом глубинные бомбы, самолеты противолодочной авиации имитировали боевые заходы.
Тогда от ядерной войны мир отделяло несколько минут.
— Мы подняли наш военно-морской флаг, — вспоминает Виктор Михайлов, командир рулевой группы лодки Б-59. — Несколько раз дали сигнал: «Прекратите провокационные действия! Корабль принадлежит СССР и находится в нейтральных водах!» Вместо ответа продолжалась стрельба, а самолеты штурмовой авиации давали залпы по курсу и вдоль бортов лодки. Никто из нас не понимал, началась война или еще нет.
Командир Б-59 Виталий Савицкий хотел уже отдать приказ на пуск торпед по американским кораблям… Мир спас случай.
— Уже была дана команда на срочное погружение, — говорит Радомир Аникин. — Наверху в этот момент оставались только матрос-сигнальщик, начальник штаба дивизии Василий Архипов и командир. Первым в лодку спускался сигнальщик с прожектором. И так получилось, что он застрял в люке. Командир не мог попасть внутрь, пока сигнальщика не втащили. И как раз в этот момент американцы прекратили обстрел и начали вызывать лодку прожектором. Начальник штаба это увидел и крикнул: «Командир, стой! Они нас вызывают, значит, не война! Отмени приказ!» Если бы сигнальщик не застрял, я не знаю, что было бы с миром... Кстати, американский командующий потом благодарил наших подводников за то, что они не применили ядерное оружие…
«Парень по фамилии Архипов спас мир», — говорили тогда в Америке. А в 2003 году Василию Архипову за стойкость и мужество посмертно вручили национальную премию Италии «Ангелы нашего времени»…

— На лодке Б-59 ходил мой друг, — рассказывает Радомир Аникин. — Он вспоминал, что после прекращения огня американцы включили музыку на полную громкость, стали смеяться, танцевать. А с нашей лодкой Б-36 они вели себя очень корректно. Когда мы поднялись на поверхность, нас встретил только один миноносец. Оттуда нам послали сигнал: «Что случилось? Нуждаетесь ли вы в помощи?» Мы ничего не ответили.
Живыми не ждали
Американцы не смогли заставить подняться на поверхность только одну подводную лодку Б-4. Впрочем, и остальные наши лодки недолго оставались под носом у американцев. Зарядив аккумуляторные батареи, провентилировав отсеки, они тут же погружались на глубину. Больше корабли США поднять их на поверхность не смогли.
А 28 октября СССР и США наконец-то пришли к соглашению: Хрущев согласился демонтировать кубинские ракеты при условии, что американцы никогда больше не будут вторгаться на Кубу, а заодно уберут свои ракеты из Турции. Кеннеди с радостью принял это предложение.
Четыре подводные лодки, от которых зависело будущее мира, прибыли на базу в Кольскй залив только в декабре. Теплой встречи не получилось… «А мы вас живыми и не ждали», — откровенно сказал тогда начальник Политуправления Северного флота вице-адмирал Федор Сизов.
В январе 1963 года командиров лодок Б-4, Б-36 и Б-130 вызвали в Министерство обороны. Заседание вел первый заместитель Министерства обороны СССР Андрей Гречко.
— На военном совете страны наши руководители никак не могли понять, почему мы не могли оторваться от американцев, — вспоминает бывший командир Б-4 Рюрик Кетов. — Гречко сказал тогда: «Никита Сергеевич (Хрущев. — Ред.) поручил мне разобраться с этим грязным делом! Безобразие! Опозорили Россию!» Мы долго объясняли, что дизельные подводные лодки просто обязаны всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторных батарей. И в этот момент обнаружить их проще простого. «Какие батареи? Какая зарядка?» — кричали генералы. Оказалось, высшее военное руководство страны искренне полагало, что отправило на Кубу не дизельные, а новые атомные подлодки…
— Гречко спрашивал: «Почему вы не забросали вражеские корабли гранатами?», — рассказывает Виктор Михайлов. — Какие гранаты? У нас их не было! Основное предназначение дизельной подводной лодки — топить корабли противника.
Заседание закончилось… Командирам никто не сказал даже простого «спасибо».
— Наградили ли нас? О Господи… Да нас только ругали за нашу якобы нерасторопность, неправильность, — с сожалением говорит Рюрик Кетов. — Ну что об этом вспоминать… Слава богу, живы тогда остались…

http://spb.mk.ru/




День моряка-подводника! Слушать в отсеках! (видео)







i_sivak
  Дата для проведения «Дня моряка-подводника» была выбрана в связи с событием, произошедшим 19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, когда по указу императора Российской империи Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки, а в состав Российского флота включены 20 подводных лодок: «Дельфин», «Форель», а также построенные к тому времени субмарины типов «Касатка», «Сом» и «Осётр». 

   Песня "Слушать в отсеках!" была посвящена  походу советских дизельных подводных лодок Северного флота к берегам США во время Карибского кризиса:
http://www.prezidentpress.ru/news/prezident/2044-karibskiy-krizis-za-pyat-minut-do-yadernoy-ataki.html 
   "С 22 октября была осуществлена морская блокада острова. Для ее осуществления и поиска наших подводных лодок ВМС США задействовали свыше 200 боевых надводных кораблей, до 200 самолетов базовой патрульной авиации, 4 авианосные поисковые ударные группы с 50-60 самолетами на борту и кораблями охранения, с задачей поиска, обнаружения и уничтожения наших подводных лодок с началом боевых действий.
  Таким образом, против четырех советских дизельных ПЛ американские ВМС сосредоточили силы в сотни раз превосходящие наши по боевым возможностям."
http://www.rg.ru/Anons/arc_2002/1018/1.shtm 
"И только подводная лодка Б-4, которой командовал капитан 1 ранга Рюрик Кетов, поставила мировой рекорд неуловимости для дизельных субмарин. За полтора месяца "королевской охоты" его так и не смогли "поднять". Имя этого уникального подводника по идее должно быть известно каждому курсанту-моряку."




Благодарю Олега Зяблова  meloman_klio  за ещё один ролик к альбому "Нехолодная война 1945-1991"
И всех причастных - С праздником!

http://i-sivak.livejournal.com/



Василий Архипов. Человек который спас весь мир !

Дата: 25-01-2013

Карибский кризис 1962 года -самый опасный период “холодной войны” между СССР и США. И именно в это время хладнокровие и выдержка капитана 2-го ранга Василия Архипова предотвратили ядерную катастрофу…
Документальная драма, созданная совместно телекомпаниями Bedlam Production (Великобритания) и Первый канал рассказывает об этом.
В период кризиса у берегов Кубы находился отряд из четырех советских подводных лодок, вооруженных торпедами с ядерными боеголовками. Американские военные корабли и авиация патрулировали район Атлантического океана у кубинских берегов, чтобы обнаружить подводные лодки вероятного противника. Советские субмарины были вынуждены уйти глубоко под воду. Чтобы заставить их подняться на поверхность, американцы стали сбрасывать в воду взрывные патроны, о чем информировали Москву.
Москва в тот момент не имела связи со своими подлодками. И они не знали, что на их борту имелось ядерное оружие. Советские моряки черпали информацию о происходящем в мире, основываясь лишь на том, что могли наблюдать сами. А они видели, что “обложены” американским флотом, что их обстреливают при каждом всплытии на поверхность и забрасывают взрывными патронами при каждом погружении… Приказ о применении советскими подлодками ядерного оружия командир каждой субмарины мог отдать без согласования с центром. В крайнем случае! Для этого необходимо было согласованное решение трёх человек.
На подводной лодке Б-59 этими людьми были командир лодки Валентин Савицкий, замкомандира по политической части Иван Масленников и начальник штаба бригады ПЛ, капитан 2-го ранга Василий Архипов. Москва 2 недели не выходила на связь с командирами подводных лодок, чтобы не навести на их след американские корабли, поэтому они ничего не знали о том, как развивается Карибский кризис.
Валентин Савицкий, услышав, как ему казалось, звук взрывающихся по всему периметру лодки бомб, решил, что война уже началась, Он принимает решение о пуске торпеды с ядерной боеголовкой, прекрасно понимая, что это означает гибель для него и всей его команды: “Мы их взорвем, все погибнем, но потопим все их корабли”.
Однако Василий Архипов, как старший офицер на борту лодки, проявив недюжинную выдержку и хладнокровие, не позволил ему это сделать.
Долгие годы подробности похода советских подводных лодок к берегам США держались в секрете. Об этом случае рассказали лишь в 2002 году, во время конференции в Гаване, посвященной 40-летию Карибского кризиса. Бывший министр обороны США Макнамара, основываясь на рассекреченных американских документах, признал, что начало ядерной войны было гораздо ближе, чем многие предполагали.
Томас Блэнтон, директор Национального архива безопасности, пояснил, что имел в виду Макнамара:
“Человек по имени Василий Архипов спас мир на Земле”.
Василий Архипов, ушедший в отставку в звании вице-адмирала, скончался в 1999 году.
В 2003 посмертно был удостоен Национальной премии Италии — премии Ротонди «Ангелы нашего времени» за стойкость, мужество, выдержку, проявленные в экстремальных условиях. В январе 2005 эта награда была вручена его вдове.
По материалам: http://voenhronika.ru 


http://moimir.org/vasilij-arxipov-chelovek-kotoryj-spas-ves-mir

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger