Рождество – светлый праздник, и на Руси его всегда ждали с нетерпением, а отмечали широко и весело. В череде традиционных гуляний, катаний и гаданий русский народ не забывал и о застолье. А как же? Ведь предшествовал Рождеству пост. Пусть не самый строгий, с разрешением иногда есть и рыбу, но все-таки – пост.
Специального рождественского рыбного блюда у нас не делали, это на пасхальном столе без рыбы не обойтись, а на рождественском главное – мясо. Резали к Рождеству скотину, солили окорока, коптили ветчину, начиняли колбасы, свиные головы и желудки. Колядовали – ходили в предрождественскую ночь по улицам и пели: «Кишку да ножку подайте в окошко!»
Не жалели мяса и на щи. После постных рыбных, с осетровой головизной или снетками, разговлялись богатыми щами – с разварной бараниной или говядиной, забеляя их сметаной, молоком или сливками.
Но начиналось разговение совсем не с мяса – в
Сочельник, канун Рождества, с первой звездой надо было отведать
сочива (оно же –
коливо, или кутья). А уж потом, после заутрени – поднять рюмочку под
жареного гуся или
свиную голову. Пришло-прикатило
Рождество Христово! Веселись, ребятки, – наступили Святки!
В некоторых губерниях на Рождество пекли особые
блины – из овсяной муки. Ими одаривали знакомых, приглашали на блины-овсяники родню. Овес вообще считался одним из символов рождественских празднований. Васильев вечер, канун Нового года по-старому стилю, назывался еще и Овсенем.
К овсяным блинам великолепно подходит особое блюдо –
пряженина. В Белоруссии оно называется
мачанкой, от слова «макать» – макают в густую мясную подливу не только блины, но и традиционные белорусские
драники, отварную картошку, просто свежеиспеченный хлеб.
На сладкое в северных русских губерниях пекли
козули. Замысловатые, в виде коров, овечек, козочек, оленей. Их в каждом доме хозяйки вместе с детьми лепили руками, передавая традиции от поколения к поколению. Иногда использовались жестяные выемки, их нетрудно сделать и самому из простой полоски жести. Подойдут и детские формочки для забав с песком – просто изнутри их нужно смазать маслом. Варианты теста для козуль – самые разные, от простого пресного ржаного до пряничного – на сливочном масле и яичных желтках. На Новгородчине свой вариант – объемные «коровки» из пресного теста, замешенного на молоке. Необязательно в виде коровки, кстати. Даже птички из такого теста, вылепленные и выпеченные на Рождество, назывались коровками.
Согревались в Рождество
сбитнем. Детям предлагали безалкогольный вариант, взрослым – крепкий, с пивом, бренди, водкой или вином.
Рождественский стол в любом русском доме выглядел по-особому празднично. Часто он оставался накрытым на все время Святок (12 дней от Рождества до Богоявления), и самые разнообразные угощения не убирались с него – в ожидании незваного, но всегда желанного гостя или колядующих. Под самые нарядные скатерти принято было класть пучок соломы – как напоминание о рождении младенца Христа в хлеву у Вифлеема. В некоторых русских областях такой обычай сохранился до сих пор...
0 коммент.:
Отправить комментарий