A+ A- |
Передел Антарктики: борьба за идиллию
Тема "замороженных" территориальных претензий на Белый континент как последнюю нетронутую сырьевую базу планеты принимает новые формы, а это — прямой вызов России как стране-первооткрывателю, которая может претендовать на весь континент.
Антарктида не пустая. Здесь - городочек за городочком: уругвайская база, российская, чилийская... Здесь очень насыщенная, международная жизнь. Вот мелькнет самолет ВВС Бразилии. Но откуда Бразилия в полярных широтах?!
Российский триколор — над старейшей здесь нашей станцией "Беллинсгаузен". Но кроме поднятого здесь флага телеканала "Россия" еще на мачтах — стяги станций-соседей: Аргентины, Уругвая и, конечно, Чили. Не на всякой Зимней олимпиаде увидишь такой набор. Но и это еще не все. С 1968 года, когда здесь появилась тогда еще советская станция "Беллинсгаузен", изменилось многое.
Думаете, что по соседству с российской станцией "Беллинсгаузен" находится чилийская база? Чилийцы подчеркивают: это не база, а вполне официальный населенный пункт Лас-Эстрельяс. Население — 64 человек.
Самый центр чилийского Лас-Эстрельяc в Антарктиде — красный павильончик — почта. Есть отделение банка, школа, госпиталь. А еще с соседями-аргентинцами идет негласное соревнование, кто привезет сюда больше офицеров с беременными женами и, соответственно, чьих граждан больше появится на антарктической земле. Правда, чилийцы утверждают, что статистика рождаемости в Антарктике — чистая условность. "Здесь столько латиноамериканцев, что у нас ощущение, что мы дома. Но это Антарктика — территория всех", — говорит начальник антарктической станции "Эдуардо Фрей" (Чили) Родриго Себальос Кинтерос.
- Все мы теперь читаем Wikipedia. Там, когда речь заходит об Антарктике, в числе первых упоминается тема соперничества, которое здесь есть у чилийцев и аргентинцев: кто больше привезет сюда офицеров с беременными женами, чтобы у каждой страны было побольше рожденных здесь граждан. Это правда?
- Никакого соперничества нет. У каждой страны — своя история. Как Чили, так и Аргентина получили возможность произвести здесь на свет младенцев. Но чтобы речь шла о каком-то соперничестве, нет, — отметил Родриго Себальос Кинтерос.
Если послушать полярников-уругвайцев, которые здесь просто работают, не претендуя на какой-то сектор, то на Антарктиде — просто идиллия. "Я могу свидетельствовать, что антарктическое сообщество, антарктическая семья — это что-то особенное. Скоро мы, уругвайцы, будем отмечать 30-летие нашей антарктической базы "Артигас". И все увидят, как приятно проведут у нас этот день и начальник аргентинской баз, и чилийские командиры", — признался один уругвайских полярников.
Но почему же тогда стоило россиянам возвести здесь православную церковь Святой Троицы, как чилийцы немедленно преобразовали в зримую католическую часовню свою былую молельную комнату?
В 1821 году остров Кинг Джордж (Ватерлоо) обследовала экспедиция россиян Беллинсгаузена и Лазарева. Они дали острову название Ватерлоо, а еще отрыли рядом Антарктиду — шестой континент. Но конкретно этот остров в Антарктике открыт англичанами еще в 1819 году, и на этом строятся целые теории, что, мол, ценнее открытие не континента, а части свете, не Антарктида, а Антарктика.
Согласно еще одному взгляду, первым ребенком, рожденным на Крайнем Юге, является ни чилиец и не аргентинец. В 1913 году в фактории китобоев на острове Южная Георгия в семье британского подданного родилась девочка. Остров и сегодня подконтролен Британии, но на него претендует и Аргентина, как и на Фолкленды (Мальвины). Дальше, к Западу — Магелланов пролив и Огненная земля. Она поделена между Аргентиной и Чили. И вот от этих своих крайних земель, которые расположены севернее 60-й параллели, за которой начинает действовать международный Антарктический договор, они и ведут линии вниз до Южного географического полюса. И вот уже и континент Антарктида, нарезан на секторы. Так поступают и многие другие.
Чилийский берег Магелланова пролива. Здешние камни помнят легендарного Магеллана. Но то было в XVI веке. А вот потом... Берег пролива Магеллана — это невольный склад, музей артефактов, оставшихся от тех времен, когда до открытия Панамского канала именно здесь проходил главный мировой маршрут из Атлантики в Тихий океан и обратно. В эту эпоху на Крайнем Юге впервые обнаружились приметы того, какой здесь зарождается большой геостратегически конфликт.
На редких кадрах хроники — коренные обитатели этих мест — индейцы, еще не знавшие, что дни их сочтены. Но сегодня вокруг них, не переживших наступления другого мира, — настоящий культ. Во-первых, культура была действительно уникальной. Во-вторых, при желании можно сказать по-разному. Если эти индейцы были коренными жителями нынешних "ворот в Антарктику", то чем хуже Антарктида? Чем она тоже не исконно чилийская или аргентинская земля?
- Ваши чилийские коллеги сказали, что неважно, у кого сколько детишек здесь родилось. А у нас, россиян, хоть один ребенок родился в Антарктике?
- К сожалению, пока нет. Но ждем. Может, и появится, — сказал Владимир Чурун, начальник антарктической станции "Беллинсгаузен".
- Все-таки "к сожалению"? То есть такая тема все-таки есть?
- Тема очень интересная.
Между тем статуя чилийского пионера-летчика этого сектора Антарктики — на всеобщем обозрении. То есть все-таки исконно чилийская земля? Впрочем, на российской станции давно стоит наш Фаддей Фаддевич Беллинсгаузен — не просто пионер, а первооткрыватель целого континента.
- Основная наша задача — присутствие здесь, поддержание станции в нормальном рабочем состоянии. Это геополитические задачи, - подчеркнул Владимир Чурун.
- Геополитическая в том смысле, что любая станция — это своего рода заявочный столб?
- Да.
Действительно, у россиян права вообще на весь континент и как у первооткрывателей, и как у страны, чьи станции — по всему периметру. Еще такой периметр — только у США. Но в последние годы в Антарктику приходят все новые державы, например, Китай. Так что здесь все ищут?
Сейчас, когда в Антарктиде наступило лето, понятно, что сделано за зиму немало.
"Ценна каждая станция, особенно в таких районах, поскольку здесь их мало", - отметил метеоролог российской станции Станислав Ивашкевич.
- Говорят, что именно в Антарктике, как нигде, можно проследить за тем, как менялся климат в течение столетий. Зная это, можно предсказать, какой урожай пшеницы будет через 20 лет в Европе?
- Это некоторое преувеличение, но есть такая гипотеза о глобальном потеплении, и она сейчас проверяется, — сказал Ивашкевич.
- Как раз здесь?
- В том числе и здесь.
Территориальные претензии на эти земли пусть и не отменены, но по международному Антарктическому договору заморожены. Хотя теперь дают о себе знать в новых обстоятельствах. Коренные жители этой части света — это пингвины. Сейчас только на этот сектор Антарктики претендуют три страны. То есть на мировой карте они раскрашивают его в свои цвета. Это Британия, Аргентина и Чили.
Ручей на острове Ватерлоо разделяет российский и чилийский сектора, но это между базами, не в плане суверенитета. Впадает этот ручей в океан. Дальше — морской шельф. Кому он принадлежит? Оказывается, этот вопрос международный Антарктический договор никак не описывает, и уже нашлись претенденты на то, чтобы объявить территориальные претензии на антарктический шельф.
Попытки применить и к Антарктике Конвенцию ООН по морскому праву в отношении раздела шельфа пока пресечены усилиями МИДа — в Москве и Арктического и Антарктического института — в Петербурге, потому что на шестом континенте нет никаких суверенных территорий. Но сейчас возникла новая интрига — попытка организовать от имени какого-то одного государства международные охранные зоны. А ведь и это — суверенизация, пусть и ползучая.
Или вот другая проблема. Вместе с российской авиеткой разрешения на полет на Антарктиду ждал Ил-76 авиакомпании из Казахстана. Конечно, честь и хвала брокерам, которые добыли этот контракт, но ведь Казахстан не подписывал ни Антарктический договор, ни природоохранные протоколы. Случись что, кто будет отвечать?
И все равно можно спросить: зачем нам всем этот Крайний Юг? Однако за единственные значимые субантарктические территории — за острова в Южной Атлантике — уже была самая настоящая война — англо-аргентинская в 1882 году. С тех пор на шельфе стали искать и находят нефть, газ и много чего еще. А баланс сил меняется.
Радует одно: те же наши и латиноамериканские полярники жили душа в душу даже тогда, когда в России у власти была КПСС, а в Аргентине, Чили и Уругвае — антикоммунистические хунты. Климат заставляет и, наверное, что-то еще.
17 января 201521:01
17 января 201521:01
0 коммент.:
Отправить комментарий