A+ A- |
Проект субмарины будущего.
- Автор
ЦКБ «Рубин» готовится к новому конструкторскому вызову
Вот уже более века они на страже подводных рубежей. «Декабристы», «Ленинцы», «Щуки», «Малютки» прославились своими боевыми подвигами в годы Великой Отечественной войны, сдерживая в море натиск противника. Атомные стратегические ракетоносцы, сходящие сегодня со стапелей «Бореи», – морская составляющая ядерного щита современной России. Что изменилось с тех пор, и каким будет подводный флот будущего - обо всём об этом из первых уст в интервью с генеральным директором ОАО «ЦКБ «Рубин» - генеральным конструктором ракетных подводных крейсеров стратегического назначения Игорем ВИЛЬНИТОМ.
- Игорь Владимирович, вы лично как инженер и конструктор, принимали участие в создании подводных лодок второго, третьего и четвертого поколений. Как изменился за это время облик лодок?
- Облик корабля определяется задачами, которые ставит перед ним Военно-морской флот, а также возможностями промышленности. С внедрением атомной энергетики за 5–10 лет он существенно поменялся. Хотя в целом он достаточно консервативен, со временем растут только его «потребительские свойства».
Основным достоинством подводной лодки является её скрытность. В кризисные 1990-е конструкторские бюро искали проектные решения, которые позволили бы значительно снизить физические поля корабля, в первую очередь акустическое, при сравнительно невысоких затратах на производство, что нашло отражение в подлодках четвёртого поколения. Внедрение однокорпусной архитектуры - для «Рубина» это неатомная подводная лодка «Лада», для конструкторского бюро «Малахит» - многоцелевая атомная подводная лодка «Ясень» - наиболее явное изменение.
Значительно продвинулись конструкторы в вопросах оружия и радиоэлектронного вооружения. Хорошим примером служат проекты 877 и 636, боевая эффективность которых возросла в разы с установкой мощного ракетного комплекса.
Развитие гидроакустических комплексов, позволяющих обнаружить подводную лодку противника, также требует изменения облика. Применение квазиконформной антенны шумопеленгования на неатомной подлодке «Лада» позволило значительно повысить её поисковый потенциал. Это привело к изменению архитектуры носовой оконечности.
На облик корабля влияет энергетика: и новый принцип построения перспективных энергетических установок, предполагающий полное электродвижение для снижения шумности, и новый тип энергетики для неатомных подводных лодок – воздухонезависимая энергетическая установка.
Параметры лодки задают и материалы, совершенствование которых, в том числе создание композитных конструкций, идёт практически непрерывно.
Существенно изменился за эти годы подход к стоимости корабля. Он был не столь актуален в советское время. Сейчас от проектанта требуются решения, которые позволяли бы создавать оружие не только с требуемыми ВМФ параметрами, но и приемлемой для бюджета стоимостью.
К настоящему времени нашим главным заказчиком – Военно-морским флотом – в целом определено, что подлодки следующего поколения должны создаваться по модульному принципу. Задача самого ближайшего времени – определение облика этих кораблей, и мы самым тесным образом взаимодействуем с Главкоматом ВМФ, чтобы в полной мере учесть требования флота, исходя из его стратегических задач.
- Как показывают себя на ходовых испытаниях современные корабли, разработанные «Рубином»? Все ли качества, заложенные проектантом, они демонстрируют и вскрываются ли их недочёты?
- Подводная лодка – одно из самых сложных в мире инженерных сооружений, и было бы наивно полагать, что при создании таких систем всё и всегда проходит идеально гладко. Для выявления и устранения возможных ошибок и недочётов служит целый комплекс испытаний. По их результатам у первых трёх кораблей типа «Борей» подтверждены все их тактико-технические характеристики. Успешные пуски ракет с «Юрия Долгорукого», «Александра Невского» и «Владимира Мономаха» доказали способность этих крейсеров гарантированно выполнить свою главную задачу.
В процессе доработки и опытной эксплуатации головной подлодки «Санкт-Петербург» (тип «Лада») удалось решить все выявленные проблемы и отработать созданное принципиально новое оборудование. По скрытности эта субмарина заметно превосходит лодки проектов 877 и 636. Лучшим свидетельством того, что проект состоялся, является заказ Военно-морским флотом ещё двух кораблей типа «Лада», которые строятся по улучшенному проекту на «Адмиралтейских верфях».
- Насколько увеличился объём гособоронзаказа в последнее время? Позволяет ли конструкторский потенциал предприятия удовлетворять растущие потребности Военно-морского флота и есть ли проблемы с притоком молодых кадров?
- Объём гособоронзаказа действительно существенно вырос. Министерство обороны ставит задачи по масштабному перевооружению флота. Обеспечение строительства кораблей четвёртого поколения, поддержание технической готовности подводных лодок третьего поколения, которые сегодня несут службу, разработка перспективных технических решений – наша приоритетная задача.
Что же касается потенциала, то благодаря взвешенной кадровой политике нам удалось сохранить самое главное - преемственность конструкторских поколений, не допустив утраты ключевых компетенций. Сейчас у нас работает более 2000 человек, средний возраст конструкторов – 42 года, причём молодые специалисты составляют около трети всех работников. Пришедшее к нам в начале 2000-х годов пополнение прошло хорошую школу при создании, строительстве, испытаниях подводных лодок четвёртого поколения, и многие из них сегодня являются ведущими специалистами в своих направлениях.
Наиболее талантливые студенты профильных вузов из числа направляемых к нам на практику начинают работать по срочным трудовым договорам с «Рубином» ещё на старших курсах. По окончании учебных заведений они проходят годичную стажировку как в бюро, так и на заводах-строителях.
- Облик корабля определяется задачами, которые ставит перед ним Военно-морской флот, а также возможностями промышленности. С внедрением атомной энергетики за 5–10 лет он существенно поменялся. Хотя в целом он достаточно консервативен, со временем растут только его «потребительские свойства».
Основным достоинством подводной лодки является её скрытность. В кризисные 1990-е конструкторские бюро искали проектные решения, которые позволили бы значительно снизить физические поля корабля, в первую очередь акустическое, при сравнительно невысоких затратах на производство, что нашло отражение в подлодках четвёртого поколения. Внедрение однокорпусной архитектуры - для «Рубина» это неатомная подводная лодка «Лада», для конструкторского бюро «Малахит» - многоцелевая атомная подводная лодка «Ясень» - наиболее явное изменение.
Значительно продвинулись конструкторы в вопросах оружия и радиоэлектронного вооружения. Хорошим примером служат проекты 877 и 636, боевая эффективность которых возросла в разы с установкой мощного ракетного комплекса.
Развитие гидроакустических комплексов, позволяющих обнаружить подводную лодку противника, также требует изменения облика. Применение квазиконформной антенны шумопеленгования на неатомной подлодке «Лада» позволило значительно повысить её поисковый потенциал. Это привело к изменению архитектуры носовой оконечности.
На облик корабля влияет энергетика: и новый принцип построения перспективных энергетических установок, предполагающий полное электродвижение для снижения шумности, и новый тип энергетики для неатомных подводных лодок – воздухонезависимая энергетическая установка.
Параметры лодки задают и материалы, совершенствование которых, в том числе создание композитных конструкций, идёт практически непрерывно.
Существенно изменился за эти годы подход к стоимости корабля. Он был не столь актуален в советское время. Сейчас от проектанта требуются решения, которые позволяли бы создавать оружие не только с требуемыми ВМФ параметрами, но и приемлемой для бюджета стоимостью.
К настоящему времени нашим главным заказчиком – Военно-морским флотом – в целом определено, что подлодки следующего поколения должны создаваться по модульному принципу. Задача самого ближайшего времени – определение облика этих кораблей, и мы самым тесным образом взаимодействуем с Главкоматом ВМФ, чтобы в полной мере учесть требования флота, исходя из его стратегических задач.
- Как показывают себя на ходовых испытаниях современные корабли, разработанные «Рубином»? Все ли качества, заложенные проектантом, они демонстрируют и вскрываются ли их недочёты?
- Подводная лодка – одно из самых сложных в мире инженерных сооружений, и было бы наивно полагать, что при создании таких систем всё и всегда проходит идеально гладко. Для выявления и устранения возможных ошибок и недочётов служит целый комплекс испытаний. По их результатам у первых трёх кораблей типа «Борей» подтверждены все их тактико-технические характеристики. Успешные пуски ракет с «Юрия Долгорукого», «Александра Невского» и «Владимира Мономаха» доказали способность этих крейсеров гарантированно выполнить свою главную задачу.
В процессе доработки и опытной эксплуатации головной подлодки «Санкт-Петербург» (тип «Лада») удалось решить все выявленные проблемы и отработать созданное принципиально новое оборудование. По скрытности эта субмарина заметно превосходит лодки проектов 877 и 636. Лучшим свидетельством того, что проект состоялся, является заказ Военно-морским флотом ещё двух кораблей типа «Лада», которые строятся по улучшенному проекту на «Адмиралтейских верфях».
- Насколько увеличился объём гособоронзаказа в последнее время? Позволяет ли конструкторский потенциал предприятия удовлетворять растущие потребности Военно-морского флота и есть ли проблемы с притоком молодых кадров?
- Объём гособоронзаказа действительно существенно вырос. Министерство обороны ставит задачи по масштабному перевооружению флота. Обеспечение строительства кораблей четвёртого поколения, поддержание технической готовности подводных лодок третьего поколения, которые сегодня несут службу, разработка перспективных технических решений – наша приоритетная задача.
Что же касается потенциала, то благодаря взвешенной кадровой политике нам удалось сохранить самое главное - преемственность конструкторских поколений, не допустив утраты ключевых компетенций. Сейчас у нас работает более 2000 человек, средний возраст конструкторов – 42 года, причём молодые специалисты составляют около трети всех работников. Пришедшее к нам в начале 2000-х годов пополнение прошло хорошую школу при создании, строительстве, испытаниях подводных лодок четвёртого поколения, и многие из них сегодня являются ведущими специалистами в своих направлениях.
Наиболее талантливые студенты профильных вузов из числа направляемых к нам на практику начинают работать по срочным трудовым договорам с «Рубином» ещё на старших курсах. По окончании учебных заведений они проходят годичную стажировку как в бюро, так и на заводах-строителях.
За 114 лет работы ЦКБ «Рубин» по проектам бюро построены 142 атомные подводные лодки, включая три «Борея», которые уже переданы Военно-морскому флоту РФ, а также более 800 неатомных подводных лодок.
В 2014 году «Рубин» совместно с победителями конкурса государственной программы подготовки специалистов для отечественного военно-промышленного комплекса – «Корабелкой» и «Военмехом» разработал специальные учебные программы по профилю подводного кораблестроения и софинансировал обучение студентов-целевиков. Итог совместной работы – 16 студентов, начавших обучение в 2014 году
Мы много и плодотворно сотрудничаем с отраслевой и академической наукой, участвуем в работах по Федерально-целевым программам. Всё это позволяет бюро оставаться на острие научно-технического прогресса.
- В условиях нынешней непростой экономической ситуации для многих предприятий достаточно остро встал вопрос с импортозамещением. Не секрет, что некоторые комплектующие поступали к нам из-за рубежа. Как вы решаете эту проблему?
- Ещё при создании «Бореев» «Рубин» последовательно проводил политику ориентации на российскую промышленность. Эта серия с самого начала строительства комплектовалась отечественным оборудованием. В тот период это было связано с развалом созданной в СССР кооперации и необходимостью локализации производства на территории Российской Федерации того оборудования, которое ранее производилось в союзных республиках.
Много лет назад в небольшом объёме были поставки из ближнего зарубежья для «стратегов» предыдущего, третьего поколения. Но ещё задолго до сегодняшней ситуации «Рубин» начал искать альтернативу, чтобы сделать производство комплектующего оборудования ракетоносцев полностью российским. Жизнь подтвердила правильность принятых решений.
Контракт на строительство шести лодок проекта 636 для Черноморского флота и договоры с поставщиками подписывались до событий на Украине и в мире. Контракт был сразу на всю серию, и очень многое корабелы успели получить задолго до введения санкций. Однако на наших лодках, несмотря на дружеские отношения с партнёрами, мы всегда старались не применять оборудование, произведённое даже в странах постсоветского пространства. Поэтому украинских комплектующих на этих кораблях немного, и оно без особых трудностей заменяется российским.
На кораблях проекта 677 «Лада» изначально предусматривалось ещё меньше украинского оборудования, там практически ничего «чужого» не было. Тем легче в данном случае переходить на полное импортозамещение.
- Бытует мнение, что будущее за атомным подводным флотом, тогда как дизельные лодки – пережиток прошлого? Насколько оправданы такие слова? И в чём особенность каждого из этих классов?
- Эти классы кораблей выполняют разные задачи. Атомные стратегические ракетоносцы – морская составляющего ядерного щита. В России и за рубежом признано, что эти лодки и находящиеся на них баллистические ракеты представляют собой наиболее жизнеспособную составляющую ядерной триады с высокой боевой устойчивостью. Задачи многоцелевых атомных подводных лодок класса «Ясень» конструкторского бюро «Малахит» - противолодочная оборона, неядерное сдерживание.
Есть сегодня необходимость и в эффективных противолодочных средствах в ближней морской зоне. В отличие от США, Великобритании и Франции для нас важны закрытые и окраинные моря, такие как Баренцево, Охотское, Японское, где применять атомные лодки избыточно дорого и не всегда разумно. Здесь нужны компактные, скрытные и имеющие высокий поисковый потенциал неатомные подлодки, такие как «Лада». Кроме того, они нужны на Балтийском и Чёрном морях, имеющих статус безъядерных.
- Какие перспективные проекты, если не секрет, сегодня находятся в разработке?
- Конструкторы ЦКБ «Рубин» ведут активную работу по развитию «Лады». В проекте неатомной подводной лодки пятого поколения будут развиты решения, заложенные при создании проекта. Чтобы дизельные субмарины могли дольше находиться в подводном положении, мы работаем над воздухонезависимой энергетической установки, заключён соответствующий контракт с Министерством обороны.
Уже ведётся создание атомных ракетоносцев пятого поколения, чтобы не было разрывов и корабль был реализован «в железе» своевременно.
Широкий спектр задач по освоению Мирового океана определяет постоянно растущий интерес к созданию специализированной морской техники. Одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений в этой области - создание роботизированных комплексов и систем на основе необитаемых подводных аппаратов для решения поисковых, обследовательских, научно-исследовательских и многих других задач. Сейчас мы работаем над их созданием и развитием.
- Так каким будет подводный флот следующего, пятого поколения? Предполагается, что именно на плечи сотрудников «Рубина» ляжет создание подлодок после 2020 года…
- Корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки. Причём эта малозаметность коснётся и тех физических полей, которым ранее уделялось сравнительно мало внимания. Что касается силовой установки, то она может быть нового типа, в том числе полностью электрической. Изменения могут коснуться и других подсистем подводной лодки, которые на кораблях пятого поколения могут изменить свой традиционный облик. Важным отличием нового поколения станет широкое использование необитаемых подводных аппаратов. Размеры лодок, как и ранее, определят требования Военно-морского флота к их характеристикам.
- В условиях нынешней непростой экономической ситуации для многих предприятий достаточно остро встал вопрос с импортозамещением. Не секрет, что некоторые комплектующие поступали к нам из-за рубежа. Как вы решаете эту проблему?
- Ещё при создании «Бореев» «Рубин» последовательно проводил политику ориентации на российскую промышленность. Эта серия с самого начала строительства комплектовалась отечественным оборудованием. В тот период это было связано с развалом созданной в СССР кооперации и необходимостью локализации производства на территории Российской Федерации того оборудования, которое ранее производилось в союзных республиках.
Много лет назад в небольшом объёме были поставки из ближнего зарубежья для «стратегов» предыдущего, третьего поколения. Но ещё задолго до сегодняшней ситуации «Рубин» начал искать альтернативу, чтобы сделать производство комплектующего оборудования ракетоносцев полностью российским. Жизнь подтвердила правильность принятых решений.
Контракт на строительство шести лодок проекта 636 для Черноморского флота и договоры с поставщиками подписывались до событий на Украине и в мире. Контракт был сразу на всю серию, и очень многое корабелы успели получить задолго до введения санкций. Однако на наших лодках, несмотря на дружеские отношения с партнёрами, мы всегда старались не применять оборудование, произведённое даже в странах постсоветского пространства. Поэтому украинских комплектующих на этих кораблях немного, и оно без особых трудностей заменяется российским.
На кораблях проекта 677 «Лада» изначально предусматривалось ещё меньше украинского оборудования, там практически ничего «чужого» не было. Тем легче в данном случае переходить на полное импортозамещение.
- Бытует мнение, что будущее за атомным подводным флотом, тогда как дизельные лодки – пережиток прошлого? Насколько оправданы такие слова? И в чём особенность каждого из этих классов?
- Эти классы кораблей выполняют разные задачи. Атомные стратегические ракетоносцы – морская составляющего ядерного щита. В России и за рубежом признано, что эти лодки и находящиеся на них баллистические ракеты представляют собой наиболее жизнеспособную составляющую ядерной триады с высокой боевой устойчивостью. Задачи многоцелевых атомных подводных лодок класса «Ясень» конструкторского бюро «Малахит» - противолодочная оборона, неядерное сдерживание.
Есть сегодня необходимость и в эффективных противолодочных средствах в ближней морской зоне. В отличие от США, Великобритании и Франции для нас важны закрытые и окраинные моря, такие как Баренцево, Охотское, Японское, где применять атомные лодки избыточно дорого и не всегда разумно. Здесь нужны компактные, скрытные и имеющие высокий поисковый потенциал неатомные подлодки, такие как «Лада». Кроме того, они нужны на Балтийском и Чёрном морях, имеющих статус безъядерных.
- Какие перспективные проекты, если не секрет, сегодня находятся в разработке?
- Конструкторы ЦКБ «Рубин» ведут активную работу по развитию «Лады». В проекте неатомной подводной лодки пятого поколения будут развиты решения, заложенные при создании проекта. Чтобы дизельные субмарины могли дольше находиться в подводном положении, мы работаем над воздухонезависимой энергетической установки, заключён соответствующий контракт с Министерством обороны.
Уже ведётся создание атомных ракетоносцев пятого поколения, чтобы не было разрывов и корабль был реализован «в железе» своевременно.
Широкий спектр задач по освоению Мирового океана определяет постоянно растущий интерес к созданию специализированной морской техники. Одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений в этой области - создание роботизированных комплексов и систем на основе необитаемых подводных аппаратов для решения поисковых, обследовательских, научно-исследовательских и многих других задач. Сейчас мы работаем над их созданием и развитием.
- Так каким будет подводный флот следующего, пятого поколения? Предполагается, что именно на плечи сотрудников «Рубина» ляжет создание подлодок после 2020 года…
- Корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки. Причём эта малозаметность коснётся и тех физических полей, которым ранее уделялось сравнительно мало внимания. Что касается силовой установки, то она может быть нового типа, в том числе полностью электрической. Изменения могут коснуться и других подсистем подводной лодки, которые на кораблях пятого поколения могут изменить свой традиционный облик. Важным отличием нового поколения станет широкое использование необитаемых подводных аппаратов. Размеры лодок, как и ранее, определят требования Военно-морского флота к их характеристикам.
0 коммент.:
Отправить комментарий