A+ A- |
Чем вызвана активизация боевых действий под Донецком?
- 04.06.2015 в 23:45
Депутаты Верховной рады Украины дополнили список причин, по которым возможен допуск на территорию страны иностранных миротворцев.
Теперь они могут оказывать Украине помощь в поддержании мира и безопасности в стране.
А президент Украины Петр Порошенко, выступая с ежегодным посланием к Верховной раде, заявил, что вооруженные силы Украины чудом смогли остановить наступление "регулярных российских войск, вооруженных до зубов".
Накануне в районе населённого пункта Марьинка возобновились бои, утихшие лишь к утру в четверг, и ставшие самым серьезным нарушением второго Минского соглашения.
Начинается подготовка к летней кампании?
Ведущий "Пятого этажа" Михаил Смотряев беседует с директором киевского аналитического центра "Пента" Владимиром Фесенко.
Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно здесь.
Михаил Смотряев: Пресс-секретарь президента России Песков уже отреагировал на события в Раде сегодня, сообщив, что внезапное обострение на юго-востоке, практически полномосштабные боевые действия – это украинская провокация, подготовленная к саммиту "Большой семерки" в Германии и следующему за ним саммиту ЕС. Ваш комментарий?
Владимир Фесенко: Если уж шутить, то можно сказать, что это подарок сепаратистам на годовщину президентства Порошенко. Премьер-министр Украины Яценюк по поводу саммита G7 сказал, что это – провокация России к саммиту "Большой семерки". Но здесь не до шуток.
Я не совсем согласен, что это – самое серьезное нарушение второго минского соглашения. Это – второе. Самое серьезное было Дебальцево, сразу после подписания минских соглашений. Но нынешнее столкновение - самое крупное военное столкновение в зоне конфликта после него и внушает серьезные опасения. Есть риск эскалации, может быть, локальный, без официального выхода из режима перемирия. Но пахнет опять войной, это самое опасное.
М.С.: Многие военные эксперты сходятся на том, что лето, июль-август, - самое удобное время, чтобы проводить широкие военные операции в том районе. Потихонечку накапливаются мелкие сигналы, которые можно интерпретировать по-разному, но можно и как подготовку к более широкой, если не полномасштабной, кампании в ближайшие недели. Насколько это вероятно?
В.Ф.: Я версию с саммитом "Большой семерки" тоже бы рассматривал, но несколько в другом ключе. Я не думаю, что в Марьинке ставили какую-то большую стратегическую цель. Может быть, были определенные тактические задачи, но то, что это произошло сразу же после провала переговоров в Минске 2 июня, многие наблюдатели оценили как ответ России на минский ступор и способ силового давления. Формула "принуждение к миру" через войну на Украине испытана уже несколько раз: и в августе прошлого года, и в начале этого года, перед вторыми минскими соглашениями. Похоже, что сейчас происходит нечто подобное. И на нас давят этой эскалацией, и европейцев пугают, и западных лидеров – в этом смысле интересен саммит. Как показывает опыт, западные лидеры на такие угрозы реагируют достаточно болезненно. Другое дело, как они отреагируют. Но это способ реакции на тупик переговоров в Минске.
М.С.: Интересно, как Запад отреагирует непосредственно на эти события и их последствия, особенно в свете того, что в Раде сегодня список причин, по которым иностранные войска могут находиться на территории Украины, дополнился еще одним – для поддержания мира и безопасности. Правда, как в анекдоте, теперь надо уговорить ЕС, США, ООН отправить миротворцев на Украину. Но нужны ли они там?
В.Ф.: В ближайшей перспективе это вряд ли возможно. Я соглашусь с мнениями военных экспертов о возможности эскалации в июле-августе, но добавлю еще один аргумент. И Украина, и Россия ждут второй половины июля, чтобы узнать, будут ли продлены санкции против России. Украина за это выступает, но у нас опасаются, что, если санкции будут продлены, это может подтолкнуть сепаратистов и Россию к эскалации боевых действий. Поэтому готовятся: строят линию оборонительных сооружений, предпринимают другие действия. А миротворцы – стратегическая заготовка на будущее. Если масштабные действия возобновятся, на вторых минских соглашениях будет поставлен крест, тогда придется договариваться только о прекращении военных действий и надежных гарантиях их невозобновления. И тогда вопрос о миротворцах может оказаться более актуальным.
М.С.: Сегодня президент Украины сделал заявление о том, что политика внеблоковости доказала свою несостоятельность. О том, что Украина собирается в НАТО, говорится достаточно давно. Порошенко напомнил результаты опросов общественного мнения, о том, что количество сторонников членства в НАТО превышает количество противников. Он говорит, что в общенациональном масштабе "мы бы легко выиграли вопрос о вступлении в альянс, но тут возникает несколько но", и тут он начинает рассказывать, что в разных местах страны это воспринимается по-разному. Можно ли сейчас говорить всерьез о внеблоковом статусе Украины? То же касается и НАТО – кому нужна страна, которая фактически воюет с Россией и с которой не очень понятно, что делать? Заявление сегодня генсека НАТО Столтенберга, что Россия не представляет для НАТО угрозы в военном отношении, вряд ли можно рассматривать серьезно.
В.Ф.: Есть такое заявление, но группировки НАТО усиливаются в Польше, в прибалтийских странах. В своем послании президент Порошенко поднял вопрос о вступлении в НАТО по ряду причин. Во-первых, это был сигнал России. Если давление будет продолжатся, наше движение в сторону НАТО будет неизбежным. Увеличение числа сторонников вступления в НАТО на Украине произошло именно за прошлый год. Порошенко подчеркнул, что они отказались от внеблокового статуса и не будут к нему возвращаться. Но пока нет условий готовности для принятия Украины в НАТО. Западные страны пока к этому не готовы, некоторые потому, что боятся противостояния с Россией.
М.С.: Об этом помнят и другие, например, президент РФ В.В. Путин рассказывает о тактическом ядерном оружии и о том, что применить его нет большой проблемы. Может быть, Украине имеет смысл взять тактическую паузу, не злить Россию подобными заявлениями, чтобы конфликт этот сначала заморозился, а группировки, которые называют себя независимыми республиками, как это уже происходило весной, ушли в небытие? То есть отложить это решение на несколько лет.
В.Ф.: Скорее всего, так оно и будет. Мы сами вряд ли будем форсировать вопрос о вступлении в НАТО. И Порошенко в сегодняшнем выступлении дал это понять. Тема НАТО – предмет внутриполитической дискуссии – Юлия Тимошенко и некоторые другие лидеры выступают за проведение референдума на эту тему. Что касается вопроса, злить или не злить Россию, то, если бы проводился референдум, это было бы красной тряпкой, а дискуссия на эту тему направлена на то, чтобы и на Украине, и в России к этому привыкали.
М.С.: Россия вряд ли при каких-либо условиях допустит появление члена альянса на своих границах.
В.Ф.: Уже допустила. Прибалтийские страны граничат с Россией. И Польша граничит. Тут проблема не в границах, а в том, что Россия считает постсоветское пространство – Грузию и Украину – частью сферы влияния России. Прибалтийские страны – уже отрезанный ломоть. А допуск НАТО на свою территорию в России считают недопустимым. Конфликт на востоке Украины разгорелся в том числе поэтому. Так что с темой НАТО надо быть поосторожнее.
http://www.bbc.co.uk/russian
http://www.bbc.co.uk/russian
0 коммент.:
Отправить комментарий