Вышли цифры, которые проясняют ситуацию с промышленным производством в России. В июле промпроизводство выросло на 2,3% по сравнению с июнем. Если учесть сезонный фактор, а также тот факт, что в июле на один день больше, чем в июне, это значит, что кризис достиг своего дна, и что уже в августе можно смело рассчитывать на рост.
Давайте посмотрим пристально, где у нас сейчас наблюдается рост, а где — спад. Чтобы видеть более-менее объективную картину будем сравнивать январь-июль 2015 года с аналогичным периодом 2014 года.
Добыча угля за год выросла, добыча золотосодержащей руды понизилась, остальные сектора сохранили примерно те же объёмы, что и раньше — за исключением попутного газа, которого мы теперь стали сжигать на факельных установках меньше аж на 18,5%.
Попутный газ — это побочный продукт добычи нефти, и иногда его приходится просто сжигать. Некоторое время назад государство начало стимулировать рублём нефтедобывающие компании, чтобы те попутный газ утилизовали каким-нибудь более экономным способом: например, преобразовывали в электричество.
Из того, что объёмы добычи нефти не упали, а объёмы сжигания попутного газа резко снизились, я делаю вывод, что наши нефтяные вышки стали за год более экологичными.
Санкции животворящие двумя руками помогают сельскому хозяйству и пищевой промышленности. Рост наблюдается почти везде, причём весьма и весьма значительный рост.
Мясо животных (включая ежатину) выросло на 13%, мясо птицы на 11%, рыба на 8%. Овощи и грибы — на 27%, а сыры — на 26%. Оно и неудивительно: ведь европейские фермеры плачут, но сами кушают теперь свои яблоки с сыром:
Правда, с другой стороны, санкционную продукцию теперь некоторые граждане маскируют под отечественную — это тоже могло сказаться на статистике. Однако наша таможня работает последнее время довольно жёстко, и таких «оптимизаторов» показательно ловят:
В минусе крупа (-4,6%), консервы (-9,4%) и подсолнечное масло (-10,5%). Причины снижения производства консервов я назвать затрудняюсь, а вот по крупе и по маслу, думаю, надо подождать окончания сезона. Посевы подсолнечника под урожай 2015 года выросли, погода была вполне благоприятной. Можно ждать хорошего урожая:
Важное замечание. Я делил виды продукции по разделам достаточно произвольно, поэтому, пожалуйста, не удивляйтесь, если найдёте какой-нибудь сектор в непривычном для вас месте. Я ставил себе сегодня задачу не составить подробный справочник, а обрисовать общую картину в максимально удобной для восприятия форме.
Итак, в лёгкой промышленности у нас наблюдается довольно противоречивая картина. С одной стороны, выросло — и серьёзно выросло — производство тканей, ниток, и кожи. С другой стороны, не менее серьёзно упало производство одежды, обуви, чемоданов и белья.
Эксперты полагают, что у этих проблем две причины:
1. Устаревшее оборудование наших фабрик, которое не позволяет им конкурировать с китайскими и индонезийскими заводами.
2. Дефицит отечественного сырья.
С сырьём, как видите, дела начали налаживаться — производство тканей, кожи и ниток довольно бодро растёт. Если план господина Тулина сработает, и ЦБ наладит надёжную схему выдачи целевых кредитов промышленным предприятиям, можно будет ожидать и решения второй проблемы:
По лесу, фанере, картону и целлюлозе у нас наблюдается заметный рост. По бумаге и тетрадям — заметный спад. Сильно просели тиражи у журналов, но тут всё объяснимо — кризис, люди экономят и предпочитают бесплатный интернет дорогой бумаге.
Отмечу, что издательский бизнес в постсоветской России всегда был весьма малоприбыльным. Помню, в середине нулевых годов наша фирма на несколько лет даже перестала работать с издательствами и типографиями — уж очень часто у них возникали задержки по оплате счетов.
К сожалению, по производству мебели, посуды и тому подобных товаров народного потребления хороших новостей у меня нет. После ударного шоппинга декабря 2014 года народ вошёл в режим экономии и не торопится покупать вещи, без которых может пока что обойтись. В плюсе только производство металлических кроватей (плюс 16%) и счётчиков воды (плюс 32%).
Впрочем, уверен, что тут спад временный. Вечно откладывать покупки невозможно, поэтому рано или поздно отложенный спрос потечёт сначала в магазины, а потом и на заводы. И если ожидаемая девальвационная эйфория таки придёт к нам в сентябре, уже осенью мы можем ожидать выправления ситуации.
Кризис не помешал отрасли продолжить своё уверенное развитие. Так, производство автомобильного бензина выросло на 3%, а производство сжиженных пропана и бутана выросло на 6%.
Производство топочного мазута, наоборот, снизилось на 5,4%. Топочный мазут — это, по сути, отходы нефтепереработки. Следовательно, чем меньше мы производим мазута, тем более глубоко мы перерабатываем нефть.
Пусть вас не смущают маленькие (по сравнению с другими отраслями промышленности) цифры прироста. Один процент роста по бензину — это больше, чем 100 процентов роста по обуви или по носкам.
В тяжёлой промышленности дела обстоят весьма неплохо. Рост наблюдается, например, по чугуну (5,3%), стальным трубам (8,3%), пластмассам (11%) и каучукам (17,5%). Серьёзный спад только по полимерным трубам, абсолютный объём производства которых не так велик.
== Стройматериалы ==
Строить с приходом кризиса стали меньше, поэтому и продажи многих строительных материалов сильно просели. Вместе с тем по кирпичу, например, просадка составила всего лишь 4%. Кроме как в строительство зданий девать кирпич особо некуда — и это означает, что в целом дела далеко не так плохи, как могли бы быть.
В транспортной промышленности у нас ожидаемый спад. Кто мог — затарился новым автомобилем в конце прошлого года. Остальные ещё раз пересчитали деньги и крепко задумались на предмет не поездить ли им ещё год-другой на старой машине.
По автобусам, тракторам и грузовикам тоже наблюдается серьёзнейший спад. Пожалуй, транспортная промышленность — главный пострадавший в нынешнем кризисе.
На производство железнодорожных вагонов наложилось ещё то грустное обстоятельство, что рынок был вполне насыщен вагонами ещё в 2012-2013 годах. В том количестве вагонов, которые выпускали наши заводы в 2014 году, страна просто не нуждалась.
Отмечу, кстати, что Санкт-Петербург в итоге всё же закупил по непонятной мне причине технически несовершенные вагоны чешского производства, про которые я уже писал несколько месяцев назад. Это петербургскому метро серьёзный минус — особенно если учесть, что Чехия поддерживает санкции против России:
Производство металлорежущих станков упало на 15%. С одной стороны, это плохо, но, с другой стороны, таких станков в России производится сейчас всего-то около полутора тысяч штук, и плюс-минус 15% не имеют особого значения. Однако не так давно «Ростеху» поставили задачу наладить производство отечественных станков, и есть основания ожидать, что через несколько лет эта проблема будет в России решена. Тогда мы увидим рост уже не на 15%, а в разы, к советскому уровню — только теперь уже с несколько другим качеством.
В сталеплавильном оборудовании и литейных машинах наблюдается рост на 35,7%. Здесь у нас вообще дела обстоят весьма неплохо — металлургические заводы растут и развиваются с хорошей скоростью. Перечислю только самые крупные проекты из тех, которые были реализованы в последние два с половиной года:
1. Непрерывный прокатный стан FQM Северского трубного завода, г. Полевской Свердловской области.
2. Северсталь — Сортовой завод Балаково.
3. Металлургический завод по производству сортового проката УГМК-Сталь, г. Тюмень.
4. НЛМК-Калуга.
5. Стан-2000 Магнитогорского металлургического комбината (вторая очередь).
6. Доменная печь «Россиянка» Новолипецкого металлургического комбината.
7. Универсальный рельсобалочный стан на Челябинском металлургическом заводе.
8. Реконструкция рельсопрокатного стана на Западно-Сибирском металлургическом комбинате, г. Новокузнецк.
9. Абинский электрометаллургический завод (вторая очередь).
Наконец, очень существенный рост наблюдается в таком важном секторе, как медицинское оборудование — плюс 16%.
Подведу итог
В целом спад промышленного производства за январь-июль 2015 года составил около 3%. И эта цифра внушает сдержанный оптимизм — так как во многих стратегически важных отраслях уже сейчас наблюдается здоровый рост, а в других отраслях всё подготовлено для того, чтобы мы увидели рост если не в конце этого года, то в 2016 году.
Сложнорешаемые проблемы я пока что вижу только в вагоностроении. Но здесь многое зависит от геополитических сдвигов: если России удастся взять на себя роль транспортного узла между Азией и Европой, нам понадобятся все вагоны, которые мы только сможем произвести.
0 коммент.:
Отправить комментарий