среда, 2 декабря 2015 г.

Опасность новых военных баз НАТО у границ России

A+ A-



Опасность новых военных баз НАТО у границ России

Опасность новых военных баз НАТО у границ РоссииФото: reuters.com
В следующем году столица Польши Варшава впервые будет принимать саммит лидеров стран НАТО. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что одной из ключевых тем этой встречи будет вопрос организации постоянного военного присутствия США на «восточных границах» Альянса. Хозяйка саммита Польша, а также государства Балтии, которые вместе составляют эти самые восточные границы, настаивают на открытии постоянных военных баз США на своей территории. А кризис на Востоке Украины служит хорошим подкреплением этих требований.
В августе 2015 года в своем первом международном интервью после инаугурации польский президент Анджей Дуда заявил: «Если Польша и другие государства Центральной и Восточной Европы являются настоящим флангом НАТО, то мне представляется логичным, чтобы на их территории были размещены [военные] базы». Он также подчеркнул, что его страна не желает быть «буферной зоной» Альянса.
Обеспечение постоянного военного присутствия США в регионе заявлено в качестве одного из внешнеполитических приоритетов нового польского президента. В свою очередь, Дуда позиционирует себя как политического преемника бывшего консервативного президента Польши Леха Качиньского, трагически погибшего в результате авиакатастрофы под Смоленском в 2010 году.
По итогам войны в Южной Осетии в августе 2008 году Качиньский заявлял, что действия России показали ее «истинное лицо», и призывал международное сообщество принять «решительные меры» в отношении Москвы. В условиях кризиса на Востоке Украины, который продолжается уже более полутора лет, Дуда видит залог европейской безопасности в наращивании военного присутствия США в странах НАТО, имеющих общую границу с Россией.
Политической безопасности недостаточно
Очевидно, что в нынешних международных реалиях Польшу и страны Балтии решительно не устраивают лишь политические гарантии безопасности НАТО, предоставляемые статьей V Североатлантического договора. Впрочем, само стремление новых членов Альянса к тому, чтобы принять на своей территории американские войска и вооружения, тоже не является чем-то новым. Еще несколько лет назад подкрепление политических гарантий безопасности с помощью подобных шагов представлялось им если не необходимостью, то крайне желательным сценарием развития событий.
Однако украинский кризис изменил расстановку приоритетов. Включение Крыма в состав России было воспринято политическими элитами государств НАТО, граничащих с Россией, как прямой вызов их национальной безопасности. Руководство стран Балтии, в которых проживает значительная часть русскоязычного населения, опасается возможности повторения «крымского сценария» применительно к их странам. Сегодня лидеры государств, составляющих восточный фланг НАТО, позиционирует организацию американского военного присутствия в регионе уже не как нечто желаемое, а как вопрос первостепенной важности.
Мотивы озабоченности западных стран-соседей России понятны, равно как объяснимо и их стремление укрепить свою безопасность за счет углубления военного сотрудничества с США и другими странами НАТО. Однако реализация этого стремления на практике может привести к совершенно другим результатам.
Очень многое будет зависеть от того, какой будет реакция Москвы, в случае если такое решение будет принято. Очевидно, что больше всех от подобных шагов выиграют российские политические «ястребы», которые получат новую пищу для нагнетания антизападных настроений внутри российского общества.
Однако стратегические последствия могут быть еще более серьезными. Размещение военных баз НАТО вблизи границ России может быть воспринято российским руководством как окончательный подрыв системы общеевропейской безопасности и подмена ее коллективной безопасностью стран НАТО без участия Москвы. А нынешняя напряженность в отношениях между Россией и Западом во многом предопределяет необходимость принятия ответных мер военно-политического характера. В сумме все это создает большой потенциал для дальнейшей эскалации напряжения в регионе и грозит обернуться серьезными негативными последствиями для региональной безопасности в целом.
Взгляд из Вашингтона
Последствия наращивания военного присутствия вблизи границ России осознают и в Вашингтоне. К тому же, отношения России и США уже отягощает проблема размещения системы ПРО в Европе, элементы которой будут расположены на территории Румынии и Польши. Впрочем, конфликты на Украине и в Сирии сегодня отодвинули этот вопрос на второй план. Однако уже очень скоро эта проблема снова вернется в поле международного внимания – буквально со дня на день запланировано открытие базы противоракет в Румынии.
Руководство США признает озабоченность своих союзников и уже предприняло целый ряд мер, направленных на то, чтобы продемонстрировать всю решительность своей поддержки. Еще в 2014 году Пентагон приступил к осуществлению операции "Атлантическая решимость" (Atlantic Resolve), целью которой заявлена демонстрация приверженности США делу обеспечения безопасности членов НАТО в условиях «российской интервенции на Украину». В рамках этой операции США нарастили количество своих самолетов, осуществляющих патрулирование воздушного пространства государств Центральной и Восточной Европы. Эти меры сопровождались размещением личного состава и военной техники армии США на территории стран региона, и в том числе на территории Польши и государств Балтии. Наконец, была проведена целая серия военных учений с участием государств региона.
Однако все эти меры носят подчеркнуто временный характер и не предполагают создания новых постоянных военных баз. Американское руководство недвусмысленно намекает, что решение об усилении военного может быть пересмотрено в случае, если причины, которые вызвали его, сойдут на нет. Белый дом старается всячески избегать разговоров о том, что эта демонстрация может приобрести необратимый и постоянный характер.
На то у США есть несколько причин. Организация постоянного военного присутствия у западных границ России потребует увеличения военных расходов США, которые уже и так растут второй год подряд. При этом большинство европейских членов НАТО не соблюдают критерий НАТО об удержании оборонных расходов на уровне 2% ВВП и уж точно не готовы взять на себя финансирование деятельности новых американских военных баз. Такое положение дел серьезно усложняет обоснование необходимости их открытия.
Ко всему прочему, сегодня против постоянного военного присутствия вблизи российских границ выступает ряд государств Западной Европы, и в особенности Франция и Германия. В условиях, когда консенсус между старыми и новыми членами НАТО отсутствует, Вашингтон пытается избежать усиления этих разногласий.
Помимо Центральной и Восточной Европы усиление военного присутствия США сегодня требуется еще как минимум в двух регионах земного шара. Партнеры США на Ближнем Востоке ожидают от США более активных действий по борьбе с ДАИШ ("Исламским государством"). В то же время другие партнеры США в Азиатско-Тихоокеанском регионе настаивают на наращивании американских военно-морских сил для сдерживания Китая.
Наконец, американское руководство с осторожностью подходит к созданию новых сложностей в своих отношениях с Россией. В условиях де-эскалации ситуации в Донбассе Вашингтон с осторожностью подходит к мерам, которые могут создать сложности в процессе мирного урегулирования.
Решение лежит в Донбассе
Собственно, итоговое решение по вопросу организации постоянных военных баз вблизи границ России в первую очередь зависит именно от того, как будет развиваться ситуация на Востоке Украины.
Сегодня настрой российского руководства на то, чтобы добиться урегулирования конфликта в Донбассе, очевиден. Москва оказывает активное воздействие на повстанческие силы с тем, чтобы добиться прекращения огня и создать потенциал для политического урегулирования конфликта через дальнейшее выполнение Минских договоренностей. Срок действия самих соглашений планируется продлить еще на один год.
При этом мирное урегулирование ситуации на Востоке Украины сегодня является приоритетом не только для России, но и для самих США. А одним из последствий такого урегулирования может стать и устранение самой необходимости усиления военного присутствия США у российских границ.
Фактически сегодня позиции США и России по этому вопросу во многом схожи. Стратегически обе страны выступают за сохранение статус-кво и стремятся свести к минимуму возможности для эскалации обстановки в Центральной и Восточной Европе. Однако провал мирного урегулирования в Донбассе может привести к кардинальному изменению этой ситуации, заложив предпосылки для новой гонки вооружений в регионе.
01.12.2015, 21:50

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger