Выбор в пользу России, сделанный в марте 2014 года на референдуме жителями Крыма - осознанный и окончательный. Россию крымчане не променяют ни на что. Мнение жителей, высказанное почти два года назад и зафиксированное немецкими и американскими социологами, подтверждают два новых разноплановых соцопроса.
Уже скоро будет отмечаться вторая годовщина воссоединения Крыма с Россией. В феврале 2014 года в ответ на антиконституционный государственный переворот, совершенный в Киеве, на акции протеста вышли сотни тысяч жителей Крыма и Севастополя. Ощутившие вседозволенность украинские радикалы-неонацисты пообещали отправить на полуостров так называемые "поезда дружбы" из вооруженных боевиков. Над мирным населением нависла угроза геноцида. В ответ на это Россией были созданы условия для свободного волеизъявления крымчан относительно их судьбы. И 16 марта 2014 года выбор был сделан.
При высочайшей явке (более 80%) участвовавших в референдуме, 96,8% жителей Крыма и 95,6% - Севастополя поддержали возвращение в состав России.
После перехода полуострова под российскую юрисдикцию лишь сотые доли процента его жителей покинули его и переехали на Украину. Преимущественно это были военнослужащие ВСУ, у которых на Украине остались родственники и которых с одной стороны запугали уголовными делами и перспективой больше никогда не увидеть родных, а с другой - соблазнили посулами высоких должностей и жилья (правда и того, и другого большинство из них ждет и по сей день). Кроме того, Крым покинуло мизерное количество ультраправых маргиналов. Более 99% крымчан выбрали для себя жизнь в России.
Такое положение дел категорически не устроило "официальный Киев". Придуманная его "вождями" сказка об "аннексии" и "голосовании под дулами автоматов" сыпалась словно карточный домик. Самое неприятное для них заключалось в том, что это все более и более явно осознавали за рубежом. Звонкую пощечину отвесили "постмайданной власти" американские и немецкие социологи. 83% опрошенных на полуострове организацией Gallup и 93% - GFK объявили о том, что воссоединение с Россией соответствует чаяниям и надеждам самих крымчан.
И тогда Киев резко сменил тактику. Увидев, что сформировать из числа крымчан прозападную "пятую колонну" не получится, их решили пытаться "взять" шантажом и измором.
На первых порах единственным реальным вредом, нанесенным Крыму Киевом стало перекрытие идущего от Днепра Северо-крымского канала, по которому на полуостров поставлялась львиная доля пресной воды. Возникшую проблему в экстренном порядке решили органы власти России и российские силовики, построившие новые гидрокоммуникации, позволяющие обеспечить Крым водой из местных речек и подземных источников. Через несколько лет к данному вопросу скорее всего еще придется вернуться - так как часть источников являются исчерпаемыми, но на первое время этого хватит.
На воде Киев, в общем, сначала и остановился. Украинская экономика начала обваливаться. Соответственно, начал рушиться и внутренний рынок в стране. Европейцы увеличивать объем закупок украинских товаров не хотели. Но зато под боком появился новый перспективный клиент - разбогатевшие в несколько раз по сравнению с украинским периодом крымчане! Несмотря на то что крымский рынок из соображений безопасности сразу постарались насытить российскими товарами (как местного, так и "материкового" производства), ниша для "внешних" поставщиков (оценивая примерно до 20% от объема рынка) оставалась. И в нее хлынули украинские овощи, фрукты, молочка, соки, консервы. В первом квартале 2015 года объем поставок с Украины в Крым составил порядка 235 миллионов долларов - это около 2,5% от всего объема украинского экспорта! Один только Крым покупал у Украиныстолько же, сколько крупные европейские страны типа Испании или Нидерландов.
Украинский бизнес хотел "дружить" с Крымом. Но этого "не воспринимали", что представители базового электората официального Киева - украинские радикалы, что иностранные партнеры типа Вашингтона и Анкары.
И в 2015 году Киев начал "закручивать гайки". Попытка просто ужесточить погранично-таможенный режим ни к чему не привела. Рядовые граждане сначала были раздражены многочасовыми пробками на границе, а потом стали относиться к ним философски. А бизнес пользовался тотальной бедностью слуг украинского государства и спокойно продолжал возить в Крым свои товары, "смазывая" дорогу купюрами.
Предприми Порошенко с Яценюком на официальном уровне против Крыма что-то большее - на них были бы просто вынуждены начать иначе реагировать их "европейские партнеры". И тут в ход пошел опыт "старшего американского брата". Когда силовики и спецслужбы НАТО не желали открыто делать грязную работу что в Латинской Америке, что в Африке, что даже в Европе, в бой шли парамилитарные группировки - официально действующие "без погон" - от эскадронов смерти до пресловутого "Гладио".
На крымскую границу было переброшено несколько сотен крымско-татарских экстремистов, боевики запрещенного в России "Правого сектора", "Айдара". Часть из них официально являлась украинскими военнослужащими, но официально команды предпринимать что-либо из Киева "не звучало". Поэтому людей в форме, с армейскими нашивками, автоматами и минами назвали "гражданскими активистами". И эти "гражданские активисты" заблокировали ведущие в Крым трассы и объявили, что не дадут "кормить оккупанта" - провозить на полуостров продукты питания. Логика у этого действа была изуверски-извращенная. Свыше 90% населения полуострова - это мирное гражданское население, которое с киевских трибун каждый день называют "согражданами". Получается, что в первую очередь "не кормить" участники "блокады" решили именно их? Вслух этого комментировать никто не стал, зато в украинских соцсетях началось настоящее ликование по поводу того, как будут "голодать предатели". Но голод организовать не вышло. Как мы говорили выше, около 80% продуктов в Крыму уже давно были российского производства. "Блокада" оказалась только на руку крымским и кубанским фермерам и предпринимателям.
Единственное, что принесла "блокада" - это атмосфера террора. Ее участники перешли к откровенному грабежу пересекающих границу людей и проживающих неподалеку жителей Херсонщины. У людей отбирали банки с маринованными помидорами, коньяк, колбасу, детские игрушки. У местных жителей стали пытаться изымать транспорт. Причем все это происходило в атмосфере тотальной безнаказанности - херсонские силовики по вполне понятным причинам в происходящее не вмешивались.
В общем, "блокада"продолжалась, только толку, кроме грабежей, от нее не было никакого! И тогда радикалы перешли к "плану Б".
Несмотря на определенные меры, предпринятые властью, от 60 до 80 процентов электроэнергии в Крым поступало именно с Украины. В конце 2014 года официальный Киев предпринял робкую попытку отключить Крым, но был вынужден сразу пойти на попятную под угрозой встречного отключения Россией северных регионов Украины и замораживания поставок угля для ТЭС. Осенью 2015 Киев подготовился более основательно. Север Украины, хоть и "на пределе", запитали от внутренних источников, на ТЭС сформировали некоторый запас угля.
И в 20-х числах ноября радикалы на границе с Крымом одну за другой взрывают опоры ЛЭП, ведущих в Крым, и объявляют, что не допустят их ремонта. Хотя формально они совершили особо тяжкое преступление и проблему могла решить всего одна рота полицейского спецназа, Киев с демонстративной ухмылкой "умыл руки" - мол, воля народа!
Крым оказался в темноте. В Севастополе и Симферополе электричество давали всего на несколько часов в сутки (иногда - не более двух), Керчь и северо-восток полуострова и вовсе остались без света на пять суток. Собственных генерирующих мощностей критически не хватало. В сложившейся ситуации на помощь Крыму была мобилизована вся Россия - на полуостров перебросили множество мобильных генераторов, а строительство первой очереди энергомоста с Кубани пошло ударными темпами.
И хотя ранее открытие энергомоста было анонсировано только к Новому году, уже 2 декабря заработала его первая нитка, а к середине месяца - и вторая. Видя провал энергоблокады, официальный Киев быстро восстановил одну из ЛЭП и начал снова поставлять в Крым порядка 180 МВт, которых не хватало полуострову для полностью комфортного существования (12 - 15% от необходимого зимой потребления).
Тогда же местные крымские политики, чиновники и общественники заявили о том, что с Украиной все же лучше больше не связываться в принципе. Либеральные блогеры и журналисты же вдруг закричали о том, что "помощь" Киева "для блага крымчан" нужно принять. К этой дискуссии, кстати, присоединился и автор этих строк - объяснив, почему ради блага - что крымчан, что страдающих под гнетом узурпаторов жителей Юго-Востока Украины - ничего у Киева покупать не стоит.
Дискуссия продолжалась около двух недель, но завершила ее весьма экстравагантным способом сама Украина.
31 декабря 2015 года контракт, заключенный на поставку электроэнергии в Крымский федеральный округ РФ (да-да, так и было сказано в официальных документах, подписанных украинскими чиновниками) - заканчивался. А после провала самой блокады Киеву срочно нужна была хоть какая-то "победа". И ее "придумали"! Киевская сторона заявила, что согласна и дальше поставлять электроэнергию в Крым, только если Россия официально признает его в документах "территорией Украины"...
Свои требования Киеву нужно было чем-то подкрепить, а "дергать рубильник" после произошедшего уже было просто несолидно. Поэтому на территории Херсонской области "неизвестные" "вдруг" снова взрывают опору ЛЭП! Электричество с территории Украины опять перестает поступать! И это - под самый Новый год. Неприятно!
На фоне этих событий министр энергетики РФ Александр Новак сообщает прессе о поручении президента РФ Владимира Путина провести в Крыму соцопрос на тему того, что выберут жители полуострова - подписать контракт на условиях Киева (с "украинским" статусом) или некоторое время потерпеть небольшие неудобства с отключениями электроэнергии.
И опрос был проведен! Позиции Киева был нанесен настоящий нокаут! Более 93% жителей Крыма и Севастополя высказались против закупок электроэнергии на Украине и выразили готовность потерпеть некоторые сложности до момента пуска второй очереди энергомоста с Кубани, после чего потребности полуострова будут покрыты с излишком.
Что получил в итоге Киев?
Прекращение поступления средств по многомиллионному контракту. Плюс лишнее подтверждение собственной неадекватности перед лицом своих же западных партнеров. Ведь даже обычно сдержанная и поддерживающая всех миньонов США Германия в этот раз официально аккуратно осудила отключение света в Крыму...
Единственным выигрышем для Киева стали пару недель радости для прозападного электората. Но сегодня от этой радости не осталось даже и следа - уже даже самые неадекватные понимают, что свет в Крыму есть. А денег от его продажи, поступавших ранее на Украину, больше нет... В общем сомнительная какая-то "победа"...
На этом фоне прокиевские радикалы попытались реабилитироваться, пообещав Крыму еще два вида блокады - морскую и интернет.
Но по поводу интернета над ними только посмеялись. Хотя часть крымского трафика и идет пока через территорию Украины, связь с РФ уже налажена - и если отключение произойдет, то поток будет просто перенаправлен через внутрироссийские коммуникации. В общем об интернет-блокаде замолчали практически сразу же после "объявления".
Разговоры о "морской блокаде" продолжались несколько недель. Лидеры так называемого "Меджлиса" и их "единомышленники" грозились заблокировать и Керченскую переправу и вообще все морские подходы к Крыму.
Такая постановка вопроса у всех вызывала недоумение. Теоретически, максимум, на что могло хватить "участников блокады" - это провокации в стиле сомалийских пиратов. Со скидкой на то, что прибрежные воды России - это не Сомали, и разговор с преступниками тут был бы куда более короткий. Конечно, определенные неприятности судам в акватории Черного моря боевики устроить могли бы. Но это было бы чревато и обвинениями в пиратстве, и бодрящим купанием в морских волнах при десяти градусах мороза...
В итоге, организаторы блокады сначала посетовали на несознательность населения портовых городов Юга Украины, не желающего участвовать в морской авантюре, а потом и вовсе прямо заявили, что идея -не реализуема в принципе.
Реалистично звучащие варианты блокады на этом, кажется, и закончились. Остались только совсем экзотические - типа воздушной блокады, осуществляемой лично Джемилевым на дельтаплане...
В общем 2015 год стал для крымчан непростым. Благодаря усилиям "бывших братьев", было много испорченных нервов. Убытков от сгоревшей техники. Были ДТП на неосвещенных улицах. Были не полученные вовремя зарплаты и неоплаченные счета. Были невыполненные контракты. Были голодные дети в Керчи, которым не на чем было даже разогреть кашу.
Но все это БЫЛО. Общими силами удалось добиться разрешения большей части этих сложностей.
И нет худа без добра. Теперь Крым стал еще более независим от неадекватного киевского режима и поддерживающих его радикалов. И еще раз продемонстрировал, что в отличие от Киева и Львова, он за "кружевные трусики" не продается!
Согласно ему, 93% крымчан снова бы проголосовали за пребывание в составе России, если бы такой выбор пришлось бы делать в ближайшие дни. 89% заявили, что живут довольно хорошо. 82% позитивно оценивают происходящее в Крыму. 75% считают, что за последний год в Крыму произошел ряд положительных изменений. За пребывание в составе Украины сегодня высказалось бы, кстати, всего 2% жителей полуострова...
Вопя на весь мир об "украинском Крыме", киевские лидеры своими фашистскими выходками делают все, чтобы Крым возненавидел Украину. Что сидящие на Печерских холмах бонзы, что поддерживающие их миллионы "еврофанатов" со свастиками во Львове и Тернополе, не понимают, что чем больше они будут пытаться навязать другим людям свою точку зрения, тем более стремительно будут уходить от Украины в самостоятельное плавание территории, когда-то на тех или иных основаниях пребывавшие в ее составе. Может им стоило бы открыть учебник истории и прочитать, что кроме уже совсем ушедшего Крыма и уже почти ушедшего Донбасса, из состава РСФСР в состав УССР совсем недавно по историческим меркам было передано еще очень много территорий - и их жители очень сильно отличаются по своими ценностям и ментальности от внуков эсэсовцев "Галичины", полицаев, польской прислуги. Поэтому пора разучиваться скакать, и учиться разговаривать. Хотя, возможно, уже слишком поздно... В любом случае, там где невозможно единство, стоило бы пытаться наладить хотя бы добрососедство. Жить в состоянии войны с собственными братьями - и экономически нерентабельно, и просто... некрасиво.
0 коммент.:
Отправить комментарий