Чем больше времени проходит c начала кризиса на Украине, тем громче раздаются голоса об “упущенных Россией возможностях”. И не только от профессиональных “путинслильщиков”, но даже и от тех, кого позиционируют в качестве “близких к Кремлю политологов”. Отличились на этой стезе даже, например, Сергей Марков и известный крымский блогер Борис Рожин (“Полковник Кассад”), которые недавно написали статью под броским названием “Отказ от ввода войск в Юго-восточные области Украины был ошибкой”.
Основные тезисы: у Киева на момент начала “русской весны” было от силы тысяч 5 боеспособных частей, Запад не был готов оказать Украине поддержку, “холодная война” санкций и так была начата – стало быть, надо было вводить на Украину российскую армию. При этом авторы, мягко говоря, не уточняют, на каком рубеже должен был бы завершиться этот гипотетический ввод.
А ведь, что тогда, что сейчас политики и эксперты никак не могли дойти до общего вывода, балансируя между позициями от “надо освобождать только Новороссию – Киев и Львов пусть варятся в собственном соку” – до “если под властью бандеровцев останется хоть клочок территории бывшей Украины, Запад именно эту власть будет признавать легитимной – надо занимать всю “незалежную” вплоть до польской границы”.
Насчет того, чем такой вариант грозил России – тоже написано немало. Если коротко: формальная военная победа обернулась бы тяжелейшим ударом по российской экономике ввиду необходимости “держать на плаву” десятки миллионов “халявщиков”, живших все четверть века своей “незалежности” мечтой о “членстве в ЕС с зарплатами по 4 тысячи евро и пенсиями по две тысячи”.
И малейший дисбаланс между этой маниловской мечтой и реальностью пусть даже более высокого, чем ранее уровня жизни под российским протекторатом, все равно вызывал бы недовольство. Пусть выражавшемся бы даже не в очередном Майдане (хотя даже несколько десятков тысяч отморозков, вроде тех, что ныне убивают жителей Донбасса в составе карательных батальонов, могли бы принести очень немало хлопот).
То есть, новые граждане РФ (или граждане теперь союзной Украины) были бы в массе своей, в лучшем случае, “лайт-версией” классической “пятой колонны”. На неё уходила бы целая прорва российских денег, а вот лояльность взамен помощи была бы весьма условной.
В этом смысле нынешняя ситуация выглядит выигрышно хотя бы потому, что даже самые прозападные украинцы уже сами увидели крах своей “евромечты”, который стал особенно явным после откровенно циничных заявлений главы Еврокомиссии о “невозможности принятия Украины в ЕС ближайшие 25-30 лет”.
А еще есть все возрастающая апатия и недовольство жителей “великой европейской державы” “благословенным Западом”, который никак не желает выделять миллиарды поддержки даже в виде кредитов МВФ, не говоря уже об ожидаемых “инвестициях” и безвозмездной помощи.
***
Тем не менее, у “жестких” и “мягких” путинслильщиков есть еще один, чисто военный аргумент. Дескать, если бы ввод российских войск на Украину состоялся весной 2014 года, то и тогда это повлекло бы за собой минимальные затраты, да и сегодня воевать было бы не с кем. (Фактор бандеровского терроризма в расчет отчего-то не принимается.) А вот, дескать, сейчас, когда “незалежная” армия “поднакопила жирку”, “понюхала пороху”, справиться с ней будет ну очень сложно.
А тут доморощенным “путинслильщикам” вторят и их украинские объективные союзники. Например, недавно директор Департамента социальной и гуманитарной политики Министерства обороны Украины Валентин Федичев пообещал российским Вооруженным Силам “потерю Сухопутных Войск и 20 тысяч убитыми” при попытке дойти до Днепра. При этом потери собственного “вийска” он оценил всего в 6 тысяч. Видно, тупо решил экстраполировать данные общевоенной теории, согласно которой потери наступающих втрое выше, чем обороняющихся, на гипотетический украинский ТВД.
Более того, у критиков “провальной стратегии Кремля” теперь есть и новый “козырь”: Украина собирается почти полностью преобразовать свою армию в профессиональную! Дошло до того, что даже самый оголтелый нацистский “ястреб” в руководстве хунты, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов, ставший во главе путчистов с Майдана до избрания президентом Порошенко, недавно заявил, что “7-я волна мобилизации может и не проводиться”. Дескать, зачем, если ряды укроармии и так успешно пополняются добровольцами-контрактниками?
Об этом с начала года взахлеб рассказывают чиновники Минобороны и политики. В цифрах, правда, случается разнобой, но вроде за январь-февраль около 9 тысяч человек в армию все-таки записались. Уволить весной в связи с истеканием всех мыслимых сроков прохождения мобилизации надо будет 45 тысяч,но министра обороны это пока не очень волнует. Дескать, если “Россия не усилит агрессии”, то и так обойдемся.
В целом же генерал армии Полторак настроен оптимистически и планирует пополнять ряды своих подчиненных на 5-6 тысяч “контрактников” в месяц. За год, действительно, может набраться тысяч 60-70. К имеющимся 110 тысячам “профессионалов” (из общего количества ВСУ в 250 тысяч), глядишь, и будет достигнута “контрольная цифра” в 70% военных по контракту.
***
Так, может, и правда, теперь российским Вооруженным Силам в случае гипотетического конфликта надо если не бояться, то более серьезно относиться к возросшему качеству армии “потенциального противника”, заодно поминая нехорошими словами тех, кто не разрешил им отправиться в “лихую кавалерийскую атаку” двумя годами раньше?
Думается, опасения эти весьма и весьма преувеличены. Для начала достаточно посмотреть, как в ужасе бегут в Турцию боевики ИГИЛ и прочие “борцы за свободу” – от довольно таки жалкого в сравнении со всей мощью российской армии полка ВКС. А ведь там – ребята мотивированные, в частности, и рабынями-“наложницами” из числа пленных девушек на земле, и “гуриями” на небе, которых им обещают их духовные лидеры.
А вот доблестные украинские “контрактники” мотивированы всего лишь одним фактором – деньгами. Об этом, кстати, практически не стесняясь говорит даже вышеупомянутый министр Полторак.
“Решение об увеличении денежного обеспечения военнослужащих дает нам оптимизм, что со временем мы вообще откажемся от мобилизации, если не будет активных боевых действий. Потому что если раньше мы в месяц набирали 200-300 контрактников, то, только за этот месяц, когда мы получили (повышенное) денежное обеспечение в войско записались 9 тыс. человек. 7 тыс. человек мы уже призвали”
Степан Полторак
То есть, конечно, можно согласиться, что упомянутые министром “200-300 человек” до повышения окладов были хотя бы минимально мотивированы каким-то, пусть даже ложно понимаемым, патриотизмом. Но это же всего 5-7% от количества новых “ландскнехтов”, пришедших в армию исключительно “за длинной гривной”.
Собственно, ярким подтверждением доминирующих настроений в украинском обществе являются данные двух показательных соцопросов. Согласно первому, треть респондентов не против, если Донбасс будет “возвращен Украине” силой оружия. Но при этом в ряду общих проблем вопрос возвращения территорий ЛДНР волнует аж 2,8%. То есть, война на Востоке находится на втором месте в рейтинге – 47%, но победа в ней, тем более, с личным участием уже в пределах статистической ошибки. Ну а на первом месте среди актуальных проблем для граждан Украины оказались цены – и их бешеный рост.
***
Так что нет ничего удивительного в том, что на фоне растущей экономической разрухи, роста цен, безработицы в украинскую армию побежали записываться те, кто больше всего страдает от этого. Действительно, зарплата в 7 тысяч гривен (чуть больше 250 долларов) для “великой европейской державы” — это почти “роскошь”. Пенсия там начинается от 1300 гривен, столько же (и далеко не “чистыми”) получают и начинающие “бюджетники”.
Только ведь жить (и убивать других) за такие деньги, конечно, охотники находятся, а вот как насчет охотников за них умирать? Особенно, при полном понимании того факта, что раненые бойцы государству абсолютно не нужны (порой родным приходится искать деньги даже на минимально сложные операции). Содержать бойцов, ставших на войне инвалидами, тоже никто не собирается.
А ведь гипотетическая война с российской армией — это даже не 41-й год для Армии Красной. Тогда техническое превосходство и бюджет Вермахта превышал советские показатели отнюдь не в десятки раз, как ныне отстает Украина в военном отношении от России. Возможная схватка будет больше напоминать стычку современных солдат с какими-нибудь папуасами.
С другой стороны, еще “котлы” 2014 года показали, что украинским горе-воякам отнюдь не угрожает какое-то “зверское отношение” в плену. Так что при выборе между пленом и смертью решение “гривне-мотивированных патриотов”, думается, будет вполне однозначным.
***
Кроме того, за желанием Киева перейти по максимуму на контрактную армию скрывается еще один очень неприятный для него момент. Ведь, в отличии от российской ситуации, когда профессионалы жизненно нужны для управления сложной техникой, которой на Украине почти нет, ВСУ вполне могли бы обойтись и призывниками или мобилизованными. Так, уже сейчас в местном Минобороны раздаются панические голоса насчет того, что “денег на профессиональную армию может не хватить”. Тем более, что если все содержание МО уходит на зарплату, откуда ж этот профессионализм возьмется, без регулярных дорогостоящих учений?
К тому же идея “пропустить побольше украинцев через АТО” в качестве “закалки” широких масс на предмет практической русофобии — это изначально была “голубая мечта” американцев, со времен Бжезинского грезящих стравить украинцев и россиян в кровопролитной братоубийственной войне.
Да только не желают “бесплатные” резервисты идти “защищать единую Украину” — разве что “из-под палки”. Именно из-за этого все последние “волны мобилизации” откровенно срывались: в итоге в “вийско” попадали либо “отбросы общества” (алкоголики, наркоманы), или же те, кто не смог убежать или откупиться от военкомата. В отличие от вполне реального патриотизма россиян, 80% из которых готовы к защите своей Родины даже по оценкам прозападного “Левады-центра”.
Так что переход украинских властей на контрактную форму комплектования вооруженных сил свидетельствует лишь о том, что они практически полностью исчерпали реальный мобилизационный потенциал на основе хоть каких-то духовных ценностей. Что, в общем, и неудивительно с учетом "верховного божества" украинской "еврорелигии" — заработать побольше звонкой монеты хоть чистильщиком унитазов в богатенькой Европе. Ну а взять в руки оружие за немалые по местным меркам деньги — и воевать с ним до последней капли крови — это, все-таки, разные вещи.
Так что не стоит пугаться “возросшего профессионализма украинской армии”. Попытка ее перевода на контрактные рельсы — всего лишь признание полного фиаско реальной значимости укропатриотической идеи и попытка хоть немного оттянуть неизбежную агонию режима.
0 коммент.:
Отправить комментарий