воскресенье, 6 ноября 2011 г.

Давайте не заблуждаться о Стиве Джобсе

A+ A-



Как-то я сидел в баре и барменша спросила меня: «Вы слышали, что Стив Джобс умер?» В глазах у нее стояли слезы.
Ей было максимум лет 25. Людям моего поколения кажется очень странным, что смерть успешного корпоративного босса вызывает такую скорбь в представителях молодого поколения. Люди корпоративного мира обычно не влияют на жизнь и культуру молодежи.
Джобс был исключением. Представители всех классов и слоев искренне скорбят и воздают должное этому якобы провидцу, изменившему мир. «Уолл-стрит джорнал» поместила гигантский некролог на шесть страниц со словами «Стивен Пол Джобс, 1955–2011», которому позавидовал бы иной президент США. Профили Facebook по всему миру облачены в скорбные тона. Технический писатель Уолтер Моссберг сказал на NPR: «Без него (Джобса) у нас бы не было персонального компьютера» – самое абсурдное утверждение, что я слышал за последний год. Авторы практически всех некрологов сходятся во мнении, что Джобс был культурным революционером исторического масштаба. Все больше вспоминают его знаменитое утверждение: «Я хочу пробить брешь во вселенной».
Люди! Давайте спустимся с небес на землю.
Я не хочу плохо говорить об умерших, и мне тоже причиняет грусть смерть Джобса, особенно то, что он умер относительно молодым. Но мне сложно понять, что именно он поменял в нашем мире. В тех областях, где достижения Стива Джобса несомненны: дизайн, маркетинг и средства доставки развлекательного контента – мне сложно согласиться, что эти достижения несут однозначное благо.
Вопреки распространенной точке зрения, Джобс не был изобретателем. Он не изобрел ни персональный компьютер, ни мышь, ни графический интерфейс, ни MP3-плеер, ни смартфон. Что он сделал, это облек эти вещи в новую форму с акцентом на простоте, качественной сборке и превосходных материалах. Он мастерски апеллировал к чувству идентичности потребителей, давая им нечто, отражающее хороший вкус и надежность. Именно в этом он действительно преуспел – в нахождении и эксплуатации психологических связей между предметом и желанием, а также в использовании этих связей для продаж десятков миллионов устройств.
Но насколько хороши эти устройства с технической стороны? Если взглянуть с этой точки зрения, то акцент на дизайне всегда создавал проблемы. Всегда, когда Джобс был вынужден выбирать между формой и функцией, побеждала форма. Вспомним щелевой DVD-привод, который сейчас стоит на всех «Маках». Да, он здорово выглядит. Но он ограничивает пользователя только одним размером диска, и у него нет ручного механизма извлечения диска. Любой начинающий инженер хорошо понимает, насколько высокомерен такой подход: «диск никогда не застрянет, поэтому не будем предусматривать эту возможность».
Джобс однажды сказал своим программистам, что интерфейс должен быть таким красивым, что пользователи должны хотеть в буквальном смысле «облизать кнопки». Это хорошо или плохо для тех, кому важен в первую очередь результат работы, а не эстетические ощущения от средства его достижения?
В 1970-х годах Джобс был членом компьютерного клуба «Хоумбрю», где он научился переделывать системные платы под собственные нужны. Но потребителям Apple это делать запрещено. Его рекламные кампании «1984» и «Думай иначе» полностью противоречат его авторитарному стилю принятия решений за пользователей, как им взаимодействовать с техникой. Он был гораздо ближе к Фредерику Тейлору, чем к Эмме Гольдман. Джобс мастерски навязывал пользователям требуемые пользовательские привычки. Вот почему у его первого Mac не было клавиш-курсоров: он знал лучше потребителей, что для навигации достаточно одной мыши. Продукты Apple настолько заблокированы, что даже для открытия корпуса нужна фирменная отвертка.
Или аккумулятор на iPhone – пользователь не может его поменять. Если аккумулятор выработался, его нужно нести к специалистам. Это презрение к потребителю для меня одна из причин, наряду с серьезными проблемами на iPhone, почему у меня никогда не будет этого телефона.
Желание Джобса контролировать все и вся распространялось и на его подход бизнесу, часто с катастрофическими результатами. Одной из причин, почему Microsoft вчистую обыграла Apple на рынке операционных систем, было нежелание Apple лицензировать свою ОС производителям компьютеров, как делает Microsoft. Apple все же начала это делать в 1995 году, спустя десять лет после увольнения Джобса с поста гендиректора, но уже через год снова прекратила, когда в 1996 году он вернулся. Сегодня доля Mac OS растет, но на американском рынке у нее всего 10%, а в других странах гораздо меньше. Весь бизнес работает на Windows. В бизнесе Apple до сих пор не создала достойную базу данных или интернет-сервер.
Посмотрите на знаменитый App Store, фирменный знак качества и успеха iPhone. А ведь изначально Джобс не хотел разрешать сторонним программистам продавать там свои программы. Apple разрешила это делать лишь со временем, с неохотой и только после того, как хакеры нашли способ устанавливать на iPhone свои программы. Только тогда Apple поняла очевидное: программисты – большой источник дохода, а не враг.
Корпоративную культуру Apple отличала секретность и очень высокая зависимость от личного руководства Джобса. Когда стало ясно, что его болезнь неизлечима, руководство компании начало осторожно записывать, как Джобс принимает решения, чтобы эта ценная информация смогла пережить своего создателя. Сегодня Книга Стива изучается в университете Apple, о котором широкой общественности мало что известно. Это не корпорация. Это культ.
Но разве Джобс не обогатил нашу жизнь революционными продуктами вроде iPhone и iPad, помогающими нам эффективнее учиться и общаться друг с другом? Задайте этот вопрос тысячам учителей, которые каждый день вынуждены вытаскивать белые наушники из ушей своих учеников. У меня совсем нет уверенности, что иметь в кармане десять тысяч песен на прекрасном плеере – это так здорово для человека, или что это улучшило нас как общество. Зато мне все чаще кажется, что современная сверхдоступность музыки ведет к тому, что между музыкой и слушателем утрачивается эмоциональная связь, у слушателя уже нет любимых песен на долгие годы.
iPad – это мощный рабочий инструмент для узкой группы специалистов. Для остальных же это отупляющая развлекательная машина. Это еще один портал, через который на нас льется однообразная массовая визуальная культура – во многом, кстати, генерируемая другим детищем Джобса, Pixar Studios. И эта культура отодвигает на второй план текст и чтение, притупляет способность к исследованию и анализу.
Но самое грустное то, что нас заставляют думать, что быть «цифровым» и «подключенным» – хорошо само по себе. С этой точки зрения качество контента уже не принципиально, а образование отождествляется с простым потреблением культурного контента. Посмотрите, сколько американских школ уже получили образовательные гранты на обеспечение iPad всех учеников и учителей. Это фундаментально ошибочный подход к самой сути образования, это заблуждение, основанное только на лени. И в значительной мере ответственность за это несет Apple, которая всегда была на переднем плане движения за «цифровизацию учебного класса».
Конечно, можно воздать должное гению Джобса в маркетинге и дизайне. Но не будем, не будем заявлять, что он сделал наш мир лучше.

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger