A+ A- |
Ну что ж, други мои и читатели, продолжим наши премудрые речи об изысканной красоте. Сегодня я намерена предложить вам вольный (местами - очень вольный) пересказ еще одного кусочка интересной книжки.
Глава 1. Коконо-токоро: девять составляющих красоты.Эпиграф: "Наш мир отличается от скучной повседневности. Если бы мы одевались так же, как обычные женщины, как, скажите на милость, смогли бы мы привлекать внимание мужчин?" - Наое, куртизанка из квартала удовольствий Шинмачи, Осака (1789 год).
Чувственные японские женщины за долгую историю своего существования вывели простые правила как быть красивой. Эти правила называются "коконо-токоро" - девять составляющих красоты. Эти составляющие есть: глаза, рот, голова, руки, ступни, дух, осанка, аура соблазнительности и голос. (Заметьте, однако: ни слова про сиськи и задницу! Как будто у женщины их и нет. Ничего удивительного, что мужикам в эпоху Эдо приходилось при выборе куртизанки советоваться с книгами на предмет "физических признаков девушки". С другой стороны, вот эти две наиболее привлекательные "составляющие красоты" по представлениям западного мужика, у натуральных японок выражены не очень явно (скажем так), а уж кимоно просто сглаживает все выпуклости и впуклости фигуры до ровного столбика.)
Среди этих девяти составляющих красоты по-японски дух - пожалуй, самое сложное для подражания. Куртизанка, которая владела этим качеством, называемым "хари" (харизма?), была вне конкуренции и могла соблазнить любого мужчину даже будучи одетой. (- выделено автором. Ну да, без штанов кто угодно соблазнит, а ты попробуй в этом тяжеленном халатике из нескольких слоев шелка уделать мужика, когда у тебя из всей фигуры видны только руки и лицо! Ясное дело, высший пилотаж.)
Гейша эпохи Эдо. Укийо-е.
Чистая эротика в нашем понимании была конкретно запрещена в Японии эпохи Эдо. На картинах того времени нет обнаженной натуры (столь характерной для европейской живописи примерно того же времени). Вместо изображения обнаженных женских тел японские художники акцентировали женскую красоту поворотом и наклоном головы, изящными пропорциями лица, прической, роскошным кимоно, подчеркивающим грацию и элeгантность позы... На картинах эпохи Эдо, укийо-е, одетые женщины излучают эротически стимулирующую чувственность. Разглядывание изображений этих прекрасных женщин часто называлось "чтением одной рукой" (Похоже, понятие "порнография" древними японцами трактовалось конкретно не по-нашему... И современное "искусство" с точки зрения японца эпохи Эдо выглядит просто фантастически вульгарной грубостью.) Все женщины, избораженные на этих гравюрах, соблюдали девять составляющих красоты и обладали хари.
Куртизанка эпохи Эдо. Обратите внимание на подол кимоно: множество слоев шелка имитирует... женские гениталии.
Так как в Японии сексуальная активность полагалась необходимой частью полноценной жизни, то искусство соблазнения этих женщин всегда было уместным. И по этой же причине соблазнение должно было постоянно совершенствоваться, чтобы поддерживать и стимулировать мужское либидо (Зажрались они там, эти древние японские мужчины, вот что я вам скажу.) Полагаю, что наилучший путь для того, чтобы восхитить собой мужчину, есть включение этих девяти составляющих красоты в ваш ежедневный режим и воспитание в себе собственного хари. С пятью составляющими физической красоты и четырьмя составляющими красоты характера это будет богатый и наполненый жизнью образ, который сделает вас сексуальными внешне, а ваша внутренняя красота будет придавать блеск и уверенность в себе, когда вы решитесь на следующее соблазнительное приключение в спальне. (Не знаю, как вам, а мне так за версту понесло духом коммивояжерства: типа, с нашим пылесосом последней марки с тремя внешними щетками и двумя внутреними для особой чистоты, ваш дом всегда будет просто сверкать!... Американка, е-мое, похоже, у них это генетическое)
Ну, и общее замечание про эротические картинки эпохи Эдо. Таки да, полностью обнаженной женской натуры там не найти. Зато обнаженные отдельные части этой самой натуры железно подпадают под определение "порнография" как оно дается нашим родным Министерством Культуры. Высокохудожественно, да: тщательно прорисованы каждая деталь навороченной прически и каждая складочка ткани. И все остальное - столь же детально и натуралистично. Большие затейники были японцы эпохи Едо. Вспомнился фильм "Статский советник" с Фандориным-Меньшиковым. Юная барышня-террористка попав в спальню Фандорина, находит альбом с японскими гравюрами... Моя реакция на результат поиска по Гуглю по запросу "ukiyo-e" была аналогичная: открыла, с интересом просмотрела, покраснела и сделала вид, что ничего не видела.
Однако, создалось у меня при этом стойкое ощущение, что древним японцам хорошо было знакомо и то искусство, которое ноне именуется фотошопом. Хотя, в эпоху Едо оно, возможно называлось чем-нибудь вроде "идеализации", "метафоры" или даже "гиперболы". Когда природа не достаточно красива и эстетична, это можно поправить.
Приступим теперь к детальному изучению всех этих девяти составляющих красоты по японски.
Глаза.
"...Но это все было прежде всего в ее глазах - блистающих умом под выгнутыми и тщательно прорисованными бровями" - об О-Кои, популярной куртизанке из Шинбаши, девятнадцатый век.
Макияж гейши весьма эффектен. Совершенно ничего не используется для ресниц. Вместо этого акцент делается на подводку глаза, чтобы придать взгляду глубину и выразительность. Молодая майко, ученица гейко, подрисовывает область вокруг глаз и бровей красным и черным. Когда она становится гейшей, то использует больше черного, чтобы придать визуальную глубину своему взгляду, подчеркнув этим глубину своей интеллигентности и искуссности. (Чем опытнее гейша, тем скромнее внешне: макияж проще и естесственнее, кимоно более спокойных тонов. Ничто не должно отвлекать внимание от ее искусства!)
Макияж майко
Брови, маю, были отличительной особенностью облика гейши. Лицу придавалась особая одухотворенность полным выщипыванием бровей и рисованием их выше естественного положения на лице. (На лбу, проще говоря) Форма бровей была столь важна, что в случае ошибки, гейше приходилось смывать весь макияж и начинать все с самого начала. Наиболее совершенными в эпоху Эдо считались брови "катсура но маю" - изящной формы молодого месяца. "Катсура" - значит ива, дерево, которое согласно китайской легенде, растет на Луне и изгиб ветвей которого напоминает форму растущей луны. "И если я говорю... моя бровь чешется... это значит, что мой любимый скоро придет ко мне".
Гейко
Примечание к разделу, сделанное автором:
Макияж гейши
Набор маленьких горшочков с разными снадобьями, разнообразные кисти и яркие краски - все это завораживало европейцев, впервые столкнувшихся с макияжем гейш. Белила, совершенно закрывающие ее лицо и называющиеся "оширои", используются с древнейших времен. Их историю можно проследить вплоть до эпохи Хейан, когда японский импереаторский двор испытывал сильное влияние Китая, откуда обычай белить лицо и произошел. Свинцовые белила, использовавшиеся как основа для этой краски, давали эффект совершенно гладкого, почти маско-образного лица. При этом, по иронии судьбы, свинец, входивший в состав, ускорял старение кожи, а в некоторых случаях был причиной ранней смерти женщин. (Страшное дело, однако! Вот уж поистине: смертельная красота!) Позже свинцовые белила было заменены на более безопасное вещество. Гейша наносила белую краску не только на лицо, но и на руки до локтя. (А также на шею, плечи и верхнюю часть спины.) После завершения "побелки" основа слегка припудривалась, чтобы убрать возможный блеск.
Майко, накладывающая макияж
Традиционный макияж гейш был не только вызывающе дерзким, но и символическим, особенно на задней части шеи. При помощи специального трафарета сзади оставлялись две полоски незакрашенной кожи, или три - для специальных церемоний. Это считалось особенно эротичным, напоминая формой женские гениталии. (Ну, скажите на милость, кому еще придет в голову рисовать гениталии на шее?!)
Две майко: вид на заднюю сторону причесок. Ну и как, похоже? Кстати, я не знаю почему у этих двух майко форма э-э-э...выступов отличается. Не думаю, однако, что это случайно. Возможно, разный статус или принадлежность к разным домам гейко.
Некоторые приемы "игры глазами":
Гейша не поднимает глаз, когда входит в комнату, показывая элегантно нарисованную красным или черным линию на верхних и нижних веках. Помните, что тени для век могут образовывать комочки, смешиваясь с кожным салом ваших век, если были наложены слишком толстым слоем. Сначала слегка припудрите веки легкой прозрачной пудрой, а затем нанесите тени для век. Аккуратное смешение цветов на ваших веках - это залог получения впечатляющего и элегантного макияжа. (Японцы вообще считают, что взгляд прямо в глаза собеседника - это редкостная грубость или конкретный вызов. Человек ниже по положению, пялиться в глаза своего босса не имеет права до сих пор. А уж девушка, открыто смотрящая в лицо собеседника-мужчины, просто редкостная....бесстыдница.)
Задолго до гейш леди Хейана, не имевшие права показывать лица, придумали как казаться загодочными, чтобы интриговать мужчин. Обычно беседы с посетителями велись через частые декоративные решетки из дерева или легкие ширмы из шелка. (Отсылаю к "Истории прица Генджи", там кавалеры только и делают, что пытаются заглянуть за эти самые экраны-ширмы-решетки.) Темные очки - это современный способ казаться загадочной и интригующей. (Думается, больше всех в этом отношении преуспели мусульмане. Вот уж где загадочности облика хоть отбавляй!)
Рот, губы
Идеальной формы женский рот воспевался японскими поэтами во все времена. Автор эротических новелл Ихара Саикаку (1642-1693) написал: "...ее губы цветом напоминают листья на самой вершине Такао в разгар осени..." Гейши использовали помаду на основе цветов сафлора (safflower - не знаю, что это за цветы, к сожалению), чтобы придать своим губам насыщенный цвет пиона и очертания лепестка. Кристаллический сахар, расплавленый и добавленный в помаду, придавал губам сочный блеск. В прошлом, маленький рот со сложенными как для поцелуя губами, (в куриную гузку, говоря по-нашему) - очобогучи - считался самым желанным. Именно поэтому майко красят только нижнюю губу. (Поняли, да? Анджелина Джоли - страшная кродилица-губошлепка, шоб вы знали.)
Гейко
Как гейши заботились о своей коже.
"Цвет ее лица напоминает тонкий оттенок лепестка сакуры..." Как гейши и куртизанки добивались такой изумительной кожи? Во времена Хейана придворные леди наподобие Мурасаки Шикибу умывались, используя шелковый мешочек, наполненный смесью из рисовой шелухи, полученной при полировке риса, порошок из бобов адзуки и орешков камелии. Эта смесь очищает кожу от грязи, не нарушая естественного жирового баланса, поскольку рисовая шелуха содержит комплекс витаминов группы В и Е. Гейши традиционно очищали кожу лица nightingale droppings (= какашками соловья). Этот светло-желтый крем для лица все еще является лучшим средством для придания коже жемчужно-матовой бледности. Специальным образом приготовленнoe, чтобы удалить неприятный запах, это средство можно купить и сейчас, но оно чрезвычайно дорогое. (Не, братцы! Красота, конечно, требует жертв, но за собственные большие деньги мазать рожу какашками я не буду, даже если мне пообещают за это всех самураев в мою постель!)
Несколько советов по уходу за кожей и макияжу.
Вы можете сделать свое собственное средство для мытья лица. Наполните маленький шелковый мешочек тонко помолотой рисовой шелухой. Используйте только чисто рисовую шелуху, ее можно найти в магазинах здоровой пищи. Положите мешочек на несколько минут в горячую воду, затем слегка отожмите. Когда молочно-белая жидкость начнет сочиться из мокрого мешочка, значит, он готов для использования. Вымойте свое лицо этим мешочком, делая мягкие массирующие движения. Мягкий шелк обеспечит деликатное скольжение по коже, не травмируя ее, пока моющие ингридиенты наполнителя питают, полируют и очищают ваше лицо. Вы можете использовать этот мешочек два или три раза, оставляя его в сухом месте. Затем надо поменять наполнитель. (А вот это очень дельный совет, думается. Весьма рекомендую.)
Жилища гейш устроены таким образом, чтобы их заполнял по возможности натуральный свет (Любые местные традиционные жилые дома так устроены: раздвигающиеся окна-двери от пола до потолка). Делайте так же, как гейши: накладывайте макияж при дневном естественном освещении. Тогда вам будет ясно видно, как ложится каждый конкретный цвет на вашу кожу и как он сочетается с другими цветами вашего макияжа. (Ну, это уже вроде не новая рекомендация. Но тоже весьма полезная.)
Голова.
Леди Мурасаки в свои хейанские времена написала: "Ее (Леди Дайнагон) волосы были на три дюйма длиннее, чем ее рост". Как можно увидеть на многих японских картинах, веками японские женщины старались иметь волосы как можно длиннее. Чем роскошнее и длиннее были волосы, тем более чувственной казалась их обладательница. В эпоху Эдо женщины использовали такое количество воды для мытья своих волос, что публичные бани взимали с них дополнительную плату. (Хе, налог на волосатость, однако!) В те дни волосы мыли только раз в месяц, но очень тщательно ухаживали за ними: расчесывая очень частым гребнем и используя ароматизированные масла. (Вспомнился мне тут рассказ Акутагавы про мандарины. Описывая бедную деревенскую девочку, ехавшую с ним в одном купе поезда, он упоминает, что "ее волосы не знали масла, а потому неприятно блестели". Понятно? Что там врут про "здоровый блеск волос...")
Причесывание. Укийо-е восемнадцатого века.
Но любя длинные локоны, гейши использовали совершенно иной подход для придания себе видимости
особой чувственности. Их сложные прически были одновременно и эффектными, и традиционно формальными, и в то же время - очень символичными. Глядя на прическу гейши, вы легко можете определить, девственница она или нет. Девичий стиль прически майко, называемый варешинобу, можно описать как валик волос, уложенный кренделем на макушке и украшенный лентами, шпильками и шелковыми цветами. Более скромно украшенный узел волос, расположенный ниже, называется офуку и значит, что майко уже имела свой первый сексуальный опыт. Маленькая прядь волос на макушке головы майко туго натягивалась, чтобы удерживать всю эту конструкцию. От постоянного напряжения волосы выпадали и не восстанавливались, образуя маленькую лысинку на самой маковке. Более старшая гейша могла гордо показать эту проплешину, назвав ее "медаль почета майко" (В наше просвещенное время различные стили причесок майко и гейш используются исключительно с целью показать ранг артистки. Что-то вроде погон у военных. И к сексуальному опыту не имеют никакого отношения.)
Майко и гейко - различия в прическах
Куртизанки также имели свою "систему ранжирования по волосам", которая значительно менялась на протяжении времен. В самые ранние времена чем проще была прическа у куртизанки, тем выше было ее положение и стоимость. Позднее, таю - королева куртизанок - отличалась от своих более дешевых товарок по ремеслу именно сложнейшей прической, из которой к тому же торчали во все стороны богато украшенные шпильки и гребни.
Прическа таю
Совет по уходу за волосами.
В современной Японии ежедневное принятие ванн - один из важнейших повседневных ритуалов, включающий и мытье волос. Японские женщины используют шампуни с разнообразными питательными добавками, такими как рисовая шелуха, оливковое масло (было завезeно в Японию португальцами в шестнадцатом веке) и сушеные водоросли, чтобы удалить загрязнения и избыток кожного сала.
Японские женщины очень любят массаж для здоровья и релаксации. Они знают, что хороший уход за волосами и кожей головы включает очищение и стимуляцию. Массаж ступней или горячие ванны для ног также способствуют расслаблению.
Примечание к разделу, сделанное автором.Суп из бобов адзуки, который помогает убрать темные пятна под глазами.
Заметьте, какое гладкое лицо у гейш! Никаких прзнаков темных пятен под глазами! В чем секрет? (Я бы сказала - в толстом слое побелки. Но я, похоже, не права...) Суп из бобов адзуки традиционно используется, чтобы выровнять цвет лица, убрать темные круги вокруг глаз и очистить организм. Маленькие, темно-красные, овальные бобы адзуки с нежным вкусом - прекрасный источник энергии и натуральное средство для снижения уровня холестерола (А я думала, что у меня темные круги от недосыпа. Оказывается, от холестерола! Пойду закупаться бобами.)
Замочите 3 чашки бобов адзуки в большом количестве воды на сутки или на ночь.
Воду слить.
Добавить примерно пол-литра воды и довести до кипения.
Воду слить и добавить еще пол-литра свежей холодной воды.
Довести до кипения и варить на медленном огне 30 минут.
Добавить 2 стол. ложки тмина и 1 стол. ложку белого перца.
На сковороде разогреть 1 стол. ложку оливкового масла, добавить мелко порезанные 2 морковки, 2 стол. ложки имбиря, 3 зубчика чеснока и одну большую сладкую луковицу. Тушить до мягкости.
Добавить тушеные овощи к бобам и варить на медленном огне еще 30 минут, или пока бобы не станут мягкими.
За 10-15 минут до окончания варки добавить соль по вкусу.
Перед самой подачей на стол добавить сок 1 свежего лайма и 3 стол. ложки cilantro.
(Что такое "cilantro"? Ни в одном из моих словарей такого слова нет. Ничего не могу сказать про этот рецепт. Не доводилось пробовать и даже слышать о таком. Если кто рискнет попробовать этот "супчик от синяков", напишите потом о результате, пожалуйста.)
Руки.
Руки - это одна из важнейших составляющих репертуара соблазнения каждой женщины. Руки гейши смягчали мужчину: "...каждое прикосновение ее пальцев было движением, полным совершенства, достигаемого долгой тренировкой. Это было поэзией рук..., которая плавно переходила в гармонию движения, звука и цвета. Руки раскрывались как цветы под лучами утреннего солнца".
Гейша использует свои грациозные руки для того, чтобы налить чай, правильно держать веер (большой палец спрятан) или чтобы создать композицию из цветов. Поднимая руки или дотрагиваясь до чего-либо гейша делает важным и значительным каждое движение.
Куртизанка. Обратите внимание на руки, спрятанные в рукавах кимоно. Ну, и низ кимоно заодно.
Советы по уходу за руками.
В Японии руки женщины должны показывать определенную грацию даже в том случае, если их хозяйка не гейша. Правильные и красивые движения рук достигаются длительными тренировками.
Кремы для ухода за руками необходимы для японских женщин, особенно во время холодов. Для защиты рук от солнечных лучей или холодного ветра женщины используют зонтики или прячут руки в рукава кимоно (Перчатки в наше время более популярны для этой цели, чем кимоно).
Руки должны быть чистыми и ухоженными. Массажируйте руки, слегка натягивая кожу от кончиков пальцев к запястьям. Не забывайте о ногтях!
Ваши руки выдают ваш характер и темперамент. Уроки икэбаны, чайной церемонии, а также танцы помогут вам научиться совершать движения руками грациозно.
(В качестве наглядного пособия можно посмотреть видео-зарисовку из предыдущего поста как гейша проводит чайную церемонию. Танцы гейш также весьма показательны в этом отношении. Каждое движение в танце отрабатывается буквально годами для достижения совершенной грации и выразительности. Строго говоря, в такой одежде руки - это единственная часть тела имеющая относительную свободу движения и, стало быть, пригодная для выражения какого-либо эмоционального содержания.)
Cтупни
В Японии ступни - это особенный элемент женственной красоты. Куртизанки ходили без носков даже зимой (я писала об этом в предыдущей части перевода, в разделе о куртизанках). В новелле Ихара Саикаку "Жизнь влюбленной женщины" (1686) юная девочка, специально воспитываемая как будущая куртизанка высшего класса, описывается таким образом: "Ее ступни были едва ли восьми дюймов в длину, большие пальцы подогнуты внутрь и подъем ступни выгнут элегантной аркой." (Описание сильно напоминает китайские "лотосовые ножки". Но вот упомнания, что японцы пользовались столь же варварскими методами для придания им нужной формы, как-то не попадалось. Особые тренировки по хождению с поджатыми пальцами ног?)
Советы по уходу за ногами.
Так как ваши ноги участвуют в акте любви, вы наверняка хотите, чтобы они было прекрасны. Ухаживайте за ногами. Босые ступни с аккуратно обработанными ногтями, подкрашенными красным, считались особым шиком среди гейш Фукагавы в конце восемнадцатого столетия.
Следуйте японскому обычаю снимать обувь дома и пользуйтесь мягкими шлепанцами для того, чтобы ваши ноги отдыхали.
Чувственные японские женщины хорошо понимали пользу массажа шиатсу для баланса внутренних органов.
(В общем, кимоно не позволяет оценить ноги женщины, поскольку их все равно не видно. Но вот изящные ступни, только и видимые из всего этого вороха шелка, всячески акцентируются: белыми носками у гейш и майко, и специальными высокими сандалиями, окобо, для майко. Кстати, не знаю почему, но в Японии ступни при ходьбе должны быть направлены носками внутрь, а не наружу, как это принято у нас. Похоже, это делает походку более скованной и детско-женственной.)
Роскошные блестящие волосы, прекрасные глаза, рот, подобный цветку, восхитительные руки и грациозные ступни - все это составляющие внешности прелестной куртизанки. Но только внешность не достаточна для того, чтобы создать хари, дух. Это может быть только в случае, если женщина добавит остальные части коконо-токоро, некие тонкие намеки на огонь, тлеющий внутри этого прекрасного образа.
Так. Дальше там еще примерно столько же по объему про "духовные составляющие истинной куртизанки". С вашего позволения, я отложу вторую половину на следующий раз, потому как и так уже длинно получается.
Ну, в общем-то уже примерно понятно: с точки зрения автора этой книги, идеальная красавица по-японски - куртизанка. Потому что она прекрасна внешне и сексуальна до безобразия, количество мужиков в ее постели ограничивается только ее собственными аппетитами в этой области.
Однако, после прочтения сего опуса у меня внутре проснулся борец за социальную справедливость, за равные права женщин, против дискриминации по гендерному признаку и все это сразу. Поясню.
Гейшами и куртизанками редко становились по собственному добровольному желанию. До 1957 года в Японии существовал достаточно распространенный обычай продавать нежеланных детей (в первую очередь - девочек) в кварталы развлечений. Нежеланные дети - из очень бедных семей, как правило, которые не в состоянии прокормить всех своих отпрысков. А в квартале развлечений у ребенка всегда был шанс на кусок хлеба. Причем, постыдным этот промысел не считался: родители спасали своих детей от голодной смерти, это раз, а во-вторых, у ребенка был не слабый шанс на обеспеченную и интересную жизнь до глубокой старости. В подневольном состоянии. В зависимости от внешних данных и предполагаемых талантов девочке выбирали дальнейшую судьбу. Она могла остаться мелкой прислугой до конца своих дней или стать самой известной куртизанкой. Однако, если судьба ребенка была избрана, то поменять ее не было никакой реальной возможности. Именно поэтому история, показанная в "Мемуарах гейши" - нереальна. Если девочке была выбрана судьба гейши и начато ее обучение, то никакие провинности ребенка не могли бы заставить ее хозяйку поменять решение. Для усмерения особо строптивых существовала весьма изощренная система наказаний. И уж совершенно железно никто не стал бы делать гейшу из 15-летней девушки: слишком поздно и совершенно невозможно. Вы сможете научиться танцевать классический балет и играть на пианино на концертном уровне за полгода? Танцы гейш и шямизен ничуть не легче и точно также требуют многолетней упорной тренировки.
Девочка была собственностью хозяйки заведения, будь то публичный дом или о-кия (дом гейш). Она не могла покинуть заведение просто потому, что ей некуда было податься. Если бы ей вздумалось вернуться домой, родители не приняли бы ее и скорее всего отправили бы обратно (предварительно накостыляв по шее за то, что она позорит свою семью несоблюдением договоренностей). Если только нищенствовать.
Как правило, хозяйка заведения официально "удочеряла" своих подопечных. Все они становились ее "детьми", о которых она должна была заботиться. Достигнув "рабочего уровня" девушка начинала выплачивать своей хозяйке долг по ее покупке, кормлению, обучению и обеспечению "униформой". Если девушка была достаточно трудолюбива и талантлива у нее был шанс к концу своей профессиональной деятельности отдать все долги и выкупиться на свободу. После чего она могла выйти замуж по собственному выбору или начать какую-нибудь свою коммерцию. Был шанс даже стать хозяйкой того заведения, которое когда-то купило ее. Поскольку наследование в таких домах осуществлялось не по праву прямого кровного родства, а по желанию владелицы. Если денег на погашение всех долгов не хватало, то женщина могла окончить свои дни в том же самом публичном доме, но уже в качестве прислуги. Дети, которые рождались иногда у гейш или куртизанок как последствия их профессиональной деятельности также становились собственностью дома. Про девочек - понятно, их ждала та же судьба, что и их мамаш. А вот от мальчиков старались избавиться, потому как в дома гейш и куртизанок мужчины не допускались даже в младенческом возрасте. Их либо продавали в дома богатых в качестве слуг, либо в специальные публичные дома для геев.
Такая вот оборотная сторона красивой жизни самых изумительных женщин Японии. Поневоле захочешь стать защитницей прав угнетенных японских женщин.
Чувственные японские женщины за долгую историю своего существования вывели простые правила как быть красивой. Эти правила называются "коконо-токоро" - девять составляющих красоты. Эти составляющие есть: глаза, рот, голова, руки, ступни, дух, осанка, аура соблазнительности и голос. (Заметьте, однако: ни слова про сиськи и задницу! Как будто у женщины их и нет. Ничего удивительного, что мужикам в эпоху Эдо приходилось при выборе куртизанки советоваться с книгами на предмет "физических признаков девушки". С другой стороны, вот эти две наиболее привлекательные "составляющие красоты" по представлениям западного мужика, у натуральных японок выражены не очень явно (скажем так), а уж кимоно просто сглаживает все выпуклости и впуклости фигуры до ровного столбика.)
Среди этих девяти составляющих красоты по-японски дух - пожалуй, самое сложное для подражания. Куртизанка, которая владела этим качеством, называемым "хари" (харизма?), была вне конкуренции и могла соблазнить любого мужчину даже будучи одетой. (- выделено автором. Ну да, без штанов кто угодно соблазнит, а ты попробуй в этом тяжеленном халатике из нескольких слоев шелка уделать мужика, когда у тебя из всей фигуры видны только руки и лицо! Ясное дело, высший пилотаж.)
Гейша эпохи Эдо. Укийо-е.
Чистая эротика в нашем понимании была конкретно запрещена в Японии эпохи Эдо. На картинах того времени нет обнаженной натуры (столь характерной для европейской живописи примерно того же времени). Вместо изображения обнаженных женских тел японские художники акцентировали женскую красоту поворотом и наклоном головы, изящными пропорциями лица, прической, роскошным кимоно, подчеркивающим грацию и элeгантность позы... На картинах эпохи Эдо, укийо-е, одетые женщины излучают эротически стимулирующую чувственность. Разглядывание изображений этих прекрасных женщин часто называлось "чтением одной рукой" (Похоже, понятие "порнография" древними японцами трактовалось конкретно не по-нашему... И современное "искусство" с точки зрения японца эпохи Эдо выглядит просто фантастически вульгарной грубостью.) Все женщины, избораженные на этих гравюрах, соблюдали девять составляющих красоты и обладали хари.
Куртизанка эпохи Эдо. Обратите внимание на подол кимоно: множество слоев шелка имитирует... женские гениталии.
Так как в Японии сексуальная активность полагалась необходимой частью полноценной жизни, то искусство соблазнения этих женщин всегда было уместным. И по этой же причине соблазнение должно было постоянно совершенствоваться, чтобы поддерживать и стимулировать мужское либидо (Зажрались они там, эти древние японские мужчины, вот что я вам скажу.) Полагаю, что наилучший путь для того, чтобы восхитить собой мужчину, есть включение этих девяти составляющих красоты в ваш ежедневный режим и воспитание в себе собственного хари. С пятью составляющими физической красоты и четырьмя составляющими красоты характера это будет богатый и наполненый жизнью образ, который сделает вас сексуальными внешне, а ваша внутренняя красота будет придавать блеск и уверенность в себе, когда вы решитесь на следующее соблазнительное приключение в спальне. (Не знаю, как вам, а мне так за версту понесло духом коммивояжерства: типа, с нашим пылесосом последней марки с тремя внешними щетками и двумя внутреними для особой чистоты, ваш дом всегда будет просто сверкать!... Американка, е-мое, похоже, у них это генетическое)
Ну, и общее замечание про эротические картинки эпохи Эдо. Таки да, полностью обнаженной женской натуры там не найти. Зато обнаженные отдельные части этой самой натуры железно подпадают под определение "порнография" как оно дается нашим родным Министерством Культуры. Высокохудожественно, да: тщательно прорисованы каждая деталь навороченной прически и каждая складочка ткани. И все остальное - столь же детально и натуралистично. Большие затейники были японцы эпохи Едо. Вспомнился фильм "Статский советник" с Фандориным-Меньшиковым. Юная барышня-террористка попав в спальню Фандорина, находит альбом с японскими гравюрами... Моя реакция на результат поиска по Гуглю по запросу "ukiyo-e" была аналогичная: открыла, с интересом просмотрела, покраснела и сделала вид, что ничего не видела.
Однако, создалось у меня при этом стойкое ощущение, что древним японцам хорошо было знакомо и то искусство, которое ноне именуется фотошопом. Хотя, в эпоху Едо оно, возможно называлось чем-нибудь вроде "идеализации", "метафоры" или даже "гиперболы". Когда природа не достаточно красива и эстетична, это можно поправить.
Приступим теперь к детальному изучению всех этих девяти составляющих красоты по японски.
Глаза.
"...Но это все было прежде всего в ее глазах - блистающих умом под выгнутыми и тщательно прорисованными бровями" - об О-Кои, популярной куртизанке из Шинбаши, девятнадцатый век.
Макияж гейши весьма эффектен. Совершенно ничего не используется для ресниц. Вместо этого акцент делается на подводку глаза, чтобы придать взгляду глубину и выразительность. Молодая майко, ученица гейко, подрисовывает область вокруг глаз и бровей красным и черным. Когда она становится гейшей, то использует больше черного, чтобы придать визуальную глубину своему взгляду, подчеркнув этим глубину своей интеллигентности и искуссности. (Чем опытнее гейша, тем скромнее внешне: макияж проще и естесственнее, кимоно более спокойных тонов. Ничто не должно отвлекать внимание от ее искусства!)
Макияж майко
Брови, маю, были отличительной особенностью облика гейши. Лицу придавалась особая одухотворенность полным выщипыванием бровей и рисованием их выше естественного положения на лице. (На лбу, проще говоря) Форма бровей была столь важна, что в случае ошибки, гейше приходилось смывать весь макияж и начинать все с самого начала. Наиболее совершенными в эпоху Эдо считались брови "катсура но маю" - изящной формы молодого месяца. "Катсура" - значит ива, дерево, которое согласно китайской легенде, растет на Луне и изгиб ветвей которого напоминает форму растущей луны. "И если я говорю... моя бровь чешется... это значит, что мой любимый скоро придет ко мне".
Гейко
Примечание к разделу, сделанное автором:
Макияж гейши
Набор маленьких горшочков с разными снадобьями, разнообразные кисти и яркие краски - все это завораживало европейцев, впервые столкнувшихся с макияжем гейш. Белила, совершенно закрывающие ее лицо и называющиеся "оширои", используются с древнейших времен. Их историю можно проследить вплоть до эпохи Хейан, когда японский импереаторский двор испытывал сильное влияние Китая, откуда обычай белить лицо и произошел. Свинцовые белила, использовавшиеся как основа для этой краски, давали эффект совершенно гладкого, почти маско-образного лица. При этом, по иронии судьбы, свинец, входивший в состав, ускорял старение кожи, а в некоторых случаях был причиной ранней смерти женщин. (Страшное дело, однако! Вот уж поистине: смертельная красота!) Позже свинцовые белила было заменены на более безопасное вещество. Гейша наносила белую краску не только на лицо, но и на руки до локтя. (А также на шею, плечи и верхнюю часть спины.) После завершения "побелки" основа слегка припудривалась, чтобы убрать возможный блеск.
Майко, накладывающая макияж
Традиционный макияж гейш был не только вызывающе дерзким, но и символическим, особенно на задней части шеи. При помощи специального трафарета сзади оставлялись две полоски незакрашенной кожи, или три - для специальных церемоний. Это считалось особенно эротичным, напоминая формой женские гениталии. (Ну, скажите на милость, кому еще придет в голову рисовать гениталии на шее?!)
Две майко: вид на заднюю сторону причесок. Ну и как, похоже? Кстати, я не знаю почему у этих двух майко форма э-э-э...выступов отличается. Не думаю, однако, что это случайно. Возможно, разный статус или принадлежность к разным домам гейко.
Некоторые приемы "игры глазами":
Гейша не поднимает глаз, когда входит в комнату, показывая элегантно нарисованную красным или черным линию на верхних и нижних веках. Помните, что тени для век могут образовывать комочки, смешиваясь с кожным салом ваших век, если были наложены слишком толстым слоем. Сначала слегка припудрите веки легкой прозрачной пудрой, а затем нанесите тени для век. Аккуратное смешение цветов на ваших веках - это залог получения впечатляющего и элегантного макияжа. (Японцы вообще считают, что взгляд прямо в глаза собеседника - это редкостная грубость или конкретный вызов. Человек ниже по положению, пялиться в глаза своего босса не имеет права до сих пор. А уж девушка, открыто смотрящая в лицо собеседника-мужчины, просто редкостная....бесстыдница.)
Задолго до гейш леди Хейана, не имевшие права показывать лица, придумали как казаться загодочными, чтобы интриговать мужчин. Обычно беседы с посетителями велись через частые декоративные решетки из дерева или легкие ширмы из шелка. (Отсылаю к "Истории прица Генджи", там кавалеры только и делают, что пытаются заглянуть за эти самые экраны-ширмы-решетки.) Темные очки - это современный способ казаться загадочной и интригующей. (Думается, больше всех в этом отношении преуспели мусульмане. Вот уж где загадочности облика хоть отбавляй!)
Рот, губы
Идеальной формы женский рот воспевался японскими поэтами во все времена. Автор эротических новелл Ихара Саикаку (1642-1693) написал: "...ее губы цветом напоминают листья на самой вершине Такао в разгар осени..." Гейши использовали помаду на основе цветов сафлора (safflower - не знаю, что это за цветы, к сожалению), чтобы придать своим губам насыщенный цвет пиона и очертания лепестка. Кристаллический сахар, расплавленый и добавленный в помаду, придавал губам сочный блеск. В прошлом, маленький рот со сложенными как для поцелуя губами, (в куриную гузку, говоря по-нашему) - очобогучи - считался самым желанным. Именно поэтому майко красят только нижнюю губу. (Поняли, да? Анджелина Джоли - страшная кродилица-губошлепка, шоб вы знали.)
Гейко
Как гейши заботились о своей коже.
"Цвет ее лица напоминает тонкий оттенок лепестка сакуры..." Как гейши и куртизанки добивались такой изумительной кожи? Во времена Хейана придворные леди наподобие Мурасаки Шикибу умывались, используя шелковый мешочек, наполненный смесью из рисовой шелухи, полученной при полировке риса, порошок из бобов адзуки и орешков камелии. Эта смесь очищает кожу от грязи, не нарушая естественного жирового баланса, поскольку рисовая шелуха содержит комплекс витаминов группы В и Е. Гейши традиционно очищали кожу лица nightingale droppings (= какашками соловья). Этот светло-желтый крем для лица все еще является лучшим средством для придания коже жемчужно-матовой бледности. Специальным образом приготовленнoe, чтобы удалить неприятный запах, это средство можно купить и сейчас, но оно чрезвычайно дорогое. (Не, братцы! Красота, конечно, требует жертв, но за собственные большие деньги мазать рожу какашками я не буду, даже если мне пообещают за это всех самураев в мою постель!)
Несколько советов по уходу за кожей и макияжу.
Вы можете сделать свое собственное средство для мытья лица. Наполните маленький шелковый мешочек тонко помолотой рисовой шелухой. Используйте только чисто рисовую шелуху, ее можно найти в магазинах здоровой пищи. Положите мешочек на несколько минут в горячую воду, затем слегка отожмите. Когда молочно-белая жидкость начнет сочиться из мокрого мешочка, значит, он готов для использования. Вымойте свое лицо этим мешочком, делая мягкие массирующие движения. Мягкий шелк обеспечит деликатное скольжение по коже, не травмируя ее, пока моющие ингридиенты наполнителя питают, полируют и очищают ваше лицо. Вы можете использовать этот мешочек два или три раза, оставляя его в сухом месте. Затем надо поменять наполнитель. (А вот это очень дельный совет, думается. Весьма рекомендую.)
Жилища гейш устроены таким образом, чтобы их заполнял по возможности натуральный свет (Любые местные традиционные жилые дома так устроены: раздвигающиеся окна-двери от пола до потолка). Делайте так же, как гейши: накладывайте макияж при дневном естественном освещении. Тогда вам будет ясно видно, как ложится каждый конкретный цвет на вашу кожу и как он сочетается с другими цветами вашего макияжа. (Ну, это уже вроде не новая рекомендация. Но тоже весьма полезная.)
Голова.
Леди Мурасаки в свои хейанские времена написала: "Ее (Леди Дайнагон) волосы были на три дюйма длиннее, чем ее рост". Как можно увидеть на многих японских картинах, веками японские женщины старались иметь волосы как можно длиннее. Чем роскошнее и длиннее были волосы, тем более чувственной казалась их обладательница. В эпоху Эдо женщины использовали такое количество воды для мытья своих волос, что публичные бани взимали с них дополнительную плату. (Хе, налог на волосатость, однако!) В те дни волосы мыли только раз в месяц, но очень тщательно ухаживали за ними: расчесывая очень частым гребнем и используя ароматизированные масла. (Вспомнился мне тут рассказ Акутагавы про мандарины. Описывая бедную деревенскую девочку, ехавшую с ним в одном купе поезда, он упоминает, что "ее волосы не знали масла, а потому неприятно блестели". Понятно? Что там врут про "здоровый блеск волос...")
Причесывание. Укийо-е восемнадцатого века.
Но любя длинные локоны, гейши использовали совершенно иной подход для придания себе видимости
особой чувственности. Их сложные прически были одновременно и эффектными, и традиционно формальными, и в то же время - очень символичными. Глядя на прическу гейши, вы легко можете определить, девственница она или нет. Девичий стиль прически майко, называемый варешинобу, можно описать как валик волос, уложенный кренделем на макушке и украшенный лентами, шпильками и шелковыми цветами. Более скромно украшенный узел волос, расположенный ниже, называется офуку и значит, что майко уже имела свой первый сексуальный опыт. Маленькая прядь волос на макушке головы майко туго натягивалась, чтобы удерживать всю эту конструкцию. От постоянного напряжения волосы выпадали и не восстанавливались, образуя маленькую лысинку на самой маковке. Более старшая гейша могла гордо показать эту проплешину, назвав ее "медаль почета майко" (В наше просвещенное время различные стили причесок майко и гейш используются исключительно с целью показать ранг артистки. Что-то вроде погон у военных. И к сексуальному опыту не имеют никакого отношения.)
Майко и гейко - различия в прическах
Куртизанки также имели свою "систему ранжирования по волосам", которая значительно менялась на протяжении времен. В самые ранние времена чем проще была прическа у куртизанки, тем выше было ее положение и стоимость. Позднее, таю - королева куртизанок - отличалась от своих более дешевых товарок по ремеслу именно сложнейшей прической, из которой к тому же торчали во все стороны богато украшенные шпильки и гребни.
Прическа таю
Совет по уходу за волосами.
В современной Японии ежедневное принятие ванн - один из важнейших повседневных ритуалов, включающий и мытье волос. Японские женщины используют шампуни с разнообразными питательными добавками, такими как рисовая шелуха, оливковое масло (было завезeно в Японию португальцами в шестнадцатом веке) и сушеные водоросли, чтобы удалить загрязнения и избыток кожного сала.
Японские женщины очень любят массаж для здоровья и релаксации. Они знают, что хороший уход за волосами и кожей головы включает очищение и стимуляцию. Массаж ступней или горячие ванны для ног также способствуют расслаблению.
Примечание к разделу, сделанное автором.Суп из бобов адзуки, который помогает убрать темные пятна под глазами.
Заметьте, какое гладкое лицо у гейш! Никаких прзнаков темных пятен под глазами! В чем секрет? (Я бы сказала - в толстом слое побелки. Но я, похоже, не права...) Суп из бобов адзуки традиционно используется, чтобы выровнять цвет лица, убрать темные круги вокруг глаз и очистить организм. Маленькие, темно-красные, овальные бобы адзуки с нежным вкусом - прекрасный источник энергии и натуральное средство для снижения уровня холестерола (А я думала, что у меня темные круги от недосыпа. Оказывается, от холестерола! Пойду закупаться бобами.)
Замочите 3 чашки бобов адзуки в большом количестве воды на сутки или на ночь.
Воду слить.
Добавить примерно пол-литра воды и довести до кипения.
Воду слить и добавить еще пол-литра свежей холодной воды.
Довести до кипения и варить на медленном огне 30 минут.
Добавить 2 стол. ложки тмина и 1 стол. ложку белого перца.
На сковороде разогреть 1 стол. ложку оливкового масла, добавить мелко порезанные 2 морковки, 2 стол. ложки имбиря, 3 зубчика чеснока и одну большую сладкую луковицу. Тушить до мягкости.
Добавить тушеные овощи к бобам и варить на медленном огне еще 30 минут, или пока бобы не станут мягкими.
За 10-15 минут до окончания варки добавить соль по вкусу.
Перед самой подачей на стол добавить сок 1 свежего лайма и 3 стол. ложки cilantro.
(Что такое "cilantro"? Ни в одном из моих словарей такого слова нет. Ничего не могу сказать про этот рецепт. Не доводилось пробовать и даже слышать о таком. Если кто рискнет попробовать этот "супчик от синяков", напишите потом о результате, пожалуйста.)
Руки.
Руки - это одна из важнейших составляющих репертуара соблазнения каждой женщины. Руки гейши смягчали мужчину: "...каждое прикосновение ее пальцев было движением, полным совершенства, достигаемого долгой тренировкой. Это было поэзией рук..., которая плавно переходила в гармонию движения, звука и цвета. Руки раскрывались как цветы под лучами утреннего солнца".
Гейша использует свои грациозные руки для того, чтобы налить чай, правильно держать веер (большой палец спрятан) или чтобы создать композицию из цветов. Поднимая руки или дотрагиваясь до чего-либо гейша делает важным и значительным каждое движение.
Куртизанка. Обратите внимание на руки, спрятанные в рукавах кимоно. Ну, и низ кимоно заодно.
Советы по уходу за руками.
В Японии руки женщины должны показывать определенную грацию даже в том случае, если их хозяйка не гейша. Правильные и красивые движения рук достигаются длительными тренировками.
Кремы для ухода за руками необходимы для японских женщин, особенно во время холодов. Для защиты рук от солнечных лучей или холодного ветра женщины используют зонтики или прячут руки в рукава кимоно (Перчатки в наше время более популярны для этой цели, чем кимоно).
Руки должны быть чистыми и ухоженными. Массажируйте руки, слегка натягивая кожу от кончиков пальцев к запястьям. Не забывайте о ногтях!
Ваши руки выдают ваш характер и темперамент. Уроки икэбаны, чайной церемонии, а также танцы помогут вам научиться совершать движения руками грациозно.
(В качестве наглядного пособия можно посмотреть видео-зарисовку из предыдущего поста как гейша проводит чайную церемонию. Танцы гейш также весьма показательны в этом отношении. Каждое движение в танце отрабатывается буквально годами для достижения совершенной грации и выразительности. Строго говоря, в такой одежде руки - это единственная часть тела имеющая относительную свободу движения и, стало быть, пригодная для выражения какого-либо эмоционального содержания.)
Cтупни
В Японии ступни - это особенный элемент женственной красоты. Куртизанки ходили без носков даже зимой (я писала об этом в предыдущей части перевода, в разделе о куртизанках). В новелле Ихара Саикаку "Жизнь влюбленной женщины" (1686) юная девочка, специально воспитываемая как будущая куртизанка высшего класса, описывается таким образом: "Ее ступни были едва ли восьми дюймов в длину, большие пальцы подогнуты внутрь и подъем ступни выгнут элегантной аркой." (Описание сильно напоминает китайские "лотосовые ножки". Но вот упомнания, что японцы пользовались столь же варварскими методами для придания им нужной формы, как-то не попадалось. Особые тренировки по хождению с поджатыми пальцами ног?)
Советы по уходу за ногами.
Так как ваши ноги участвуют в акте любви, вы наверняка хотите, чтобы они было прекрасны. Ухаживайте за ногами. Босые ступни с аккуратно обработанными ногтями, подкрашенными красным, считались особым шиком среди гейш Фукагавы в конце восемнадцатого столетия.
Следуйте японскому обычаю снимать обувь дома и пользуйтесь мягкими шлепанцами для того, чтобы ваши ноги отдыхали.
Чувственные японские женщины хорошо понимали пользу массажа шиатсу для баланса внутренних органов.
(В общем, кимоно не позволяет оценить ноги женщины, поскольку их все равно не видно. Но вот изящные ступни, только и видимые из всего этого вороха шелка, всячески акцентируются: белыми носками у гейш и майко, и специальными высокими сандалиями, окобо, для майко. Кстати, не знаю почему, но в Японии ступни при ходьбе должны быть направлены носками внутрь, а не наружу, как это принято у нас. Похоже, это делает походку более скованной и детско-женственной.)
Роскошные блестящие волосы, прекрасные глаза, рот, подобный цветку, восхитительные руки и грациозные ступни - все это составляющие внешности прелестной куртизанки. Но только внешность не достаточна для того, чтобы создать хари, дух. Это может быть только в случае, если женщина добавит остальные части коконо-токоро, некие тонкие намеки на огонь, тлеющий внутри этого прекрасного образа.
Так. Дальше там еще примерно столько же по объему про "духовные составляющие истинной куртизанки". С вашего позволения, я отложу вторую половину на следующий раз, потому как и так уже длинно получается.
Ну, в общем-то уже примерно понятно: с точки зрения автора этой книги, идеальная красавица по-японски - куртизанка. Потому что она прекрасна внешне и сексуальна до безобразия, количество мужиков в ее постели ограничивается только ее собственными аппетитами в этой области.
Однако, после прочтения сего опуса у меня внутре проснулся борец за социальную справедливость, за равные права женщин, против дискриминации по гендерному признаку и все это сразу. Поясню.
Гейшами и куртизанками редко становились по собственному добровольному желанию. До 1957 года в Японии существовал достаточно распространенный обычай продавать нежеланных детей (в первую очередь - девочек) в кварталы развлечений. Нежеланные дети - из очень бедных семей, как правило, которые не в состоянии прокормить всех своих отпрысков. А в квартале развлечений у ребенка всегда был шанс на кусок хлеба. Причем, постыдным этот промысел не считался: родители спасали своих детей от голодной смерти, это раз, а во-вторых, у ребенка был не слабый шанс на обеспеченную и интересную жизнь до глубокой старости. В подневольном состоянии. В зависимости от внешних данных и предполагаемых талантов девочке выбирали дальнейшую судьбу. Она могла остаться мелкой прислугой до конца своих дней или стать самой известной куртизанкой. Однако, если судьба ребенка была избрана, то поменять ее не было никакой реальной возможности. Именно поэтому история, показанная в "Мемуарах гейши" - нереальна. Если девочке была выбрана судьба гейши и начато ее обучение, то никакие провинности ребенка не могли бы заставить ее хозяйку поменять решение. Для усмерения особо строптивых существовала весьма изощренная система наказаний. И уж совершенно железно никто не стал бы делать гейшу из 15-летней девушки: слишком поздно и совершенно невозможно. Вы сможете научиться танцевать классический балет и играть на пианино на концертном уровне за полгода? Танцы гейш и шямизен ничуть не легче и точно также требуют многолетней упорной тренировки.
Девочка была собственностью хозяйки заведения, будь то публичный дом или о-кия (дом гейш). Она не могла покинуть заведение просто потому, что ей некуда было податься. Если бы ей вздумалось вернуться домой, родители не приняли бы ее и скорее всего отправили бы обратно (предварительно накостыляв по шее за то, что она позорит свою семью несоблюдением договоренностей). Если только нищенствовать.
Как правило, хозяйка заведения официально "удочеряла" своих подопечных. Все они становились ее "детьми", о которых она должна была заботиться. Достигнув "рабочего уровня" девушка начинала выплачивать своей хозяйке долг по ее покупке, кормлению, обучению и обеспечению "униформой". Если девушка была достаточно трудолюбива и талантлива у нее был шанс к концу своей профессиональной деятельности отдать все долги и выкупиться на свободу. После чего она могла выйти замуж по собственному выбору или начать какую-нибудь свою коммерцию. Был шанс даже стать хозяйкой того заведения, которое когда-то купило ее. Поскольку наследование в таких домах осуществлялось не по праву прямого кровного родства, а по желанию владелицы. Если денег на погашение всех долгов не хватало, то женщина могла окончить свои дни в том же самом публичном доме, но уже в качестве прислуги. Дети, которые рождались иногда у гейш или куртизанок как последствия их профессиональной деятельности также становились собственностью дома. Про девочек - понятно, их ждала та же судьба, что и их мамаш. А вот от мальчиков старались избавиться, потому как в дома гейш и куртизанок мужчины не допускались даже в младенческом возрасте. Их либо продавали в дома богатых в качестве слуг, либо в специальные публичные дома для геев.
Такая вот оборотная сторона красивой жизни самых изумительных женщин Японии. Поневоле захочешь стать защитницей прав угнетенных японских женщин.
0 коммент.:
Отправить комментарий