суббота, 2 ноября 2013 г.

Министерство обороны от «Булавы»

A+ A-

Министерство обороны   от  «Булавы». Военные опасаются оказаться крайними в провальной истории с новым стратегическим оружием

http://p2.img.cctvpic.com/photoworkspace/contentimg/2013/01/11/2013011110474589565.jpg

Военные опасаются оказаться крайними в провальной истории с новым стратегическим оружием

Многострадальная межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» продолжает множить загадки. Причем, не только для конструкторов, которые полтора десятка лет безуспешно пытаются научить ее летать с атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей», уже вовсю строящихся в Северодвинске.
Напомним, в сентябре нынешнего года неудачей закончился очередной, девятнадцатый пуск ракеты, с борта только что построенного атомного подводного крейсера «Александр Невский». Восьмой раз с 2004 года «Булава» грохнулась совсем не туда, куда стартовала. 40% неудачных пусков – это страшно много для стратегического оружия, принятого на вооружение всего чуть больше года назад, в июле 2012-го.
Интересно, что чувствовал после неудачного пуска министр обороны Сергей Шойгу, всего 10 января 2013 года докладывавший президенту страны с борта первого «Борея» - подводного ракетного крейсера «Юрий Долгорукий»: «Само завершение государственных испытаний и принятие атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» в состав ВМФ говорит о том, что все вопросы решены, в том числе и по ракетному комплексу «Булава»?
Во всяком случае, крайне раздосадованный сентябрьской неудачей министр обороны, по сути, одним махом аннулировал государственный акт о приеме «Булавы» на вооружение. Испытания «Александра Невского» и третьего его собрата - «Владимира Мономаха» - велено было приостановить. А прежде провести не менее пяти внеплановых пусков на редкость капризной ракеты.
Более того. Министр обороны Шойгу внезапно не исключил, что придется вообще отказываться от «Булавы», если ее хронические недостатки устранить так и не удастся («Свободная пресса» подробно рассказывала об этом 20 сентября). Однако трагедия в том, что, по большому счету, другого главного калибра для «Бореев» у нас нет. Хотя некоторые инициативные разработки в этом направлении в КБ имени Макеева в Миассе ведутся теми, кто с самого начала не верил в эту затею.
Как бы там ни было – со времени последней неудачи прошло два месяца – ни единого пуска пока не случилось. Понятно почему: единственный наш специализированный завод в Воткинске, по самые уши загруженный заказами на сухопутные «Тополя», «Ярсы» и «Искандеры», просто не в состоянии печь, как блины, еще и сверхплановые «Булавы» для моряков. Пяток ракет, которыми хочет дополнительно отстреляться Шойгу, будут делать долго и нудно.
А теперь посмотрим на календарь. До конца года – тоже два месяца. «Александр Невский» и «Владимир Мономах» протирают борта у северодвинских причалов. И, кажется, никакой силой не могут быть приняты в боевой состав флота в срок – до звона новогодних бокалов с шампанским. Выходит, программа вооружений в очередной раз сорвана в ее важнейшей части – обновлении морской составляющей ядерного щита страны. За это никогда не гладили по головке.
Сорваны и планы оперативного развертывания «Бореев» в Мировом океане, которые были составлены уже на 2014 год. Генеральный штаб минувшим летом о них информировал так: «С принятием в состав боеготовых сил российского ВМФ стратегических АПЛ класса «Борей» подводные ракетоносцы не только продолжат патрулирование в Северном Ледовитом, Атлантическом и Тихом океанах, но и возобновят выполнение боевых задач в тех районах Мирового океана, где еще в конце 80-х годов прошлого века регулярно действовали «стратеги» советского ВМФ и где они перестали появляться с развалом СССР. Речь идет о возобновлении патрулирования стратегических АПЛ в южных широтах, что позволит решать задачи стратегического ядерного сдерживания не только через Северный, но и через Южный полюс».
Выходит, вероятный противник может спать спокойно: в 2014 году через Южный полюс к нему в любом случае ничего не свалится на голову. В прежние, ныне многократно осужденные времена, за провалы куда меньшего масштаба срывали погоны и заводили уголовные дела. Но, как обмолвился однажды наш президент Владимир Путин, «сейчас не 37-й год». И это верно, хотя поводов сожалеть вокруг все больше.
Что теперь будет за зияющую пробоины в обороне страны? Наверное, лишат премий и завод, и соответствующие управления в Минобороны, Генштабе и Главном штабе ВМФ. Тоже неприятно, поскольку премии там нынче немалые. А нельзя ли грозные подводные ракетоносцы стратегического назначения как-нибудь поставить в строй ВМФ и без ракет?
Наверное, примерно такие мысли бродят в головах многих генералов, адмиралов, генеральных директоров и конструкторов. Полагаю, в одной или нескольких из них и родилась удивительная идея, распространенная утром в пятницу информагентством РИА-«Новости» со ссылкой на неназванного высокопоставленного представителя Генерального штаба. Вот выдержки из этого сообщения: «Стратегические атомные подводные лодки (АПЛ) класса «Борей» «Александр Невский» и «Владимир Мономах» (проект 955) могут быть приняты ВМФ РФ не на вооружение, а в опытовую эксплуатацию и выполнять задачи в качестве многоцелевых ударных субмарин.
Тот самый высокопоставленный чин из Генштаба подкрепил свою мысль поразительным по убедительности аргументом: «Стратегические подводные лодки «Борей» в рабочем порядке могут выполнять функции многоцелевых лодок за счет другого штатного оружия на борту — торпед и ракето-торпед. Ведь доктор технических наук может преподавать в школе арифметику»?
В принципе, доктор технических наук может и дворы подметать. Только в какую копеечку обойдется стране наведенный им порядок под окнами?
Хотя, конечно, атомоходы проекта 955 действительно вооружены не только «Булавами». У каждого такого корабля для самообороны по восемь торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. Стрелять из них можно не только торпедами, но и, например, противолодочными ракето-торпедами РПК-6М «Водопад» (по классификации МО США и НАТО — SS-N-16 Stallion). Предельная дальность пуска – до 50 километров.
На борту «Бореев» и сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Бирюза» ( по классификации НАТО SS-N-27 «Sizzler» — «испепелитель»). Дальность стрельбы – до 300 километров.
А еще там могут размещаться стратегические крылатые ракеты большой дальности РК-55 «Гранат», способные поражать надводные и наземные цели на дальности до 3000 километров. По странноватой договоренности с американцами «Гранаты» со всех наших кораблей выгружены на берег, чего не сделано ни с одним их «Томагавком». Но погрузить РК-55 обратно – дело пары часов.
Повторяю: все это в испытаниях не нуждается, летает вполне надежно и есть на борту каждого «Борея». Однако стоит ли докторов наук заставлять преподавать арифметику или махать метлами?
Столь же анонимный источник из Главного штаба ВМФ, которому и предстояло бы расхлебывать всю эту дурно пахнущую кашу, так же анонимно, через ИТАР-ТАСС, в эту же пятницу изящно ответил своим прямым начальникам из Генерального штаба: «Перевод стратегических атомных подводных лодок в разряд многоцелевых не рассматривался и не планируется. Так называемая многоцелевая функция, предполагающая использование штатного торпедного вооружения стратегических атомных подводных лодок, не является для них основной. Поэтому использование АПЛ «Борей» в качестве многоцелевых было бы аналогично применению стратегических ракетоносцев Ту-160 в качестве фронтовых истребителей».
Эта хотя и подковерная, но публичная пикировка между высокопоставленными военными сильно походит на определение крайнего в нескончаемой истории с «Булавой». Потому что хотя на дворе, и правда, не 37-й год, но кому-то нужно хотя бы когда-нибудь ответить за впустую потраченные годы и миллиарды? За образовавшуюся в результате дыру в обороне, наконец?
Эту тему обозреватель «Свободной прессы» обсудил с заместителем директора Института политического и военного анализа Александром Храмчихиным.

«СП»: - Александр Анатольевич, вам не кажется, что за анонимной пикировкой Генерального штаба и Главного штаба ВМФ по поводу судьбы «Булавы» и «Бореев» стоит банальный поиск крайнего в заведомо провальной ситуации?
- Думаю, так и есть. Это попытка уйти от ответственности и переложить вину на другого.

«СП»: - Полагаете, пришла пора разбираться, куда угрохали кучу денег на программу, сомнительную с самого начала?
- Разбираться следовало давно. Я, например, с самого начала говорил, что ракету морского базирования поручили делать людям, которые этого не умели и не умеют. Это грандиозная афера и авантюра. За нее сажать надо. И очень многих. Дело ведь не только в том, что нам нечего ставить на уже построенные «Бореи» и на те, что еще на стапелях. Работа над «Булавой» погубила наш Военно-морской флот в целом, поскольку все финансирование, предназначенное морякам, годами шло только на создание «Булавы». Поэтому мы не строили новые корабли и не ремонтировали старые. В результате наш ВМФ сегодня в состоянии клинической смерти. В море мы в состоянии вывести одно старье.

«СП»: - Это ужасно, но все же что теперь делать с «Бореями»?
- Мне кажется, выход один: переделывать их под носителей стратегических крылатых ракет большой дальности.

«СП»: - Как американцы свои «Огайо»?
- Примерно. Но во что обойдется такая переделка? Полагаю, затратить придется не меньше, чем построить еще один атомоход

Фото РИА Новости

http://svpressa.ru/ 

0 коммент.:

Отправить комментарий

Последние комментарии

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More

 
blogger