A+ A- |
Начало
Операция под кодовым названием
«Консервы», проведённая СС, послужившая поводом к нападению Германии на
Польшу 1 сентября 1939 года, ставшему началом Второй мировой войны была
проведена 31 августа 1939 года.
Провокация была организована
Рейнхардом Гейдрихом и его подчинённым — начальником группы VI-F
(диверсии) штурмбанфюрером СС Альфредом Науйоксом по указанию Адольфа
Гитлера.
Роль «погибших во время нападения» предназначалась заключённым
концлагерей, умерщвлённым посредством инъекций и уже после этого
доставленным на место событий. На эсэсовском жаргоне они назывались
«консервами»; отсюда и название операции.
Адольф Гитлер откинул правую руку в нацистском приветствии и обвел взглядом лица вошедших. Перед ним стояла вся высшая военная элита великогерманской империи. Главнокомандующие, начальники штабов и ведущие генералы вермахта прибыли в этот вторник, 22 августа 1939 года, в резиденцию Бергхоф, чтобы из уст фюрера услышать роковое решение: быть войне. «Я собрал вас, – начал Гитлер, – чтобы разъяснить сложившуюся политическую ситуацию, чтобы вам стало предельно ясно, на чем строится мое окончательное решение – действовать незамедлительно».
Из многочасового монолога фюрера военные узнали, что «никогда ранее положение Германии не было столь благоприятным, как сейчас»: Англия – в угрожающей ситуации, положение Франции складывается также не лучшим образом, Советская Россия готова заключить с Германией пакт о ненападении.
«Никому не известно, сколько мне осталось жить. Поэтому – столкновение именно сейчас», – закончил Гитлер.
В середине дня все отправились перекусить. Затем совещание продолжилось. С каждой новой минутой Гитлер заводил себя в припадке истерии. Его взгляд становился все фанатичнее и одержимее.
«Запереть сердца против жалости и сострадания! – выкрикивал он. – Жесточайший образ действий! Восемьдесят миллионов человек должны, наконец, обрести свои права!»
Внезапно совершенно спокойным, ледяным голосом он заявил, что уже на следующий день готов объявить точную дату начала военных действий против Польши.
«Так или иначе войны не миновать… Я предоставлю пропагандистский предлог для начала войны. Насколько правдоподобным он будет, никакого значения не имеет. Победителя не судят и не выясняют, – сказал он, – правда это или нет. При развязывании и ведении войны играют роль не вопросы права, а победа».
Когда военные разъезжались, они не могли предположить, что люди, призванные обеспечить обещанный Гитлером «пропагандистский предлог для начала войны», уже находятся в полной боевой готовности. Для выполнения этой миссии Гитлер избрал Генриха Гиммлера. Эта операция на вечные времена связала шефа СС с кровью и слезами, пролитыми в годы Второй мировой войны.
Идея операции «Консервы» родилась у Гейдриха ещё в 1938 году, во время Судетского кризиса, но тогда она не нашла применения, так как Великобритания и Франция пошли на уступки, подписав Мюнхенское соглашение.
В связи с запланированным нападением на Польшу возникла проблема в правдоподобном поводе. И здесь пригодилась идея инсценировать нападение.
Согласно плану Гейдриха сотрудники СС, переодетые в польскую военную форму, были должны:
•напасть на радиостанцию в Глейвице* (теперь Гливице, Польша) и передать в эфир антигерманское воззвание на польском языке;
•напасть на лесничество в Пинчене севернее Кройцбурга (теперь Ключборк, Польша);
•в Хохлиндене, на участке границы между Глейвицем и Ратибором (теперь Рацибуж, Польша) уничтожить таможенный пункт.
Радиостанция в Гливице
Руководству 23-го и 45-го штандартов СС, расквартированных на месте предполагаемой операции, было направлено указание немедленно предоставить в распоряжение СД 120 человек личного состава, владеющих польским языком.
Ответственными были назначены: за нападение на таможенный пункт — оберфюрер СС Герберт Мельхорн, за нападение на радиостанцию — штурмбанфюрер СС Альфред Науйокс**, за нападение на лесничество — оберфюрер СС Отто Раш, за обеспечение польской формой — бригадефюрер СС Хайнц Йост, за доставку «консервов» — оберфюрер СС Генрих Мюллер. Мельхорн должен был также очистить местность вокруг Хохлиндена от вермахта и координировать действия групп оберштурмбанфюрера СС Оттфрида Хелльвига («польские военнослужащие») и штандартенфюрера СС Ганса Труммлера («немецкие пограничники»). Общее руководство операцией было возложено на Альфреда Науйокса, который получил от Гейдриха следующие указания:
Первое: по поводу этой истории вы не имеете права связываться ни с каким немецким учреждением в Глейвице. Второе: никто из вашей группы не должен иметь при себе документы, доказывающие его принадлежность к СС, СД, полиции или удостоверяющие подданство германского рейха.
Кодовым сигналом должна была служить фраза Гейдриха: «Бабушка умерла».
10 августа Науйокс с пятью сопровождающими и переводчиком прибыли в Глейвиц и поселились в двух гостинцах. Он провёл рекогносцировку и выяснил, что захват радиостанции не будет представлять проблему.В середине августа Гиммлер и Гейдрих доложили о готовности Гитлеру, который приказал адмиралу Канарису предоставить СД комплекты польской военной формы. Форма была передана Йосту капитаном Динглером, офицером абвера при штабе VIII военного округа в Бреслау.
Группа, атакующая лесничество, должна была изображать ополченцев в штатском, остальные — польских военнослужащих.
20 августа Мельхорн собрал всех в актовом зале школы СД, проинструктировал и сообщил о сути операции. После этого эсэсовцы в крытых грузовиках выехали к месту назначения.
22 августа Гейдрих получил доклад о полной готовности. 23 августа (в день подписания Пакта Молотова — Риббентропа) Гитлер определил время и дату акции — 26 августа, 4.30 утра.
Первый блин — комом
Противники режима из абвера тоже не сидели сложа руки. Они организовали утечку информации, составив протокол выступления Гитлера перед командованием вермахта 22 августа, добавив к словам, сказанным Гитлером, ещё и фразу (впрочем, весьма близкую к действительности) о посылке нескольких рот для инсценирования польского нападения.Этот протокол попал в руки Германа Мааса, который с помощью руководителя берлинского бюро «Ассошиэйтед Пресс» Льюиса Лочнера передал его в британское посольство. И уже во второй половине дня 25 августа политическое руководство Великобритании располагало сведениями о намерениях Гитлера.
Между тем подготовка к провокации шла своим чередом. Все вышли на исходные позиции.
Но вечером 25 августа пришли две новости: посол Италии сообщил, что Муссолини не готов поддержать Гитлера, а Великобритания заключила договор о взаимопомощи с Польшей. Гитлер вызвал к себе Кейтеля, выбежал ему навстречу и закричал:
"Все отменить! Срочно Браухича ко мне! Мне нужно время для переговоров."
Кейтель тут же позвонил фон Браухичу:
"Начавшуюся операцию по плану «Вайсс» в 20.30 прекратить в связи с изменившимся политическим положением!"
Военную машину, набравшую полные обороты, остановить удалось с большим трудом. Гейдриху также пришлось дать срочное распоряжение об отмене операции «Консервы». Здесь не обошлось без накладок. Связаться с группой Хелльвига, уже находившейся на польской территории, не удалось, и она напала на таможенный пункт. Лишь вмешательство Мюллера предотвратило кровопролитие.
Мельхорн и Хелльвиг обвинили друг друга. При разборе выяснилось, что Хелльвиг неправильно понял пароли: он считал, что «Маленький глухарь» — сигнал о полной готовности, «Большой глухарь» — команда к началу операции. Для Мельхорна пароли же означали: «Маленький глухарь» — «в ружье», «Большой глухарь» — «готовность номер один», «Агата» — сигнал к атаке.
Гейдрих, подозревавший, что кто-то хотел сорвать акцию умышленно, сделал оргвыводы: Мельхорн и Хелльвиг были уволены из СД, а их место в операции заняли Мюллер и Труммлер соответственно.
31 августа Гитлер определил новую дату и время — 1 сентября, 4 часа 45 минут утра.
31 августа в 16.00 в гостиничном
номер Науйокса раздался телефонный звонок. Подняв трубку, он услышал:
«Срочно перезвоните!». Науйокс набрал известный ему номер главного
управления СД и попросил к телефону адъютанта Гейдриха. В ответ он
услышал, как тот же высокий голос произнёс: «Grossmutter gestorben»
(«Бабушка умерла»). Науйокс собрал всех подчинённых и назначил акцию по
захвату радиостанции на 19.30. Мюллер тоже получил команду и
заторопился: «консервы» надо было доставить на место не позднее 20.20.
В 20.00 Науйокс с подчинёнными
ворвались в помещение радиостанции. Увидев рабочего Фойтцика, он навёл
пистолет и закричал: «Руки вверх!». Он подал сигнал, и нападающие
открыли беспорядочную стрельбу. Работников радиостанции связали и
заперли в подвале. Довольно много времени заняли поиски грозового
микрофона, по которому радиослушателей предупреждали о приближении
грозы. Вскоре после его обнаружения жители окрестностей услышали
«пламенное воззвание» на польском языке на фоне выстрелов. Вся операция
заняла не более 4 минут. Уходя, Науйокс заметил заботливо разложенные
людьми Мюллера трупы в польской форме. То же самое происходило в других
местах акции.
На следующий день к немецкому народу
обратился Гитлер, заявив, что Польша осуществила нападение на германскую
территорию и что с этого момента Германия находится в состоянии войны с
Польшей. Газеты вышли с кричащими заголовками.
Выступая в рейхстаге, Гитлер заявил о 14 столкновениях на границе, из них три крупных. Министр иностранных дел фон Риббентроп сообщил послу Франции, польская армия перешла границу в трёх местах. Герман Геринг рассказывал Биргеру Далерусу:
Война разразилась из-за того, что поляки осуществили нападение на радиостанцию в Глейвице.
Генрих Мюллер выехал на место событий вместе с начальником уголовной полиции Артуром Небе для проведения «расследования». Небе также приказал изготовить электрифицированный макет, демонстрирующий ход «событий». Побывавший на одной из демонстраций Гейдрих подтвердил:
"Да, да, именно так и начиналась война."
Вторая мировая война началась... Польская же пропаганда била в фанфары: «Налёт польской авиации на Берлин», Линия Зигфрида прорвана в 7 местах»…
Львовская газета за 6 сентября 1939 года
-----------------------*Гливице (бывш. Глейвице) — город в Силезии на юге Польши. Впервые упоминается в 1276 году. Сначала как чешский город, потом – польский, в 1742 году вошел в состав Пруссии. В 1945 году после окончания Второй мировой войны Гливице, как и вся Силезия, входит в состав Польши.
**Науйокс, Альфред Хельмут (Naujocks), (1911-1960), секретный агент спецслужб нацистской Германии, за которым закрепилась репутация "человека, запустившего 2-ю мировую войну".
Альфред Гельмут Науйокс (справа)
Свидетельство Науйокса в Нюрнберге:
"Мюллер сказал, что в его распоряжении имеется двенадцать или тринадцать осужденных преступников, на которых должны были надеть польские мундиры и трупы которых предстояло оставить на месте происшествия для того, чтобы показать, что эти люди были убиты якобы во время нападения. Для этой цели была предусмотрена операция с впрыскиванием яда, которую должен был произвести приглашенный Гейдрихом врач; было также предусмотрено, чтобы на трупах имелись огнестрельные раны. После окончания инсценировки нападения на место происшествия должны были прибыть представители печати и другие лица; далее должен был быть составлен полицейский отчет.Мюллер сказал мне, что он получил от Гейдриха приказ предоставить в мое распоряжение одного из этих преступников для выполнения моей задачи в Глейвице. Условное наименование, которое он дал этим преступникам, было "консервы".
Происшествие в Глейвице, в котором я принимал участие, было осуществлено накануне нападения Германии на Польшу. Насколько я помню, война началась 1 сентября 1939 года".
Среда, 01 Сентября 2010 г. 10:05
0 коммент.:
Отправить комментарий