A+ A- |
Капоэйра - это одновременно боевое искусство, танец, игра и живые, зажигательные бразильские мелодии и песни.
Капоэйра родилась, предположительно, в 17 веке в Бразилии как средство борьбы за свою свободу рабов, привезенных португальцами из Африки. Существует популярная версия, что слово «capoeira» пришло из индейских языков и означает «высокая трава» - символ скрывающихся беглых рабов.
Капоэйра являлась частью двух африканских религий - Умбанда и Кондомбле. Строго говоря, она еще не была тогда капоэйрой в сегодняшнем понимании этого термина. Это были обряды, шаманские танцы, подражания движениям птиц и животных. По мере смешения народов Бразилии капоэйра менялась и в итоге превратилась в некую загадочную философию, похожую на пресловутый айсберг. Большая часть этой философии необъяснима - новички ее не знают, а мастера о ней не рассказывают. В поведении мастеров можно заметить множество странностей, на их одежде присутствуют загадочные амулеты, о смысле которых остается только гадать. Видимая часть айсберга дает нам такую трактовку: капоэйра - это стремление к свободе. (Еще одно емкое понятие, объясняющее все и ничего одновременно.) Свободе внешней и внутренней, свободе как независимости от расхожих ценностей - физической силы и достатка. Многие века капоэйра была достоянием рабов, чьим единственным имуществом было собственное тело.
До 1937 года капоэйра была запрещена в Бразилии, как опасное оружие негров. Сегодня в Бразилии капоэйра преподается в школах и университетах, используется полицией и армией и занимает второе место по популярности после футбола.
Игра начинается, когда все участники собираются в круг (по-португальски -рода), символизирующий солнце, играют на музыкальных инструментах, поют и хлопают. Пара игроков входит в круг, и начинается импровизация - непрекращающаяся плавная вязь сложных низких движений, вращений, колёс, стоек на руках и на голове. Задача игрока - не потерять ритма, не упустить соперника из поля зрения, вывести его из равновесия, наметить удар или просто "перетанцевать" его. Игроки по очереди входят в Роду, мастера выводят в круг учеников особыми приглашающими движениями. Между тем темп музыки увеличивается, вместе с ним ускоряется игра, и пара участников сплетается в каком-то бешеном танце.
Тем, кто никогда этого не видел, некоторые движения могут быть знакомы - многие элементы капоэйры были заимствованы в 70-х годах нижним брейк-дансом. Участники постепенно сменяют друг друга. Ритм музыки задает темп и настроение игры. Сначала медленная, постепенно ускоряясь, музыка меняет стиль игры. Игроки начинают двигаться всё быстрее и быстрее, появляются элементы акробатики, различные прыжки, сальто, разного рода «вертушки». Игроки внезапно атакуют и ловко уворачиваются, демонстрируя искусство владения телом.
Движения в капоэйре непривычны для восточных единоборств, со стороны может показаться, что большую часть времени игроки ходят на руках. Капоэйра - оружие слабых. Нельзя сказать, что капоэйра культивирует слабость - просто в основе ее техники лежит убеждение, что для бойца нет невыгодных позиций или неудачных моментов для атаки. Ее приемы подходят и женщинам, и детям, и даже калекам - ни физическая сила, ни положение в пространстве не имеют значения для капоэйриста. В его арсенале удары головой, спиной, грудью и ягодицами. По сути все его тело является оружием. В техническом плане в капоэйре все поставлено с ног на голову в прямом и переносном смысле.
Если в других единоборствах положение лежа считается признаком поражения, то здесь - это самая грозная и удобная позиция для атаки. Чем ближе ты находишься к земле, считают капоэйристы, тем более ты устойчив. Именно поэтому стойка на руках считается предпочтительной: уязвимые места - голова и шея - защищены, к сопернику обращены выносливые ягодицы и свободные сильные ноги. Так что, откинув предрассудки и немного подумав, поневоле приходишь к мысли, что эта позиция оптимальна для ведения рукопашного (скорее, правда, ногопашного) боя. Неслучайно само слово "капоэйра" переводится как "низкий кустарник" (тоже одна из версий).
Капоэйра допускает весьма широкую трактовку всех своих ипостасей. Это относится и к стилю исполнения, и к ее духовному содержанию. Можно сказать, что у каждого игрока своя капоэйра. Для кого-то это синоним духовных исканий, для кого-то физкультура или развлечение. Стиль Ди Ангола, например, характеризуется очень низкими стойками и большей значимостью эзотерической составляющей. Стиль Режиональ представляет акробатическую капоэйру. А в Сан-Паулу и Рио есть площади, где бандиты делают капоэйру с заточками между пальцами ног, - это уже не просто фул-контакт, а бои с непредсказуемыми последствиями.
Капоэйра впитала в себя много движений из других единоборств. Удары наносятся, в основном, ногами, а руки используются для защиты, опоры, бросков, подсечек. Как правило, игра ведется без физических контактов, удары проходят на дистанции. Игроки не сбивают друг друга с ног, а тесно взаимодействуют друг с другом, стремясь сделать игру красивой.
Капоэйра неотделима от музыки (считается, что музыка служила средством маскировки спаррингов под танец), прекрасно способствует развитию гибкости, пластики, выносливости и силы, способности эффективно владеть своим телом и пространством вокруг него.
Возраст и пол не имеют значения - в Бразилии играют все. В России капоэйре всего несколько лет, тем не менее, нам есть чем удивить и любителя, и профессионала.
0 коммент.:
Отправить комментарий