A+ A- |
фото: PhotoXPress |
Ситуация в Сирии в очередной раз доказала бессилие Организации Объединенных Наций
ООН родилась в Америке в 1945 году. В Америке находится ее штаб-квартира. Америка — самый большой донор ООН. Но эту организацию в Америке не жалуют.Не любят ее не только потому, что ооновские дипломаты безнаказанно нарушают в Нью-Йорке правила движения и парковки, игнорируя штрафы, из-за чего им периодически объявляют войну городские власти. Рациональные американцы прежде всего не видят пользы от того, что их страна дает ООН 22% ее общего бюджета и более 28% бюджета миротворческих операций ООН.
«Почему ООН такая беспомощная и бесполезная?» — этот вопрос жители США задавали в Интернете миллионы раз. Один из участников форума на эту тему в поисковой системе Yahoo! дает следующий ответ: «ООН бесполезна потому, что сверхдержавы изначально ее такой и задумали. Опасаясь, что ООН будет принимать неугодные им решения, каждая из них выторговала для себя право вето. А поскольку интересы сверхдержав обычно не совпадают, реальные действия исключаются при помощи вето, и остается полная недееспособность».
Речь здесь идет о главном исполнительном органе ООН — Совете Безопасности, который состоит из десяти сменяемых членов и пяти постоянных, каждый из которых имеет это самое право вето (Россия, США, Китай, Франция и Великобритания). Насколько этот орган недееспособен, мы можем наблюдать применительно к Сирии. За два с лишним года гражданской войны в этой стране СБ ООН пока не принял (из-за вето России и Китая) ни одной резолюции, которая бы определяла конкретных виновников применения в Сирии химического оружия и устанавливала меры воздействия на них. А то, что травить людей боевыми газами плохо, все знают и без него — их применение запретили еще после Первой мировой войны, в 1925 году.
ООН направила в Сирию своих инспекторов для проверки фактов применения химического оружия. Инспектора поехали, осмотрели, опросили, собрали пробы, благополучно вернулись и стали работать над докладом с выводами (возможно, этот доклад будет обнародован в понедельник). Но даже когда мы с вами эти выводы узнаем, они не сильно расширят наше понимание того, кто же виноват в массированном применении отравляющих веществ против гражданского населения в пригородах Дамаска. Мандат ооновских инспекторов не предусматривает выявления того, кто применил химоружие. Они лишь могут нам рассказать, что был применен, допустим, нервно-паралитический газ зарин или VX. Что он был доставлен к месту применения в боеголовках управляемых реактивных снарядов такого-то типа. Что его последствия — на примерах конкретных людей — были такими-то. Мир ужаснется, но дальше-то что?
Именно из-за отсутствия у инспекторов ООН внятного мандата на выявление виновников сирийской трагедии США игнорируют призывы подождать результатов инспекции. Какой смысл их ждать? Кто-то скажет, что зарин и VX есть только на правительственных складах: значит, виноват Асад. (Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус считает, что именно на это будут указывать детали инспекторского доклада.) Но кто-то возразит: гражданская война в Сирии идет больше двух лет, повстанцы захватывали разные населенные пункты, могли захватить и какой-нибудь склад с химоружием. И снаряды, и ракеты у них есть, и минометы, и разное прочее добро, из которого можно стрелять этой химией.
Покойный Саддам Хусейн много лет водил за нос инспекторов ООН, и то же самое будет делать Башар Асад, если через СБ ООН пройдет российское предложение о передаче химических арсеналов Сирии под международный контроль. Эксперты говорят, что у ООН не хватит инспекторов, чтобы найти все разбросанные по Сирии химические боезаряды, которыми Асад начинил снаряды, ракеты и т.д.
Неэффективны не только инспектора ООН, но и ооновские миротворческие войска. Какой они «творят мир», если в местах массовых убийств они не имеют права эти убийства предотвращать силой оружия? Они могут лишь отстреливаться, когда стреляют по ним. Да и то... Миротворцев регулярно захватывают в качестве заложников разнообразные воюющие стороны; самым вопиющим был эпизод в 1994 году, когда боснийские сербы захватили 450 военнослужащих контингента ООН. Да те же сирийские повстанцы захватывали в этом году миротворцев на Голанских высотах. В ходе боевых действий между войсками Асада и противниками его режима ооновцы неоднократно подвергались обстрелам, получали ранения, и несколько стран — Япония, Хорватия, Австрия — отозвали свои контингенты из региона.
Согласно мандату ООН на Голанских высотах должно быть размещено 1250 «голубых касок»; в реальности их было до сих пор 900. Но все равно такую штатную численность в России имеет полк, это немалая сила. Однако на Голанских высотах миротворцы ООН следят только за сирийско-израильской военной обстановкой, а до сирийско-сирийской разборки им дела нет (до тех пор пока не начинают по ним стрелять или захватывать их в плен).
Устав ООН запрещает вмешиваться во внутренние дела любого государства, но только до тех пор, пока где-то не совершается геноцид. Однако и тут эффективность — ноль. Геноцид, что доказано, был совершен, причем в чудовищных масштабах (полмиллиона убитых), в 1994 году в Руанде. Там был размещен контингент ооновских войск; его командование неоднократно сообщало о неописуемых ужасах геноцида и просило разрешения вмешаться и положить конец резне. На все эти просьбы ооновское начальство отвечало отказом. Позже, в 2000 году, ООН устами тогдашнего генсека Кофи Аннана признала: «Международное сообщество бросило Руанду в беде, о чем мы всегда должны горько жалеть».
Могли бы горько пожалеть и о многом другом. К примеру, раскаяться в принятии резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1975 г.), которая приравняла сионизм к расизму. То есть сам факт существования Израиля, основанного сионистами, согласно этой резолюции есть проявление расизма. Хотя чему тут удивляться? Генассамблея — это совокупность всех 193 государств-членов, из которых большинство составляют нации «третьего мира», в большинстве своем (особенно тогда, 40 лет назад) настроенные против Запада и связанного с ним союзническими узами Израиля.
Нет, кому-то ООН очень даже нравится. Приятно, допустим, Республике Фиджи с населением менее миллиона человек, что ее флаг развевается перед небоскребом ООН на Ист-Ривер. Приятно бывшим советским республикам, ранее не имевшим самостоятельного международного представительства, командировать своих VIP-деток в представительства при ООН в Нью-Йорке и ооновские учреждения в Женеве, Вене и других комфортных городах. Приятно было СССР иметь в ООН не одно, а целых три места (СССР, УССР, БССР) — так сторговались в 1945 году. Приятно ооновской бюрократии — поди плохо получать жирные зарплаты и пенсии, с которыми можно не бояться старости? Но остальным-то от ООН какой прок?
Рискну утверждать, что кое-какой все же есть. Ооновские «говорильни» позволяют государственным мужам разных стран, в том числе враждебных друг другу, общаться и находить какие-то точки соприкосновения. Причем не от случая к случаю, как на конференциях и конгрессах, а на постоянной основе. Ооновские специализированные организации (ЮНЕСКО, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, МАГАТЭ и пр.) устанавливают международные правила и стандарты и организуют взаимодействие разных стран — каждая в своей сфере.
Да, ООН «на выходе» дает слабое сотрудничество и недостаточное взаимопонимание. Но это лучше, чем полное отсутствие сотрудничества и взаимопонимания. Так что пусть будет хотя бы то, что есть. Жаль только, что лучшего не дано.
материал:
Илья Бараникас
Московский Комсомолец 14 сентября 2013 г.
http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/article/2013/09/13/915308-oon-stradaet-impotentsiey.html
Московский Комсомолец 14 сентября 2013 г.
http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/article/2013/09/13/915308-oon-stradaet-impotentsiey.html
http://www.mk.ru/
История создания ООН как системы.
Система Организации Объединенных Наций (далее
ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного
времени, и правильное понимание причины появления всех ее элементов.
Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления
мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые
международные межправительственные организации. Появление этих
организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых,
образованием в результате буржуазно-демократических революций,
стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное
независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции,
породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности
государств.
Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости
суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во
времена буржуазно-демократических революций во многих европейских
странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при
помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие
рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического
прогресса, в том числе в сфере орудий производства.
Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к
тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых
стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание
развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это
без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и
привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как
международные межправительственные организации.
Вначале, главной целью межгосударственного
сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать
контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за
межправительственными организациями закреплялась скорее
техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны
развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов.
Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с
колониями.
Вопрос о возникновении первой международной
организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще
всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну,
возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по
международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в
19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие
как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также
административные союзы.
Именно административные союзы оказались наиболее
подходящей формой развития межправительственных организаций. По образу и
подобию административных союзов, главной задачей которых было
сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные
организации развивались в течении целого века.
Начало двадцатого столетия ознаменовало конец
спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу
развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не
только задержала развитие международных организаций, но и привела к
роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых
войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на на
появление проектов создания международных организаций политической
ориентации в целях предотвращения войн.
Идея создания глобальной межправительственной
организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы
человечества с давних пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.
На правительственном уровне впорос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.
Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин
Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон
Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими
свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов
международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил
впоследствие название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были
начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в
сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай
договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25
апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание
Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли
Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был
ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством
подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в
международном календаре называется Днем ООН.
Важным этапом на пути создания ООН стала конференция
союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943
года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти
державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в
возможно короткий срок всеобщей международной организации для
поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе
суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут
быть все такие государства - большие и малые».
Особенностями этой организации следует назвать ярко
выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы
мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах
межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были
свойственны прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход
подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо
известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях.
Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в
Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и
параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская
конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех
правительств - советского, британского и американского - обсудила
предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив
его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных
Наций в США в апреле 1945 года.
Это решение реализовалось на конференции в
Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и
завершившейся принятием учредительных документов Организации
Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение
пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других
государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Появление
новой международной организации, с созданием которой связывались
ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех
государств в вопросах экономического и социального развития.
Следует отметить, что первоначально представления об
объеме компетенции новой межправительственной организации у
государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское
правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по
поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь
человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая
ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило
достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности -
органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же
время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе,
предусматривал, что «организация должна быть именно организацией
безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы
экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов
должны быть созданы специальные, особые организации».
Представители западных государств с самого начала
рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую
сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения,
науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных
государств ООН должна совместить контроль за интеграцией
государств-членов как в политических, так и в социально-экономических
вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в
обеих сферах должна быть равновеликой.
Данное предложение встретило отпор ряда государств.
Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики
была различной и наиболее полно выразилась в позициях СССР и
Великобритании. Советские представители высказывали мнение, что
регулирование экономических отношений является вопросом сугубо
внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом
регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами
уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние
дела государств.
Великобритания выразила позицию тех государств,
которые считали, что создание межправительственной организации в сфере
экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую
очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения
вмешательства во внутренние экономические связи государств. Таким
образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у
государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально
противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом
вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного
социально-экономического развития. В конечном итоге после использования
дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН
функцией координации межгосударственного социально-экономического
сотрудничества . Задачи координации были сформулированы в общей форме и
возложены на Экономический и Социальный Совет . В отличие от Совета
Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными
полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным
центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах.
Данная область международных отношений отличалась сложностью и
включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей.
По этим причинам координация экономического межгосударственного
сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более
реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.
В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации. Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН. Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.
В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная
организация труда (Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая
международная организация - Международный союз электросвязи ( МСЭ, 1865,
Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в
1961 году - Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).
В эти же годы образуются новые межправительственные структуры.
В эти же годы образуются новые межправительственные структуры.
В 1944 году началось создание финансово-экономической
группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд
(МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных
отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения
валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный
оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В
последствии МБРР послужил основой создания группы организаций,
составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие
идентичными механизмами и сходными функциями : сам ММРР, Международная
финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в
финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития
(МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам
на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом
все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.
В 1946 году были созданы следующие
межправительственные организации - Организация Объединенных Наций по
вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация
по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году).
В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией
Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства
(ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения
получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль,
1944). В последующие годы в процессе создания специализированных
учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная
морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация
интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году -
Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое
«молодое» специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных
Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как
вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято
решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН,
проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава,
и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году
получила этот статус.
В системе ООН известным своеобразием отличается
положение двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное
Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН,
так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную
Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и
торговле, которое формально не является специализированным учреждением,
но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и
развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает
создание новой международной организации в области торговли. В ходе
функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН,
специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в
создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было
вызвано меняющимися потребностями международного экономического и
социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и
расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на
межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых.
Национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых,
появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение
ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая,
экологическая проблемы.
Необходимость решения этих проблем вызвала
характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это
выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные
органы со структурой и функциями межправительственных организаций,
обладающие самостоятельными источниками финансирования. К
вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной
Ассамблеи, относятся : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в
целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии
колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и
развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между
странами находящихся на различном уровне экономического развития.
Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания
технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.
Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:
• Генеральную Ассамблею ООН,
• Совет безопасности ООН,
• Экономический и Социальный Совет ООН,
• Совет по Опеке ООН,
• Международный Суд ООН, Секретариат ООН.
В систему также включаются и специализированные учреждения :
• Международный валютный фонд,
• Международный банк реконструкции и развития,
• Международная финансовая корпорация,
• Международная ассоциация развития,
• Международная морская организация,
• Международная организация гражданской авиации,
• Международная организация труда,
• Международный союз электросвязи,
• Всемирный почтовый союз,
• Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
• Всемирная организация здравоохранения,
• Всемирная организация интеллектуальной собственности,
• Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,
• Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,
• Всемирная метеорологическая организация,
• Международный фонд сельскохозяйственного развития,
• Международное агентство по атомной энергии
0 коммент.:
Отправить комментарий