A+ A- |
Как США подняли подводную лодку К-129 с глубины более 5 км
Воскресенье, 2011.06.19, 15:11:47
В 1968 году в Тихом океане, с
глубины более пяти километров, США тайно подняли нашу подводную лодку
К-129. Об этой операции ЦРУ, названной «Дженифер», американцы сняли
фильм. Контр-адмирал Анатолий Тихонович Штыров, бывший в 1974 году
заместителем начальника разведки Тихоокеанского флота и обладавший
наиболее полной в СССР информацией по операции «Дженифер», обозревая
фильм, восстанавливает правду о трагических событиях, связанных с
гибелью подводной лодки
24 февраля 1968 года из пункта
базирования на Камчатке вышла на внеплановое боевое патрулирование в
восточной части Тихого океана дизельная ракетная подводная лодка К-129.
Подводный крейсер имел на борту три
баллистические ракеты Р-13 с подводным стартом и ядерными головными
частями большой мощности, кроме того - две торпеды с ядерными зарядами.
Командир подводного крейсера капитан 1-го ранга Владимир Иванович
Кобзарь - один из опытнейших подводников того времени.
8 марта в поворотной точке маршрута
подводная лодка не дала обусловленный боевым распоряжением короткий
сигнал о проходе контрольного рубежа. Первым об-ратил на это внимание
оперативный дежурный ВМФ на ЦКП ВМФ, который объявил тревогу. Спустя
некоторое время силами Камчатской флотилии, а в последующем и флота, с
переброской авиации даже с Северного флота был организован поиск с
центром в расчётной точке маршрута К-129. Однако он результатов не дал.
Шум и гам в эфире привлекли внимание американцев, которые «любезно»
обратили внимание «русских» на масляное пятно в океане. Анализ собранной
с поверхности плёнки показал, что пятно соляровое, присущее подводным
лодкам ВМФ СССР.
К-129
По версии разведки флота, с выходом К-129 в обусловленный графиком боевых служб срок за ней было установлено скрытое слежение дежурившей в Авачинском заливе американской атомной подводной лодкой «Суордфиш», которая в указанный период в базах 7-го и 3-го флотов США не отмечалась.
Известно, однако, что 11-12 марта,
предположительно через трое-четверо суток после времени невыхода К-129
на связь, «Суордфиш» прибыла ночью в военно-морскую базу Японии Иокосука
со смятым ограждением боевой рубки. Лодке в течение ночи был выполнен
косметический ремонт (наложение заплат, подкраска), а с рассветом она
покинула ВМБ Иокосука.
По версии, К-129 была непреднамеренно
протаранена при её повороте следящей за ней в кормовом «теневом» секторе
на критически малых дистанциях и прозевавшей поворот американской
подводной лодкой. Наша подводная лодка, вероятно, следовала на
перископной глубине в режиме работы дизеля под водой (РДП) в условиях
повышенной шумности. Как нам представляется, американская ПЛА обычно
следовала за нашей субмариной на дальности скрытого слежения и резко
сближалась именно при постановке подводной лодки под РДП, не рискуя быть
обнаруженной. При этом опасно маневрировала. При столкновении она
ударила своей боевой рубкой (лобовой частью) в корпус К-129 в районе
3-го отсека (центрального поста), о чём свидетельствует рубленая
вертикальная трещина в её корпусе. Принимая огромные массы воды, К-129
провалилась в океанские пучины, ибо не могла справиться с быстрой
потерей плавучести. Столкновение произошло предположительно вечером 7
марта в поворотной точке маршрута Ш=40°00' Д=180°00'. К-129 легла на дно
океана в точке Ш=40°06' сев. Д=179°57' на глубине свыше 5200 метров.
Удаление от Камчатки - около 1230 миль. В последующем эта точка
фигурировала в официальных документах, как точка «К». Когда тайное стало
явным, представители ВМС США на брифингах упорно отрицали факт
столкновения и удара своей подводной лодки в корпус К-129.
ОПЕРАЦИЯ «ДЖЕНИФЕР»
В последующем, в период между 1968-1973
годами, американцы обследовали место, положение и состояние корпуса
К-129 глубоководным управляемым батискафом «Триест-2», что позволило
авторитетам ЦРУ сделать вывод о возможности подъёма подводной лодки,
который лёг в основу замысла скрытной операции, получившей кодовое
название «Дженифер». Главная её цель - проникнуть в святая святых ВМФ
СССР, в шифрованную радиосвязь. На морском жаргоне это означает
расколоть шифры радиообмена, считавшиеся абсолютно стойкими. Подняв
К-129, они хотели извлечь шифрдокументы, боевые пакеты и аппаратуру
радиосвязи. И с помощью шифров прочитать весь радиообмен ВМФ СССР за
несколько лет, что позволило бы вскрыть систему развёртывания и
управления Военно-морскими силами Советского Союза и... вскрыть систему
разработки шифров середины 70-х годов в целом.
Карта изображающая расположение К-129 которая была поднята с помощью USNS Хьюз Glomar Explorer, wikimedia.org
Операция «Дженифер» носила глубоко секретный характер. В полном объёме об операции были осведомлены лишь три высокопоставленных лица: президент США Ричард Никсон, директор ЦРУ Уильям Колби и миллиардер Говард Хьюз, финансировавший операцию. Подготовка и проведение операции заняли почти семь лет. Затраты составили около 350 миллионов долларов.
Для подъёма корпуса К-129 технические
исполнители спроектировали два судна - «Эксплорер» и доккамеру НСС-1 с
раздвигающимся днищем, на котором располагались гигантские клещи-захваты
по форме корпуса К-129. Оба судна изготовлялись по частям на разных
судоверфях Западного и Восточного побережий США. Характерно, что даже
при окончательной сборке инженеры не могли понять назначения столь
странных судов. Для них по специальному найму с подпиской о полном
молчании (в Америке, как известно, и молчание оплачивается) были
скомплектованы команды.
Судно «Гломар Эксплорер»
Судно «Гломар Эксплорер» представляло
собой плавучую платформу водоизмещением свыше 36 000 тонн. Особая
система позволяла ему отыскивать нужную точку в океане и удерживаться
над ней с точностью до 10 см. Скрытая судоподъёмная операция проводилась
предположительно в три этапа. Первый этап (первая половина 1973 года)
включал базовую подготовку специальных судов и направление в район точки
«К» судна «Гломар Чел-ленджер» фирмы «Гломар», имеющей международный
статус (по-видимому, для имитации океанологических работ). Мы
предполагали, что судно «Гломар Челленджер» (фирма имела девять таких
судов), специализировавшееся на бурениях морского дна в пределах
прибрежных шельфов, использовалась «втёмную», с целью «приучить» '
службы наблюдения нашего флота, и никакого отношения к скрытной операции
ЦРУ не имело (обычная подстава). Второй этап (вторая половина 1973
года) состоял из подмены «Челленджера» «Эксплорером» и подготовительных
мер к скрытому судоподъёму. И, наконец, на третьем этапе (1974 год) -
подъём К-129 в кратчайшие сроки (и обязательно при отсутствии следящих
сил нашего флота).
НЕФТЯНОЙ МАСКАРАД
В середине 1973 года я (тогда первый
заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота, непосредственно
курировавший направление «подводной разведки»), анализируя обстановку
на обширном пространстве Тихого океана, обратил внимание на необычное
появление «Челленджера» и продолжительное его топтание в северной части
океана. По моей просьбе командный пункт флота затребовал из архива
материалы поисковой операции по К-129 1968 года. Я раскрыл карту и...
сразу понял: район действий «Челленджера» и сменившего его «Эксплорера»
и центр района нашего поиска К-129 совпали.
Мы (начальник разведки В. А.
Домысловский, ваш покорный слуга и группа аналитиков) вторглись в
кабинет командующего ТОФ адмирала Н. И. Смирнова. Оценив важность
информации, командующий (сам бывший подводник) приказал «в кратчайший
срок подготовить и в условиях полного радиомолчания "погнать" в район
точки "К" быстроходный разведывательный корабль». Американцы делали
вид, что не замечают наш разведывательный корабль «Пеленг», и деятельно
демонстрировали навинчивание и прогонку вниз труб и последующий их
подъём, за сутки прогоняя столбы труб до 1,5 км. Наш корабль ежесуточно
доносил: «Действия американцев непонятны, но все признаки указывают на
поиск нефти». Поэтому истинный смысл действий «Эксплорера» мы тогда не
вскрыли. Спустя полторы недели «Эксплорер» дал ход и направился курсом
в Гонолулу. 25 декабря 1973 года судно вошло в порт, а наш корабль
занял линию подвижного дозора вне территориальных вод.
В середине января 1974 года
«Эксплорер» вновь был запеленгован в точке «К». Для слежения за
«Эксплорером» мы добились у командования ТОФ решения направить в район
точки «К» океанский спасательный буксир Камчатской флотилии МБ-136 с
группой наблюдения. После десяти суток, не выявив ничего нового, он
также вернулся в базу.
В июле 1974 года я не выдержал и, оставаясь за начальника разведуправления, пробился на доклад к командующему ТОФ:
- Товарищ командующий! Анализ деятельности специального судна США "Гломар Эксплорер" в районе точки "К" даёт основание полагать, что США завершают подготовку и в ближайшие сроки могут предпринять подъём со дна Тихого океана советской ПЛ К-129, погибшей в 1968 году. Характерный признак - переход судна "Эксплорер" на скрытные виды радиообмена. Дайте боевой корабль!
- Лишних кораблей у меня нет, - отрезал комфлота.
- Товарищ командующий! Анализ деятельности специального судна США "Гломар Эксплорер" в районе точки "К" даёт основание полагать, что США завершают подготовку и в ближайшие сроки могут предпринять подъём со дна Тихого океана советской ПЛ К-129, погибшей в 1968 году. Характерный признак - переход судна "Эксплорер" на скрытные виды радиообмена. Дайте боевой корабль!
- Лишних кораблей у меня нет, - отрезал комфлота.
СЕНСАЦИЯ
Судно «Эксплорер» примерно в течение
месяца оставалось вне слежения. И вдруг... сенсационный взрыв в
иностранной прессе: «Соединёнными Штатами поднята со дня Тихого океана
затонувшая советская подводная лодка». Советская же печать хранила
гробовое молчание.
Как стало известно впоследствии, некое
пожелавшее остаться неизвестным лицо подбросило в Вашингтоне под дверь
посольства СССР записку примерно следующего содержания: «В ближайшее
время спецслужбы США предпримут действия по скрытному подъёму советской
ПЛ, затонувшей в Тихом океане. Доброжелатель». Содержание записки посол
СССР в США А. Добрынин шифром передал в МИД СССР, откуда копия
телеграммы поступила Главнокомандующему ВМФ С. Горшкову, а копия копии
легла в сейф командующего ТОФ Н. И. Смирнова. Нехитрый комфлота
предпочёл не информировать собственную разведку. Чем руководствовался он
при этом, остаётся на его совести.
Специалисты ЦРУ подняли не всю подводную
лодку: то ли из-за трещины в одной из клешней, то ли из-за
недостаточной «центровки груза» при подъёме корпус К-129 разломился по
линии трещины в центральном посту. Кормовая часть, включая 4-8-й отсеки,
вывернулась из клешней и опустилась на дно океана. Таким образом, в
обжиме клешней остались 1-й, 2-й и часть 3-го отсека К-129. Однако,
учитывая, что интересующие спецслужбы США вещи - шифрдокументы,
аппаратура ЗАС-связи, боевые пакеты и пр. - находятся, как на всех
подводных лодках, в командирском (втором) отсеке, руководители операции,
по-видимому, сочли главную часть работы выполненной. «Эксплорер» с
доккамерой под днищем ушёл в район Гавайских островов (о. Мауи). Там из
носовой части ПЛ были извлечены около шестидесяти тел погибших
подводников, за семь лет совершенно не тронутых тленом (так писали
американские газеты 1974 года): на таких глубинах кислород отсутствует.
Некоторые из них настолько хорошо сохранились, что «можно было различить
возраст, степень физического развития и даже национальность
подводников». Количество подводников даёт основание полагать, что на
К-129 в момент катастрофы проводилось какое-то мероприятие (возможно,
киносеанс) и лодка управлялась одной боевой сменой по «готовности 2
подводная».
Извлечённые тела подводников (числом шесть) были похоронены в море по принятому в советском ВМФ ритуалу, накрытые нашим военно-морским флагом, под звуки Гимна Советского Союза. Этот процесс был заснят на цветную киноплёнку, которая была запрятана в сейфы ЦРУ. В последующем, когда тайное стало явным и между МИД СССР и Госдепартаментом США начали выясняться «отношения», эти предусмотрительные действия ЦРУ сыграли свою роль. МИД СССР направил первую ноту США: ваши-де службы тайно, в нарушение норм международного морского права (то есть по-воровски) подняли наш корабль.
Ответная нота Госдепартамента США
гласила: а вы не объявляли о гибели своей ПЛ. Следовательно, по нормам
международного права - это ничейное, бросовое имущество. Тогда МИД СССР
направил вторую ноту: вы-де надругались над вечным покоем наших погибших
подводников, нарушили их братскую могилу. Госдепартамент США ответил:
ничего подобного. Ваши моряки перезахоронены в море по всем правилам,
принятым в ВМФ СССР - соблаговолите получить копию киносъёмки.
Наши дипломаты замолчали, ибо крыть было больше нечем...
Освободившись от погибших подводников,
«Эксплорер» убыл на Западное побережье США, где из носовой части К-129
было извлечено оборудование (в том числе две торпеды с ЯГЧ).
Контр-адмирал Анатолий Штыров
По материалам: kamlib.ru
http://republic.com.ua//
Совершенно секретно: операция «Дженифер»
- 14 декабря 2010
35 лет назад между СССР и США возник острейший конфликт в связи с попыткой похищения ЦРУ советской подводной лодки
20 марта 1975 года на стол начальника разведки Военно-морского флота СССР легла справка-обзор американской прессы, из которой следовало, что Центральному разведуправлению (ЦРУ) США с помощью построенного по его заказу специального судна удалось поднять со дна Тихого океана часть советской подводной лодки, затонувшей семью годами ранее. В тот же день эта информация была доложена министру обороны маршалу Советского Союза Гречко. Чтобы воспрепятствовать дальнейшим попыткам подъема подлодки, а также получить от американской стороны полную информацию относительно причин гибели ПЛ 574, министр обороны СССР обратился с запиской в ЦК КПСС. В ней он предлагал дать указание советскому послу в США выразить возмущение деятельностью ЦРУ и потребовать прекращении операции. Рассмотрев эту записку, ЦК КПСС постановил: «Одобрить предложения Министерства обороны СССР. Утвердить указания совпослу в Вашингтоне по этому вопросу».Разразился острейший политический скандал, который бушевал до конца 1975 года. В конце концов, американская сторона вынуждена была признать факт проведения ЦРУ совершенно секретной операции «Дженифер», в результате которой удалось поднять со дна океана не только часть подводной лодки, но и хорошо сохранившиеся тела шести советских моряков. Под давлением СССР операция была прекращена. Острота конфликта спала, но он до сих пор не нашёл полного разрешения.
Трагедия в Тихом океане
15 февраля 1968 года от пирса дальневосточного военного порта отошла подводная лодка 574 и взяла курс в океан. Для экипажа это был внеплановый поход. С 1 октября по 30 ноября 1967 года ПЛ 574 несла боевую службу в северо-восточной части Тихого океана. По возвращении моряки произвели навигационный ремонт. Затем половина офицеров ушла в отпуск. Личный состав в две смены отдыхал в санатории. Далее экипажу предстояла обычная учеба и уход за кораблем. Но тут случилось непредвиденное. Вышестоящий штаб проверил одну из готовящихся к боевой службе подводных лодок и отстранил ее от похода, выставив «неуд». Проверили вторую лодку — тот же результат. Тогда встал вопрос о ПЛ 574. Она оказалась боеготовой. Командование решило отправить ее на внеплановую боевую службу.В связи с отпусками офицеры прибыли на подводную лодку кто за 15, а кто и за 5 суток до выхода в океан, что не могло не повлиять на подготовку к плаванию. Кстати, экипаж так и не смогли собрать полностью. Лодка вышла, имея на борту 14 офицеров и 83 матроса и старшины, из которых только 58 человек было штатных, 15 — назначенных вместо находящихся в отпуске, 10 — направленных для стажировки.
Принимая решение, командование надеялось на профессионализм основного ядра экипажа, в первую очередь — на командный состав. И это действительно были асы-подводники.
Командир капитан 1 ранга Владимир Иванович Кобзарь ПЛ 574 командовал около четырех лет. До этого два года возглавлял экипаж «малютки», четыре с половиной года водил в глубинах «эску». Накануне похода за образцовую службу был награжден орденом Красной Звезды. Старший помощник командира капитан 2 ранга Александр Михайлович Журавин на ПЛ 574 служил хотя и недавно, с сентября 1967 года, но до этого три года успешно справлялся с аналогичной должностью на такой же подводной лодке. Не менее опытными были и командиры боевых частей, начальники служб. Видимо, поэтому, несмотря на скомканную подготовку и не имея иных вариантов из-за малого числа боеготовых подводных лодок, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н.Амелько и начальник штаба ТОФ вице-адмирал Г.Бондаренко 15 февраля 1968 года подписали этому экипажу боевое распоряжение. В нем отмечалось, что авианосные силы 7-го флота США ведут боевые действия против Демократической Республики Вьетнам. Подводные лодки ТОФ несут боевое патрулирование в океане. ПЛ 574 ставилась задача вести скрытное патрулирование в готовности к действиям по сигналу Главного штаба в порядке, изложенном в специальном пакете… Лодке были назначены район боевого патрулирования и время… Возвращение в базу планировалось 5 мая 1968 года в 12.00.
Контр-адмирал Виктор Дыгало, командовавший в 1968 году соединением, в состав которого входила ПЛ 574, рассказывал мне впоследствии:
- В соответствии с боевым распоряжением Кобзарь регулярно доносил в штаб о ходе плавания. Но 12 марта мы все были встревожены — лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало оснований предположить трагический исход плавания — мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь. Боевым распоряжением на поход 22 марта предусматривалось донесение с ПЛ 574 о занятии района боевой службы. Все мы с нетерпением ждали его. Но донесения так и не поступило. Это было серьезным основанием для тревоги. Тем более что, по данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосука прибыла американская подводная лодка «Сордфиш», имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в Йокосуку принимались необычные меры скрытности, к ремонту привлекался только американский персонал. Так что логично возникала мыль о столкновении под водой. Встал вопрос о срочной крупномасштабной поисково-спасательной операции.
Поиск субмарины
В предполагаемую точку гибели ПЛ вышла целая эскадра поисково-спасательных сил флота. Корабли и суда денно и нощно утюжили океан, шаря в глубинах посылками гидроакустических станций и эхолотов, осматривая поверхность моря. Самолеты дальней разведки патрулировали по маршруту подводной лодки, километр за километром запечатлевая океан фотообъективами, вслушиваясь в сигналы гидроакустических буев. Вначале надеялись найти аварийную лодку в надводном положении, потом — хотя бы следы катастрофы. Ежесуточно в главный штаб ВМФ шли шифрограммы о ходе поиска. Но их содержание никого не радовало.Участник поиска ПЛ 574 контр-адмирал в отставке Юрий Сенатский рассказал мне следующее:
- Вначале общая площадь поиска была 854 000 квадратных миль, впоследствии она расширилась более чем до миллиона квадратных миль. В поиске участвовали 2 эсминца, 3 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 подводные лодки, 2 плавбазы, 10 вспомогательных судов… Всего 36 вымпелов. Было совершено 286 самолето-вылетов. Но, к сожалению, подводную лодку найти не сумели.
Американцы оказались более удачливыми, а, скорее всего, командир «Сордфиша» дал точные координаты места столкновения с советской ПЛ. И найти ее было делом времени.
После того как поисковые действия нашего ВМФ пошли на убыль, а затем и вовсе прекратились, в предполагаемый район гибели подлодки вышло поисковое судно ВМС США «Мизар», в свое время отыскавшее места катастроф американских атомоходов «Трешер» и «Скорпион». В течение двух месяцев «Мизар» терпеливо вел поиски и наконец засек нашу лодку на дне. На длинных прочных тросах опустили в пучину прожекторы и специальные фотокамеры. Тщательно сфотографировали лежавшую на грунте субмарину.
В дело вступает ЦРУ
Проблема — как поднять на поверхность советскую лодку — обсуждалась на уровне высшего руководства ВМС США. Она, к великой досаде американцев, не сводилась к чисто техническим аспектам. Как отреагируют на это русские? Что ни говори, а акция явно пиратская: без ведома страны, потерявшей корабль, более того — втайне от нее. Ладно бы — гражданское судно. Практика на сей счет обычная: подняли, оповестили страну-хозяина, получили приз. Но здесь ведь речь о подлодке. Ситуация беспрецедентная.Впрочем, подсказывали военным юристы, даже если информация о подъеме просочится к русским, они вряд ли станут поднимать шум. Факт гибели корабля они замолчали, мер к подъему больше не принимают. Есть основания рискнуть. Ведь заполучив обломки лодки, ракеты с ядерными боеголовками, другие образцы вооружения, оборудования советской подлодки, имеющиеся на ней шифры и коды, американские ВМС стали бы обладателями ценнейших разведданных о советских подводниках, о технике и технологии русских.
Придя к такому выводу, руководство ВМС США обратилось за помощью в ЦРУ. Операция — крайне сложная и секретная. Здесь, решили в ВМС, нужен опыт спецслужб, чтобы провернуть ее в полной тайне, организовать так, чтобы ни Советы, ни вездесущие американские газетчики ничего не пронюхали. Иначе — планы рухнут, даже не начав осуществляться.
Один из заместителей директора ЦРУ Р.Хелмса так вспоминал об этом деле:
«Когда я представил директору ЦРУ свои предложения о подъеме русской лодки, Хелмс чуть не выбросил меня из окна. Вы спятили, сказал он…
Однако позже, тщательно обдумав это предложение, он сам вернулся к нему. Но заявил, что идею нужно обсудить с президентом. Только в случае его поддержки можно приступать к реализации». Как отмечал в 1975 году журнал «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт», президент. Никсон не устоял перед обаянием Хелмса и авторитетом возглавляемого им учреждения — дал «добро» на операцию.
Тайная миссия «Гломар эксплорер»
В качестве прикрытия ЦРУ решило использовать одного из весьма эксцентричных американских миллиардеров — Говарда Хьюза, владельца сети авиалиний, отелей, электронных компаний. Было очень кстати, что Хьюз не так давно проявил интерес к добыче полезных ископаемых со дна океана: в связи с этим начало строительства им специального судна для подводных изысканий и работ вряд ли вызвало бы нежелательный резонанс.Хьюз с энтузиазмом взялся за осуществление проекта.
В течение двух лет, пока шло строительство и испытания «Гломар эксплорер», ЦРУ, используя многочисленные каналы, активно распространяло сведении, что судно предназначено для поиска и добычи полезных ископаемых с морского дна. В 1972 году «Гломар эксплорер» был спущен на воду и ушел в свое первое плавание. Чтобы еще надежнее замаскировать истинное предназначение судна, отвлечь внимание газетчиков и общественности, склонных подвергать сомнению официальную версию, было решено, что «Гломар эксплорер» примет участие в экспедиции по поиску полезных ископаемых в океане. Судно действительно зарекомендовало себя незаменимым при решении подобных задач. Но ему была уготована иная роль.
20 июня 1974 года «Гломар эксплорер» с баржей на буксире вновь вышел в море для осуществления основной фазы операции, получившей название «проект «Дженифер». К середине июля судно было в точке гибели подводной лодки. И подъем начался. С помощью гигантского захватывающего устройства подводную лодку подтянули к притопленной барже.
Но корпус ПЛ, испытавший на себе разрушительное воздействие воды, не выдержал. Обломившись, его часть вновь устремилась ко дну. Но захват по-прежнему цепко удерживал оставшееся. К великой досаде американцев, обломилась кормовая часть лодки вместе с рубкой. А ведь именно там — ракетные шахты с ядерными боезарядами, шифровальное помещение. Поднятую часть подлодки разместили на барже, которая затем всплыла. В отсеке были обнаружены тела шести моряков. Их тут же захоронили в океане с соответствующими почестями и под Гимн СССР.
Вдохновленный первым успехом, вновь назначенный директор ЦРУ Колби попросил у президента США разрешения на продолжение операции. И, несомненно получил бы его.
Но, как это нередко бывает, в дело вмешался случай.
Каким образом вышли вездесущие американские журналисты на информацию об операции «Дженифер», история умалчивает. Но в один прекрасный день 1975 года Говард Хьюз обнаружил, что из его личного сейфа пропали документы, связанные с этим проектом. А вскоре газеты вышли с сенсационными заголовками. Тайное стало явным. И операцию после вмешательства СССР пришлось прекратить.
О чем молчат американцы?
В 1975 году тогдашний госсекретарь США Киссинджер сообщил нашему послу имена некоторых погибших моряков: Виктор Лохов, Владимир Костышко, Валерий Носачев.Между тем советское правительство было заинтересовано в получении официальных документов, подтверждающих проведение ЦРУ США подъема лодки, захоронения тел погибших моряков. Указанные документы нужны не для каких-то апелляций к международному праву, а для того, чтобы обнародовать сведения о том, как погибла ПЛ 574, какие координаты считать могилой экипажа. Элементарные правила приличия требуют и возврата законному владельцу поднятых останков ПЛ. Именно поэтому соответствующие службы нашей страны до сих пор не прекращают попыток получить от должностных лиц США необходимые материалы. Однако официальные ответы достаточно уклончивы и общи. Вот одна из телеграмм нашего посла в США:
«Заместитель госсекретаря США передал в беседе со мной ответ американской стороны на наше обращение в связи с советской подводной лодкой, затонувшей в 1968 году.
Мы понимаем, сказал он, что речь идет о весьма деликатном деле. Обратившись к истории этого вопроса, мы установили, что в свое время в этой связи правительством США была передана советской стороне определенная информация в апреле 1975 года через посла А.Добрынина. Советскому правительству в конфиденциальном порядке сообщались некоторые детали того, что явилось предметом Вашего недавнего обращения по этому вопросу. Мы исходим из того, что переданная в то время советской стороне информация в своей совокупности адекватным образом дает ответ на поставленные Вами вопросы. Во всяком случае, гуманитарный аспект Вашего обращения тот ответ покрывает».
Как видно, в США и сегодня, когда наши державы громко заявляют о взаимном отказе от политики противостояния и конфронтации, предпочитает полунамеки и недомолвки. Это тем более странно, что по прошествии стольких лет вопрос о ПЛ 574 все меньше и меньше становится проблемой военной и политической, а все больше превращается в проблему нравственную. Ведь речь идет о том, чтобы родные и близкие погибших наконец-то узнали полную правду о трагедии ПЛ 574.
Из досье:
ПЛ 574 построена на заводе имени Ленинского комсомола Министерства судостроительной промышленности и принята в состав ВМФ в феврале 1960 года. Тактико-технические данные: водоизмещение: надводное — 2900 тонн, подводное — 3600 тонн. Длина — 99 метров, ширина — 8,2 метра, осадка — 8,1 метра. Скорость под водой — 12 узлов. Дальность плавания — 4250 миль, предельная глубина погружения — 300 метров. Автономность — 30 суток.Вооружение: 3 ракеты с ядерными боеголовками, 6 торпед (из них 2 — со спецбоеприпасом).
Автор Сергей Турченко
Первоисточник: http://svpressa.ru
0 коммент.:
Отправить комментарий